| Познание нового | Открытие нового знания (3 мин) | (СЛАЙД 2-3) -Объектом нашего исследования будет отрывок из произведения А.Платонова“Любовь к Родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие)” -У вас на столах есть фрагмент этого произведения, прошу ознакомиться с ним.(СЛАЙД 4) -Первое задание позволит выяснить, насколько внимательно вы читали текст. -Необходимо выбрать верные и неверные утверждения. 1)Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину, который находился в Санкт-Петербурге. 2)Футляр со своей скрипки музыкант всегда держал открытым. 3)Старик добровольно ходил играть на бульвар. 4)Музыкант получал от государства пенсию, и ему этого было достаточно. 5)Старый музыкант мог играть для одного человека. -В ваших маршрутных листах есть цитатный план фрагмента данного произведения. Нумерация пунктов плана не соответствует последовательности сюжета. Необходимо восстановить порядок. Цитатный план 1)«…Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить.» 6 2)«…Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней.» 3 3)«…Скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину.» 1 4)«…И все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей…» 2 5)«… Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра …» 4 6)«…Звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца…» 5 -Является ли данный фрагмент текстом? Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаю вспомнить признаки текста. -У вас есть текст ,в нем пропущены некоторые слова. Необходимо заполнить пробелы(дырки) и выписать признаки текста. Основные признаки текста Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уроке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые ____. Мы связываем предложения темой и основной мыслью в единое целое, или в текст. Предложения, составляющие текст, расположены в определённой __________, связаны между собой по __________ и __________. Текст может быть представлен в ______ или__________форме. Непроизнесённого, ненаписанного, ненапечатанного текста быть не может. Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец. Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно _____текста или его _________мысль. ___________текста — то, о чём написан текст. Основная _________текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан. Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то. Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на_______. Каждый абзац начинается с красной строки. -Определите тип речи. -Каков стиль текста? -Перечислите основные признаки художественного стиля. (СЛАЙД 5) | -1)Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину, который находился в Санкт-Петербурге. -2)Футляр со своей скрипки музыкант всегда держал открытым. +3)Старик добровольно ходил играть на бульвар. +4)Музыкант получал от государства пенсию, и ему этого было достаточно. +5)Старый музыкант мог играть для одного человека. Цитатный план 1)«…Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить.» 6 2)«…Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней.» 3 3)«…Скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину.» 1 4)«…И все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей…» 2 5)«… Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра …» 4 6)«…Звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца…» 5 Основные признаки текста Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уроке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложения темой и основной мыслью в единое целое, или в текст. Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и грамматически. Текст может быть представлен в устной или письменной форме. Непроизнесённого, ненаписанного, ненапечатанного текста быть не может. Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец. Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль. Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан. Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то. Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац начинается с красной строки. -Повествование с элементами описания. -Художественный. -Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. | | Знакомство с текстом и последующая работа с ним. |
| Практическая работа | Проверка понимания. (10 мин) | -Определите тему текста, подумайте ,как можно озаглавить? -Что автор сообщает о музыканте? Почему он играет?(найдите в тексте и зачитайте )предложение 4 (СЛАЙД 6) -Почему людям так необходима была музыка этого чудного скрипача? -В каком предложении выражена основная мысль текста?10 предложение (СЛАЙД 7) (СЛАЙД 8) -А теперь давайте попробуем сформулировать определение к термину настоящее искусство. Для этого необходимо перейти по ссылке на экране и выбрать нужные характеристики для этого понятия. -Запишите получившееся определение в тетрадь. - Какую же проблему ставит А. Платонов, над чем заставляет задуматься нас, читателей? Вам предлагаются возможные варианты, выберите из предложенного списка две наиболее подходящие проблемы.(СЛАЙД 9) | -Старый скрипач. Автор рассказал нам о старом скрипаче, для которого очень важно было играть для людей, «… потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.» «(изредка они (звуки) доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью).» Настоящее искусство — искусство, которое обогащает человека, доставляет эстетическое наслаждение, заставляет задуматься о жизни. 1. Как влияет искусство (музыка) на жизнь человека, его душу? 2. В чем заключается сила искусства (музыки)? 3. Как воспринимают люди окружающий мир и себя в этом мире? 4. Какую пользу (и как) может приносить человек обществу? 5. Какой человек может быть наделен даром понимать настоящее искусство? 6. Все ли люди способны испытывать эстетическое наслаждение от музыки? | https://learningapps.org/watch?v=pyt8xqyan22 | Формулировка языковых понятий. |
| | Работа с текстом (7 мин) | -Языковые средства художественного текста помогают раскрыть идейную проблематику текста. (СЛАЙД 10) -Какие художественно- изобразительные средства использовал автор? Чтобы ответить на этот вопрос, я попрошу взять планшеты, которые у вас на столах .Первая группа считывает QR код №1 и выполняет задание, а вторая группа QR код №2. -Какова роль художественно-изобразительных средств этого текста? -А теперь давайте проанализируем синтаксические средства, которые также помогают раскрыть идейную проблематику текста. .(СЛАЙД 11) -Какова роль синтаксических средств в этом фрагменте? | Роль средств: мир искусства – как пьедестал, на который способен и достоин подняться не каждый. Роль: подчеркнуть величие искусства, непостижимую красоту музыки. | Группа1 https://learningapps.org/watch?v=px7jq2y4322 Группа 2 https://learningapps.org/watch?v=pcab1ka1c22 Группа 1 и группа 2 https://learningapps.org/watch?v=pe36hn7yc22 | Выполнение задания на выбор. |
| Рефлексия | Подведение итогов. Оценивание (6 мин) | -Итак, мы с вами проанализировали отрывок из текста А.Платонова“Любовь к Родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие)” - Так что же такое настоящее искусство? -Посмотрите , пожалуйста, на доску. Здесь представлен ряд цитат великих людей об искусстве. -Какая из цитат , по вашему мнению, могла бы стать эпиграфом нашего урока и почему? Искусство смывает пыль повседневности с души. П.Пикассо Искусство есть заражение чувствами других людей. Лев Толстой Искусство есть мышление в образах. Виссарион Белинский Задача художника – сделать людей детьми. Фридрих Ницше Искусство всегда современно. Фёдор Достоевский Если это искусство, значит, это не для всех, а если это для всех, значит, это не искусство. Арнольд Шёнберг Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. Всеволод Овчинников | | Ирина Одарчук Паули Музыка звучит в моём сердце, в унисон с тобой живёт моя душа, она радуется и волнуется, грустит и думает, шагает в ногу с героями. Ты погружаешься в прекрасный светлый мир, который дарит музыка, вызывая восторг и счастье, наполняет тебя изнутри и очаровывает волшебными звуками. Музыка дарит наслаждение и радость, отправляешься за ней в дальний путь прекрасный и интересный, полный разных сюрпризов и тайн. | Формулировка выводов. |