II. Языковая разминка с актуализацией изученного. | Проверка выполнения домашнего задания. Опрос (фронтальный). Работа с сигнальными карточками. – Ребята! На прошлом уроке мы завершили изучение орфограммы «Чередование гласной в корне слова». Вспомните правописание известных вам чередующихся корней. (Слайд 1) – От чего зависит правописание гласной в этих корнях?. – При каком условии в корне -гор-(-гар-) пишется буква о? – Вспомните правописание слов с корнями -зар-(-зор-). – Когда в корне -кос-(-кас-) пишутся буквы о и а? – Напомните алгоритм работы над этой орфограммой. (1.Чтение слова, нахождение корня. 2. Необходимо выяснить, есть ли суффикс -а. 3. Руководствуясь правилом, нужно записать слово.) – Работаем с сигнальными карточками. Я называю слова на данные орфограммы, вы поднимаете карточку с той гласной, которая пишется в корне с чередованием. Загораешь, зарница, соприкасаться, загореть, озарение, загорелось, нагар, касательная, горение, прикосновение, зоренька, коснуться. Выполнение задания ( Слайд 2) 1. Запись предложения: Элли взяла бессильного Тотошку на руки, и путники вступили в тёмный лес. (А. Волков) 1) Выделить грамматические основы, составить схему предложения. 2) Найти слова, в которых есть орфограммы с опознавательным признаком «стечение согласных звуков» (взяла, бессильного, Тотошку, вступили). Объяснить написания: возьму, бессильного (перед глухим), Тотошечка, вступили (традиц.). – Сколько здесь видов орфограмм? (Три: буква согласного в корне; буквы з, с на конце приставки; неизменяемая приставка.) – Почему в словах путники, тёмный нет орфограммы? (В сочетании согласных есть непарный звонкий (сонорный), поэтому нет выбора буквы.) 2. Графический диктант «З или С» (Слайд 3) Учащиеся на слух воспринимают слова, определяют букву в приставке и записывают в тетрадях (на листочках) только букву. Безвкусный, восстание, исчезать, рассвет, расцвет, рассчитать, расписание, развязать, бесшумный, безжалостный, воспитывать, возделывать, издать, испечь, воззвание. (Самопроверка: з, с, с, с, с, с, с, з, с, з, с, з, з, с, з.) Можно собрать работы на проверку. | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным). 2. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (несплошной текст, таблица). 3. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
III. Постановка проблемного вопроса урока. | 1. РАЗБОР СЛОВ ПО СОСТАВУ безымянный, разыграть, сверхинтересный, сыщик, подытожить, сверхмежигровой (Слайд 4) а) Сначала выявляется общее правило написания для большинства приставок. Затем ученики пытаются выявить закономерность, сравнив ещё раз написания в разных столбиках (при необходимости – подсказка: на какой согласный оканчивается приставка?), определить основное условие выбора – приставка на букву согласного. б) Проводится наблюдение над написанием буквы после приставки сверх, делается вывод, что эту приставку можно назвать исключением. 2. Откройте учебник. Прочитайте тему урока (Слайд 5) – В чём отличие этой темы от двух предыдущих, на которых мы открывали новые знания (Новые буквы – ы или и, не в КОРНЯХ, а после приставок.) Ученики работают в парах, выявляют особенность: разные буквы ы и и в корне однокоренных слов, формулируют основной вопрос урока. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. |
IV. Открытие нового знания. Физминутка | Усвоение новых знаний а) На доске: Играть сыграть, отыграть Искать подыскать, разыскать – Выделите в словах корни. Выделите в однокоренных словах второго столбика приставки. Что происходит с первой гласной корня, когда она оказывается после приставки на согласный? Сделайте вывод. Сформулируйте правило. (После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо И пишется Ысогласно произношению) Запишите слова в тетрадь. Проверка правильности выполнения упражнения с опорой на правила 1. Чтение правила в рамке стр.183 Сравнение формулировки учащихся с правилом учебника. Беседа на углубление понимания: – Как вы думаете, с чего нужно начать поиск орфограммы? (Попробовать убрать приставку.) – Ко всем ли словам можно применить это правило? (Нет, только к словам, которые начинаются на букву и.) – Изобразите графически основное условие выбора новой орфограммы. СОГЛ. Ы И – Почему в словах поискать, наиграть буква ы на месте и не пишется? (Приставка не оканчивается на согласный.) 2. Составление схемы правила. И СОГЛ. Ы Искл. И СВЕРХ И МЕЖ Зрительная, пальчиковая, двигательная гимнастики. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в модель, схему). |
V. Развитие правописных умений. | Работа со словарем (Слайд 6) Учащимся выдаются вкладыши- помощники, ребята анализируют их, делают выводы. – Вклейте таблицу дома в «Помощницу по русскому языку» (тетрадь-справочник с правилами) Ы/И на стыке приставки и корня. | Буква Ы как основная форма После всегда твёрдых согласных в приставках перед корнем на И происходит чередование звуков Ы/И, что в большинстве случаев отражается на письме: | искать – отыскать, играть – обыграть. Особый случай: взимать (приставка на мягкий согласный). Буква И как исключение Замена И на Ы после приставки в начале корня не делается в исключительных случаях, когда возникают дополнительные трудности в понимании значения слова: | 1. После иноязычных приставок: дезинформация, постимпрессионизм, субинспектор, контригра. 2. В сложносокращённых словах: пединститут, спортигра, санинспекция. 3. После Ж и Х в приставках МЕЖ-, СВЕРХ-, а также в сложных словах (в русском языке нет написаний ЖЫ, ХЫ): межиздательский, сверхизысканный, двухимпульсный. | Закрепление знаний Творческий диктант (слова записаны на доске) – Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова. История –––––– Иронизировать –––––– Интеллигентный –––––– Инфекция –––––– Имя –––––– Работа в тетрадях на закрепление изученного материала. 1. Упр. 93 стр.184 – развивается умение графически обозначать условия выбора буквы ы или и после приставок. Выполняется коллективно с опорой на запись на доске. 2. Упр. 96тр.184 – развивается умение конструировать слова с приставками по заданным параметрам и писать букву ы или и после приставок, графически обозначать условия выбора орфограммы. Разбирается коллективно, выполняется самостоятельно устно. | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
VI. Итог урока. | – Назовите ключевые слова темы. (Приставка, согласный, буквы ы, и, приставка сверх.) – Найдите «третье лишнее»: а) 1) раз…скать, 2) по…скать, 3) от…скать; б) 1) раз…грать, 2) об…грать, 3) про…грать. – Чему учились на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |