Тема урока"Действительные причастия настоящего времени"
Тема урока"Действительные причастия настоящего времени"
В разработке урока по русскому языку на тему"Действительные причастия настоящего времени" указаны цели и задачи урока. Много наглядных пособий для закрепления материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока"Действительные причастия настоящего времени"»
МИНИСТЕРСТВO НАРOДНOГO OБРАЗOВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАМАНГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Городской отдел народного образования
города Намангана
Разработка открытого урока
по русскому языку
на тему: « Действительные причастия
настоящего времени»
Учителя русского языка и литературы:
Чернаковой Т. П.
Действительные причастия настоящего времени
Цели урока:
1.Обучающие:
закрепить умения правописания гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени; умения выделять причастные оборот.
2.Развивающие:
способствовать развитию навыков самостоятельной работы; развивать умения использовать в своей речи причастия.
3.Воспитательные:
воспитывать и формировать трудовые, нравственные, эстетические качества учащихся; воспитывать коллективизм, гражданское самосознание; воспитание интереса к изучению русского языка.
Задачи:
- обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений в социальной среде;
- создание условий для развития эмоционального потенциала личности, способствующих успешности при выполнении работ творческого характера.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Методы: объяснительно-иллюстративный; метод самостоятельной работы и работы под руководством, метод проблемного обучения, метод стимулирования интереса к учению,метод контроля и самоконтроля.
стремление к физическому, духовному, моральному, интеллектуальному и творческому развитию;
стремление к совершенствованию, умение постоянно работать над собой,
умение адекватно оценивать свои действия, контролировать себя и принимать самостоятельные решения, используя свой жизненный опыт и когнитивные навыки.
Предметные компетенции.
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
- свободное практическое владение речью на данном языке,
умение говорить правильно, бегло и динамично (диалог, монолог),
умение хорошо понимать слышимую и читаемую речь,
умение производить и понимать речь.
Лингвистическая компетенция:
- То же, что языковая компетенция
- владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом.
- учащийся обладает языковой компетенцией, если он имеет представление о системе языка
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение (опрос).
- Что такое причастие?
- Какие причастия называются действительными, страдательными?
- Какие причастия имеют полную и краткую форму?
Как образуются действительные причастия настоящего времени? ( на этот вопрос мы должны сегодня ответить).
Словарная диктовка (запись под диктовку слов, выделение суффиксов причастий, определение времени; двое работают у доски, после написания взаимопроверка и выставление оценок учащимся, которые работают у доски).
О колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.
III. Работа по теме урока. - Первое небольшое препятствие, встретившееся нам, лингвистическая задача. “Собери слово”. 1.В данном предложении найдите зависимое слово в словосочетании “прилагательное + существительное” и возьмите корень: Ближайшая школа была в пяти километрах от нас. 2. Из главного слова словосочетания прилететь на самолёте возьмите приставку. 3. От глагола писать возьмите глагольный суффикс. 4. Из причастия поднимающийся (ветер) возьмите суффикс. 5. Добавьте окончание определения: Могучий Олег головою поник. (А. Пушкин). 6. К полученному слову добавьте суффикс возвратности. - Какое слово у вас получилось? Правильно, молодцы! (Приближающийся). Какая это часть речи? (Причастие).
3. Работа над предложениями с причастным оборотом.
Проблемная задача. На доске задание:вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. Скач..щие кони, люб..щий брат, поднима..щийся ураган, пыла..щие щёки, леч..щий врач, стро..щийся дом, трепещ..щие от страха, грохоч..щий вдали. Взаимопроверка. - У кого возникли затруднения? В какой части слова? Как образуются причастия? (От глаголов суффиксальным способом). - Обозначьте суффиксы. Итак, как, по-вашему, звучит тема нашего урока-путешествия? ( Гласные в суффиксах причастий). - Чему должны научиться на уроке? Что понять? (Научиться выбирать гласную в суффиксах причастий). - 2-ая остановка нашего путешествия. Вспомните, на какие группы делятся причастия? (Действительные и страдательные). - Выборочный распределительный диктант.
Из диктуемых предложений выпишите причастия, распределяя их на группы: 1 колонка – действительные, 2-ая колонка – страдательные. Идущий впереди человек резко обернулся. Гонимые ветром облака скрылись за горизонтом. Грустно шелестела некошеная трава. Красив зарумяненный восходом прибрежный тростник. Дремлющие ивы склонились над прудом с тающим снегом. Деревья кругом стояли почти не заснеженные. Тяжело дышащий, он продолжал двигаться вперёд. - Как образуются причастия? (От глаголов). - Чем отличаются друг от друга действительные причастия? (Суффиксами). - В чём, по-вашему, родство глагола и причастия? У действительных причастий настоящего времени могут быть суффиксы –ущ-(-ющ) или –ащ- (-ящ-). - Где встречается такое же сочетание гласных? (У глаголов 1-го и 2-го спряжения 3 лица множественного числа). - От чего же зависит правописание гласных в суффиксах причастий? (От спряжения глагола).
4.Закрепление
Задание: Перед вами глаголы, вставьте пропущенные гласные в окончаниях глаголов, определите спряжения.
Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.
думают клеят
думающий клеящий
бреют гонят
бреющий гонящий
лелеют лечат
лелеющий лечащий
сеют любят
сеющий любящий
каются строят
кающийся строящий
Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мн.ч.), от которого они образованы.
Если действительное причастие образовано от глагола 1-го спряжения, в суффиксе пишем –УЩ-, -ЮЩ-, если от глагола 2-го спряжения - -АЩ-, -ЯЩ-.
2) Выполнение упражнения 106. (комментированное письмо).
Комментарий: причастие не образуется от глагола построить (т.к. это глагол совершенного вида)
Упр.109.
Для чего нужны причастия в речи?
Закройте, пожалуйста, глаза, попытайтесь представить то, что сейчас услышите.
Шепчущиеся кусты пожелтевшего орешника махали нам тонкими ветками, раскачивающимися на осеннем ветру.
Что вы услышали, увидели, почувствовали? Что помогло вам справиться с этой задачей? Мы очень часто употребляем причастия в письменной речи, так как этот способствует повышению ее образности.
Задание №1 Найдите глаголы, от которых были образованы причастия, определите их спряжение: идущий – идти (I спр.), гонимые – гнать (II спр.), дремлющие – дремать (I спр.), дышащий – дышать (II спр.). - Какой напрашивается вывод? Действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 1 спряжения, имеют суффикс –ущ-, -ющ-, образованные от глаголов 2 спряжения, суффикс –ащ-, -ящ. Восстановите схему-алгоритм. Действительные причастия От глагола …..спр. -ущ-ющ ……..вида ….. спр. -ащ-ящ - Молодцы! Поможем «родственникам». Задание: образуйте от глаголов причастия: оправдывать, видеть, ненавидеть, сеять, негодовать, любить, поднимать. - Надеюсь, все научились правильно определять родственные отношения действительных причастий и глаголов. А как обстоит дело со страдательными причастиями? Есть ли соответствие между суффиксами таких причастий и спряжением глагола? Задание №2 Составьте текст на тему «Таинственные образы природы»,
Тишина. Всё вокруг окутал стелющийся туман. Ничто не нарушает покой дремлющей реки. Только изредка колышутся шепчущие камыши, да пролетает легкий веющий прохладой ветерок. Даже облака, тающие в вышине, замедлили свой ход. Природа дремлет в ожидании нового чуда!
Работа по картине П. Полякова.
Проверяем:
Пруд, слабо освещающийся лучами заходящего солнца;
ярко цветущие на воде лилии,
пестреющие на берегу цветы;
поверхность пруда, отражающая огромные деревья;
на мостике, выступающем в воду;
красотой, очаровывающей ее;
пруда, зарастающего водорослями;
художник, любящий свою родину и прославляющий ее красоту.
Задание №3
Автобиография причастия Желтеющий.
Я, причастие ________________, обозначаю _____________________________________ ________________________, происхожу из семьи частей речи: ________________________и _______________________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:_________________________________________________________. Я – причастие _________________ времени, ________________________ вида, ____________________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “______________”, свою синтаксическую роль “___________________”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме __________________ рода, ________________________ падежа, ___________________________ числа. В предложении выполняю роль _____________________________.
Результат работы будет следующий:
Автобиография причастия Желтеющий.
Я, причастие Желтеющий, обозначаю “признак предмета по действию”, происхожу из семьи частей речи: глагола и прилагательного. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: время, вид, возвратность. Я – причастие “настоящего времени”, “несовершенного вида”, “невозвратное”. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “какой”, свою синтаксическую роль “определение”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме мужского рода, винительного падежа, единственного числа. В предложении выполняю роль “определения”.
Физкультминутка.
- Я вам буду произносить слова. Если это страдательное причастие, то вы делаете наклон вправо. Если действительное – влево. Если причастие в краткой форме - присядете.
V. Итог. - Опираясь на восстановленные схемы, ответьте, пожалуйста, на вопрос сегодняшнего урока: как выбрать гласную в суффиксах действительных причастий настоящего времени? V. Рефлексия. - Пользуясь полученными в нашем путешествии знаниями, определите, какой вагончик лишний, аргументируйте свой выбор.
Чита...щий чита...мый дыш...щий участву...щий уважа...мый слыш...мый удивля...щий та...щий вид...мый скач...щий избира...мый вид...щий пада...щий грохоч...щий гон...мый (Проверка задания, выявление затруднений, возврат к теории). VI. Закрепление. Задания по теме «Правописание суффиксов причастий». (Часть I. Задание 8) 1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю. 1)Кочу…щий; 2) сто…щий; 3) клее…щий; 4) жар…щийся; 5) тепл…щийся. 2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется И. 1) застел…шь; 2) увлека…мый; 3) верт….шь; 4) вымуч…нный; 5) заслуж…нный. 3. Выпишите ряд, в котором во всех словах пишется буква Е. 1) увид…нный нами, независ…мый от всех; 2) реша…мый другими; признава…мый всеми; 3) слыш…мый отовсюду; издава…мый птицами. 4. Выпишите ряд, в котором во всех словах пишется буква У. 1) колебл…щийся полёт бабочек, завис…щие от нас; 2) пыш…щее здоровьем лицо, пол…щие сорняки девущки; 3) пыш…щий жаром; колыш…щиеся знамёна. 5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется Я. 1) удивля…щийся; 2) бор…щийся; 3) стел…щийся; 4) вид…щий; 5)дыш…щий. (Проверка задания, выявление затруднений, возврат к теории). VII. Итог урока. - Наше путешествие в родственную семью глагола и причастия подошло к концу. В чём состоит это родство? Надеюсь, полученные знания помогут вам при написании суффиксов причастий. Выставление оценок за работу на уроке, их комментирование. Домашнее задание: дифференцированное. 1 группа. От данных глаголов образуйте страдательные и действительные причастия настоящего времени, если это возможно: уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать, изображать. 2 группа. Выпишите страдательные и действительные причастия настоящего времени. Выделите суффиксы и укажите глаголы, от которых они образованы. 1. Молодой помещик понял, что значило для Чуриса и его жены разваливающаяся избёнка, обваливающийся колодезь с грязной лужей, гниющие хлевушки, сарайчики и треснувшие вётлы, виднеющиеся перед кривым оконцем, - и ему стало что-то тяжело, грустно и чего-то совестно. 2. Узкий мыс покрыт низкой, но любимой оленями травой. 3. Меж Лонгреном и Меннерсом, увлекаемым в штормовую даль, было не больше десяти саженещё спасительного расстояния. 4. Ассоль увидела, что отец сидит перед угасающей лампой в глубокой задумчивости. 5. И множество всяких неразрешимых вопросов является. 6. Наступило давно ожидаемое нами время. 7. Было несколько листиков, похожих на человеческие ладони с пятью вытянутыми пальцами[/i]. 3 группа. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы, запишите глаголы, от которых образованы данные причастия. Пробива…мый, стро…мый, преследу…мый, увяда…мый, слыш…мый, хран…мый, погружа…мый, ненавид…мый, завис…мый, порожда…мый, пригрева…мый.