kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Я владею русским всеохватным языком" (С.П. Данилов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексическая тема данного урока: "Я владею русским всеохватным языком" (посвящено 100-летию С.П. Данилова). Грамматическая тема данного урока: Однородные и неоднородные определения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Я владею русским всеохватным языком" (С.П. Данилов)»

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе


Дата урока:

23 февраля 2018 года

Ф.И.О. учителя

Петрова Гуля Анатольевна

Предмет

Русский язык

Класс

8

Тип урока

Комбинированный

Тема урока

«Я владею русским всеохватным языком» (С.П. Данилов)

Грамматическая тема урока

Однородные и неоднородные определения, знаки препинания при них

Лексическая тема урока

Великий русский язык

Цель урока

создание условий для формирования лингвистической и языковой компетенций учащихся через освоение знаний об однородных и неоднородных определениях

Задачи урока:


образовательная

формирование умения различать однородные и неоднородные определения, находить их в тексте, расставлять знаки препинания при однородных определениях

развивающая

развитие умения находить однородные члены предложения, совершенствование навыков взаимодействия учащихся; развитие умения выражения своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи, формирование моральных норм и нравственных аспектов поведения в обществе

воспитательная

воспитание интереса к изучению русского литературного языка, любви к поэтическому слову, гордости за отечественную литературу

Технологии урока

проблемное обучение, фрейм-технология

Образовательные ресурсы

стихотворение С.П. Данилова, слова для словарной работы, словарь русского языка С.И. Ожегова, толковый словарь русского языка, презентация «Однородные и неоднородные определения», таблица «Сходства и различия однородных и неоднородных определений», выборочный диктант

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

умения

Метапредметные умения

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Побуждает интерес к получению новой информации через чтение и анализ стихотворения С.П. Данилова (см. Приложение).

− О чём стихотворение Семёна Данилова?

− В каких случаях обращается к русскому языку?

− Какие слова в тексте стихотворения говорят о международном значении русского языка?

Проводит словарную работу. Даёт карточку со словами «докер», «стяг».

Проводят самоконтроль готовности к уроку.

Читают стихотворение.




Отвечают на вопросы учителя.







Работают с толковыми словарями. «Докер – портовый рабочий», «стяг – то же, что знамя». Ищут другие трудные слова и находят их значения.

Умение слушать выразительное чтение учителя.

Умение определять тему стихотворения.

Умение пользоваться толковыми словарями.

Умение к самоорганизации, самоконтролю.


Проверка домашнего задания

Организует проверку домашнего задания.

Тест «Восстанови определение»

1) Выражены только главными членами предложения (‒)

2) Отвечают на один и тот же вопрос (+)

3) Относятся к одному и тому же члену предложению или поясняются одним и тем же членом предложения (‒)

4) Выполняют одинаковую синтаксическую функцию (+)

5) Равноправны (соединены сочинительной связью) (+)

Проводит взаимопроверку.

Готовятся к проверке домашние задания.

Выполняют задания теста.











Проверяют работу соседа по парте

Умение определять однородные члены предложения и условия их выделения.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение к взаимоконтролю.

Актуализация знаний

Организует беседу:

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Какой член предложения называется определением?

– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?

– Каковы признаки подчинительной связи «согласование»?

– Слова каких частей речи согласуются с существительным?

Организует работу по тексту стихотворения – поиск словосочетаний, образованных по способу «согласование».

Проблемная ситуация:

− Получается два словосочетания, слова «щедрое» и «народное» относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос. Почему же между ними не ставится запятая?

− Перед нами неоднородные определения

Отвечают на вопросы, оценивают ответы товарищей и аргументируют свою точку зрения.

Задают друг другу вопросы.

Фиксируют непонятую информацию.

Умение фильтровать важную информацию, полученную на предыдущих уроках.

Понимание недостаточности знаний для решения проблемной ситуации.

Умение сравнивать, находить различия.

Умение организовать свою деятельность.

Умение отслеживать собственное понимание.


Целеполагание

Подводит учащихся к формулированию темы и постановке задач урока:

− Каким образом народный поэт Семён Петрович «ко всем наукам ключ» имеет, «со всей Вселенною знаком»?

Тема урока: «Я владею русским всеохватным языком»

Проблема урока: отличие однородных определений от неоднородных

Цель изучения: научиться отличать однородные определения от неоднородных, чтобы понимать, в каких случаях запятые нужны, в каких нет.

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах обучения и предлагает перечень имеющихся на уроке ресурсов.

Формулируют тему урока: «Я владею русским всеохватным языком».

Определяют цель (каждый индивидуально). Формулируют задачи по достижению поставленной цели с учетом предложенных ресурсов.

Учащиеся видят, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения темы.

Включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Изучение нового материала

Открывает тему презентацией «Однородные и неоднородные определения».

Проводит блиц-опрос:

− Найдите определения в названии темы урока.

− Какой частью речи выражены данные определения?

−Что обозначают прилагательные?

− Как характеризует вечер признак «щедрый» (по качеству), признак «народный» (по принадлежности)

−Одинаково или по-разному характеризуют предмет эти два признака?

− Являются ли эти определения однородными?

Устанавливает осознанность восприятия темы. Организует групповую работу:

− Заполните таблицу «Сходства и различия однородных и неоднородных определений».

Проводит самопроверку.


− Чем однородные определения отличаются от неоднородных?

− Вернемся к нашей теме:

щедрое, богатое наследство

щедрое народное наследство

Определите разряд прилагательных, которыми выражены однородные и неоднородные определения.

Учащиеся делают записи по рассказу учителя, помогают учителю.

Отвечают на вопросы блиц-опроса.














Самостоятельно заполняют таблицу, опираясь на теоретический материал учебника на стр. 134-135


Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Отвечают на вопрос учителя.


Выводят правило постановки знаков препинания при однородных определениях.


Прочное усвоение через работу по презентации, групповую работу.

Умение сопоставить предшествующие знания с получаемой информацией.

грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными/неоднородными определениями

Умение отслеживать собственное понимание.

Умение

определить собственную позицию: говорящий – пишущий, слушающий – читающий.

Умение к самоорганизации, самоконтролю.


Закрепление нового материала

Организует деятельность детей по поиску и обработке информации, обобщению способов действия.

Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний:

‒ Определите однородные и неоднородные определения, расставьте знаки препинания.

‒ По картинкам составьте предложения, включая однородные и неоднородные определения.

Поиск и обработка информации.

Учатся правильно читать и писать предложения с однородными и неоднородными определениями; выясняют, когда между согласованными определениями ставится /не ставится запятая.

Участвуют в обсуждении вопросов, аргументируют свою точку зрения.

Умение структурировать знания; выделять существенную информацию из текста. Строить рассуждения

об однородных / неоднородных определениях.

Умение планировать свое действие в соответствии с поставлен­ной задачей

и условиями ее реализации.

Контроль

усвоения

Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний (выборочный диктант по вариантам).

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.


Умение практически обосновать полученный опыт.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Итоги урока

Предлагает ещё раз обратиться к стихотворению С.П. Данилова «Наш русский язык». Проводит анализ стихотворения по фрейм-технологии.

Работают с учителем. Выводят мысль о международном значении русского языка в стихотворении С.П. Данилова.

Умение работать по фрейм-технологии.

Умение делать анализ произведения по заданной технологии.

Умение полно выражать свои мысли.

Дача домашнего задания

Предлагает записать домашнее задание в дневник.

Творческое задание: Написать мини-сочинение «В природе нет однообразья» (включить предложения с однородными и неоднородными определениями.

Записывают домашнее задание в дневник

Знакомятся с вопросами в учебнике


Умение определять однородные члены предложения и условия их выделения.

Умение оценивать уровень своей готовности к выполнению задания

.

Рефлексия

Вывод по итогам работы.

Предлагает заполнить лист самоконтроля:

«ПЛЮС  МИНУС  ИНТЕРЕСНО»

В графу «Плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «Минус»записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «Интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Благодарит за активную работу на уроке.

Заполняют лист контроля.

Рассказывают о том, что они узнали, что они пометили знаком «П» или «М».

Аргументируют правильность своих суждений.

Умение грамотно выражать свои мысли.

Умение делать самоанализ деятельности, строить смысловую цепочку.

Умение формировать вызов на получение новой информации







Семён Петрович Данилов


Мой русский язык


Щедрое народное наследство –

Я люблю красивый наш язык.

На якутском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.


Но порой, друзья мои, бывает,

В час, когда сижу с пером в руке,

Новых слов для песни не хватает

Мне в моём не бедном языке.


Жизнь идёт, словарь опережая

Сколько новых дел, событий, чувств,

Мысль свою на русском выражая,

Я у русских многому учусь.


Навсегда вошли без перевода

Русские советские слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.


Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.


Я умею говорить по-русски,

Потому беседовать могу

С братом-негром, с докером французским,

С другом на кубинском берегу.


Наш Союз – союз свободных наций

С алым стягом братства на древке,

Меж собой привыкших изъясняться

На великом русском языке.


Наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик,

Слушает с волнением планета

Ленина бессмертного язык. (1952)




















Таблица «Сходства и различия однородные и неоднородных определений»


Однородные определения

Неоднородные определения

Характеризуют предмет

с одной стороны (различительные признаки одного предмета)

с разных сторон (признаки относятся к разным понятиям)

Выражаются

одной и то же частью речи (имена прилагательные); иногда включаются причастия, причастные обороты

прилагательными разных разрядом (качественные и относительные); местоимением, числительными

Относятся

к одному слову

к одному слову

Отвечают

на один и тот же вопрос

на один и тот же вопрос

Связь

сочинительная связь, между ними можно поставить союз «и»

нет сочинительной связи, нельзя между ними поставить союз «и»

Интонация

перечислительная интонация

нет перечислительной интонации

Знаки препинания

запятая ставится

запятая не ставится


Таблица «Сходства и различия однородные и неоднородных определений»


Однородные определения

Неоднородные определения

Характеризуют предмет




Выражаются




Относятся



Отвечают



Связь



Интонация



Знаки препинания




Таблица «Сходства и различия однородные и неоднородных определений»


Однородные определения

Неоднородные определения

Характеризуют предмет




Выражаются




Относятся



Отвечают



Связь



Интонация



Знаки препинания



ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Плюс

Минус

Интересно






ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Плюс

Минус

Интересно






ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Плюс

Минус

Интересно






ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Плюс

Минус

Интересно






ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Плюс

Минус

Интересно






ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Плюс

Минус

Интересно








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Технологическая карта урока "Я владею русским всеохватным языком" (С.П. Данилов)

Автор: Петрова Гуля Анатольевна

Дата: 08.05.2018

Номер свидетельства: 468787

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства