kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм действия повторения частей речи как один из способов эффективной самоподготовки обучающихся к ЕГЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - Уметь опознавать и анализировать основные единицы языка. Понимать взаимосвязи уровней и единиц русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм действия повторения частей речи как один из способов эффективной самоподготовки обучающихся к ЕГЭ"»

Технологическая карта урока русского языка в системе проектно-дифференцированного обучения.

МАОУ СОШ №53 Учитель: Майорова Л. П., учитель русского языка и литературы высшей кв. категории

Предмет

Русский язык

Класс

11а

Раздел

«Морфология»

Тема урока

Наречие как часть речи («И это всё о нём»). Алгоритм действия повторения частей речи как один из способов эффективной самоподготовки обучающихся к ЕГЭ.

Тип урока

Поэлементное формирование проектных компетенций (урок расширения и углубления знаний)

Дидактическая цель урока:

расширить, углубить знания обучающихся по теме «Наречие» через разработку алгоритма действия

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Уметь опознавать и анализировать основные единицы языка.

  2. Понимать взаимосвязи уровней и единиц русского языка.

  3. Продолжить формирование основных норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических).

  4. Уметь использовать нормы речевого этикета в собственной речевой практике.


  1. Адекватное понимание информации устного и письменного общения.

  2. Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим).

  3. Овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему.

  4. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

  5. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

  6. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

  1. Уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

  2. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

  3. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  4. Успешная сдача ЕГЭ.


Основные понятия, изучаемые на уроке

часть речи, наречие, морфологические признаки, орфоэпические нормы, словосочетания, словоупотребление, лингвистические задачи

ФОПД

Фронтальная, индивидуальная

Средства обучения:

Интерактивный комплекс

Методы обучения:

проектные

Организационная структура урока

Этап урока


Деятельность

Примечание

учителя

учащихся

1

Проблематизация учебной ситуации

1.Описание учащимися своих индивидуальных познавательных знаний, умений




Выявление границ «знания» – «незнания» в предметной области














Вся наша совместная работа в этом учебном году направлена на успешную сдачу ЕГЭ по русскому языку. Как добиться успеха? Конечно, путём кропотливой работы на уроке вместе учителем. Но без самостоятельной работы дома высоких результатов не добьётесь. Как сделать домашнюю подготовку эффективной, системной, логичной? На этот вопрос мы попытаемся ответить сегодня на уроке.

Начинаем с простейшей формы работы – «экспресс-опрос», которая позволит определить наши теоретические знания по теме. (один ученик работает с доской , все остальные – в тетрадях)

Морфологические признаки наречия (экспресс-опрос).

  1. Наречие – неизменяемая часть речи.

  2. Наречие может иметь нулевое окончание.

  3. Наречия обозначают признак действия и признак признака.

  4. Наречия на О –Е имеют степени сравнения.

  5. Наречия могут пояснять только глагол и деепричастие.

  6. В словосочетании «ударил нарочно» есть наречия из разряда образа действия.

  7. В словосочетании « идти навстречу другу» есть наречие.

Выполните самопроверку.

Кто ошибся? Почему? Итак, выявилась проблема – недостаточность теоретических знаний по теме.

К чему это может привести?




















Выполняют задания. Два ученика у доски. Класс в тетрадях.















Оценивают по критериям: 7 верных ответов – «5»; 6 – «4»; 5 – «3».

Ответы: незнание теории, сложные суждения.


(ученик прописывает на доске )

Ответы: это может привести к неумению распознавать наречие среди других частей речи. Это в свою очередь может привести к орфографическим ошибкам и к речевым неточностям и к неправильному использованию наречия в письменной речи.


2.



























3.

Целеполагание в учебной деятельности


























Планирование учебной деятельности. Выполнение заданий по содержанию.


























Что необходимо сделать, чтобы эти проблемы решить?

Достаточно ли для ЕГЭ знаний только по теории данного вопроса.

Чем еще необходимо овладеть?

Необходима система заданий по решению лингвистических задач.

Помимо решения заданий части А и В у нас есть еще часть С, которая предполагает написание сочинения-рассуждения по исходному тексту. В этой творческой части вы должны показать своё умение владеть лексикой родного языка. И чем больше слов различных частей речи вы будете использовать, чем точнее и уместнее будет их словоупотребление, тем выше будет количество баллов за сочинение (критерии 5, 6 )

Формулируем цель: создание единого алгоритма для подготовки к ЕГЭ по разделу «Морфология» на примере отработки знаний, умений по теме «Наречие».

Сейчас мы с вами должны определить виды заданий, которые помогут нам решать лингвистические задачи.

С заданий, какого вида мы начнем отработку лингвистических задач?

Задание. Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами и выпишите наречия.

Цемент – докрасна, туфля – втридорога, мастерски – договор, мельком – обеспечение, досуха – поутру, завидный – завидно, премировать – подростковый, негде – нигде, навстречу – насчёт, квартал – около.

Задание. Выпишите словосочетания с наречиями.

Зарасти сплошь, напротив школы, взамен лекции, упасть навзничь, открыть настежь, вместо завтрака, дважды прочитать, вокруг дома, слева от печки, на встречу с друзьями, шёл навстречу, солнце горячо, убеждал горячо.



Задание. Запишите наречия в соответствии с орфографическими нормами.

Видимо-невидимо, точка в точку, наизусть, на память, сослепу, чересчур, в охапку, на-гора, точь – в-точь, по-немецки, по-вашему, во-вторых, надвое, по двое, вдвое, под мышки, по-иному

Задание. Прочитайте текст. Определите основную мысль текста. Сформулируйте проблему, заданную в тексте. В части С при создании собственного текста вы будете употреблять наречия, потому что … Но чтобы не было речевых ошибок при употреблении наречий нужно хорошо знать лексическое значение наречий. Проверим себя. Вставьте на месте многоточий подходящие по смыслу наречия.

(1)Людей………….мучают разнообразные сожаления.(2)Но самое сильное сожаление …….вызывает у нас ничем не оправданная стремительность времени. (3) Вот не успеешь опомниться, как……. блекнет молодость, ……..тускнеют глаза. (4)Как правило, сожаления просыпаются …….утром, но ……..засыпают ночью. (5)Наоборот, по ночам они разгораются…….. (6)И нет, к сожалению, такого снотворного, чтобы их усыпить ………. .

Подводим итог решения речевых и лингвистических заданий. Подсчитайте баллы и выведите среднюю оценку.

Ответы: глубже изучить теорию вопроса.



Не достаточно.










(ученик прописывает на доске)








Совместно с учителем формулируют цель.








Выбирают последовательность заданий.

Мотивируют свой выбор.

Решают лингвистические задачи.





(2 человека за доской выписывают наречия, 1 человек на доске – слова других частей речи и надписывает их).

Взаимопроверка по критериям: 8 обязательных правильно и 3 с мотивацией – «5»

7-8 обязательных – «4», 5-6 - «3».



Два человека за доской выписывают словосочетания с наречиями. Один человек на доске оставшиеся словосочетания (без наречий) и сочетания слов.

Взаимопроверка по критериям: 7 словосочетаний – «5», 6 –«4», 5 – «3».


Один ученик работает на доске, остальные в листках.

Взаимопроверка по критериям: 17 верных – «5», 15-16 – «4», 13-14 – «3».













Взаимопроверка по критериям: 8 верных – «5», 7– «4»,5-6 – «3».











Выставляют оценки в оценочные листы.


4

Создание образа изучаемого образовательного продукта.

Предлагает завершить алгоритм, указывая виды работ по решению проблем.



Заканчивают работу над алгоритмом.




5.

Презентация проектного продукта.

Предлагает проговорить основные этапы алгоритма.




Насколько подходить данный алгоритм для организации повторения других частей речи?


Демонстрация образовательного продукта.

Определяют его универсальность.







6.

Рефлексия.

Был ли понятен вам смысл работы на уроке (для чего мы это делали?)

- Поможет ли вам алгоритм организовать самостоятельную работу по подготовке к ЕГЭ?

- Что трудно было на уроке?


Отвечают на вопросы.


7.

Домашнее задание

(одно по выбору)

  1. Написать сочинение-рассуждение по исходному тексту (объем -150-200 слов)

  2. Разработать алгоритм действий повторения одной из частей речи с подбором системы лингвистических задач.





Оценочный лист работы на уроке.


Фамилия, имя ученика____________________________________________________________________________________

Фамилия, имя партнера___________________________________________________________________________________



Задания

Самооценка/взаимооценка партнера

Средняя оценка

Экспресс-опрос



Задание №1



Задание №2



Задание №3



Задание №4





Подпись учителя Л.П. Майорова



Оценочный лист работы на уроке.


Фамилия, имя ученика____________________________________________________________________________________

Фамилия, имя партнера___________________________________________________________________________________



Задания

Самооценка/взаимооценка партнера

Средняя оценка

Экспресс-опрос



Задание №1



Задание №2



Задание №3



Задание №4





Подпись учителя Л.П. Майорова









Задание. Прочитайте текст. Определите основную мысль текста. Сформулируйте проблему, заданную в тексте. В части С при создании собственного текста вы будете употреблять наречия, потому что … Но чтобы не было речевых ошибок при употреблении наречий нужно хорошо знать лексическое значение наречий. Проверим себя. Вставьте на месте многоточий подходящие по смыслу наречия.

(1)Людей………….мучают разнообразные сожаления.(2)Но самое сильное сожаление …….вызывает у нас ничем не оправданная стремительность времени. (3) Вот не успеешь опомниться, как……. блекнет молодость, ……..тускнеют глаза. (4)Как правило, сожаления просыпаются …….утром, но ……..засыпают ночью. (5) Наоборот, по ночам они разгораются…….. (6)И нет, к сожалению, такого снотворного, чтобы их усыпить ………. .



__________________________________________________________________________

Задание. Выпишите словосочетания с наречиями.

Зарасти сплошь, напротив школы, взамен лекции, упасть навзничь, открыть настежь, вместо завтрака, дважды прочитать, вокруг дома, слева от печки, на встречу с друзьями, шёл навстречу, солнце горячо, убеждал горячо.



__________________________________________________________________________



Задание. Выпишите словосочетания с наречиями.

Зарасти сплошь, напротив школы, взамен лекции, упасть навзничь, открыть настежь, вместо завтрака, дважды прочитать, вокруг дома, слева от печки, на встречу с друзьями, шёл навстречу, солнце горячо, убеждал горячо.



__________________________________________________________________________



Задание. Запишите наречия в соответствии с орфографическими нормами.

Видимо (невидимо), точка (в) точку, (на)изусть, (на)память, (со)слепу, (черес)чур, (в)охапку, (на)гора, точь(в)точь, (по)немецки, (по)вашему, (во)вторых, (на)двое, (по) двое, (в)двое, (под)мышки, (по)иному






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Майорова Людмила Павловна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства