Тема урока | Падежные окончания имен существительных в единственном числе |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений |
Цель урока | Развивать умение распознавать склонение и падеж имен существительных, писать безударные окончания имен существительных |
Планируемые результаты предметные личностные | Научатся определять падеж имен существительных, сравнивать типы склонений; распознавать имена существительные 1, 2-го, 3-го склонений; писать безударные падежные окончания имен существительных. Научатся выполнять логические операции сравнения и сопоставления; определять цели и задачи своей деятельности; оценивать свои достижения, адекватно воспринимать корректирующие указания. Освоят правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах; |
УУД | Познавательные - перечисление свойств реального объекта на основании наблюдений за ним; умение выделять существенные признаки; развитие творческого воображения; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные - готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции; умение устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать; Регулятивные - определение цели учебной деятельности; соотнесение результата своей деятельности с целью; оценивание результата; Личностные - уважительное отношение к культуре, языку, гражданской позиции |
Основное содержание темы, понятия и термины | Имя существительное, 3 склонения имен существительных, безударные падежные окончания имен существительных |
Образовательные ресурсы | Компьютер, проектор. Презентация, карточки для групповой работы. |
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД | Примечание |
Мотивирование к учебной деятельности ( организационный этап) |
Проверка готовности к уроку, мотивация учащихся. -Ребята, наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» - Как вы ее понимаете? -Вы знаете, что наши знания- это богатства, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. На предыдущих уроках немало знаний вы положили в свой сундучок. Сегодня они на уроке нам очень пригодятся. | Учащиеся проверяют готовность к уроку. Вступают в диалог с учителем. Слушают задание учителя, отвечают на поставленные вопросы. | Самоопределение (Л.) Мотивация к учебной деятельности (Л.) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | |
2.Воспроизведение опорных знаний учащихся. Актуализация знаний |
-На слайде перед вами слова. Тортик, котик, ротик Звезда, Земля, планета По дороге, без тетради, около машины -Что это? Почему вы так решили? Игра «Третий лишний» Найдите в каждой строчке «лишнее», объясните свой выбор. Как назвать остальные слова? -Итак, мы выяснили, что все записанные слова – имена существительные. -Что такое имя существительное? Что вы знаете о нем? | Воспроизведение имеющихся знаний.
Восприятие, диалог с учителем, нахождение «лишнего» Дают определение имени существительному, указывают его признаки ( постоянные и непостоянные). | Анализ объекта (П.) Умение строить речевое высказывание (П.) Умение структурировать знания (П.) Сличение результата с заданным эталоном (Р.)
| |
Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. |
На слайде слова: боль, соль, якорь, морковь, тюль - Верно ли , что у всех этих имен существительных букв больше, чем звуков? -Поставьте слова в форму предложного падежа. -Что вы знаете об этом падеже? -Запишите, выделите окончания слов и укажите их склонение. -Какое слово вызвало у вас затруднение? Почему? Что обозначает это слово? -Проведем маленькое исследование. Как обычно, в случае затруднения при определении значения слова, обратимся к словарям, а именно, к Википедии. -Что нужно для этого сделать? -Теперь мы можем поставить слово тюль в форму предложного падежа? - Сделаем это. - Составьте словосочетания со словом тюль. -Как вы определяли, какое безударное окончание нужно написать у имен существительных? - Что нужно для этого знать и уметь? -Всегда ли надо проверять окончания имен существительных? -Сформулируйте тему урока. -Чему мы будем учиться на уроке? Какие цели перед собой поставим? -Зафиксируйте на полях тетради (оцените) свое умение писать безударные падежные окончания имен существительных. ( Самооценка с помощью сигнальной ленты «Светофор») 4.Физминутка | Определяют род и склонение предложенных имен существительных. Выходят в сеть Интернет, ищут с помощью поисковой системы значение незнакомого слова. Ставят слова в форму предложного падежа, определяют, какое окончание надо писать Ставят цель урока, составляют план. Упражнения для глаз | Поиск необходимой информации из справочников и энциклопедий (П.) Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.) Целеполагание (Р.) Самопроверка, самооценка (Р) Ориентирование на здоровый образ жизни (Л.) | |
5. Применение знаний и умений (работа по теме урока) |
1.Типовые задания ( в Работа по учебнику: стр 38 упр. 64 -Прочитайте задание. -Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных? -Давайте составим алгоритм, которым будем пользоваться. 1. Поставь существительное в начальную форму, определи его склонение. 2 Поставь вопрос к имени существительному и определи его падеж. 3.Вспомни, какое окончание надо писать у существительных в этом склонении и падеже. На предыдущих уроках мы с вами уже составляли таблицу безударных падежных окончаний. Вспомним ее. 2.Конструктивные задания -Найдите в упражнении слово, которое соответствует схеме ( приставка, корень, суффикс, окончание) и является именем существительным 1 склонения в дательном падеже. -Составьте и запишите с этим существительным такое предложение, чтобы в его окончании стояла буква и. -В каком случае это возможно? Какие предлоги мы можем употребить? Запишем это предложение и разберем его по частям речи и членам предложения. 6.Физминутка 3.Самостоятельная работа -Прочитайте задание №70 на странице 40. -В каком падеже стоят все имена существительные? Одинаковыми ли будут у них окончания? -Выполните это упражнение самостоятельно. -Проверим. -Почему у существительных в одном и том же падеже разные окончания? От чего это зависит? С какой целью авторы учебника предложили нам такое упражнение? -Оцените, как вы смогли самостоятельно написать безударные падежные окончания с помощью сигнальной ленты «Светофор» | знакомой ситуации) Дети применяют полученные знания.
Отработка навыка правильного выбора окончания. Работа по алгоритму. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА ( 3 группы детей: -самостоятельно - с опорой на алгоритм - по алгоритму и с использованием таблицы) ( в измененной ситуации Выполняют работу и проверяют её. Оценивают свою работу. Выполнение движений. Выполняют работу и проверяют её. Оценивают свою работу. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА ( 3 группы детей: -самостоятельно - с опорой на алгоритм - по алгоритму и с использованием таблицы) | Перечисление свойств реального объекта на основании наблюдений за ним; умение выделять существенные признаки (П.) Смыслообразование (Л.)
Планирование своего действия (Р.) Ориентирование на здоровый образ жизни (Л.) Смыслообразование (Л.) Планирование своего действия (Р.) Самооценка (Л.) Применение полученных знаний в новых условиях (П.) Применение полученных знаний на практике | |
7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания) |
-Сейчас мы с вами поработаем в группах. -В языке племени Сяз так же, как и в русском, у имен существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском. -Внимание на экран. Рассмотрите таблицу. 1 скл | 2 скл | 3 скл | пува кряда магра сгара | осяз кряч рюнь жадро | вищь терь скичь клущь | - А теперь задание: из рассказа на сязском языке исчезли все окончания имен существительных. Сгара трымчит о кряч… ( ) и о скич… ( ). Вищь дрымчит по магр… ( ), по жадр… ( ). Он от клущ…. ( ) и от рюн…. ( ) рыкает опащ. Терь пиличит по пув( ) и по кряд( ).Об осяз( ) бручно без вищ( ). Постарайтесь вставить их и объяснить. -Проверим, как вы справились с заданием. | Работа в группах. Учатся обобщать, применяют имеющиеся знания в нестандартной ситуации | Самооценка (Л.) Применение полученных знаний в новых условиях (П.) Применение полученных знаний на практике. Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции, умение устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать (К) | |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении |
Разъяснение задания Стр 38 упр 65 -Выполняем упражнение по заданию. -Творческое задание (по желанию) подобрать свои пары словосочетаний по аналогии с предложенными | Запись в дневник | | |
9. Рефлексия ( подведение итогов занятия) |
Графический диктант -Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны «- «. 1) В русском языке пять падежей 2)Определить склонение имени существительного можно только по его роду 3)Начальная форма имени существительного – именительный падеж, единственное число 4)В падежных окончаниях имен существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложных падежах пишется буква –е 5)Имена существительные среднего рода относятся только ко 2-му склонению 6)Имена существительные женского рода относятся только к 1-го склонения 7) В предложном падеже в окончаниях имен существительных 2-го склонения пишется буква е 2.-Какова была тема урока? -Какую цель мы ставили перед собой? Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? -Чем вам особенно запомнился урок? -Оцените свое умение писать безударные падежные окончания имен существительных («Светофор») | Взаимопроверка Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. | Регулятивные УУД. Выявление основного в своей деятельности. Личностные УУД. Установление связи между учебной деятельностью, мотивом, результатом, выделение смысла учебной деятельности (рефлексия)
| |