Организационная информация |
Предмет | Русский язык |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 6 класс |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут |
Методическая информация |
Тема урока /занятия | Путешествие в город Прилагательное |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Разумовская |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Тип: комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Прилагательное как часть речи». |
Цели урока/ занятия | - повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме ; - формировать умение применять изученное на практике; - развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность; - повысить мотивацию к обучению - совершенствовать навыки как письменной, так и устной культуры речи. |
Задачи урока/ занятия | Обучающие – совершенствование практических умений использовать полученные знания по теме ( отличать от других частей речи, различать разряды прилагательных и уметь их правильно употреблять, решать тестовые задания); обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля; Развивающие – совершенствование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; развитие самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Воспитательные – воспитание уважительного отношения к мнению других, собранности, чёткости действий в процессе работы. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | Ученики закрепят приобретенные ранее на уроках навыки употребления прилагательных в устной и письменной речи, навыки отличать прилагательные от других частей речи, повторят разряды, признаки прилагательного как части речи. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Разряды прилагательных , особенности их употребления в речи, актуализация орфограммы-буквы и орфограммы-пробела, закрепление навыков устной и письменной культуры речи. |
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО Подробное описание АМО по установленной схеме: |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | Разделить обучающихся на группы. Создать благопри ятную обстано вку | 4 минуты | АМО «Телефонограмма» | Автор ский | Цели и задачи: разделить на группы; создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу. Материалы: якоря разного цвета; таблички с корабликами того же цвета, что и якоря. Цветная бумага, заготовки кораблей и якорей. Музыка «Шум моря». На цветных листах изображение бутылки. На доске – синие волны моря, вдалеке – маяк. Маршрутные листы. Технология проведения: Перед началом урока дети делятся на группы, выбирая для себя якорь определенного цвета. Затем, используя маршрутные листы, дети распределяют роли внутри команды и представляют свой результат. | 1.Входя в класс, каждый берет себе якорь понравившегося цвета (якорей одного цвета столько, сколько учащихся в группе), затем садится за стол, на котором установлена табличка с кораблем такого же цвета. Так происходит деление детей на группы. На якоре пишется название группы, когда его уже выберут. 2.Вступительное слово учителя на фоне музыки «Шум моря». - Здравствуйте, ребята. Желаю нам приятного сотрудничества, хорошего настроения и успехов. АМО «Телефонограмма» 1. Реб Ребята , вам пришла кодированная телеграмма. Чтобы прочитать её, воспользуйтесь кодом.
Итак, спешите прочитать и записать. Общий ключ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | и | е | п | ш | н | у | с | в | г | м | а | р | я | т | л | о | ь | ж | з | б | д | - В какой форме пройдет урок? Ключ 1 ряду (Путешествие) - Что возьмем в дорогу? Ключ 3 ряду 1 | 10 | 13 | 3 | 12 | 1 | 15 | 11 | 9 | 11 | 14 | 2 | 15 | 17 | 5 | 16 | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | (Имя прилагательное) - Без чего мы не сможем обойтись сегодня? Ключ приглашенным 19 | 5 | 11 | 5 | 1 | 13 | 21 | 12 | 6 | 18 | 20 | 11 | | | | | | | | | | | | | (Знания Дружба) Попробуйте сами определить тему нашего урока и форму его проведения. Какие задачи мы должны поставить перед собой собой, чтобы с успехом возвратиться из поездки? И мы с вами сейчас отправимся в морское путешествие, У вас на столах – кораблики. Выберите название команды соответственно теме – морское путешествие, девиз, определите роли. На маршрутный листах роли предлагаются, но вы их можете изменить, добавить (капитан, старший помощник капитана, штурман, впередсмотрящий, вахтенный, рулевой, матросы – расписать, кто за что отвечает) Пока команды работают, на экране (музыка из к/фильма «Пираты Карибского моря»). Давайте посмотрим, что у нас получилось. Команды, представьтесь! (20 секунд каждой команде) Молодцы! Видно сразу, что команды подобрались слаженные. Удачи вам в плавании. Семь футов под килем! |
Целе пола гание | Настроить детей на творческую работу. Постановка целей. | 1-2 минуты | «Под нять паруса!» | заимствованный | Цели и задачи: создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу, определить цели путешествия. Материалы: паруса разного цвета; таблички с корабликами того же цвета. Цветная бумага, заготовки кораблей и парусов. Технология проведения: Учитель предлагает детям поставить цели путешествия, которые обсуждаются сообща, а затем записываются на парус и прикрепляется к шаблону корабля. Можно паруса не вырезать отдельно от корабля. | АМО «Поднять паруса!» - Итак, команды определены, осталось снарядить наши корабли. – Собираясь в далёкое и опасное путешествие, нужно предусмотреть все пути, если понадобится, к отступлению или изменению маршрута. Но не это главное, главное - нужно определить задачи этого путешествия, иначе не стоит и начинать плавание. Давайте определимся, что мы хотим получить от этого путешествия? Мы с вами уже многое знаем о прилагательном , так какова будет цель нашего плавания ? В чем будет заключаться сама наша работа в плавании? Учащиеся устно определяют цели урока, а затем записывают на своем парусе и прикрепляют на корабль. Приблизительно цели могут выглядеть так: - повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме - отработать навыки отличать прилагательные от других частей речи, признаки прилагательного как части речи; - повторить разряды, - отрабатывать навыки употребления прилагательных в устной и письменной речи. Вариант: можно свои цели вывесить на белых парусах общего корабля, прикреплённого на доске. У каждой команды свой цвет листков! Помните, ребята, перед тем, как отправиться в трудное, но увлекательное путешествие, вы должны знать следующее. Первая истина: Не стыдно не знать – стыдно не спрашивать. Вам в помощь создана группа спасателей, вы можете обратиться за помощью к любому человеку из любой группы, вы можете воспользоваться вашими конспектами, спросить учителя. Вторая истина. Вы все талантливы, неспособных нет. Все вы – «звезды, а каждая звездочка, будь она маленькой или большой, излучает свет, и от этого все вы красивы. Покажите сегодня свое сияние, покажите свою траекторию полета». Сегодня вы должны сиять радугой настроений ижеланием справиться с заданием. И наша задача - помочь вам в этом. Желаем вам терпения и творчества! |
Опасения и ожидания обучающихся. | Выявить опасения и ожидания обучаю щихся | 2-3 минуты | Бутыл ка в море | заимствованный | Цели и задачи: выявить опасения и ожидания обучающихся. Материалы: бутылочки разного цвета по количеству команд. Цветная бумага, заготовки бутылочек. На цветных листах изображение бутылки. На доске – синие волны моря, вдалеке – маяк. Технология проведения: Учитель предлагает каждой команде на заготовленных бутылочках написать с одной стороны опасения, с другой ожидания, а затем подойти к доске и прикрепить свои бутылочки на волны. | АМО «Бутылка в море» - На каждом столе лежит цветной лист, такого же цвета, как и ваш якорь. На нём нарисована бутылка. Давайте отправим её самим себе в будущее. На одной её стороне напишите, что вы ожидаете от нашего путешествия, а на другой, чего вы опасаетесь в этом путешествии. А теперь запечатайте их и отправьте в синее море (на доске наклеены стикеры – волны морские. Рядом - маяк). 2 минуты на определение и оформление ожиданий, 10 секунд на озвучивание каждой команде. Теперь закрепим на борту корабля его название (название корабля в пропущенных буквах): Матрос_кий, со_нце, к_питанский, ло_ний, к_юта СЛАВА - Ну что ж, все готовы к отплытию! Я приглашаю вас в кают-компанию, чтобы обсудить наше путешествие. Посмотрите, мы проплываем мимо маяка. Мне кажется, это послание относится к нам. (В презентации слайд 4 «Маяк с пожеланиями») Ну что ж, в добрый путь! Располагайтесь все удобнее и начнем нашу подготовку к работе. Вы прекрасно понимаете, что любое дело по плечу знающему. Значит и мы с вами должны время долгого пути не потратить напрасно. Чтобы победить на Олимпийских играх, спортсмены готовятся долгие годы |
Фаза 2 «Работа над темой» | Эксп ресс – опрос
| Повторение все изученных знаний по местоимениям. Настроить учащихся на решение задач урока | 3 минуты | Морской бой | Автор ский | Цель: настроить учащихся на решение задач урока Задачи: 1) Проверить и актуализировать знания учеников по теме; 2) выявить пробелы в знаниях, ликвидировать и закрепить умения учащихся через групповую работу; 3) развивать творческо – поисковую деятельность обучающихся. Материалы: карточки, оформленные в виде морского боя . Технология проведения: На экране ------------- | Карточки «Морской бой». Выберите правильное написание прилагательных (Н или НН). | № стр. | Прилагательное | Н | НН | 1 | Ледя…ой | в | г | 1 | Лу…ый | ж | е | 2 | Орли…ый | б | а | | а | б | в | г | д | е | ж | з | 2 | Ветре…ный | ж | з | 1 | | | + | | | + | | | 3 | Глиня…ый | ж | д | 2 | | + | | | | | + | | 3 | Кожа…ый | б | г | 3 | | + | | | | | + | | 4 | Журавли…ый | в | б | 4 | | | + | | | + | | | 4 | Со…ый | г | е | 5 | | | | + | + | | | | 5 | Стари…ый | в | г | 6 | | | + | | | + | | | 5 | Травя…ой | д | б | 6 | Соломе..ый | б | в | 6 | Тума..ый | з | е | |
Проработка темы | Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Местоимение» | 0 минут | Остров безмолвия | Авторский | Цель: проверить готовности команд к решению учебных задач Задачи: проверить и актуализировать знания учеников по теме «Местоимение»; выявить пробелы в знаниях, ликвидировать и закрепить умения учащихся через групповую работу; развивать творческо – поисковую деятельность обучающихся. Материалы: маршрутные листы с заданиями; бумага для карточек, рыбки-оценки. Технология проведения: учитель предлагает ребятам выполнить ряд заданий на карточках. После этого задания проверяются и оцениваются рыбками-оценками. | Держим курс на остров безмолвия. Здесь тихо-тихо, давайте и мы попробуем тихо, не произнося ни слова, показать жестами слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. 1 неряшливый 6 ненастный 2 небрежный 7 неуклюжий 3 невнимательный 8 ничуть не трудный 4 нелживый 9 не красивый, а безобразный 5 вовсе не интересный 10 неласковый |
| | | Шторм | | | Внимание! На нас надвигается шторм! Чтобы выдержать его, нужно выполнить следующее задание: Задание по группам: 1 группа выписывает качественные прилагательные, 2 - относительные, 3- притяжательные. Каменный, морской, осенний, отцов, волчий, темный, близкий, красивый, папин, летний, высокий, любимый, бабушкин, деревянный, лисий. 1 2 3 Тёмный Каменный Отцов высокий морской волчий красивый осенний папин любимый летний бабушкин близкий деревянный лисий. |
|
| | | | | Эта игра – великолепный «миксер», с помощью которого участники «перемешиваются», контактируют между собой, обращая при этом внимание на разные аспекты действительности. Игра развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует наблюдательные и аналитические способности. Особенно интересно последнее задание, для него потребуется найти нетривиальное решение. | Энергетическая пауза-зарядка «Найди и коснись» Я предлагаю вам расхаживать по классу и касаться разных вещей. Помогут вам в этом наши прилагательные. Итак, найдите и коснитесь: - чего-либо красного, -чего-либо холодного на ощупь, -чего-либо шершавого на ощупь, - чего-либо круглого, - чего-либо золотого, - чего-либо серебряного, - чего-либо голубого, - чего-либо железного, - чего-либо зеленого, чего-либо тяжелее 3 килограммов, - части одежды, показавшейся вам шикарной, - того, кто старше вас, - коснитесь своего любимого места за партой. |
| | | | | | Творческая работа Нам нужно плыть дальше. Судовой журнал ведется ежедневно. Украсьте сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения
Сегодня ... день. Какое ... небо, какое ... море! Впереди ... остров. На берегу ... песок и ... трава. Вдали ... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к ... острову. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Рефлексия | Выяснение впечатления участников от прошедшего мероприятия Осознание выводов группового опыта Систематизация произошедшего на уроке | 3 минуты 1 минута | «Посла ние в буду щее» | | Цель: выяснить впечатления участников от прошедшего урока; подвести итоги; выявить опасения и ожидания на конец мероприятия. Задачи: помочь осознать выводы группового опыта; систематизировать произошедшее на уроке; выяснить отношения участников к прошедшему мероприятию; осознать незавершённость и невысказанность и избавиться от них до окончания работы в группе; проанализировать ожидания и опасения, выявленные в начале урока. Технология проведения: учитель предлагает вспомнить свои опасения и ожидания, проанализировать, сбылись они или нет, и убрать или дописать их на свою бутылочку. | Скоро мы увидим берега своей родины. Путешествия, как книги, бывают всякие: интересные, поучительные, умные, смешные... А наше путешествие вам показалось каким? Многое ли вы приобрели для себя из него? (ответы учащихся) - А теперь ответьте на серьезный вопрос: Сбылись ли ваши опасения? Если нет, то можно убрать их вместе с бутылкой. А ожидания? Если ожидания добавились, можно дописать и озвучить. (Работа групп – 2 минуты на работу, 1 минута на озвучивание) Учитель: Настало время подвести итоги нашему путешествию. Возьмите ваши маршрутные листы, обсудите, кто как работал (в этом вам помогут оценочные листы), выставьте оценку каждому члену команды. Заполненный маршрутный лист пусть находится у капитана. (Пока идет подведение итогов, можно включить музыку из к-ма «Пираты Карибского моря», саундтрек, см. Приложения) Разрешите и мне высказать оценку нашему уроку (Слайд 14 ) Спасибо вам за урок, с вами работать было интересно! После того, как участники путешествия уходят, капитаны отчитываются за работу команды. Если время позволяет, это делается при всём классе. Дети приучаются оценивать друг друга и видеть свои ошибки. |