kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема практической работы: Составление таблицы «Активный и пассивный словарный запас русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка практического занятия "Активный и пассивный словарный запас русского языка"                        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема практической работы: Составление таблицы «Активный и пассивный словарный запас русского языка»»

Практическая работа


Тема практической работы: Составление таблицы «Активный и пассивный словарный запас русского языка»

Краткие теоретические и учебно-методические материалы:

В лингвистике приняты понятия активного и пассивного словарного запаса.

В активный словарь входят слова, наиболее часто употребляющиеся в речи, а также некоторые профессионализмы (названия понятий определенных сфер деятельности и производства, орудий и предметов труда, свойственных какой – либо профессии: эритема, гомеопатия, теория и др.), как, например, часто встречающиеся в речи современного человека слова: аккорд, слово, земля, колорит и т.п.

К пассивному словарю относятся слова, редко употребляемые в речи (устаревшие слова) и не всегда понятные говорящим, чаще всего это :

  1. Диалектизмы – это слова, свойственные местным говорам. Их используют в художественной литературе для передачи местного колорита, речевой характеристики героев: гуторить (говорить), лятать (летать), кочет (петух), буряк (свекла), векша (белка), баять (говорить).

  2. Архаизмы – это слова, обозначающие предметы или явления, которые существуют в современной жизни, но имеют другие названия, например: ланиты – щеки, сей – этот, челобитная – заявление, давеча – недавно, кушак – пояс.

  3. Историзмы – это слова, обозначающие предметы или явления, которые ушли из современной жизни. Вместе с уходом предмета или отмиранием явления из нашего употребления выпадают слова, их называвшие: лакей, поручик, авантажный, треуголка.

  4. Неологизмы – вновь созданные слова, служащие для обозначения новых предметов или явлений: дискета, компьютер, жесткий диск, степлер, монитор.


Ход работы

Задание 1. Прочитайте предложения.

Задание 2. Найдите в них общеупотребительные слова (15 слов), диалектные слова, устаревшие (архаизмы и историзмы) – все, которые встретятся в тексте. Распределите выбранные слова в таблицу по образцу.


Образец заполнения таблицы:


Активный словарь

Пассивный словарь


Образец: лето




Образец: извозчик (историзм)


1.Чада кинулись в темную избу, полезли на печь, стучали зубами. (А.Н.Толстой) 2. А в ногах у Андрея копошилась детва, все мал да мала меньше. (М.Шолохов) 3. Князю лебедь отвечает: «Свет о белке правду бает». (А.С.Пушкин) 4. - Скоро ли станция, ямщик? - Не скоро еще, - до метели вряд ли доехать, - вишь закуржавело как, сивера идет. (В.Г.Короленко) 5. Мать творила тесто…Падали со светца в воду, шипели угольки лучины…(А.Н.Толстой) 6.Шезлонги выдавались только отдыхающим пансионата. 7. Зубы разные бывают. Один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом. (А.П.Чехов) 8. …А она все бордовым платком закрывалась. (С.Есенин) 9. Поместный приказ поверстал Василия четырьмястами пятьюдесятью десятинами, и при них крестьян приписано тридцать семь душ с семьями.

Задание 3. Произведите лексический разбор слов:


  1. Творила;

  2. Поверстал


Порядок лексического разбора слова

1. Однозначное или многозначное

2. Прямое или переносное значение оно имеет

3. Лексическое значение слова в данном контексте

4. Общеупотребительное или нет (если нет, то к какому типу специальной лексики относится: диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы)

5. Входит ли в активный или пассивный словарь

6. Исконно русское или заимствованное

7. Имеет ли слово омонимы (привести примеры)

8. Имеет ли слово синонимы (привести примеры)

9. Имеет ли слово синонимы (привести примеры)

10.В каком стиле речи преимущественно употребляется.


Образец:…в окнах домов показались огни

Огни

1. Многозначное

2. Переносное

3. Здесь: «освещение помещения внутри дома»

4. Общеупотребительное

  1. Из активного словаря

  2. Исконно русское

  3. Не имеет омонимов

  4. Имеет синонимы: свечи, осветительные приборы, лампы, люстры

  5. Не имеет антонимов в этом значении

  6. Употребляется в разговорном, публицистическом и художественном стиле.

Вопросы и задания для закрепления теоретического материала:

1.Что означает термин «лексическое значение слова»?

2.Почему многие слова вышли из активного словарного запаса?

3.Какими словами пополняется словарный запас? С каким явлением в современной жизни это связано?

.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пономарёва Оксана Викторовна

Дата: 09.06.2023

Номер свидетельства: 633407


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства