Этап урока Время | Деятельность учителя. Содержание учебного материала. | Деятельность учащихся. | УУД |
Организационный 1 мин. | Важная задача – настроить обучающихся на работу, определить эмоционально-волевое состояние детей перед изучением темы. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Подготовка рабочего места | Личностные: саморегуляция Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации организационного момента. |
Повторение раннее изученного 7 мин | Запись предложения и выполнение задания: Определить тип предложения по структуре и количеству основ, выписать из предложений словосочетания на три типа грамматической связи Я вышел на берег насладиться ароматом осенних листьев. (К. Г. Паустовский) | Выполняют задание, тренирующее Навык определения грамматических основ, грамматической связи в словосочетании | |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 10 мин. | Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с различными видами предложений. Давайте проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях. а)цифровой диктант (1-если предложения односоставные, 2-если предложения двусоставные. Приятно пахнет черемуха. Ночь. Мне не спится по ночам. Иду, пою. От тучи подуло сильным, влажным ветром. Жужжали в воздухе рыжие июньские жуки. Хотелось упасть коленями на гладко – теплую землю…. Проехали большое торговое село. б)Проблемная ситуация. Среди предложений найти простые односоставные предложения. Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой. Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц) Прослушайте предлагаемую ситуацию и приведите примеры из стихотворений Пушкина. (для этого предлагаю ребятам представить воображаемые картины) Вы проснулись ранним зимним утром. Холодно. Красиво разукрасил мороз окна. Но как ярко светит солнце. И сразу вспоминаются строчки: Мороз и солнце! День чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный! Пора, красавица, проснись! Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? | Выполняют задание, тренирующее способы определения вида предложения, по группам. Производят мыслительные операции. При возникновении затруднении обращаются к учебнику – параграф 22. По окончании работы производят самоконтроль, сверяясь с ключом учителя. Участвуют в обсуждении: кто умеет отличать односоставные предложения от двусоставных, кто правильно определил вид всех односоставных предложений, предложения какого вида определить было трудно? Почему? Что надо сделать, чтобы не было ошибок? | Познавательные: выполнение учебных действий в материальной и умственной форме, применение мыслительных операций. Результативные: контроль и выявления своих отклонений от знаний. Коммуникативные: Осуществлениесовместной деятельности с учётом учебно-познавательных задач, вступление в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
Постановка проблемы, темы и цели урока. 4 мин. | Учитель организует первичное микроисследование полученных результатов. 1.Повторение личных окончаний глаголов 1 и 2 лица: -у, -ю, -ишь, -ешь, -им, -ем, -ите, -ете. 2. Поставить глаголы жить в 1 лице ед.числа, ходить, звать, манить в 1 лице ед.ч., лежать во 2 л. ед.ч., посетить в 1 лице мн.ч., прийти в 1 л. ед.ч. и в пов.накл. мн.ч. 3. Анализ предложений: 1)Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 3) Приучайте себя к сдержанности и терпению. (И. П.) 4) Останемся ещё на один день. (Ч.) 5) Не позволяй душе лениться! (Н. 3.) 6) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. (Светл.) 7) - Чего стоишь? - сказал он [мальчик] сумрачно. - Хочу и стою, - сказал Ваня. - Иди, откуда пришёл. (Кат.) | Анализируют данные исследования текста. Понимают, что есть ещё вид односоставных предложений, им неизвестный. Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания. Формулируют тему урока. Составляют план работы, связанный с предметными знаниями и умениями, понимая, что есть некое затруднение, которое им следует преодолеть. Этот план перефразируется в задачи урока: научиться видеть определенно-личные предложения в тексте, отличать их от других односоставных, понять, зачем употребляются в речи, узнать способы выражения главного члена в определенно-личных предложениях. Фронтальная проверка. | Познавательные: умение слушать, анализировать, извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные:умение слушать других и выражать собственную мысль, оценивать, комментиро-вать точку зрения другого человека. |
Построение проекта – выхода из затруднения – освоение нового материала 4 мин. | Учитель продолжает микро-исследование предложе-ний, вид которых ученикам неизвестен. Посмотрим на схему на доске, как может называться этот тип предложения? Значит, на какие местоимения может указывать глагол – сказуемое в определенно-личных предложениях? 1л. Я Мы 2л. Ты Вы Значит, в какой форме употребляется глагол в определенно- личных предложениях? (в форме 1 и 2 лица, ед. и мн. числа, наст. и будущ. времени, изъявительное и повелительное наклонение) | Используют алгоритм - способ действия, при помощи которого можно определить, что предложение – определенно-личное. Попробуем сформулировать правило. (Определенно-личные предложения – это односос-тавные предложения с глаголом-сказуемым в форме 1-го или 2-го лица ед.числа, мн.ч. изъявительного и повелительного наклонения). | Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморе-гуляция. Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепочки, рассуждения, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Первичное Закрепление нового материала 9 мин. | Устанавливает осознанность восприятия, производит первичное закрепление, выявляя способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях. Записать предложения в тетрадь, подчеркнуть грамматические основы: Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу (Б. Окуджава); Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог (С. Есенин); Чему смеётесь? Над собой смеётесь (Н. Гоголь); Не предвкушай счастливых дней, преподнесённых небесами (Б. Окуджава); Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А. Пушкин).Люблю тебя Петра творенье. Люблю грозу в начале мая. Определить вид предложений | Смотрят информацию в учебнике, сравнивают с уже полученным знанием. Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия. Фронтальная | Регулятивные: Самоконтроль, коррекция, выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению. Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем. Познавательные :выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций. |
Закрепление нового материала Самостоятель-ная работа –самопроверка 9 мин. | Учитель организует деятельность по применению новых знаний самостоятельно. Предлагается найти среди представленных предложений предложения определенно-личные. Работа в парах: среди предложений найдите определенно-личные вариант 1)На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось. 2) Дорога шла по низменным, болотистым местам. 3) Стою один среди равнины голой... 4) В редакции нас без конца засыпали вопросами. 5)Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать. вариант 1) В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. 2) Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. 3) Во всём доверься высокой совести своей. 4) В белом небе летала стая чёрных галок. 5)Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день... | Обучающиеся работают самостоятельно, сверяясь пошагово с ранее составленным способомдействия, осуществляют самопроверку, сверяясь с ключом учителя. | Регулятивные:самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того,что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде алгоритма; умение устанав-ливать причинно-следственные связи. |
Рефлексия Подведение итогов урока 2 -3 мин. | Предлагает продолжить фразу Я узнал, что опреденно-личные предложения - это… Я научился находить определенно-личные предложения, потому что… Я научился это делать, чтобы… Учитель организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения. Выставление оценок за урок. | Оценивают свою деятельность на всех этапах урока, формулируют сведения о себе как об ученике и «удерживают» добытые предметные и личностные знания в памяти. Оценивают свою работу и общее впечатление. | Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения. Регулятивные: самооценка. |
Домашнее задание | Опишите картину. Составьте связный ответ с использова-нием определенно-личных предложений ( 8-10 фраз). | | |