kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: БУКВЫ О-А В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГОР-ГАР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока Буквы -о, -а в корнях Гор-Гар  разработал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: БУКВЫ О-А В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГОР-ГАР.»

6 КЛАСС

Тема: БУКВЫ О-А В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГОР-ГАР.

Цели: 

1) сформировать у учащихся представление о способе выбора написания О-А в корнях гор-гар, зор-зар, а также выработать умение определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2) закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;

3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые учебные действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят небольшие монологические высказывания.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (в соответствии с принятой классификацией уроков деятельностного типа по ФГОС).

Методы и приемы: проблемный диалог, сотрудничество, элементы исследовательской деятельности, задания дифференцированного типа.

Оборудование: плакат-алгоритм, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

 (У детей на партах лежат "Словарики настроений"( ожидающее, спокойное, приподнятое, ликующее).  Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

-  А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем.

- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.)

Ответы детей.

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Грамматике. Удачи вам и новых открытий!

II. Подготовка к восприятию нового материала.

 - Как называют эту птичку-невеличку? Почему?

Не подумай, будто спичка
Загорает под кустом, –
Это птичка – невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.                          Ильин Евгений

                   

III. Создание проблемной ситуации

- Г…рихвостка – О или А? В какой части слова пропущена орфограмма? Подберите однокоренные слова.

ГОРЕТЬ, ЗАГОРАТЬ,                 но ЗАГАР, ГАРЬ

IVФормулировка учебной проблемы

  • Таким образом, каков главный вопрос урока, какую проблему нам необходимо решить, в том числе и чтобы определиться с написанием названий птиц? Какова тема урока?  .

В каких условиях в корнях гор-гар пишутся буквы о-а?

V. Актуализации опорных знаний

1. Закончите фразу:

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

  • Суффикса –А-  - -лаг- (-а)

                                          -кас- (-а-)

                                          -лож-(-а-)

                                              -кос- (-а-)

  • Согласной - -раст-     (перед ст)

                       -ращ-      (перед щ)

                       -рос-       (нет ст,  щ)

2. Тренировочные упражнения.

Вставь пропущенные буквы, объясни написание гласной.

1. зал  жить
2. р  сли
3. изл  гать
4. Изл  жение
5. Выр  с
6. Р  стислав
7. р  стительное
8. пор  сль
9. Отр  сль
10. Предл  гать

11. выр  щенный

12. зар  сли
13. Прел  жили
14. Взр  стить
15. сл  жение

16. р  сточек
17. Безотл  гательно
18. Прил  жение
19. прол  гать
20. Отр  стить

VI. Поиск решения учебной проблемы.

Сядьте поудобнее, внимательно слушайте сказку и приготовьтесь дать ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

-За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата-Гор и Гар. И она никак не могла отличить их : уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Но не выдержала царица, бросила клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг-братьев Гор и Гар, того награжу по –царски».

Со всех земель невиданного Царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первой вызвалась Гласная А, подскочила к братьям. Стала сначала с братом Гор, затем- с Гар. Но ничего у неё не получилось. Царица всё равно их перепутала. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась им эта задача. А вот Ударение оказалось более проворным, уж очень ему понравился братец Гар. Ударение быстро подпрыгнуло и стало к брату Гар. Да так и осталось с ним навсегда.

С тех пор, как увидит Царица Грамматика ударение, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Гар. А братец Гор ходит в одиночку.

- Итак, ребята, вы услышали удивительную историю о корнях –гар-и-гор-.

Когда в корнях –гор-гар- пишется О, а когда- А?

Вывод: В корнях –гор-гар под ударением пишется А, в безударном положении-О.

VII. Практические  упражнения. Задания дифференцированного типа.

Уровень 1  Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных о//а.

Работа в парах. Выпишите из данных предложений слова с чередованием о//а в корне. Обозначьте орфограмму.

В выходные мы с мамой поехали на турбазу поплавать и  позагорать. Лето было жаркое, так что вся трава к середине июля выгорела на солнце. А в некоторых местах, видимо, произошли самовозгорания, так что в воздухе стоял запах гари. Грустно было смотреть на обгоревшую землю, но зато радовали взгляд смеющиеся загорелые ребятишки, отдыхавшие здесь со своими родителями. Некоторые молодые люди отличались шоколадным загаром. Мне так хотелось загореть посильнее, но мама пугала, что можно обгореть и даже совсем сгореть.

Проверка. Проверьте свою работу по ключу.

