способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общении основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
-умение устанавливать учащимися связей между целью , мотивами и результатами собственной учебной деятельности,
-умение поставить цель, т.е определить известное и неизвестное и поставить перед собой задачу;
- умение сотрудничать с другими учащимися и с учителем в разных видах деятельности;
Этап занятия | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Планируемые результаты |
1. Организационный момент Цель: организация направленного внимания на начало урока , проверка рабочих мест, создание положительного настроя учащихся на урок | Готовятся к восприятию информации | Создание атмосферы сотрудничества | Здравствуйте, ребята, итак,мы начинаем занятие по внеурочной деятельности. | Личностные УУД ( положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения , сотрудничество с учителем и учениками |
2.Определение темы занятия | Определяют тему урока | Помогает учащимся сформулировать тему урока | Просмотр рекламного ролика | Регулятивные: -умение поставить цель, т.е орпеделить известное и неизвестное и поставить перед собой задачу Познавательные: умение строить речевые высказывания в устной форме |
3 Постановка учебной задачи Цель: подвести детей к самостоятельной постановке образовательной цели | Определяют цели занятия | Помогает сформулировать цели занятия | Формулировка цели занятия | Регулятивные: -умение поставить цель, т.е определить известное и неизвестное и поставить перед собой задачу; -умение определить последовательность необходимых действий, составить план; -умение ввнести изменения , дополнения в заранее намеченный план; |
4.Актуализация полученных знаний | Отвечают на вопросы учителя , выясняют по этимологическому словарю значение слова реклама | Задает учащимся вопросы | -Расскажите, что вы знаете о рекламе? -С какой целью она используется в жизни? -Какая реклама вам нравится и почему? | Коммуникативные: -умение сотрудничать с другими учащимися и с учителем в разных видах деятельности; Познавательные: -умения структуировать знания, -расширять свои знания, -умение строить речевые высказывания в устной форме |
5 Систематизация знаний Цель: развитие умения решать Учебно- познавательные задачи | Работают с таблицей | -Чтобы определить разницу между рекламным и информационным текстом, обратимся к рекламе спрея от насморка «Риностоп» и инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «Риностоп» Текст рекламы: « У всех насморк? Нос заложен? Используйте спрей «Риностоп». Действует быстро, стоит недорого. Заложен нос? Спрей «Риностоп». Действует быстро, стоит недорого». Текст инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «Риностоп» содержит следующую информацию:регистрационный номер,торговое название препарата,международное непатентованное название,лекарственная форма,состав,описание,фармакологическая группа,код AТX,фармакологические свойства,фармакокинетика,показания для применения,противопоказания для применения,способ применения и дозы, побочное действие,передозировка,взаимодействие с другими лекарственными препаратами,особые указания,влияние на способность управлять транспортными средствами,форма выпуска,условия хранения,срок годности,условия отпуска,владелец регистрационного знака,производитель. | Для удобства сравнения рекламного и информационного текстов составим таблицу: Информация | Реклама | Рассказывает о предмете, событии | Рассказывает о предмете | Подробная | Не обязательно подробная | Не обязательно образная | Яркая, образная | Ни к чему не призывает | Призывает купить, поддержать | | Коммуникативные: -умение сотрудничать с другими учащимися и с учителем в разных видах деятельности; Познавательные: -умения структуировать знания, -понимать и использовать письменные тексты, -расширять свои знания, -умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме |
6 Работа с языковыми средствами текста рекламы | Работают с информацией | Работа с учащимися | Что же представляет рекламный текст и какова его структура? Рассмотрим компоненты рекламного текста и целевое назначение структурных элементов на примере рекламы «АкваДетрим»:«Благодаря солнцу организм вырабатывает витамин Д, и мы полны сил. Но обычно солнца не хватает. 80% россиян не хватает витамина Д. При недостатке витамина Д принимайте «АкваДетрим». Водный раствор витамина Д «Аквадетрим» легко усваивается. Научно доказано, что витамин Д поддерживает силу мышц и нервную систему, основу нашей выносливости. «АкваДетрим» - больше сил для любимых дел!». 1.Заголовок как самостоятельный текстовый элемент, выражающий определенную законченную мысль, содержит информацию о новостях, событиях, товарах. Задача: привлечь внимание к информации, заинтересовать читателя, слушателя, зрителя, что- то им пообещать:«АкваДетрим» 2.Зачин - часть информации или обращения, раскрывающая содержание этого компонента. Задача: побудить людей воспринимать рекламную информацию, представить проблему рекламного предложения:«Благодаря солнцу организм вырабатывает витамин Д, и мы полны сил. Но обычно солнца не хватает. 80% россиян не хватает витамина Д. 3.Лозунг (девиз) - краткое, легко запоминающееся выражение. Задача: выразить рекламную мысль, смысл всего сообщения в форме новости, вопроса, повествования, команды: «При недостатке витамина Д принимайте «АкваДетрим» 4.Информационный блок дает представление о внешнем облике и содержании рекламного объекта. Задача: раскрыть идею, основной замысел и содержание рекламы: «Водный раствор витамина Д «АкваДетрим» легко усваивается. Научно доказано, что витамин Д поддерживает силу мышц и нервную систему, основу нашей выносливости» 5. Справочная информация, в которой содержатся адрес, реквизиты рекламодателя. Задача: побудить потенциального коммуниката к началу делового сотрудничества(выводится на экране). 6. Лозунг 2 -емкое и меткое выражение, содержащее дополнительную рекламную информацию к лозунгу 1 . Задача: логично, убедительно завершить рекламный текст:«АкваДетрим» - больше сил для любимых дел!». | Регулятивные: -умение поставить цель, т.е определить известное и неизвестное и поставить перед собой задачу; -умение определить последовательность необходимых действий, составить план; -умение ввнести изменения , дополнения в заранее намеченный план; -умение адекватно оценить полученный результат Коммуникативные: -умение сотрудничать с другими учащимися и с учителем в разных видах деятельности |
7.Составление Рекламного текста в форме синквейна Цель: помочь уч-ся воспользоваться новыми знаниями | Выполняют задание, составляют рекламный текст. | Дает задание, напоминает учащимся ,что такое синквейн. | Задание: составить рекламный текст в форме синквейна , содержащий рекламу зубной пасты «Жемчужная» и мыла «Свежесть». Синквейн- это нерифмованное стихотворение,состоящее из 5 строк и написанное по определенным правилам:1 строка-имя существительное, тема синквейна, 2- два прилагательных, раскрывающих этку тему, 3 строка- три глагола, описывающих действия по теме. 4-фраза, афоризм, в которых высказывается отношение к теме. 5 строка- одно слово, вывод по теме. Зубная паста «Жемчужная» Свежая, приятная Отбеливает, освежает, защищает Красивая улыбка- залог успеха Здоровье | Познавательные: -умения структуировать знания, -понимать и использовать письменные тексты, -расширять свои знания, -умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме |
8. Рефлексия деятельности Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности | Обобщают и систематизируют знания Оценивают учебную деятельность Выражают эмоции по поводу занятия | Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения | Продолжить фразу: «Мне больше всего удалось …», «Для меня было открытием ,что…» «Я лишь теперь понял, …» | Регулятивные: умение адекватно оценить полученный результат |
| | | | |
Литература .
Практика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка:работа стекстом рекламы в 5-11 классах;учебно-методическое пособие /Т.И.Павлова,О.В.Романенко.-Ростов н / Д:Легион, 2013.