Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания. | 1. Блиц-опрос. Деепричастие обозначает … (добавочный признак). Деепричастие совмещает признаки … (глагола и наречия). Постоянный морфологический признак деепричастия – … (вид). Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов – … (-в, -вши, -ши). Деепричастие, как и наречие, … (не изменяется/не имеет непостоянных морфологических признаков). Действия, которые обозначаются деепричастием и глаголом-сказуемым, должны относиться всегда … (к одному и тому же производителю действия). Деепричастие несовершенного вида образуется от основы … (настоящего времени), а совершенного вида – от основы … (неопределённой формы глагола). Проверка с помощью слайда (выводятся только дописанные курсивом сочетания). Затем ещё раз полностью прочитываются утверждения блиц-опроса и даются необходимые комментарии. 2. Проверка домашнего упр. 286. Что нужно помнить, чтобы образовать деепричастие? (Вид глагола, суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида.) Чем отличаются глаголы рассмотреть и рассматривать, разглядеть и разглядывать? Ученики называют образованные от глаголов деепричастия. 3. Словарно-орфографическая работа. Что означает слово презирать? (Пренебрегать, считать ничтожным, недостойным, не уважать.) Проверьте по словарю. Как следует написать это слово? Подчеркните орфограммы. Как называются эти орфограммы? (Буквы е, и в приставках пре-, при-; непроверяемая буква гласного в корне.) Составьте предложение или словосочетание с этим или однокоренным словом, запишите. Не презирай совета ничьего. (И.А. Крылов) Знакомство со словом призирать (призреть). Призирать /призреть (уст.) – давать кому-то приют, пропитание. Орфографическая разминка. Вставьте пропущенные буквы (текст демонстрируется на слайде с помощью компьютера (см. ТСР для 5 кл., Баровой Е.С., Богдановой Р.М., Самостоятельная работа № 6, задание 4). Хотя кот сч_тался моим, меня он пр_зирал. Перед отцом же он пр_клонялся. Одного отцовского слова хватало, чтобы пр_кратить его бе_совестные пр_делки. Объяснить себе пр_чину кошачьей пр_вязанности мы могли только его уважением к сильному мужскому характеру. В каких словах возможно двоякое написание, как в слове презирать? (Преклоняться перед кем-то (восхищаться) и приклоняться к земле (наклоняться, приближаться).) В каком слове приставка не выделяется, а является частью корня? (Причина.) | ТОУУ Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, выявлять аналогии. 2. Извлекать информацию из словарей. 3. Осуществлять познавательную рефлексию. |
III. Актуализация изученного. | Текст проецируется на слайде или записывается под диктовку. Капитан прошёлся по комнате, заглянул зачем-то ещё раз под кровать, стоявшую в углу… Потом взял с подоконника пепельницу, сделанную в виде фиолетовой рыбки, и стал её рассматривать. Я тем временем открыл тумбочку, стоящую у кровати. (Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова») | Познавательные УУД 1. Владеть навыками чтения и аудирования (выборочного). 2. Создавать модели объектов. 3. Производить анализ информации с помощью ИКТ. |
IV. Формулирование темы и цели урока. | Прочитайте тему урока в учебнике. Попробуйте предположить, что такое деепричастный оборот. Спрогнозируйте цель и задачи урока. (Узнать, что такое деепричастный оборот, научиться находить его в предложении и выделять на письме.) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему и цель урока. |
V. Открытие нового знания. | 1. Наблюдение. Работа по учебнику (упр. 287). Ученики в парах работают по вопросам и заданиям к упражнению. 2. Теория. Сравнение результатов наблюдений с информацией в рамке. Можно ли назвать его исключением? Составление схемы деепричастного оборота. Ученики сначала составляют схему самостоятельно, затем сравнивают свои варианты с материалом предметного диска – схемой деепричастного оборота к § 38. деепричастный оборот основное действ. деепричаст. + зав.слово (глагол) – Какое положение по отношению к глаголу-сказуемому может занимать деепричастный оборот? Подтвердите своё мнение примерами из упр. 279. (И, зловеще качая чёрной лохматой головою, сказал мне… Прибежала бабушка, заохала, даже заплакала, смешно ругая меня…) – Представьте информацию о выделении деепричастий и деепричастных оборотов в виде схемы-опоры. Сравните с материалом предметного диска к § 38. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (изучающего, рефлексивного). 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять модель, составлять схему). |
VI. Практика. Развитие учебно-языковых и правописных умений. | 1. Тренировочные упражнения. Упр. 288 – развивается умение отличать деепричастие в роли главного слова в деепричастном обороте и зависимого слова от глагола. Выполняется устно (2–3 примера), затем письменно (с графическим обозначением синтаксических связей) в парах. Упр. 289 – развивается умение конструировать деепричастный оборот, графически обозначать зависимость деепричастного оборота от слова, к которому он присоединяется, выделять его на письме. Коллективный анализ образца, затем самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. 2. Самостоятельная работа № 8, задание 1 (на умение находить в тексте деепричастия и деепричастные обороты) в тетради «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 7 кл.» Е.С. Баровой, М.Р. Богдановой. Ученики выполняют в парах (группах). Проверка коллективная. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать; конструировать. 2. Осуществлять познавательную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Осуществлять взаимодействие в парах (группах). 2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. ТОУУ |
VII. Итог урока. | Назовите ключевые слова темы. (Деепричастный оборот, смысловой отрезок, выделение на письме.) Приведите пример предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Будет ли разница в их выделении на письме? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | 1. Упр. 290. 2. Подбор примеров предложений с деепричастными оборотами, графическое обозначение деепричастного оборота и его связи с глаголом. | |