kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Определенно-личные предложения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с понятием "определенно-личные предложения". Определить способ отличия определенно-личных предложений от других односоставных предложений. Определить роль данных предложений в тексте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме: "Определенно-личные предложения".»

Технологическая карта урока  русского  языка  в  8  классе  по теме: «Определенно-личные предложения»

Учитель:  Стороненко Наталья Владимировна

Класс: 8

Тип урока: изучение нового материала.

Основная технология: системно-деятельностный  подход,  предполагающий  включение  учеников  в  самостоятельную  учебную   деятельность.

Цель урока: обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно-личных предложений; формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям

Задачи: организовать на  уроке  образовательное  пространство,  соответствующее теме урока.

Планируемые результаты:

  1. предметные : познакомить  обучающихся  с понятием  «определенно-личные предложения»,  помочь  обучающимся определить  способ  отличия  определенно-личных  предложений  от  других  односоставных  по  значению, по  способу  выражения  сказуемого, по  структурным  особенностям; выявить  способы  выражения сказуемого в  определенно-личных  предложениях; определить  роль   определенно-личные предложений  в  тексте;

  2. метапредметные:  побуждать  обучающихся  применять  для  решения  учебных  задач  урока мыслительные  операции:  синтез,   анализ,  сравнение, устанавливать  причинно-следственные  связи, делать  обобщения  и  выводы; выполнять учебно-познавательные  действия  в  материализованной  и  умственной  форме (познавательные  УУД). Помочь  обучающимся   сформулировать  цель  деятельности  на  уроке  и  составить  план  -  последовательность  действий  решения  учебной  задачи,   побуждать  обучающихся  корректировать  и  оценивать  свои  действия,  использовать  волевую  саморегуляцию (регулятивные  УУД).  Вступление обучающихся  в  учебный  диалог  с  учителем,  с  одноклассниками, выдвижение  версии, выражение  собственной  мысли(коммуникативные  УУД).

  3. Личностные:  воспитание  умения  преодолевать  трудности,  применив  волевые  усилия; воспитание  стремления  трудиться.





Этап урока

 Время

Деятельность учителя.

Содержание учебного     материала.

Деятельность учащихся.

УУД


Организационный

 

1 мин.

 

Важная задача –  настроить обучающихся на работу, определить  эмоционально-волевое состояние

детей перед изучением темы. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

 

Подготовка рабочего места

 

 

Личностные: саморегуляция

Коммуникативные:  вступление  в  диалог  с  учителем  по  ситуации организационного момента.

 

Повторение раннее изученного

7 мин

 

 

Запись предложения и выполнение задания: Определить тип предложения по структуре и количеству основ,  выписать из предложений словосочетания на три типа грамматической связи

Я вышел на берег насладиться ароматом осенних листьев. (К. Г. Паустовский) 

Выполняют  задание, тренирующее  

Навык определения грамматических основ, грамматической связи в словосочетании

 

 

 

Актуализация знаний и  фиксация  затруднений  в  

деятельности

 

 

10 мин.

Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с различными видами предложений. Давайте проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях.

а)цифровой диктант (1-если предложения односоставные, 2-если предложения двусоставные.

Приятно пахнет черемуха.

  1. Ночь.

  2. Мне не спится по ночам.

  3. Иду, пою.

  4. От тучи подуло сильным, влажным ветром.

  5. Жужжали в воздухе рыжие июньские жуки.

  6. Хотелось упасть коленями на гладко – теплую землю….

  7. Проехали большое торговое село.

б)Проблемная ситуация.

Среди предложений найти простые односоставные предложения.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

Прослушайте предлагаемую ситуацию и приведите примеры из стихотворений Пушкина.

(для этого предлагаю ребятам представить воображаемые картины)

Вы проснулись ранним зимним утром. Холодно. Красиво разукрасил мороз окна. Но как ярко светит солнце. И сразу вспоминаются строчки:

Мороз и солнце! День чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный! Пора, красавица, проснись!

Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание?


Выполняют  задание, тренирующее   способы  определения  вида  предложения, по группам. Производят  мыслительные  операции. При  возникновении  затруднении  обращаются  к  учебнику – параграф 22.


По окончании  работы  производят самоконтроль,  сверяясь  с  ключом  учителя.


Участвуют  в  обсуждении: кто  умеет  отличать  односоставные  предложения  от  двусоставных, кто  правильно  определил  вид  

всех  односоставных  предложений, предложения  какого  вида  определить  было  трудно? Почему?  Что  надо  сделать,  чтобы не  было  ошибок? 

Познавательные:  выполнение  учебных  действий  в  материальной  и  умственной  форме, применение  мыслительных  операций.

Результативные: контроль  и  выявления  своих  отклонений  от  знаний.

 

Коммуникативные:  Осуществлениесовместной  деятельности  с  учётом учебно-познавательных   задач,   вступление  в  учебный  диалог  с  

учителем  и  одноклассниками.

Постановка проблемы, темы и цели урока.

 

 

4 мин.

 

 

Учитель организует  первичное микроисследование   полученных  результатов.

1.Повторение личных окончаний глаголов 1 и 2 лица: -у, -ю, -ишь, -ешь, -им, -ем,  -ите, -ете.


2. Поставить глаголы жить в 1 лице ед.числа, ходить, звать, манить  в 1 лице ед.ч., лежать во 2 л. ед.ч., посетить в 1 лице мн.ч., прийти в 1 л. ед.ч. и в пов.накл. мн.ч.


3. Анализ предложений:

 1)Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 3) Приучайте себя к сдержанности и терпению. (И. П.) 4) Останемся ещё на один день. (Ч.) 5) Не позволяй душе лениться! (Н. 3.) 6) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. (Светл.) 7) - Чего стоишь? - сказал он [мальчик] сумрачно. - Хочу и стою, - сказал Ваня. - Иди, откуда пришёл. (Кат.)

Анализируют  данные  исследования текста. Понимают,  что  есть  ещё  вид  односоставных  предложений,  им  неизвестный.  Ставят  перед  собой  задачу,  определив  зону  своего  знания  и  незнания.

Формулируют  тему  урока.

Составляют  план  работы, связанный  с   предметными  знаниями  и  умениями, понимая, что  есть  некое  затруднение,  которое  им  следует преодолеть.

 Этот  план  перефразируется  в  задачи  урока: 

 научиться    видеть определенно-личные  предложения  в  тексте,  отличать  их  от  других  односоставных,  понять, зачем  употребляются   в  речи,   узнать  способы  выражения главного  члена  в определенно-личных  предложениях.

Фронтальная проверка.

 

Познавательные: умение  слушать, анализировать,  извлекать  информацию, устанавливать  причинно-следственные  связи.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные:умение  слушать других  и  выражать  собственную  мысль, оценивать, комментиро-вать   точку  зрения  другого  человека.

Построение  

проекта – выхода  из   

 затруднения – освоение нового материала

 

 

4 мин.

Учитель  продолжает  микро-исследование предложе-ний,  вид  которых  ученикам  

неизвестен.

Посмотрим на схему на доске, как может называться этот тип предложения?

Значит, на  какие местоимения может указывать глагол – сказуемое в определенно-личных предложениях?

1л.  Я   Мы  2л.  Ты     Вы

 

Значит, в какой форме употребляется глагол в определенно- личных предложениях? (в форме 1 и 2 лица, ед. и мн. числа, наст. и будущ. времени, изъявительное и повелительное наклонение)


Используют  алгоритм - способ  действия,   при  помощи  которого можно   определить, что  предложение – определенно-личное.

Попробуем сформулировать правило.

(Определенно-личные предложения – это односос-тавные предложения с глаголом-сказуемым в форме 1-го или 2-го лица ед.числа, мн.ч. изъявительного и повелительного наклонения).


 

Регулятивные: планирование, прогнозирование,  волевая  саморе-гуляция.

Познавательные: моделирование, логическое  решение проблемы,   построение  логической  цепочки,  рассуждения, доказательство, выдвижение   гипотез  и  их  обоснование.

 

Первичное

Закрепление нового материала

 

 

9 мин.

Устанавливает  осознанность  восприятия,  производит  первичное  закрепление, выявляя  способы  выражения сказуемого  в определенно-личных предложениях.

Записать предложения в тетрадь, подчеркнуть грамматические основы:

Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу (Б. Окуджава); Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог (С. Есенин); Чему смеётесь? Над собой смеётесь (Н. Го­голь); Не предвкушай счастливых дней, преподнесённых небесами (Б. Окуджава); Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А. Пушкин).Люблю тебя Петра творенье. Люблю грозу в начале мая.


Определить вид предложений

 Смотрят  информацию  в  учебнике,  сравнивают  с  уже  полученным  знанием.

Решают  типовые  учебные  задачи  с  проговариванием  алгоритма  способа  действия.

Фронтальная

Регулятивные: Самоконтроль,  коррекция,

выявление  и  осознание того,  что уже освоено  и  того, что  ещё подлежит  освоению.

Коммуникативные:  вступление  в  учебный диалог  с  учителем.

Познавательные :выполнение  учебно-познавательных  действий  с  применением  мыслительных  операций.

 Закрепление нового материала

Самостоятель-ная  работа –самопроверка

 

 

9 мин.

Учитель  организует  деятельность  по  применению  новых  знаний  самостоятельно. 

Предлагается  найти среди представленных предложений предложения определенно-личные.

Работа в парах: среди предложений найдите определенно-личные

  1. вариант

1)На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
2) Дорога шла по низменным, болотистым местам.
3) Стою один среди равнины голой...
4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

5)Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.

  1. вариант

1) В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами.
2) Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан.

3) Во всём доверься высокой совести своей.

4) В белом небе летала стая чёрных галок.

 5)Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день...


 Обучающиеся работают самостоятельно, сверяясь  пошагово  с  ранее  составленным    способомдействия,  осуществляют  самопроверку,  сверяясь  с 

 ключом  учителя.

 

 

 

 

 

Регулятивные:самоконтроль,  коррекция,  выделение  и  осознание  того,что  уже  освоено  и  что  ещё подлежит  усвоению,  осознание  качества  и  уровня  усвоения.

Познавательные: понимать   информацию, представленную  в   виде  алгоритма;  умение  устанав-ливать  причинно-следственные   связи.

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение

итогов урока

2 -3 мин.

Предлагает  продолжить фразу


 Я узнал, что опреденно-личные предложения -  это…


Я  научился  находить определенно-личные предложения, потому что…

Я  научился  это  делать, чтобы…


 Учитель организует работу, побуждает к высказыванию

собственного мнения.

Выставление оценок за урок.





Оценивают  свою  деятельность  на  всех  этапах  урока, формулируют  сведения  о  себе  как  об  ученике  и «удерживают»   добытые предметные  и  личностные    знания  в  памяти. Оценивают свою работу и общее впечатление.

 

 

 

 

Познавательные:  применение  мыслительных  операций  анализа  и  сравнения.

Регулятивные:  самооценка.

 

Домашнее  задание

Опишите картину. Составьте связный ответ с использова-нием определенно-личных предложений ( 8-10 фраз).

 

 

 

 

 

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Определенно-личные предложения".

Автор: Стороненко Наталья Владимировна

Дата: 14.02.2021

Номер свидетельства: 573092


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства