Дата урока: | 23 февраля 2018 года |
Ф.И.О. учителя | Петрова Гуля Анатольевна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 8 |
Тип урока | Комбинированный |
Тема урока | «Я владею русским всеохватным языком» (С.П. Данилов) |
Грамматическая тема урока | Однородные и неоднородные определения, знаки препинания при них |
Лексическая тема урока | Великий русский язык |
Цель урока | создание условий для формирования лингвистической и языковой компетенций учащихся через освоение знаний об однородных и неоднородных определениях |
Задачи урока: | |
образовательная | формирование умения различать однородные и неоднородные определения, находить их в тексте, расставлять знаки препинания при однородных определениях |
развивающая | развитие умения находить однородные члены предложения, совершенствование навыков взаимодействия учащихся; развитие умения выражения своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи, формирование моральных норм и нравственных аспектов поведения в обществе |
воспитательная | воспитание интереса к изучению русского литературного языка, любви к поэтическому слову, гордости за отечественную литературу |
Технологии урока | проблемное обучение, фрейм-технология |
Образовательные ресурсы | стихотворение С.П. Данилова, слова для словарной работы, словарь русского языка С.И. Ожегова, толковый словарь русского языка, презентация «Однородные и неоднородные определения», таблица «Сходства и различия однородных и неоднородных определений», выборочный диктант |
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные умения | Метапредметные умения |
Организационный момент | Проверяет готовность учащихся к уроку. Побуждает интерес к получению новой информации через чтение и анализ стихотворения С.П. Данилова (см. Приложение). − О чём стихотворение Семёна Данилова? − В каких случаях обращается к русскому языку? − Какие слова в тексте стихотворения говорят о международном значении русского языка? Проводит словарную работу. Даёт карточку со словами «докер», «стяг». | Проводят самоконтроль готовности к уроку. Читают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Работают с толковыми словарями. «Докер – портовый рабочий», «стяг – то же, что знамя». Ищут другие трудные слова и находят их значения. | Умение слушать выразительное чтение учителя. Умение определять тему стихотворения. Умение пользоваться толковыми словарями. | Умение к самоорганизации, самоконтролю. |
Проверка домашнего задания | Организует проверку домашнего задания. Тест «Восстанови определение» 1) Выражены только главными членами предложения (‒) 2) Отвечают на один и тот же вопрос (+) 3) Относятся к одному и тому же члену предложению или поясняются одним и тем же членом предложения (‒) 4) Выполняют одинаковую синтаксическую функцию (+) 5) Равноправны (соединены сочинительной связью) (+) Проводит взаимопроверку. | Готовятся к проверке домашние задания. Выполняют задания теста. Проверяют работу соседа по парте | Умение определять однородные члены предложения и условия их выделения. | Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение к взаимоконтролю. |
Актуализация знаний | Организует беседу: – Какие второстепенные члены предложения вы знаете? – Какой член предложения называется определением? – Какие прилагательные относятся к качественным, относительным? – Каковы признаки подчинительной связи «согласование»? – Слова каких частей речи согласуются с существительным? Организует работу по тексту стихотворения – поиск словосочетаний, образованных по способу «согласование». Проблемная ситуация: − Получается два словосочетания, слова «щедрое» и «народное» относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос. Почему же между ними не ставится запятая? − Перед нами неоднородные определения | Отвечают на вопросы, оценивают ответы товарищей и аргументируют свою точку зрения. Задают друг другу вопросы. Фиксируют непонятую информацию. | Умение фильтровать важную информацию, полученную на предыдущих уроках. Понимание недостаточности знаний для решения проблемной ситуации. | Умение сравнивать, находить различия. Умение организовать свою деятельность. Умение отслеживать собственное понимание. |
Целеполагание | Подводит учащихся к формулированию темы и постановке задач урока: − Каким образом народный поэт Семён Петрович «ко всем наукам ключ» имеет, «со всей Вселенною знаком»? Тема урока: «Я владею русским всеохватным языком» Проблема урока: отличие однородных определений от неоднородных Цель изучения: научиться отличать однородные определения от неоднородных, чтобы понимать, в каких случаях запятые нужны, в каких нет. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах обучения и предлагает перечень имеющихся на уроке ресурсов. | Формулируют тему урока: «Я владею русским всеохватным языком». Определяют цель (каждый индивидуально). Формулируют задачи по достижению поставленной цели с учетом предложенных ресурсов. | Учащиеся видят, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения темы. | Включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. |
Изучение нового материала | Открывает тему презентацией «Однородные и неоднородные определения». Проводит блиц-опрос: − Найдите определения в названии темы урока. − Какой частью речи выражены данные определения? −Что обозначают прилагательные? − Как характеризует вечер признак «щедрый» (по качеству), признак «народный» (по принадлежности) −Одинаково или по-разному характеризуют предмет эти два признака? − Являются ли эти определения однородными? Устанавливает осознанность восприятия темы. Организует групповую работу: − Заполните таблицу «Сходства и различия однородных и неоднородных определений». Проводит самопроверку. − Чем однородные определения отличаются от неоднородных? − Вернемся к нашей теме: щедрое, богатое наследство щедрое народное наследство Определите разряд прилагательных, которыми выражены однородные и неоднородные определения. | Учащиеся делают записи по рассказу учителя, помогают учителю. Отвечают на вопросы блиц-опроса. Самостоятельно заполняют таблицу, опираясь на теоретический материал учебника на стр. 134-135 Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. Отвечают на вопрос учителя. Выводят правило постановки знаков препинания при однородных определениях. | Прочное усвоение через работу по презентации, групповую работу. Умение сопоставить предшествующие знания с получаемой информацией. грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными/неоднородными определениями | Умение отслеживать собственное понимание. Умение определить собственную позицию: говорящий – пишущий, слушающий – читающий. Умение к самоорганизации, самоконтролю. |
Закрепление нового материала | Организует деятельность детей по поиску и обработке информации, обобщению способов действия. Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний: ‒ Определите однородные и неоднородные определения, расставьте знаки препинания. ‒ По картинкам составьте предложения, включая однородные и неоднородные определения. | Поиск и обработка информации. Учатся правильно читать и писать предложения с однородными и неоднородными определениями; выясняют, когда между согласованными определениями ставится /не ставится запятая. Участвуют в обсуждении вопросов, аргументируют свою точку зрения. | Умение структурировать знания; выделять существенную информацию из текста. Строить рассуждения об однородных / неоднородных определениях. | Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Контроль усвоения | Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний (выборочный диктант по вариантам). | Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. | Умение практически обосновать полученный опыт. | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
Итоги урока | Предлагает ещё раз обратиться к стихотворению С.П. Данилова «Наш русский язык». Проводит анализ стихотворения по фрейм-технологии. | Работают с учителем. Выводят мысль о международном значении русского языка в стихотворении С.П. Данилова. | Умение работать по фрейм-технологии. | Умение делать анализ произведения по заданной технологии. Умение полно выражать свои мысли. |
Дача домашнего задания | Предлагает записать домашнее задание в дневник. Творческое задание: Написать мини-сочинение «В природе нет однообразья» (включить предложения с однородными и неоднородными определениями. | Записывают домашнее задание в дневник Знакомятся с вопросами в учебнике | Умение определять однородные члены предложения и условия их выделения. | Умение оценивать уровень своей готовности к выполнению задания . |
Рефлексия | Вывод по итогам работы. Предлагает заполнить лист самоконтроля: «ПЛЮС — МИНУС — ИНТЕРЕСНО» В графу «Плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «Минус»записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «Интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Благодарит за активную работу на уроке. | Заполняют лист контроля. Рассказывают о том, что они узнали, что они пометили знаком «П» или «М». Аргументируют правильность своих суждений. | Умение грамотно выражать свои мысли. | Умение делать самоанализ деятельности, строить смысловую цепочку. Умение формировать вызов на получение новой информации |
Я люблю красивый наш язык.
Словно к матери, к нему привык.
Мне в моём не бедном языке.
Я у русских многому учусь.
На правах духовного родства.
Русским всеохватным языком.
С другом на кубинском берегу.
На великом русском языке.
Ленина бессмертного язык. (1952)