Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. Организация учебного процесса на этапе 3 Формулирование темы урока. -Какова же тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока «Знаки препинания в предложениях с прямой речью») -Какова же цель нашего урока? Учитель записывает вопросы детей на доске: Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для нас здесь знакомо? Знаки препинания мы знаем? Назовите их. Приведите примеры их употребления. Слово речь нам знакомо? А чего мы не знаем? ( прямая речь ) Почему не ломаная? Давайте разберемся. Что значит «прямая»? ( прямо, честно переданная, правдивая). Для записи этой прямой, правдивой речи существуют специальные знаки «»( кавычки). Прямую речь схематически мы будем обозначать так: «П» (полностью правда) Обратите внимание, как пишется прямая речь. С прописной буквы. Речь – это и интонация. Как на письме передать интонацию? (знаками препинания) Если кричал (- !) Если спросил –( ?) Если спокойно говорил (- .) Но она ставится в конце предложения, а оно может быть незаконченным. Посмотрите на схему – дальше маленькая буква, точку ставить нельзя, тогда какой знак? (,) Предложения с прямой речью состоят не только из самой «П», но и из слов автора, которые вводят в предложение чужую речь. В схемах слова автора мы будем обозначать так: А, а. Итак, «П» на письме выделяется кавычками, теперь «П» надо отделить от авторских слов, для этого мы позовем на помощь еще знаки препинания «:» и «-». Разбираем схему: когда и какой знак мы будем писать? А: «П.?!» «П,!?» - а. Какими словами можно заменить «:» и «-» ? Запомните, кавычки всегда идут со знаком «:» или «-». Мы только что вывели с вами правило. Давайте проверим по учебнику, правы ли мы? Чтение теоретического материала на странице________________________________. Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком пунктограммы? (слова автора, вводящие прямую речь) Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь: Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д. |