Уровень 2  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных гор//гар.

Индивидуальная работа.

Алгоритм работы.

  1. Прочитайте слово, найдите корень.

  2. Выясните, падает ли ударение на корень.

  3. Руководствуясь правилом, запишите слово.

Дог..рать , заг..рать, наг..р, наг..рать, обг..рать, ог..рок, перег..рать, заг..р, подг…релый, уг..р, сг..рать, уг..реть, разг…рается.

   ФИЗМИНУТКА.

VIII. Грамматическая задача.

Могут ли быть слова «горе», «гора»,  и «гореть» родственниками? Какой корень в этих словах?

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

ГО́РЕ - глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание.

Подберите синонимы: «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций.

Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-.

ГОРА - значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Взбираться на. Гору Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.

Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем –гор-/- гар-

 ГОРЕТЬ - быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры. Существуют и переносные значения: светить (снежинки горят на солнце); сильно желать (горел жаждой перемен); быстро, споро работать (всё горит в его руках).

Вывод:  столь разительно похожие корни –гор- (горе) и –гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном – в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут. А вот корень –гар- всегда будет неотъемлемой частью корня –гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»: загар – тёмный цвет кожи от долгого воздействия солнечных лучей; нагар – нарост от горения; угар – газ, остающийся после горения; гарь – место, на котором что-то горело.

IХ. Практические  упражнения.

Уровень 4 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных гар//гор в корне и могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Алгоритм работы:

  1. Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень.

  2. Определите, являются ли эти слова однокоренными.

  3. Найдите “четвертое лишнее”, Обведите его в кружок.

  4. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор буквы.

1. Возг…рание, возг..раться, возг…реться, г..рчить.

2. Г..ра, выг..рки, выг…рание, выг…реть.

3. Г…рючее, г..родок, загар, г..релый.

4. Угар, разгар, г..рчица, загар.

X. Итог урока.

- Г…рихвостка – О или А?

XI. Рефлексия.

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

А.де Сент-Экзюпери

Облако "тегов"

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

XII. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
Цели
: Активизировать работу учащихся путём создания проблемной ситуации. Познакомить с художницей и её картинами. Подготовить к описанию картины «Утро». Развивать умение работать в группах, в парах. Развивать умения сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, систематизировать изученный материал. Воспитывать интерес к русской живописи и художникам. Расширять кругозор учащихсяОборудование: презентация к уроку, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н. Ю.Шведовой, раздаточный материал: индивидуальные таблицы, карточки заданиями, стихотворениями, текстами, 

Ход урока 

1. Организационный момент. 

 2. Стадия вызова. Постановка темы и цели урока.

1) Словарная работа: натюрморт, пейзаж, интерьер. Определите лексическое значение этих слов по словарю, назовите орфограммы в словах. Как связаны между собой эти слова? (обозначают жанры живописи) 

2)Показ картины Т.Н.Яблонской «Утро».

-А как можно назвать эту картину? Почему? (предположения детей)

-У этой картины есть своя история.

Однажды ранним майским утром проснулась девочка Лена в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны - еще чуть-чуть - и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Мама Лены была художницей и создала картину «Утро», а зовут её Татьяна Ниловна Яблонская. Это было в 1954 году.

- Посмотрим внимательно на картину. Вы уже знакомы с понятиями «передний план картины, задний план картины». Скажите, где располагает художник на картине самое важное и почему? (Центральное расположение обращает внимание на самое важное в картине). 
- Что или кто расположен на переднем плане этой картины? (Правильно, девочка, только что вставшая с постели. Она делает зарядку, стоит в потоке воздуха и света) 
-Пожалуйста, опишите девочку. (У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки вытянуты в стороны и чуть-чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут. Художница подчеркивает, что движения девочки просты и изящны. Лена легко одета, на ней белая майка и черные шортики. Ничто не сковывает ее движений.) 
-Давайте же повнимательнее рассмотрим детали. Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода? (Стоит весна. Учебный год еще не закончился., потому что на стуле мы видим школьную форму. Дверь на балкон распахнута. Погода теплая, утро солнечное, ясное. Длинные тени вытянулись на полу, спрятались в складках постели.) 
- А теперь давайте рассмотрим комнату девочки. Опишите комнату, как она подчеркивает общую идею картины: радость и




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: БУКВЫ О-А В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГОР-ГАР.

Автор: Алиева Сабият Магомедовна

Дата: 19.09.2019

Номер свидетельства: 520236


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства