5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение практического задания, составление связных рассказов об изученных нормах. Взаимопроверка. Обобщение полученных на уроке сведений | Архипелаг Закрепления. Выпишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Обозначьте условия выбора данной орфограммы. Весло к…снулось воды. Крючок к…сается дна. Наши лодки соприк…снулись. Ветка прик…снулась к лицу. Осторожно прик…нитесь к ране. Причинить боль к…санием. Задание развивает умение видеть в словах орфограмму –букву а–о в корне кос (кас), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм. Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания) - Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значение групп однокоренных слов. коса | косой | коснулся | косить | раскосый | касание | косилка | искоса | прикоснуться | косарь | косо | касание | Ответьте на вопросы: В словах с каким лексическим значением происходит чередование гласных? Приведите примеры. 2. Работа с сигнальными карточками. – Я называю словосочетание, а вы показываете гласную, которая пишется в корне слова с чередованием. Не мог к_снуться, к_сательная, соприк_саться, к_снулся пальчиком, предлагать (ничью), положительный (герой), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (закончить) (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение, прик_сновение. – В каких морфемах находятся орфограммы? – Расскажите правило правописания корней -лаг- – -лож-, -кас- – -кос-. – Итак, мы побывали в гостях у корней –кас-,-кос- и их соседей -лаг-, лож- | Выполняют упражнения; проверяют правильность выполнения работы | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Вопросы для уточнения информации, письменные работы |