Образовательная область: коммуникация
Раздел: основы грамоты и письма
Тема: Звуки [х—х'] и буква «Х». Рисование бордюра.
Цель: Познакомить со звуком и печатным образом буквы. Упражнять детей в слого-звуковом анализе слов.Упражнение в умении проводить звуковой анализ четырехзвуковых слов различной звуковой структуры. Закрепить умение читать слоги, составлять предложение. Развивать мелкую моторику рук через рисование бордюров. Воспитывать интерес к грамоте.
Билингвальный компонент: по теме.
Этапы
деятельности
Действия воспитателя
Деятельность детей
Мотивационно-
побудительный
В кругу привлекает внимание детей, кто хочет поднять настроение.
Читает веселый стишок:
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!
Хи-хи-хи да бух-бух!
Хо-хо-хо да хе-хе-хе!
Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!»
Беседа, как смеялся старичок?
Приглашает детей в страну АЗБУКА. На охоту за звуком и буквой Х.
Мы должны взять с собой пропуски - буквы, которые мы знаем, назвать звуки, прочитать слоги.
Дети внимательно слушают.
Слушают, какие звуки они слышали чаще всего, когда старичок смеялся? (Звуки [х—х']) С этими звуками хотят сегодня познакомиться поближе
Дети радуются, соглашаются.
Дети выбирают буквы на карточках, называют их звуки, читают слоги.
Организационно -поисковый
И\ упр. «Охота» ( см. презентация)
Шел охотник на охоту,
Увидал в кустах кого-то.
Он затвором щелк да щелк,
И на снимке вышел волк.
Для охоты нам нужно фоторужье. (
а) — Посмотрите в фоторужье: на полянке появился первый зверек.
Он очень хочет попасть в кадр. (Воспитатель выставляет на доску картинку с изображением животных )
Дети определяют на слух, какой в слове черепахи звук [х] — твердый или мягкий. (Мягкий звук [х'])
Фотоохота заканчивается. Назовите, кто получился на наших снимках. Предлагает познакомиться.
Организует звуковой анализ слова «Хома»
Выставляет еще одну фотографию.( слайд презентации)
Физминутка.
Хома, хома, хомячок»
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щеки руками)
лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Знакомство с буквой Хх.
Педагог говорит о том, что у звуков [х—х'] — один образ-буква. Показывая букву, педагог читает четверостишие:
«X» на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь.
Организует работу по основам письма : букву по точкам и штриховка.
Дети скатывают из листов бумаги трубочки-фоторужья)
называют правила.
-На охоте нужно вести себя тихо и быть очень внимательными.
определяют, сколько частей (слогов) в слове хорек? (В этом слове два слога: хо-рек)
-рассматривают картинки, составляют предложения по предложенному количеству слов.
Дети называют: хорек, черепаха, муха)
Дети проводят слого-звуковой анализ слова муха. (В слове два слога: первый слог хо-, второй слог -ма. Первый звук в слове [х, второй звук [о], третий звук [м], четвертый звук [а])
Выполняют движения.
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
Знакомятся с буквой Х.
Находят букву среди других, обещают с ней подружиться
Показывают работу ножниц руками.
Выполняют задание:
помогают хомячку нарисовать правильно дорожки( бордюры)
Рефлексивно - корригирующий
Проводит беседу по пройденной теме.
Организует просмотр мультфильма про хомячка
Высказываются, что узнали, что понравилось.
Смотрят мультфильм про хомячка.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: называют звуки, узнают печатные образы букв.
Понимают : что звуки занимают разную позицию в словах.
Применяют : звуковой анализ слов, составляют предложения.
Загадки
Ходит по лесу зверек —
Хитрый маленький. (хорек).
(С. Маршак)
).
Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят. (черепахи).
А это что за насекомое?
Жужжит она у уха.
Летает всюду. (муха).