kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Сочинение. Ч.Айтматов. Социально-философская направленность произведений писателя. Тема любви в повести «Джамиля».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  кратокосрочный  план  разработан  учителем русского  языка и  литературы

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Сочинение. Ч.Айтматов. Социально-философская направленность произведений писателя. Тема любви в повести «Джамиля».»

Утверждаю:______________Кентанова Г

Дата:16.04.2018
Уроки 31- 32. Русская литература. 11 класс
Тема урока: Сочинение. Ч.Айтматов. Социально-философская направленность произведений писателя. Тема любви в повести «Джамиля».
Цели урока:
Совершенствование умения аналитического комментирования текста, осмысление

обсуждаемых проблем повести, нахождение в них личностного смысла,

формирование гражданской позиции, усвоение общечеловеческих ценностей.

Развитие способности к исследовательской деятельности, овладение навыками

анализа художественного текста, совершенствование умения формулировать и

высказывать собственную точку зрения, объясняя мотивы поведения и поступков

героев, соотнося ее с мнениями других.

Оценить уровень лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся,

развивать речевые умения и навыки, умение высказывать свою точку зрения.
Воспитание культуры общения, толерантности.
Оборудование: портрет писателя.

Вид урока: урок – размышление

Тип урока: диалог с классом
Ход урока:
I. Организационный момент. Деление на группы.
II. Актуализация знаний о жизни и творчестве Ч.Айтматова.
III. О повести «Джамиля». Выход на тему урока.
Слово учителя. Повесть «Джамиля» принесла Айтматову всесоюзную, а вслед за тем и европейскую известность. Тема войны в этом произведении предстаёт в опосредствованном воздействии на жизнь киргизского села, общественные и личные взаимоотношения людей, их чувства и судьбы. Уже в самом выборе жизненных коллизий, характере их освещения чувствовалось желание автора идти наперекор бытовавшим в литературе схемам и канонам, понуждавшим « не замечать» иные из негативных фактов и явлений реальной действительности, однозначно, в плоскоморализаторском духе оценивать сложные вопросы внутрисемейных отношений, сокровенные движения человеческого сердца. В «Джамиле» молодая женщина переживает драму разрыва с прошлом, но главное не в этом, не в противостоянии её окружающей среде, а в процессе зарождения и торжества любви к Данияру, в открытии этими людьми друг друга. С самого начала Джамиля предстаёт перед читателем смелой, независимой, дерзкой. Это женщина, выросшая в условиях нового строя, для неё важнее чувство обретения духовного богатства, чем внутренняя борьба с велениями семейного долга, заповедями адата. Всё, что происходит между нею и Данияром читатель видит и оценивает глазами юного Сеита. Пробуждающийся в нём талант художника рождает в нём радость сопереживания красоте и щедрости чувств людей, которые способны «петь душой – не только голосом», заставляет подростка возвыситься над своей собственной влюблённостью в Джамилю. Автор одной из монографий о киргизском прозаике В. Воронов отмечает, что своеобразие восприятия и преломления писателем традиции заключается в том, что он «сплавил тему любви и тему искусства, подчёркивая тем самым созидательную, творческую природу любви. Поэтому для понимания целостной айтматовской концепции любви как творчества одинаково важен анализ духовного преображения и Джамили и Сеита. В этом смысле образ рассказчика, Сеита, несёт, может быть, основную идейно-художественную нагрузку в процессе воплощения писательского замысла». «…Каким образом где-то в Средней Азии, в начале второй половины ХХ века молодой человек мог написать повесть, которая, клянусь вам, является самой прекрасной повестью о любви… И вот здесь в этом горделивом Париже, … который всё перевидел, всё перечитал, всё испытал, для меня не стало ни «Вертера», «Антония и Клеопатры»,… – всё потому, что прочёл Джамилю, не стало для меня Ромео и Джульетты…». Это слова Луи Арагона, переводчика повести на французский язык.
Эта повесть одной темы – темы любви, но ей в высшей степени свойственна многолинейность. Перед читателем проходит не только история любви Джамили и Данияра, но и нравственный расцвет Сеита, осознание им себя как художника. Кроме этого перед читателем предстаёт обывательский мир, обывательские отношения между людьми, насилие над свободой личности, что, в конечном счёте, вызывает бунт, протест молодой женщины против патриархального уклада жизни. Повесть о Джамиле и Данияре – это повесть об освобождении чувства, о победе человеческого достоинства.
IV. Работа с художественным текстом. Обмен читательскими впечатлениями.
1 группа.

1. Что изображено на первой картине Сеита?
2. Что вы можете рассказать о его семье?
3. Расскажите о появлении Малого дома. Кто в нём проживает?
4. Как относились друг к другу Сеит и Джамиля?
5. Почему Сеита называли жигитом двух семей, кормильцем?
2 группа.
1. Что вы можете рассказать о Джамиле, её характере? Как она стала женой Садыка?
2. Как относились к Джамиле свёкр, свекровь? Как поучала её мать Сеита?
3. О чём писал Садык в своих письмах с фронта? Можно ли узнать по письмам об отношении его к Джамиле?
4. Что чувствовала Джамиля, читая письма мужа?
5. Что вы узнали о Садыке из его последнего письма?
3 группа.
1. Кто такой Данияр? Как он появился в аиле? Что вы узнали о его жизни?
2. Почему Данияр никогда не рассказывал о войне?
3. Почему Джамиле позволили работать на перевозке грузов?
4. Почему Сеит испытывал чувство неприязни к Данияру?
5. Как подшутили Сеит и Джамиля над Данияром? Как отреагировал на их «шутку» Данияр? Как это его характеризует?
4 группа?
1. Как песня раскрыла характер Данияра?
2. Как повлияли песни Данияра на его спутников?
3. Какое желание возникло у Сеита, увидевшего счастливых Джамилю и Данияра?
4. Расскажите о дне расставания Сеита с детством. Когда это случилось?
5. Как отнеслись к уходу Джамили из семьи родственники, муж и жители аила?
6. Что изменилось с тех пор в жизни Сеита?

V. Обобщение по уроку.
– Подводя урок нашему уроку, давайте постараемся ответить на вопрос: что дала нам встреча с повестью «Джамиля»? Какие темы и проблемы затрагивает автор в своём произведении?
1. Тема любви, семьи и семейных отношений.
2. Проблемы отношения поколений, сохранения традиций.
3. Тема нравственного роста человека, победа человеческого достоинства.

VI. Домашнее задание: прочитать к уроку внеклассного чтения повести
«Белое облако Чингисхана», «Лицом к лицу».



Работа с текстом повести «Джамиля» Ч.Айтматова

1 группа.
1. Что изображено на первой картине Сеита?
2. Что вы можете рассказать о его семье?
3. Расскажите о появлении Малого дома. Кто в нём проживает?
4. Как относились друг к другу Сеит и Джамиля?
5. Почему Сеита называли жигитом двух семей, кормильцем?


2 группа.
1. Что вы можете рассказать о Джамиле, её характере? Как она стала женой Садыка?
2. Как относились к Джамиле свёкр, свекровь? Как поучала её мать Сеита?
3. О чём писал Садык в своих письмах с фронта? Можно ли узнать по письмам об отношении его к Джамиле?
4. Что чувствовала Джамиля, читая письма мужа?
5. Что вы узнали о Садыке из его последнего письма?


3 группа.
1. Кто такой Данияр? Как он появился в аиле? Что вы узнали о его жизни?
2. Почему Данияр никогда не рассказывал о войне?
3. Почему Джамиле позволили работать на перевозке грузов?
4. Почему Сеит испытывал чувство неприязни к Данияру?
5. Как подшутили Сеит и Джамиля над Данияром? Как отреагировал на их «шутку» Данияр? Как это его характеризует?


4 группа?
1. Как песня раскрыла характер Данияра?
2. Как повлияли песни Данияра на его спутников?
3. Какое желание возникло у Сеита, увидевшего счастливых Джамилю и Данияра?
4. Расскажите о дне расставания Сеита с детством. Когда это случилось?
5. Как отнеслись к уходу Джамили из семьи родственники, муж и жители аила?
6. Что изменилось с тех пор в жизни Сеита?

















Утверждаю:_______________Кентанова Г

Дата:17.04.2018
Уроки 56-57. Русский язык 8 класс

Тема урока: Пунктуация
Лексическая тема: Мир полон удивительных творений

Цель урока: продолжить работу по формированию у учащихся навыков пунктуационной грамотности.
Задачи урока:
- дать понятие о системе знаков препинания и правил их употребления.

- развивать умение выполнять полный синтаксический разбор предложения;

- воспитывать желание воспитывать самого себя – учиться мыслить и чувствовать.

Оборудование урока: учебник, таблицы, опорная схема, карточки.

Ход урока

I Организационный момент.

II Анализ сочинений по теме «Роль заповедников в сохранении животных».
Чтение учащимися лучших сочинений. Комментирование, замечания учителя.

III Актуализация знаний по теме «Пунктуация».



IV Работа по изучению новой темы.

1.Работа по таблице «Знаки препинания».
Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых подчёркивается пишущим. Знаки препинания обеспечивают однозначное понимание предложения и текста.



Знаки препинания

Где встречаются

1. Точка ставится:


1)в конце повествовательного предложения;

2)в конце побудительного предложения при спокойном тоне речи;

3)в конце рубрик перечисления, если они являются самостоятельными предложениями.

2. Восклицательный знак ставится:

1)в конце восклицательного предложения;

2)после обращения;

3. Вопросительный знак ставится:

В конце вопросительного предложения;

4. Многоточие ставится:

1)при перерывах в речи, при незаконченных высказываниях;

2)в цитатах;

5. Запятая ставится:

1)между однородными членами предложения;

2)при обособлении второстепенных членов предложения;

3)при обращении;

4)при вводных словах;

5)в вводных и вставных предложениях;

6)в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения;

7)в сложносочинённых предложениях;

8)в сложноподчинённых предложениях;

9)в бессоюзных сложных предложениях;

10)при сравнительном обороте;

6. Точка с запятой ставится:

1)при распространённых однородных членах предложения;

2)в сложносочинённых предложениях;

3)в сложноподчинённых предложениях;

4)в бессоюзных сложных предложениях;

5)в конце рубрик перечисления;

7. Двоеточие ставится:

1)перед однородными членами предложения после обобщающего слова;

2)в бессоюзных сложных предложениях;

3)при прямой речи;

4)при цитатах;

8. Тире ставится:

1)между подлежащим и сказуемым;

2)в неполном предложении;

3)интонационное тире;

4)соединительное тире;

5)после однородных членов предложения перед обобщающим словом;

6)при обособленных приложениях;

7)при вводных и вставных предложениях;

8)в бессоюзных сложных предложениях;

9)при прямой речи;

10)при диалоге;

9. Скобки ставятся:

При вводных и вставных предложениях;

10. Кавычки ставятся:


1)при прямой речи;

2)при цитатах;

3)при словах, употребляемых не в своём обычном значении;

4)при названиях:

а)литературных произведений, газет и т.д.;

б)предприятиях;

в)орденов и медалей;

г)марок изделий.


V Закрепление новой темы.

1. Выполнить задание 1.
Спишите, расставьте знаки препинания.

1) Армяне грузины черкесы персияне теснились на неправильной площади. 2) Песня сбилась задрожала разорвалась и погасла. 3) Темнота шумела за стеной плесками дождя и ударами ветра. 3) На следующих станциях жадно хватали все газеты центральные местные краевые. 4) На склонах горы на ветках деревьев везде лежал снег. 5) Письма пишут разные слёзные болезные иногда прекрасные чаще бесполезные.



2. Выполнить задание 2.
Разноуровневые задания.

Первый уровень. Спишите, подчеркните приложения, расставьте знаки препинания.

1)Могучий лев гроза лесов лишился силы. 2) Рядом сидела девушка Вовнич радист. 3) Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из коляски.

Второй уровень. Спишите, подчеркните обособленные члены предложения, расставьте знаки препинания.

1)Всякая птичка даже воробей привлекала моё внимание. 2) Верный своему обещанию Пугачёв приближался к Оренбургу. 3) Я остался здесь на неделю то есть до воскресенья или до понедельника.

Третий уровень. Спишите, подчеркните обособленные члены предложения, расставьте знаки препинания.

1)В море у самой отмели поблёскивают серебряные сельди. 2)Я увидел наверху группу скал похожих на оленя и залюбовался. 3) Весь простор густо залитый мраком ночи находился в бешеном движении.

3. Выполнить задание 3.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

1)Утомлённые мы наконец уснули. 2) Не переставая лил дождь косой и мелкий. 3) Надвигалась ночь бесконечно долгая угрюмо холодная. 4) Месяц чистый и острый стоял над головой. 5) Солнце сразу начавшее палить быстро подымалось над степью. 6) Ветер всё ещё сильный дул теперь с востока.

Лексическая работа:

Теснились – қысылысты

Разорвалась – үзілді

Лишился – айырылды

Утомлённые - шаршаған


4.Работа по карточке.

Семантическая карта

Обособленные и однородные члены


Примеры:

однородные члены

допол

нения

опреде

ления

обстояте

льства

Мы, вместо рассказа, представим только коротенький очерк главных её характеров.


+



Маленькие степные зайцы сидят возле телеграфных столбов, врытых в землю.



+


Буран крутит, швыряет снегом и высвистывает, и заливается жутким воем.

+




Охотник зашагал к небольшому озеру, вслушиваясь в тишину леса.




+

Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом.

+




VI Итог урока.

Тестовые задания.

1.Какой член предложения обособлен в предложении: Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны, по пути изучая различные горные породы.

А) обстоятельство В) определение С) дополнение

2. Какой член предложения обособлен в предложении: Театр осаждало молодое море, буйное, напористое.

А) обстоятельство В) определение С) сравнительный оборот

3.Какой член предложения обособлен в предложении: Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.

А) дополнение В) обстоятельство С) приложение

4.Какой член предложения обособлен в предложении: Выросший в нищете и голоде, Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым.

А) сравнительный оборот В) определение С) обстоятельство

5.Сколько знаков препинания здесь пропущено: А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой.

А) 1 В) 3 С) 2

VII Домашнее задание:
1-ый урок 1) Упр.290. Прочитать. Ответить на вопросы к тексту 2) Упр. 292. Списать, расставляя знаки препинания. Определить, чем осложнены данные предложения.
2-ой урок: 1) Упр.294. Записать, расставляя недостающие знаки препинания.

VIII Подведение итогов работы. Оценка знаний.















Утверждаю
Дата:17.04.2018
Урок 29. Русский язык 10 класс
Тема урока: Изложение
Цель урока:
- учить в логической последовательности передавать содержание прослушанного текста, соблюдая его структуру (начало, основную часть, концовку);
- развивать орфографическую зоркость и пунктуационную зоркость, умение использовать теоретические знания на письме;
- содержание текста использовать в воспитательных целях.

Ход урока

I Организационный момент

II Чтение текста
Палитра художника
Существует легенда: однажды один греческий художник по имени Апеллес оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.
Возможно, такого случая никогда и не было, но легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.
Сочетание различных цветов в картине называют колоритом. Для художника-колориста важен и сам по себе цвет, и его сочетания с другими цветами. Они могут быть удивительно разнообразными: гармоничными, спокойными или резкими. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира.
Каждый художник видит мир по-своему и по-своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания.
Иногда про художника говорят: «Какая у него богатая палитра». Это значит, что живопись этого художника отличается богатством цвета. А про другого говорят: «У него сдержанная палитра». Такой художник предпочитает вводить в свои картины небольшое количество цветов.
Нельзя сосчитать, сколько оттенков есть у каждого цвета. Нужно научиться внимательно смотреть вокруг себя, чтобы разобраться в цветовом богатстве, которое рассыпала перед нами природа. (По Е.Каменевой) 166 слов Слова для объяснения:
Апеллес – древнегреческий живописец, терраса – крыльцо, колорит – сочетание различных цветов, палитра – сочетание цветов и цветовых оттенков при изготовлении красок.
III Работа по плану
1. Легенда о картине Апеллеса.
2. Краски живо передают мир.
3. Колорит раскрывает богатство мира.
4. Художник видит мир по-своему.
5. Цвет в живописи художников.
6. Как разобраться в цветовом богатстве природы.

IV Письмо изложения

V Домашнее задание: повторить тему «Наречие. Правописание наречий».




Утверждаю:________________Кентанова Г
Дата:18.04.2018

Урок 29. Литература. 8 класс
Тема урока: Человек и природа
В. М. Песков. Логово
Цели урока:
продолжить знакомство с произведениями из раздела «Человек и природа», познакомить с писателем В.М.Лесковым и его очерком; обеспечить максимальное восприятие очерка, рассказывающего о жизни волков, их повадках и т.д.; развивать навыки анализа произведения, логического мышления, монологическую речь; воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование: портрет В. М. Пескова
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний: 1. Выучить стихотворение «Волчата» наизусть. 2.Индивидуальные задания: а) Подготовить сообщение по статье «Поэт и учёный». б) О стихотворении «Волчата». Анализ стихотворения.

III. Тема урока: Человек и природа
В. М. Песков. Логово
1. Слово учителя.

- Мы продолжаем знакомство с произведениями, включёнными в раздел «Человек и природа». Героями предыдущих произведений являются волки.
Такими ли глупыми, жадными, хищными, какими описаны в народных сказках, предстают в них волки? Что нового о волках вы узнали?
Писатель В.М. Песков знает об их жизни всё, об этом он рассказывает в своём очерке «Логово».
Мы уже знаем, что такое очерк (после изучения очерков И.С.Тургенева).
Очерк – небольшое литературное произведение (разновидность рассказа), краткое описание жизненных событий или исследование какого – либо вопроса, дающее общее представление о нём.
2. Сообщение ученика о жизни и творчестве писателя (опережающее задание).
Василий Михайлович ПЕСКОВ. Известный журналист, писатель, фотокорреспондент. Родился в 1930 году в крестьянской семье в селе Орлово Воронежской области. В 1947 году семья переехала в село Тресвятское, где В. М. окончил среднюю школу. Затем — строительный техникум, была попытка поступления в военное училище в Харькове (но его вскоре расформировали). Работал в школе — преподавал физкультуру, вел детский фотокружок. Увлечение фотографией и близость к природе сделали его известным фотожурналистом. В 1952 году в Воронеже стал учеником профессионального фотографа, его снимки публиковались в местной газете. В 1956 году послал свою первую корреспонденцию в «Комсомольскую правду», с этой газетой он и связан всю жизнь. С 1957 года стал профессиональным репортером — создал особый жанр — не только публикует фотографии, но сопровождает их художественными статьями и очерками. Особая тема его творчества — природа, экология. Автор книг: «Записки фоторепортера» (1961), «Шаги по росе» (1963), «Белые сны» (1965), «Край света» (1967), «Земля за океаном» , альбома «Отечество» (1986), «Война и люди» (1979), «Птицы на проводах» (1982) и других. Много путешествует — побывал в Африке, Австралии, Индии, Вьетнаме, Америке. Долго жил на Аляске и издал книгу «Аляска больше, чем вы думаете» (1994). Несколько лет был ведущим телепередачи «В мире животных». В 1964 году был удостоен Ленинской премии по журналистике. В.М. Песков – большой друг Новосибирских журналистов. В 2007 году с его разрешения в серии «Библиотека Новосибирской областной организации Союза журналистов России» вышла книга П. «Таежный тупик. История семьи староверов Лыковых». В 2006 он дал согласие на учреждение Новосибирской областной организацией СЖ премии своего имени под названием «За верность профессии». Подобной премии в мире больше не существует.
3. Работа над текстом. Комментированное чтение. По ходу чтения проводится словарная работа и составляется план текста.
План.
1) Волчата из Березинского заповедника.
2) Семейная жизнь волков.
3) Выбор места для жизни. Логово волков.
4) Появление волчат в логове.
5) Волки – строгие, но любящие родители.
6) Волчий вой – особая песня в природе.
7) Жизнь волков зимой.
IV. Обобщение по уроку. Беседа.
- Где были пойманы волчата?
- Почему люди решили вернуться к логову?
- Что вы узнали о семейной жизни волков?
- Кто из волков выбирает место для жизни?
- Сколько детёнышей рождается у волков? Как растут малыши?
- Какие родители волки? Почему волчица не защищает волчат, когда их похищает человек?
- Что вы узнали о волчьем вое?
- Какова жизнь волка зимою?


V.Домашнее задание: 1. Пересказ очерка «Логово» по плану. 2. Индивидуальные задания: а) Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.А.Бека. б) Подготовить сообщение о Б Момышулы.


























Утверждаю:________________Кентанова Г
Дата: 18.04.2018

Уроки 31-32. Русская литература 10 класс
Тема урока: А.П.Чехов. Очерк о жизни. Проза Чехова. Рассказ «Человек в футляре», «Ионыч». Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности.
Цель урока:
познакомить с жизнью и творчеством А.П.Чехова, с его рассказами «Человек в футляре», «Ионыч». раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказах.

Задачи урока:
-
помочь учащимся понять, что превращения Беликова и Старцева – это трагедия интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной;

- совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст;

развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения, а также развитие мышления, устной речи.

Оборудование: учебник, портрет писателя, презентации к урокам.

Ход урока

I Организационный момент.

II Опрос домашнего задания
III
Знакомство с жизнью и деятельностью А.П.Чехова

- Итак, сегодня нам предстоит знакомство с жизнью и деятельностью А.П.Чехова и его рассказами А. П. Чехова «Человек в футляре» и «Ионыч».
С жизнью и творчеством А.П.Чехова познакомит … (сообщение подготовленного ученика по презентации).

- Вы уже на уроках чтения и литературы знакомились с некоторыми его рассказами («Каштанка», «Ванька», «Спать хочется», «Хамелеон»). Вспомним содержание рассказов. Также мы говорили и о том, что Чехов был мастером короткого рассказа.


IV Анализ рассказа «Человек в футляре»

Сегодня на примерах рассказов «Человек в футляре» и «Ионыч» мы снова убедимся в том, что каждое слово в произведениях Чехова несёт определённый смысл.
Чехов в рассказах «Человек в футляре» и «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о духовной деградации человека? Он обостренно воспринимал новые веяния времени и предчувствовал зреющие в стране перемены. В его рассказах, написанных в 1898 году («Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), виден автор, болезненно тонко чувствующий жизненную нескладицу и не имеющий силы не высказаться. Объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, а философия факта.

Дома вы прочитали рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре». Понравился ли вам этот рассказ?

- Как построен рассказ? От чьего лица ведётся рассказ?

( Рассказ в рассказе).
- Кто эти запоздавшие охотники?

( Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин).

- Кто рассказывает о Беликове?

(Учитель гимназии Буркин).

- Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?

- Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? Что вы о ней узнали?

(Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу).

Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу – ключ к рассказу. Такие люди – явление нередкое.

- Что говорится о Беликове?

(Товарищ Буркина. Умер месяца два назад).

- Чем он примечателен? (зачитываем цитаты).

Давайте подберём ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова:

Тёплое пальто на вате

Зонтик в чехле

Калоши

Нож в чехольчике

Лицо «в чехле» – поднятый воротник

Часы в чехле из серой замши

Тёмные очки

Вата в ушах

Коляска с поднятым верхом

Стремление окружить себя оболочкой

Преподавал древние языки

Мысль запрятать в футляр

«Как бы чего не вышло»

Спальня точно ящик

Беседа по вопросам.

- Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?

(Беликов выступал на педсоветах: «на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло»)

- Имел обыкновение ходить по квартирам – будто что-то высматривает:

(«Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью»).

- Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.

(«Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко»).

- Как к Беликову относятся коллеги?
(Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят. «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!»)

- Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город?

(Те самые умные, образованные, интеллигентные люди).

- Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих?

(Беликов едва не женился).

- Какое участие приняли окружающие в этом событии? (пересказ эпизода)

- Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко?

(Возненавидел).

- По какой причине первого мая Беликов вышел из дома "зелёный, мрачнее тучи?"

( Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве экземпляров. «Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: "влюбленный антропос". Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно. Художник, должно быть, проработал не одну ночь, так как все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, - все получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление»).

- Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий?

( Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде. «- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?»)
- Чем заканчивается разговор Беликова с Коваленко?

(Коваленко спускает его с лестницы. Называет его «фискалом». Здесь «спуск с лестницы» символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения).

- Чем закончилось сватовство?

(Заливчатым варенькиным «ха-ха-ха». Эта сцена его убила).

- Беликов в гробу. Как понять фразу: "Хоронить таких людей: большое удовольствие"? (Кощунство).

- Чего достиг Беликов?

(Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр - гроб. Лежит там, улыбаясь).

-Что изменилось в жизни города?

(Ничего. Таких людей много).

- Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иваныч? (Читаем).

- Как реагирует Буркин?

(Это из другой оперы. Спать пора).

Вывод: Буркин тоже человек в футляре. (Обратить внимание ребят на начало рассказа: "Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках".)
- В чём смысл названия рассказа?

Рассуждения ребят.

Учитель. В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый футляр в окружающей жизни. Приходится признать, что человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра. И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова «Человек в футляре» показывает, насколько сильной бывает пошлость, мешающая человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что все-таки с пошлостью можно справиться. От человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства.

V Анализ рассказа «Ионыч»
- Какова центральная тема рассказа?
(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека.)
- Какова основная идея произведения?
(Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)
Слово учителя.
-
Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.
Из первых слов рассказа мы узнаём, что талантливая и интеллигентная семья Туркиных украшение города С. Казалось бы, ничто здесь не вызывает сомнения. Но так ли это? Писатель сразу же акцентирует внимание читателя на том, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Точно так же думают и местные жители. Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев (фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»).
- О чем заставляет задуматься фамилия этого героя?- Каковы взгляды, характер этого человека?
1 глава
-
Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на таких художественных деталях: «своих лошадей у него не было».
Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя.
- Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?
(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна. Но после трудного, полного тяжелой работы дня можно слушать все, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.)
- А как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? Найдите описание этого эпизода в тексте и зачитайте его вслух.
Вывод:
-
Мы видим, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье – люди бездарные, неталантливые. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Иосифовны, но… на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, бездарная, но… все же это культурные звуки.
Итак, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно», не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.
2 глава
Между событиями, описываемыми в первой и второй главе, прошло больше года. Время здесь - важная художественная деталь.
- Что же изменилось за этот год?
- Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? Найдите отрывки в тексте рассказа.
- Может быть, Котик – редкое исключение из читателей города С.. и чтение свидетельствует о ее духовности?
- Что вынесла Котик из знакомства с Писемским?
(Только одно – смешное, с ее точки зрения, отчество писателя. Это не случайная деталь. Чехов использует ее еще раз, чтобы показать легкомысленность этой героини (недаром ее называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в литературе, так и в жизни, в сцене отказа Дмитрию Ионычу в 3 главе: «Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успеха, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой – о, нет, прости же!..»).
Как и многие писатели, А. П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком. Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневался, что на кладбище ее не будет, что он сам уже не способен на такие глупости, а потом все-таки взял и поехал. Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке». Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти…
Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. Читатель к такому концу уже готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: «У Старцева перестало беспокойно биться сердце…» и т. д.).
4 глава
Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: «Но вот прошло 4 года».
- Какие изменения произошли в семье Туркиных?
- Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

Слово учителя.
-
Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности. 5 глава – итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. Зачитываем первый абзац.
Вспомним начало рассказа. Обывательский город С. и Старцев – два противоположных полюса. В конце Старцев уже свой, такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчеркивает как бы вскользь замеченное автором: «За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остается и следа. Вот и все, что можно сказать про него.
А что же с Туркиными? У них все по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски «не закончен». Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего времени, как во всем рассказе, а в форме настоящего, так называемого абстрактного: «Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:
- Прощайте, пожалуйста! – И машет платком».
Поисковое задание:
Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно – его моральное и духовное опустошение.
Чехов расставляет своеобразные вехи на жизненном пути Старцева:
1) жизненная карьера 2) эволюция вкусов, 3) развитие и финал его романа с Екатериной Ивановной 4) жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева.

VI Обобщение
-
Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лени и нежелание бороться с пошлостью.
Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если человек подминается силой обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступая перед действительностью, он всем своим существованием врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.
Но все же, создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула и других людей, способных жить активной жизнью, приносить пользу обществу. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

VII Домашнее задание: 1) подготовиться к викторине по творчеству А.П.Чехова 2) прочитать рассказ «О любви»

VIII Подведение итогов работы. Оценка знаний

























Утверждаю:______________Кентанова Г
Дата: 19.04.2018

Уроки 28-29. Русский язык 11 класс Тема урока: Текст. Тема и микротема. Связи предложений в тексте
Цели и задачи: вспомнить, что такое текст;

развивать умения деления текста на микротемы и их формулировки; закрепить умение видеть средства связи; дать представление о параллельной и цепной связи предложений в тексте; формировать умение определять способ связи в фрагментах текста; формировать умение составлять небольшой текст с последовательной связью.

Оборудование: учебник, схемы, тексты

Методы, приёмы:

коллективный, исследовательский, работа в парах; беседа, сравнительный, графический анализ текста, индивидуальный опрос.

Учёт знаний:

индивидуальные сообщения учащихся, сообщения исследовательского характера, ответы на вопросы, работа в парах.

Ожидаемые результаты урока:

-понимание сути решаемой проблемы;

-умение отбирать материал к ответу на вопрос;

-умение работать в группах и парах;

-системность знаний;

-умение определять способ связи предложений в тексте;

-умение составлять небольшие тексты.


Ход урока.

I Организационный момент. - Какова цель урока? (цель урока формулируется учениками).

II Актуализация знаний.

- Что такое текст? Какую группу предложений мы называем текстом?
Текст – это словесное сообщение (письменное, устное) в виде совокупности самостоятельных предложений, образующих монолог или диалог.
Монолог – это вид текста, который представляет собой речевое произведение одного участника общения. Монолог более характерен для письменной речи.
Диалог – это вид текста, состоящий из речевых произведений (реплик) обоих участников общения. Диалог более характерен для устной речи.

- С помощью каких языковых средств предложения связываются в тексте?
- Что такое тема и микротема?
Тема – это смысловая основа текста. Тему раскрывает заголовок текста.
Микротемы – это части смысловой основы текста. Формулировки микротем представляют его план.

III Знакомство с двумя способами развития мысли, с двумя способами развёртывания текста: последовательным (цепным), параллельным.

Особенностью текста является его связность. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего.

Признаки текста:

· Наличие темы и основной мысли

· Наличие или возможность заголовка

· Смысловая связь между предложениями

· Определенная последовательность предложений

· Использование языковых средств связи между предложениями

Виды связи между предложениями в тексте:

Последовательная

Параллельная
1. Последовательная (Цепная) связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д.

Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4…

Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п.

2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому.

Схема параллельной связи: 1

2 – 3 – 4 – 5 …

Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Средства связи предложений в тексте:

Лексические:

· Лексический повтор. Жил на краю деревни старый Бобыль. Была у Бобыля своя хата и собака.

· Синонимическая замена. Художники, выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.

· Использование антонимов. Один был высокого роста, другой – роста низкого.

· Родовидовые слова. В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берёз.

Морфологические:

· Употребление глаголов одного вида и одного времени. Самолёты налетали так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю.

· Местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением.

А годы шли да шли; быстро и неслышно, как неспешные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у неё не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.

· Использование союзов, частиц, вводных слов.
Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признаёт и покаянных слов писать не может.

Синтаксические средства связи:

· Синтаксический параллелизм – несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения.
Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.

Наиболее часто используется последовательный, или цепной, способ связи предложений.

Например:

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.

Цепные связи используются во всех стилях языка. Это самый массовый, самый распространённый способ соединения предложений.

При цепном способе связи предложения связываются между собой

-путём повтора ключевого слова

-заменой синонимами (в том числе контекстными)

-повтором членов предложения.
Примеры последовательной связи:

Отступая, Наполеон приказал взорвать колокольню, но она выстояла, только трещина прошла по камням. А немного спустя, когда залечили эти раны, поднялся на верхний ярус молодой юнкер Лермонтов.

Заветной цели, о которой Николка думал все эти три дня, когда события падали в семью, как камни, цели, связанной с загадочными последними словами распростертого на снегу, цели этой Николка не достиг. Но для этого ему пришлось весь день перед парадом бегать по городу и посетить не менее девяти адресов

Параллельные связи чаще всего используются в описании и повествовании.

Например:

Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде.

В приведённом тексте все сказуемые стоят в настоящем времени. В трёх предложениях они находятся перед подлежащими. Таким образом, все три предложения имеют параллельную структуру.

Такой приём называется синтаксическим параллелизмом (когда несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения).

Примеры параллельной связи:

1 .В одном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

2.У нас замечательный кабинет русского языка! В классе на стене висит доска. В комнате много разных книг. Здесь светло и уютно.

Второе, третье и четвёртое предложения раскрывают смысл первого. Даже если поменять их местами, текст не разрушится. И при этом останется связным. Объединяет все четыре предложения контекстуальные синонимы: кабинет, класс, комната, здесь.
3. Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.
4. Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде!

Очень хороший также человек Иван Никифорович. Его двор возле двора Ивана Ивановича. Они такие между собой приятели, каких свет не производил. Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно. Господи, как он говорит! Слушаешь, слушаешь - и только голову повесишь.

IV «Составь текст». Последовательная связь предложений в тексте.

2) Пустыня как море, только вместо воды песок.

1) И песок в пустыне как волны.

4) Волны песка называются барханами.

3) В сильный ветер барханы…

V Готовимся к ЕНТ. 1. № 2154. Вопрос19. Средство связи между предложениями в тексте: Русский язык необходимо изучать. Во-первых, русский язык является языком межнационального общения. Во-вторых, русский язык – рабочий язык ООН. В-третьих, русский язык – язык великой русской литературы.
А) Использование вводных слов.
2. № 2157. Вопрос 19. Средство связи между предложениями: У Гульсары волосы прямые, чёрные. Лицо небольшое, овальное, значительное. Глаза большие, карие, внимательные.
А) Употребление личных местоимений.
Б) Использование вводных слов.
С) Употребление указательных местоимений.
Д) Повторение слов из предыдущего предложения.
Е) Одинаковое строение предложений.
3. №2141. Вопрос 25. Связь предложений в тексте: День был солнечный, жаркий. Вдруг набежала сильная тучка. Из неё посыпался частый дождь. Дождевые капли падали на землю. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев.
А) комбинированная
В) параллельная
С) последовательная
Д) неоднородная
Е) однородная

VI Итоги урока:

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Чьи устные ответы были сегодня лучшими?

-Кто был самым активным?

Подсчёт жетонов.

VII Домашнее задание: выучить правило, работа с тестами






























Наиболее часто используется последовательный, или цепной, способ связи предложений.

Например:

1.Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.

2.Отступая, Наполеон приказал взорвать колокольню, но она выстояла, только трещина прошла по камням. А немного спустя, когда залечили эти раны, поднялся на верхний ярус молодой юнкер Лермонтов.

3. Заветной цели, о которой Николка думал все эти три дня, когда события падали в семью, как камни, цели, связанной с загадочными последними словами распростертого на снегу, цели этой Николка не достиг. Но для этого ему пришлось весь день перед парадом бегать по городу и посетить не менее девяти адресов.
4.Наконец, на страницах поэмы появляется Плюшкин, человек, не только лишённый каких-либо положительных качеств, но почти потерявший человеческий облик. Он кажется человеком, попавшим в катастрофу, одичавшим на каком-то необитаемом острове. Катастрофа превратила в руины его некогда процветающее имение, его дом похож на свалку, его одежда — «сплошная прореха».

Параллельные связи чаще всего используются в описании и повествовании.

Например:
1 .В одном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

2.У нас замечательный кабинет русского языка! В классе на стене висит доска. В комнате много разных книг. Здесь светло и уютно.

3. Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.
4. Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде!

Очень хороший также человек Иван Никифорович. Его двор возле двора Ивана Ивановича. Они такие между собой приятели, каких свет не производил. Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно. Господи, как он говорит! Слушаешь, слушаешь - и только голову повесишь.

5.Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде. (синтаксический параллелизм)

VI. Готовимся к ЕНТ. № 2154. Вопрос19. Средство связи между предложениями в тексте: Русский язык необходимо изучать. Во-первых, русский язык является языком межнационального общения. Во-вторых, русский язык – рабочий язык ООН. В-третьих, русский язык – язык великой русской литературы.
А) Использование вводных слов.

2. № 2157. Вопрос 19. Средство связи между предложениями: У Гульсары волосы прямые, чёрные. Лицо небольшое, овальное, значительное. Глаза большие, карие, внимательные.
А) Употребление личных местоимений.
Б) Использование вводных слов.
С) Употребление указательных местоимений.
Д) Повторение слов из предыдущего предложения.
Е) Одинаковое строение предложений.


3.№2141. Вопрос 25. Связь предложений в тексте: День был солнечный, жаркий. Вдруг набежала сильная тучка. Из неё посыпался частый дождь. Дождевые капли падали на землю. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев.
А) комбинированная
В) параллельная
С) последовательная
Д) неоднородная
Е) однородная




















































Утверждаю:_____________Кентанова Г

Дата:19.04.2018
Уроки 58-59. Русский язык 8 класс
Тема урока: Обобщение пройденного материала
Лексическая тема: Человек в ответе за всё
Цель урока: закрепить знания учащихся по теме «Осложнённые предложения», продолжить работу по формированию у учащихся навыков пунктуационной грамотности.
Задачи урока:
- дать понятие о системе знаков препинания и правил их употребления.

- развивать умение выполнять полный синтаксический разбор предложения;

- воспитывать желание воспитывать самого себя – учиться мыслить и чувствовать.
Прогнозируемые результаты: определяют, чем осложнено простое предложения, способы выражения обособленных членов предложения, умеют расставлять знаки препинания, выполнять синтаксический разбор осложнённого предложения.

Оборудование урока: учебник, таблицы, опорная схема, карточки.
Ход урока
I Организационный момент.
II Актуализация знаний.
Составление кластера «Простое осложнённое предложение»
III Работа по теме урока
1. Фонетическая разминка. Упр.298.
2. Упр.299. Прочитать, определить главную мысль текста.
3. Упр.300. Прочитать предложения. Выписать грамматические основы предложений.
4. Упр.302. Записать, расставляя недостающие знаки препинания. Указать, чем выражены обособленные члены предложения.
1 группа. 1-2 предложения.
2 группа. 3-4 предложения.
3 группа. 5 предложение.
5. Упр.303. Выпишите, расставляя знаки препинания
1 вариант. Предложения с обособленными определениями.
2 вариант. Предложения с обособленными приложениями.
6. Упр.304. Списать, выделяя несогласованные определения, расставляя знаки препинания.
1 группа. 1-2 предложения.
2 группа. 3-4 предложения.
3 группа. 5-6 предложения.
Сделать синтаксический разбор последнего предложения
Мы, с опущенными и обнажёнными головами, последовали за носилками.

IV Рефлексия
- Сегодня на уроке я вспомнил…

V Домашнее задание: 1) Упр. 305. Списать, выделяя в предложениях вставные конструкции; 2) Повторить правила по теме «Осложнённые предложения».

VI Подведение итогов работы. Оценка знаний.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бектурова Гулшара Мерекеевна

Дата: 03.04.2019

Номер свидетельства: 505832

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства