Тема: Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Тип: урок «открытия» новых знаний. |
Цель: - изучение нового материала. Задачи: - актуализировать знания по пройденным темам; - способствовать развитию коммуникативных навыков; - развивать речь письменную и устную; - мотивировать на получение знаний; - обогащать словарный запас; - развивать внимание; - развивать умение работы со словарем. |
Планируемые результаты |
Предметные: ПР1 – изучение выбора гласных о/е в окончаниях существительных после шипящих и ц; ПР2 – развитие умений выполнения различных видов анализа; ПР3 – повторение ранее изученного материала. | Метапредметные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2 - принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия. П1 – смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста; П2 - формулирование ответов на вопросы учителя; П3 - построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; П4 – представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем). К1 – приобретение опыта работы в группе; К2 - готовность слушать собеседника и вести диалог; К3 - овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; К4 - осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; К5 – готовность выступать перед аудиторией сверстников; К6 – формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация. | Личностные: Л1 - осмысление нравственных и этических ценностей; Л 2 – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Л3 – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Л4 - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. |
Межпредметные связи |
Ресурсы урока: Информационно-методические: Учебник русского языка; 2. Карточки с заданиями. |
Содержание деятельности ученика | Содержание деятельности учителя |
Мотивация познавательной деятельности |
Объясняют смысл приветствия (определяют личностный смысл учения; формулируют собственное мнение; осознанно строят речевое высказывание в устной форме): - Успех приходит к тому, кто упорно трудится. | Приветствует учащихся и читает четверостишье: Дорогу осилит идущий, А знания – помощь в пути. Упорство, к успеху ведущее, Мечты ваши в жизнь воплотит. - Как вы понимаете эти слова? - Желаю вам, ребята, успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться. - Вы готовы сегодня трудиться? |
Актуализация необходимых знаний |
Учащиеся выполняют задания в течение 10 минут. | Чтобы отправиться по дороге знаний, я предлагаю вам выполнить индивидуальные задания по карточкам с целью проверки ранее изученного материала. Учитель раздает карточки учащимся с дифференцированными заданиями. |
Организация познавательной деятельности |
Обдумывают самостоятельно. Обсуждают в парах. Высказывают версию соседа по парте. Читают правила. Отвечают. Рассказывают правило. [ж], [ш], [щ'], [ч'] | Учитель создает проблемную ситуацию, предлагая учащимся поразмышлять над следующим вопросом: (на доске записаны слова: неве'ж…й – камыш…'м) - Подумайте самостоятельно: какую гласную следует написать в окончании существительных после шипящих. От чего будет зависеть ваш выбор? -Обсудите в парах ваши предположения. - Какую версию выдвинул ваш сосед по парте? - Прочтите правило на странице 221, параграф 101. - От чего зависит выбор гласной в окончаниях существительных после шипящих и ц? -Назовите все шипящие звуки. |
Работают в парах со словарем. Записывают: Невежа-невежливый, грубый человек. Невежда – необразованный человек (от глагола ведать). | - Ребята, а как вы понимаете смысл слова невежа? Тогда кого же называют невеждой? Ответ найдите в толковом словаре С.И.Ожегова. Запишите в свои словарики. |
Учащиеся, выбегая друг за другом по цепочке, распределяют слова по группам (гласная о/е в окончании существительных после шипящих и ц), аргументируя свой выбор. | Используя прием «фишбоун», проводится закрепительный диктант с записью в тетради и на доске. |
Готовят листочки для самостоятельной работы по модели Фрейера. Обмениваются. Проверяют. Оценивают. | Используя модель Фрейера, проводится самостоятельная работа учащихся. Слова для диктанта: мячом, ключом, рубежом, камышом, врачом, пастбищем, стужей, товарищем, птенцом, пловцом, храбрецом, птицей, блюдцем, гвардейцем. - Обменяйтесь работами с соседом по парте. Проверьте. Поставьте оценки. Критерии оценок: 0-1 ошибка – «5» 2-3 ошибки – «4» 4-5 ошибок – «3» 6 и более – «2» |
Определяют. Записывают: Гвардеец – военнослужащий гвардии. (уточнение: гвардия- 1.отборные, лучшие войска.2.перен. лучшая, испытанная часть коллектива, группы) | - Определите лексическое значение слова гвардеец по толковому словарю С.И.Ожегова. Запишите значение слова в словарик. |
Существительное в И.п. на- ия в Р.п., Д.п.,П.п. заканчивается на –ии. Выполняют разбор. | - Запишите предложение и выполните его синтаксический и пунктуационный разборы: Гвардеец - военнослужащий гвардии. - Объясните правописание –ии в слове гвардии. |
Выполняют морфемный разбор: 1 вариант – гвардей – эц - □ 2 вариант – гвардий - и Сравнивают. | - Выполните морфемный разбор слов: 1 вариант – гвардеец 2 вариант - гвардии - Сравните с эталоном |
Выполняют фонетический разбор. 1 ряд - [ц] – согл., непар.глух., непар.тверд., обозначен буквой це. 2 ряд - [й'] – согл., сонор., непар.звонк., непар.мягк.. Обмениваются. Проверяют. Выставляют оценки. | - В группах по очереди выполните фонетический разбор звуков (каждый друг за другом называет по одной характеристике, начинает участник 1): 1 ряд - [ц]; 2 ряд - [й']. - После выполнения задания обменяйтесь работами и проверьте. Поставьте оценки команде. |
Подведение итогов |
Отвечают. Выполняют. Оценивают. Записывают. | - От чего зависит выбор гласных О/Е в окончании существительных после шипящих и ц? - Оцените свои знания по следующим критериям: 1. Те, кто понял тему и может объяснить ее другим, поставьте себе за урок на полях оценку 5. 2. Те, кто понял тему, но объяснить другим не может, поставьте оценку 4. 3. Те, кто не понял тему, поставьте оценку 3. - Запишите домашнее задание: 1. На «5» - упражнение 556, параграф 101; составить синквейн по пройденной теме. 2. На «4» - упражнение 559, параграф 101. |
Дополнительный материал: И.Г.Добротина «Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах». |
Диагностика достижений планируемых результатов: |
Дополнительные творческие задания: составить синквейн по пройденной теме. |
Самоанализ |
Достижения | Затруднения | Предложения |
| | |
И все эти слова р…дник р…дина нар…д р…дня между собой.
Ш…пот, ш…фёр, ж…нглёр, шо…се, (с) улиц…, ц…трус, ц…плёнок, храбрец…, ц…клон, р…стение, отр…сль, р…сток, р…стительный, м…л…дой, прил…гать, перел…жить, сл…жение. ра…свет, рас…чет, по…черк, (много) туч…, рож…, прелес…ный. (в)двоём, (ото)всюду.
Каучук, фарфор, цемент, щавель, звонит, красивее, свекла, силос, досуг, километр, портфель, партер, квартал, туфель,
(В)сегда, фу…бол, хок…ей, матч…, рю…зак, во…зал, брош…ра, параш…т, в…юга, под…ём, (с)права, (в)низу, чудес…ный, скуч…ный, к…бинет, п…анино.
с.И.п.2с. с.И.п.адъектив.скл. с.Р.п.1с.