Тема | Основные группы односоставных предложений и их особенности (п.21 с.88-90) |
Цель | Создать условия для овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме |
Задачи | Образовательные: - познакомиться с видами односоставных предложений, их значениями и способами выражения главных членов предложения; - учиться определять вид односоставных предложений, отрабатывать навыки употребления их в речи, раскрыть экспрессивные возможности односоставных предложений; оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь учащихся; Развивающие: строить лингвистическое высказывание Воспитательные: воспитывать умение общаться в коллективе. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения. |
УУД | Предметные: знать виды односоставных предложений; понимать роль односоставных предложений в речи; уметь отличать односоставные предложения от двусоставных; определять их вид; обобщать и систематизировать изученный материал; строить монологическое высказывание на лингвистическую тему в научном стиле. Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Метапредметные: владение всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение – адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения; говорение и письмо - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста владение видами чтения текста (просмотровым, ознакомительным); владение приемами отбора и систематизации материала на тему «Односоставные предложения» умение ориентироваться в своей системе знаний. |
Межпредметные связи | Русский язык и литература |
Ресурсы | Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
Форма урока | Урок-исследование |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организационный момент. Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, мобилизовать внимание школьников | - Посмотрите на доску. Прочитайте предложения: «Не пренебрегай знаниями смолоду. За деньги ума не купишь». (слайд 1) - Что объединяет эти предложения с точки зрения из смысла? - А чем они похожи, с точки зрения синтаксиса? Обратите внимание на количество главных членов в предложениях. - С какими предложениями с точки зрения количества главных членов будем знакомиться на уроке? | Читают пословицы. Формулируют тему урока | Устанавливают связи с изученным материалом | Отвечают на вопросы, характеризуют предложения с точки зрения их смысла, синтаксиса | Строят понятные для собеседников высказывания | Используют различные речевые модели для построения высказывания | Настраиваются к диалогу, к совместным размышлениям |
Мотивация к изучению темы урока Цель: формировать у обучающихся понимания необходимости знаний по теме | - Что мы знаем об односоставных предложениях? - Как вы считаете, для чего нужны вам знания об односоставных предложениях? (Слайд 2) | высказывают мнения | устанавливают связи темы и задач урока | Отвечают на вопросы. | Строят понятные для собеседников высказывания | Используют различные речевые модели для построения высказывания | Устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Актуализация знаний Цель: Выявить уровень владения умениями определять значение односоставных предложениях | Работа с учебником. -На слайде даны предложения из № 136. Проанализируем предложения. (Слайды 3-8) | Читают предложения, анализируют их смысл. Определяют, во всех ли предложениях есть указание на действующее лицо. Распределяют предложения в указанном в задании 1 порядке. | Анализируют смысловые значения предложений | осуществляют самопроверку владеть приёмами отбора и систематизации материала по определённым критериям | формулируют собственную позицию | контролируют правильность ответов своих и товарищей | оценивают свою работу |
Постановка учебных задач Цель: формировать умения определять задачи для решения проблемы | Создаёт проблемную ситуацию: - В чем заключается своеобразие односоставных предложений? От чего, по-вашему, зависит вид односоставного предложения? | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, | анализируют объект с выделением существенных признаков | выполняют логические действия с языковым материалом | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель | сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания | выстраивают алгоритм действий для достижения цели |
Этап осмысления учебного материала. Обобщение изученного по теме Цель: формировать у учащихся умения структурировать информацию, на основе языкового материала применять полученные знания | Организует работу учащихся для решения задач урока. Работа с учебником. - Рассмотрите таблицу № 137. Групповая работа. 5 групп. - Подготовьте сообщение по одному из видов односоставных предложений. Ставит перед учащимися цель: - Расскажите о видах односоставных предложений, их значениях и способах выражения главных членов предложения, дополните ответы примерами из № 136. Свои наблюдения оформите в таблице. (Слайд 9) Организует групповую самостоятельную работу и её проверку. - Оцените сообщения одноклассников (правильно, полно, примеры) | 1. Рассматривают таблицу о видах односоставных предложений, анализируют её. 2. Исследование таблицы – работа в группах. Чтение теоретический и практический материал 3. Презентация изученного материала 4.Оценка ответов товарищей | слушают и отвечают на вопрос обобщать рассмотренные материалы и заполняют таблицу строят устное высказывание на лингвистическую тему Применять на практике знания об односоставных предложениях | углубляют знания по лингвистике выделять главное, подтверждать примерами, строить устное высказывание по определённому плану уместно используют синтаксические синонимы | обогащают знания об ученых-лингвистах владеть просмотровым и выборочным чтением уметь ясно, точно, полно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи; проводят анализ языкового явления с точки зрения его основных признаков и структуры | Знакомятся с таблицей инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации самостоятельно работать с языковым материалом | Перерабатывают, систематизируют полученную информацию. планируют сотрудничество в группе, оценивают свою работу и работу товарищей применяют приобретённые знания, выполняют учебные действия |
Подведение итогов урока Цель: формировать умение делать выводы | Организует ответ на проблемный вопрос в №138: - Объясните значение терминов «определённо-личные предложения», «неопределённо-личные предложения», «обобщённо-личные предложения», «безличные предложения», «назывные предложения» (Слайд 10) | Отвечают на проблемный вопрос | Уметь делать вывод по рассмотренному языковому материалу | Слушают и дополняют ответы товарищей и высказывают своё мнение | Уметь пользоваться языковым материалом урока | Формулируют выводы наблюдений | применяют приобретённые знания, выполняют |
Домашнее задание Цель: закрепить навык практического владения односоставными предложения | Предлагает учащимся два задания (на выбор): 1. Подобрать из учебника литературы по 1-му примеру на каждый вид односоставного предложения, указать автора предложения. 2. № 139. (Слайд 11) | Выбирают домашнее задание | | | | осуществляют выбор задания по степени трудности в соответствии со своими возможностями | Оценивают свои возможности |
Рефлексия Цель: формировать умение оценить свой вклад в общее дело | Акцентирует внимание учащихся на результатах учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя - С какими видами предложений работали на уроке? - Чему учились? -Что было трудным для вас? - Над чем нужно работать? -Что посоветуешь товарищу? | анализируют проделанную работу, полученные знания.
| слушают друг друга, высказывают своё мнение | владеют монологической речью | оценивают свою работу | Анализируют результаты своей деятельности |
Оценки за работу на уроке | | | | | | | |