Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные |
1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность через занимательное стихотворение «Начинается урок, он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, учитесь думать, рассуждать». *Ребята, вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке русского языка?* Как вы думаете, всему ли вы научились по этой теме? | Настраиваются на работу на уроке. Включаются в деятельность с помощью слова: «Хочу». Актуализируют требования с помощью слова: «Надо» Создают ориентировочную основу коррекционных действий с помощью слова: «Могу». | | Смыслообразование | Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Волевая саморегуляция. |
2).Этап актуализации и пробного учебного действия. Стадия вызова. Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы. | Выявляет уровень знаний, определяю типичные недостатки средствами дидактического задания *прочитать слова, назвать орфограмму. Через проблемный вопрос формулирует тему урока: Слайд2 слова на доске: Сне.., гла..кий, моро.., у..кий, варе..ка, сугро… *На какие две группы можно разделить слова. *Сформулируйте тему урока. *Какие цели поставите перед собой? Организует самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок) | Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему и цели урока. (научиться узнавать слова с парной согласной в середине, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в середине, на конце слова; подбирать проверочные слова). Выполняют самостоятельную работу №1 на применение способов действия, запланированных для рефлексивного задания. Слайд 3 Самопроверка своих работ по готовому образцу (без исправления ошибок). | Построение логической цепи рассуждений. | Логические - анализ объекта с целью выделения признаков. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; | Самооценка своей деятельности |
3).Этап локализации индивидуальных затруднений. Цель: Локализация индивидуальных затруднений. | Через эвристическую беседу организует работу по правилам проверки парной согласной в корне слова, : Слайд 4 - Что надо проверять? -Где надо проверять? -Как надо проверять? - Чем надо проверять? (Приложение №1) | Используя кластер Слайд5, вспоминают, как проверить парный согласный на конце слова и в середине слова. Выявляют и фиксируют способы действий (алгоритм), в которых допущены ошибки, - причину затруднений. | Подведение под понятия, выведения следствий. | | Учатся обосновывать и доказывать собственное мнение | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. |
4).Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. Цель: Выбор способа и средств для реализации выявленных затруднений. | Организует учащихся по исследованию проблемной информации. Устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. через дидактическое упражнение в подборе проверочных слов. Слайд 6 Сугро.. ре..кий Огоро… площа..ка Моро… подру..ка *Каким способом можно проверить слова в 1 столбике? *Каким способом можно проверить слова в 2 столбике? Как же проверить слова с парным согласным в корне? | Выбирают способ проверки парных согласных в первом столбике и во втором столбике. (подбирают однокоренное слово или изменяют форму слова) При проверке используют слова: «Я считаю что….» «Я докажу что….» | Моделирование, Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство, выдвижение гипотез, и их обоснование. | | Сотрудничество с учителем и учащимися в поиске и выборе информации. | Планирование, прогнозирование |
Динамическая пауза. | Организует физминуку | Выполняют физминутку. Слайд 7 | | | | |
5).Этап реализации построенного проекта. Цель: формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | Устанавливает осознанность восприятия через дидактическое Слайд 8 упр. 216 (под цифрой 1). Изменить слова так, чтобы на конце этих слов был парный по глухости - звонкости согласный звук. *Где в словах находится парный согласный по глухости-звонкости парный согласный звук? (повторить правило) *Какой способ применяли для проверки парной согласной на конце слова? Проверьте работу соседа по парте. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Выбирают наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий. (подбирают однокоренное слово или изменяют форму слова) Взаимопроверка. | Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действий, моделирование. | | Управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Контроль, оценка, коррекция |
6).Этап обобщения затруднений во внешней речи. Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | Организует самостоятельную деятельность по выполненному упражнению по применению новых знаний. Формулирует задание: « Исследуйте слова в предложениях, докажите правильность их написания» Слайд 9 *Исследуйте слова в предложениях, докажите правильность их написания. Лёхким, мяхким, пушистым снешком замело дорошки в саду. Глаткий. скольский лёт блестит на солнце. Морос запушил деревья снешком, а прут затянуло летком. | Работа в группах. (Приложение №2) Исследуют слова, исправляют ошибки в словах, применяя один из способов проверки парных согласных. (подбирают однокоренное слово или изменяют форму слова) Проверка. Слайд 10 (повторяют правило проверки парной согласной в корне слова) | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, выведение следствий. | Самоопределение | | Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели и создании ситуации успеха. | Организует творческую работу. * В чем прелесть русской зимы? Написать сочинение – миниатюру «Зимой» с использованием слов с парной согласной. (На доске рисунки детей о зиме) Даёт установку: *Никогда не пиши букву, в которой ты сомневаешься. В этом случае:1.Реши орфографическую задачу.2.Обратись к словарю.3.Спроси у взрослого.4.Оставь пустое место. Слайд 11 На доске опорные слова: холо(д,т), сне(г,к), моро(з,с), ле(т,д), снегови(г,к), шар(ф,в), хорово(д,т), наря(д,т), пар(к,г), сле(д,т), валь(з,с),сугро(б,п). Доро(ж,ш)ки, сне(ж,ш)ки, сколь(с,з)кий, гла(д,т)кий, ле(д,т)ком, варе(ж,ш)ка, ре(з,с)кий, ду(б,п)кам, берё(з,с)кам, пта(ш,ж)ки, в гнёзды(ш,ж)ке. | - Выполняют самостоятельную работу №2, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки; - проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты; - фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу. Зачитывают 2-3 работы. | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | | Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий | Контроль и коррекция. |
9.Этап рефлексии деятельности на уроке. Цель: Самооценка результатов коррекционной деятельности. | Учитель возвращает учащихся к первоначальным предположениям, установления причинно-следственных связей между блоками информаций. Используя кластер, просит повторить алгоритм исправления ошибок, способы действий. Просит проанализировать соответствие поставленных целей и результатов деятельности на уроке. Оцените свою работу на уроке через прием «Продолжи фразу» Спасибо за урок! Слайд 13 | - Уточняют алгоритм исправления ошибок; - называют способы действий, вызвавшие затруднение; - фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; - оценивают собственную деятельность на уроке Продолжи фразу: *Сегодня я понял(а), что могу … *Самое трудное для меня было… - в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества). Слайд 12 с. 215, упр. 218 Дополнительное задание по выбору: 1)Составить с тремя словосочетаниями распространённые предложения; 2)Четыре прилагательных разобрать по составу. | | Смыслообразо вание. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Оценка |
Модель слова для правила парная согласная в корне слова.