Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодей-ствия | Формируемые умения (УУД) | Промежу точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Актуа- лизация и проб- ное учеб- ное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа Просмотр мультимедийной презентации | Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия. Н.И. Мирон (автор многих афоризмов об образовании) - Как понимаете это выражение? Ребята, давайте с вами вспомним, что вам известно о причастии Работа в группах: 1-я гр. Вспомнить, что такое причастие (что обозначает, на какие вопр. отвечает, назвать морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении, привести примеры причастий) 2-я гр. Что такое причастный оборот? Как выделяется на письме? Каким членом предложения является? Приведите примеры. 3-я гр. Рассказать о действительных и страдательных причастиях. Привести примеры. 4-я гр. Что вы знаете о полных и кратких страдательных причастиях? 5-я гр. Что вы знаете о глаголах 1 и 2 спряжения? Назовите глаголы - исключения. 6- я гр. Назовите постоянные признаки глаголов (вид, переходность, спряжение, возвратность) Уч-ль организует и сопровождает деятельность уч-ся. | Отвечают на вопросы, строят высказывания (Повышать уровень образования необходимо для того, чтобы знать, как действовать, вооружившись определенными знаниями. Поэтому - действуйте!) | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятель- ности. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные: задают вопросы и отвечают на них, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы. Выполнение заданий |
2. Выявление места и причины затруднения | Беседа,обсуждение результатов работы по заданиям | На доске записаны слова (суффиксы выделены): Стро..щий, крас..щий, люб..щий, пиш..щий, стел..щийся, дремл..щий -Слова какой части речи перед нами? -Это причастия действительные или страдательные? Докажите ( признак возник в результате действия самого предмета) -В какой части слова пропущена орфограмма? Мы знаем правило? Попробуйте сформулировать тему урока СЛАЙД 1 Сравните со слайдом. Запишите тему урока в тетрадь | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. | Вопросы для уточнения информации |
3. Целеполага- ние и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности уч-ся. Беседа по вопросам. Ознакомление с заданием. | -Какие же задачи мы будем решать сегодня? Открываю закрытую часть доски. (см. сиреневую методичку Федорова) -Посмотрите на примеры, попробуйте сформулировать правило Строить – строят (2спр.)-строящий Красить- красят- красящий Слышать-слышат-слышащий Писать-пишут-пишущий Стелиться-стелются-стелющийся СЛАЙД 2 -Сопоставьте со слайдом, правильно ли получилось? Составление алгоритма (сначала говорят дети, учитель корректирует: Я бы на вашем месте вперед сделала бы…) - Как образовать причастие от глагола н.ф. ? Алгоритм Определить спряжение глагола От инфинитива образовать глагол 3 лица множественного числа от глаголов 1 спряжения от глаголов 2 спряжения -ущ(-ющ) ащ(-ящ) | Работают с заданиями. Отвечают на вопросы. (Узнать новое правило, узнать, как правильно выбрать гласную, научиться применять правило) | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников. Систематизируют свои знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. | Вопросы для уточнения информации |
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Беседа по теме урока, выполнение разноуровневых обучающих заданий на основе текстов | СЛАЙД 4 Запомним: гласная в суффиксе причастия такая же, как в окончании глагола плескать (1 спр.) – плещут – плещущий рисовать (1 спр.) – рисуют - рисующий дышать (2 спр.) – дышат – дышащий пилить (2 спр.) – пилят – пилящий | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Групповая, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию , а также самостоятельно находят её в ОК и в учебнике. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. | Устные ответы |
5. Первичное закрепление с комментиро-ванием 6. Самостоятельная работа с само- проверкой по эталону. | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике, | СЛАЙД 5 Выполняем Шептать - шепч..т – шепч..щий Зависеть – завис..т – завис..щий Проявляться – проявля..тся – проявля..щийся Выдерживать – выдержива..т – выдержива..щий Заправлять – заправля..т – заправля..щий Вылетать – вылета..т – вылета..щий Исправлять – исправля..т – исправля..щий Строить – стро..т – стро..щий СЛАЙД 6 Проверяем Шептать - шепчут – шепчущий Зависеть – зависят – зависящий Проявляться – проявляются – проявляющийся Выдерживать – выдерживают – выдерживающий Заправлять – заправляют – заправляющий Вылетать – вылетают – вылетающий Исправлять – исправляют – исправляющий Строить – строят – строящий | Работают с заданием. Формулируют собст. мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Работа в парах, после выполнения обмениваются тетр. и проверяют по слайду друг у друга | Индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Устные ответы |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | СЛАЙД 7 -Можно ли образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов Победить прочитать появиться появляться ? Самостоятельная работа по карточкам На партах лежат белые и желтые листы с заданиями. Те, кто хочет быть «учителем», берет белые (исправляет ошибки), те, кто хочет быть «журналистом» (составляет несколько связных предложений по теме урока, причастия предлагаются). Задание «учителям»: Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки Дорожка выбегающая к пруду из густой зелени парка коньчаеться мостиком. Светиться под лучами неяркого солнца поверхность пруда отражающая деревья тенистого сада. Под сенью разкидистых деревьев сидящая на скамейки, женщина читает книгу. От пестреящих на берегу цвитов, в пруду веит покоем. В. Д. Поленов талантливый художник глубоко любющий родную землю и умеящий покозать красоту её. Для слабых детей отдельные карточки ( Обухов, Козин, Грачев, Гроссман) Задание: В скобках оставь только нужную букву, лишнюю зачеркни. (Работаем на карточке, переписывать не нужно). На трепещ(а, у) щих листьях; шепч(у, а) щих кустов; та(ю, я) щего снега; пропада(ю, я) щих голосов; на раскачива (ю, я)щуюся березу; в голубе(ю, я) щем просторе; в темне(ю, я) щем лесу; бушу(ю,я) щего моря; спе(ю, я) щих ягод, пада(ю, я) щего кленового листка; в бушу(ю,я) щем море; плава(ю,я)щей у берега птицы; об улета(ю, я) щих на зиму птицах; в тон(у, а) щей дымке. Задание «журналистам»: Выбрать словосочетания и составить связных предложений. Стел…щийся под ногами, сия…щий от радости, раст..щее дерево, несколько щебеч…щие птицы, завис…щий от погоды, успокаива…щая музыка, надвига…щиеся сумерки, плыв..щие над рекой, морос..щие дожди, срыва..щийся ветерок, трепещ..щаяся на ветру, за темне..щим лесом, дремл..щая река. -Проверим работу у доски -В начале урока вы наметили задачи: узнать новое правило, научиться применять его. Задачи выполнены? Как образовать действ. прич. наст врем. от инфинитива? (вспоминаем алгоритм) | Выполняют задание. Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные:приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Оценивание работы учащихся на уроке |
8. Рефлексия | | СЛАЙД 7 Продолжить предложение на слайде Я узнал… Я научился… Я затруднялся… В начале урока мы прочитали высказывание - Чему способствовали наши действия сегодня на уроке? | Конструируют предложения, анализируя свою деятельность на уроке | | Личностные: осознают свои успехи и трудности, стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. | |
8. Домашнее задание | | СЛАЙД 9 Д/З параграф 18 (1 часть стр.47) упр. 106 или составить 15 словосочетаний, используя действительные причастия настоящего времени. | Уточняют и записывают домашнее задание. | | | |