kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по теме "Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и деепричастного оборота на письме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок   открытия нового знания.

Цели как деятельность учеников:

1. извлекать информацию из текста, словаря, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из текста в схему).

2. находить деепричастный оборот в предложении, конструировать деепричастный оборот, выделять его на письме, устанавливать отличия в выделении причастного и деепричастного оборота (одиночного деепричастия).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме "Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и деепричастного оборота на письме"»


Тема: Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и деепричастного оборота на письме


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели как деятельность учеников:

М/п: извлекать информацию из текста, словаря, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из текста в схему).

6/4ЛР: находить деепричастный оборот в предложении, конструировать деепричастный оборот, выделять его на письме, устанавливать отличия в выделении причастного и деепричастного оборота (одиночного деепричастия).



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.


1. Блиц-опрос.

  • Закончите предложения.

  1. Деепричастие обозначает … (добавочный признак).

  2. Деепричастие совмещает признаки … (глагола и наречия).

  3. Постоянный морфологический признак деепричастия – … (вид).

  4. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов – … (-в, -вши, -ши).

  5. Деепричастие, как и наречие, … (не изменяется/не имеет непостоянных морфологических признаков).

  6. Действия, которые обозначаются деепричастием и глаголом-сказуемым, должны относиться всегда … (к одному и тому же производителю действия).

  7. Деепричастие несовершенного вида образуется от основы … (настоящего времени), а совершенного вида – от основы … (неопределённой формы глагола).


Проверка с помощью слайда (выводятся только дописанные курсивом сочетания).

Затем ещё раз полностью прочитываются утверждения блиц-опроса и даются необходимые комментарии.

2. Проверка домашнего упр. 286.

  • Что нужно помнить, чтобы образовать деепричастие? (Вид глагола, суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида.)

  • Чем отличаются глаголы рассмотреть и рассматривать, разглядеть и разглядывать?

Ученики называют образованные от глаголов деепричастия.

3. Словарно-орфографическая работа.

  • Что означает слово презирать? (Пренебрегать, считать ничтожным, недостойным, не уважать.)

  • Проверьте по словарю. Как следует написать это слово? Подчеркните орфограммы. Как называются эти орфограммы? (Буквы е, и в приставках пре-, при-; непроверяемая буква гласного в корне.)

  • Составьте предложение или словосочетание с этим или однокоренным словом, запишите.

Не презирай совета ничьего. (И.А. Крылов)

Знакомство со словом призирать (призреть).

Призирать /призреть (уст.) – давать кому-то приют, пропитание. Орфографическая разминка.

  • Вставьте пропущенные буквы (текст демонстрируется на слайде с помощью компьютера (см. ТСР для 5 кл., Баровой Е.С., Богдановой Р.М., Самостоятельная работа № 6, задание 4).

Хотя кот сч_тался моим, меня он пр_зирал. Перед отцом же он пр_клонялся. Одного отцовского слова хватало, чтобы пр_кратить его бе_совестные пр_делки. Объяснить себе пр_чину кошачьей пр_вязанности мы могли только его уважением к сильному мужскому характеру.

  • Найдите слова с той же орфограммой, что в слове презирать.

  • Объясните написания.


  • В каких словах возможно двоякое написание, как в слове презирать? (Преклоняться перед кем-то (восхищаться) и приклоняться к земле (наклоняться, приближаться).)

  • В каком слове приставка не выделяется, а является частью корня? (Причина.)


















ТОУУ



Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, выявлять аналогии.

2. Извлекать информацию из словарей.

3. Осуществлять познавательную рефлексию.


III. Актуализация изученного.

Текст проецируется на слайде или записывается под диктовку.

Капитан прошёлся по комнате, заглянул зачем-то ещё раз под кровать, стоявшую в углу… Потом взял с подоконника пепельницу, сделанную в виде фиолетовой рыбки, и стал её рассматривать. Я тем временем открыл тумбочку, стоящую у кровати.

(Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова»)

  • Вспомните правила выделения причастного оборота, сделайте необходимые графические обозначения (составьте схемы в тетрадях).


Познавательные УУД

1. Владеть навыками чтения и аудирования (выборочного).

2. Создавать модели объектов.

3. Производить анализ информации с помощью ИКТ.


IV. Формулирование темы и цели урока.


  • Прочитайте тему урока в учебнике. Попробуйте предположить, что такое деепричастный оборот.

  • Спрогнозируйте цель и задачи урока. (Узнать, что такое деепричастный оборот, научиться находить его в предложении и выделять на письме.)



Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

V. Открытие нового знания.


1. Наблюдение.

Работа по учебнику (упр. 287).

Ученики в парах работают по вопросам и заданиям к упражнению.

  • Сделайте выводы: что такое деепричастный оборот, к чему он присоединяется, как оформляется на письме?

2. Теория.

  1. Сравнение результатов наблюдений с информацией в рамке.

  • Почему деепричастный оборот называется смысловым отрезком?

  • Чем отличается оформление на письме причастного и деепричастного оборота?


  • Какое существует ограничение для выделения деепричастий?

Можно ли назвать его исключением?

  • Как отличить деепричастие от наречия? (Попробовать заменить глаголом: если можно – деепричастие; если нет – наречие, признак постоянный.)

  1. Составление схемы деепричастного оборота.

Ученики сначала составляют схему самостоятельно, затем сравнивают свои варианты с материалом предметного диска – схемой деепричастного оборота к § 38.


деепричастный оборот

основное действ. деепричаст. + зав.слово (глагол)


  1. – Какое положение по отношению к глаголу-сказуемому может занимать деепричастный оборот? Подтвердите своё мнение примерами из упр. 279.

(И, зловеще качая чёрной лохматой головою, сказал мне… Прибежала бабушка, заохала, даже заплакала, смешно ругая меня…)

– Представьте информацию о выделении деепричастий и деепричастных оборотов в виде схемы-опоры. Сравните с материалом предметного диска

к § 38.




Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (изучающего, рефлексивного).


2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять модель, составлять схему).


VI. Практика. Развитие учебно-языковых и правописных умений.


1. Тренировочные упражнения.

Упр. 288 – развивается умение отличать деепричастие в роли главного слова в деепричастном обороте и зависимого слова от глагола.

Выполняется устно (2–3 примера), затем письменно (с графическим обозначением синтаксических связей) в парах.


Упр. 289 – развивается умение конструировать деепричастный оборот, графически обозначать зависимость деепричастного оборота от слова, к которому он присоединяется, выделять его на письме.

  • Как располагается глагол-сказуемое по отношению к зависимым деепричастиям? Изобразите это расположение графически.

Коллективный анализ образца, затем самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.

2. Самостоятельная работа № 8, задание 1 (на умение находить в тексте деепричастия и деепричастные обороты) в тетради «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 7 кл.» Е.С. Баровой, М.Р. Богдановой.

Ученики выполняют в парах (группах). Проверка коллективная.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать; конструировать.

2. Осуществлять познавательную рефлексию.



Коммуникативные УУД

1. Осуществлять взаимодействие в парах (группах).

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

ТОУУ


VII. Итог урока.


  • Назовите ключевые слова темы. (Деепричастный оборот, смысловой отрезок, выделение на письме.)

  • Приведите пример предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Будет ли разница в их выделении на письме?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.


1. Упр. 290.

2. Подбор примеров предложений с деепричастными оборотами, графическое обозначение деепричастного оборота и его связи с глаголом.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Устюгова Светлана Михайловна

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 362951


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства