kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Правописание корней -кас-,-кос-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:выяснить совместно с учащимися условие написания букв а и о в изучаемых корнях; научить владеть способом выбора букв о–а в корнях -кас- – -кос-;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Правописание корней -кас-,-кос-"»

Урок БУКВЫ О–А В КОРНЯХ -КАС- – -КОС-

Цели деятельности учителя

Выяснить совместно с учащимися условие написания букв а и о в изучаемых корнях; научить владеть способом выбора букв о–а в корнях -кас- – -кос-; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь применять правило правописания букв о–а в корнях
-кас- – -кос-; уметь отличать слова с ложным чередованием.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность к осознанию целей


учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

Эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные (цифровые) ресурсы

Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

компьютер

Наглядно-демонстра-
ционный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия
и термины

Чередование, орфограмма-буква

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учеб-

ной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вот опять звенит звонок,

Он зовет нас на урок.

Чтобы нам умнее стать,

Надо очень много знать.


Вступительное слово.

– Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по острову Орфография. Мы побывали в гостях у корней –лаг-,лож-, чтобы попасть в гости к корням –кас-,-кос- мы должны будем решить

задания.
– Итак, начинаем наше путешествие

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность
к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной связи

2. Актуализация
и пробное учебное дей-

ствие.

Выявление места и при-

чины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних
и новых знаний и применение их в новых ситу-

ациях. Эвристическая беседа, работа с дидактическим материалом.

– Чтобы попасть к корням –кас-,-кос- нужно справиться
с препятствием – отгадать загадки (на слайде).

В текст слова чужие вставим
И в кавычки их поставим.
Все вы знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
(Цитата)

Так в старину называли и большой населённый пункт, а сейчас – только осадки.
(Град).

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний
у них недостаточ-

но для полных ответов.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции

анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы, письменные работы.

– Итак, вы успешно преодолели препятствия и теперь время отправиться к корням –кас-,-кос-.

– Подходя к воротам домика, мы видим надпись (слайд):

Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте, ребята, поможем
Им в нелегкой и грустной судьбе.

Раздает карточки с заданием.
– Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните постановку знаков препинания, выделите основу.

1-я группа: символ, береза, Россия.

2-я группа: Положите, на, полка, книги, ребята.

дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по повторению орфограмм.




Физкультминутка

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели
И работать захотели.
Тихо все на место сели


Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке

Выполнение упражнений

3. Целеполагание и по-

строение

проекта выхода
из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами

эвристической беседы; работа с учебными
пособиями

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Ну, а сейчас мы идем дальше.

Безударный – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.

Коснуться - касаться

Прикосновение –касание

Коснется –касается

Проанализируйте эти слова и скажите, чем они различаются?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, осваивают лингвистические термины

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера
по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения

необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса

Вопросы для уточнения информации

4. твор-

ческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа по вопросам. Наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка

На слайде слова:
коснулись, касаться, касающиеся, коснувшийся, прикасаться, прикоснуться

– Распределите их в два столбика.

Коснулись – касаться

Коснувшийся – касающиеся

Прикоснуться - прикасаться

– Почему распределили слова таким образом?

– Выделим корни.

– Какие это слова?

– В этих словах происходит чередование гласных.

– Какие гласные чередуются?

– Наша задача – разобраться, когда в корнях с чередованием пишется а, когда – о.

– Почему в словах 1-го столбика пишем в корне букву о?

– Почему в словах 2-го столбика – буква а?

– Обозначим орфограмму.

– Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?

– Прочитаем правило.

– От чего зависит чередование гласных а–о в корнях -кас- – -кос-?

– А теперь выполним упражнение и сделаем вывод: что
общего в правилах написания гласных в корнях -лаг- – -лож-
и -кас- – -кос-?

Прик_снувшись к чему-либо, к_сающиеся этого; нежное прик_сновение; к_сательная линия; к_саться осторожно; к_снуться чего-либо; сл_гаемое; сл_жили вещи; разл_жение на множители; пол_гаю, что это верно.

дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по освоению орфограмм

Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задания; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы;

выполнение заданий

5. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.

Включение в систему знаний и повторение

Обобщение
и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение практического задания, составление связных рассказов об изученных нормах.

Взаимопроверка. Обобщение
полученных
на уроке сведений

Архипелаг Закрепления.

 Выпишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. 
     Обозначьте условия выбора данной орфограммы.

          Весло к…снулось воды.

          Крючок к…сается дна.

          Наши лодки соприк…снулись.

          Ветка прик…снулась к лицу. 

          Осторожно прик…нитесь к ране.

          Причинить боль к…санием.                  

Задание развивает умение видеть в словах орфограмму –букву а–о в корне ­кос­ (­кас­), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания)

- Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значение групп однокоренных слов.

коса

косой

коснулся

косить

раскосый

касание

косилка

искоса

прикоснуться

косарь

косо

касание

Ответьте на вопросы:

В словах с каким лексическим значением происходит чередование гласных?

Приведите примеры.

2. Работа с сигнальными карточками.

– Я называю словосочетание, а вы показываете гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.

Не мог к_снуться, к_сательная, соприк_саться, к_снулся пальчиком, предлагать (ничью), положительный (герой), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (закончить) (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение, прик_сновение.

– В каких морфемах находятся орфограммы?

– Расскажите правило правописания корней -лаг- – -лож-, -кас- –
-кос-.

– Итак, мы побывали в гостях у корней –кас-,-кос- и их соседей

-лаг-, лож-


Выполняют упражнения; проверяют правильность выполнения работы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации, письменные работы

6. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа
по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился –

выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки

Листы обратной связи


Домашнее задание:

На « 3»



1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь, соприк…сновение, к…сательная, к…сается, к…саешься,

к…немся, неук…снительно, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.

3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.



На «4»

1. Дополните предложения словами с корнем -КОС – КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.



На «5»

1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.

2.       Составьте словарный диктант на тему: “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.

(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Правописание корней -кас-,-кос-"

Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна

Дата: 06.03.2016

Номер свидетельства: 302710


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства