kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка "Морфологический разбор категории состояния"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит технологичесую карту урока и приложения (карточки, текст, рабочие материалы). 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Морфологический разбор категории состояния"»

Русский язык

 7 класс

            Тема: «Морфологический разбор категории состояния»

            Тип урока: урок объяснения нового материала.

            Цель урока:    формирование умения выполнять морфологический разбор слов категории состояния.   

            Задачи:

  • совершенствовать умение формулировать цель и задачи деятельности, оценивать результат, соотносить с эталоном;

  • совершенствовать умение составлять сложный план морфологического разбора части речи;

  • совершенствовать умение выполнять морфологический разбор части речи по плану;

  • совершенствовать умение выполнять комплексный анализ текста;

  • совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в паре.

  • совершенствовать умение формулировать цель и задачи деятельности, оценивать результат, соотносить с эталоном;

  • воспитывать у детей любовь к природе.



            Критерии достижения цели урока:

  • обучающиеся  составляют сложный план морфологического разбора слов категории состояния;

  • обучающиеся выполняют разбор слов категории состояния по плану;

  • обучающиеся анализируют текст;

  • обучающиеся умеют оценить результат работы (индивидуальной, в паре) в соответствии с эталоном.

            Условия обеспечения учебной деятельности:

  • Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Александрова О. М., Дейкина А. Д., Кулибаба И. И. Русский язык. 7 класс. – М.: «Просвещение», 2014.

  • Таблицы-подсказки для формулировки цели урока и рефлексивных действий обучающихся.

  • Электронная презентация с заданием к уроку.

  • Раздаточный материал (карточки) (приложение 1).

  • Текст М. Пришвина (приложение 2).

  • Рабочие листы по количеству обучающихся (приложение 3).



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Формулировка темы урока, постановка цели и задач урока.

Учитель предлагает рассмотреть картину И. Левитана «Март» и прочитать эпиграф к уроку: «Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу. (М. М. Пришвин)».

Вопросы учителя:

Как вы понимаете эти слова?

Что вы знаете о М. М. Пришвине?

В каких книгах М. М. Пришвин показал, как человек должен относиться к природе?

Выскажите своё отношение к природе, используя слова категории состояния.

Учитель объявляет, что тема урока связана с дальнейшим изучением слов категории состояния и предлагает сформулировать тему урока. Предлагает поставить цель на урок по заявленной теме, сформулировать задачи, которые помогут достичь цели урока.

Обучающиеся рассматривают репродукцию картины И. Левитана «Март» и размышляют над смыслом эпиграфа. Вспоминают сказку – быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Высказывают свои суждения об отношении к природе, используя слова категории состояния.

Обучающиеся формулируют цель урока - формирование умения выполнять морфологический разбор слов категории состояния.

 Обучающиеся формулируют задачи урока:

  • проверить домашнее задание

( параграф 49, упр.316);

  • прочитать параграф 46 и составить план и образец морфологического разбора слов категории состояния;

  • выполнить упражнения по теме «Морфологический разбор категории состояния»


Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Актуализация ранее полученных знаний

Учитель предлагает проверить домашнее задание (параграф 49, упр.316) и выполнить индивидуальные задания по карточкам (см. приложение №1). Учитель раздаёт карточки с индивидуальными заданиями. Один ученик работает на компьютере. Слушает рассказ о категории состояния, комментирует оценки монологического высказывания, данные обучающимися. Предлагает, опираясь на слайд презентации, осуществить самопроверку упр. 316 и оценить свою работу.

Вопросы и задания учителя:

  • Все ли ряды слов оформлены правильно? С чем вы не согласны и почему?

  • Какие слова вы могли бы добавить к каждому ряду слов?

  • Составьте предложение, используя слова категории состояния из упр. 276, которые помогают лучше представить раннюю весну.

Учитель просит обучающихся определить, справились ли они с первой задачей урока и почему?

Обучающиеся (2 человека) выполняют индивидуальные задания по карточкам. Обучающиеся слушают рассказ о словах категории состояния, оценивают монологическое высказывание по следующим критериям:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Обучающиеся осуществляют самопроверку упр. 276, оценивают ответ, опираясь на эталон, данный на слайде презентации, по критериям:

«5» - без ошибок;

«4» - одна – две ошибки;

«3» - три-четыре ошибки;

«2» - пять и более ошибок.

Составляют предложение со словом категории состояния из упр. 276.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи; сличают свой результат с эталоном; оценивают достигнутый результат; учатся аргументировать свою точку зрения. учатся управлять поведением партнёра –убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Формирование новых умений и способов действий

Учитель  предлагает записать тему урока и познакомиться с текстом параграфа 50.

Задание учителя: подумайте, какие изменения вы можете внести в план и образец разбора слов категории состояния?

Учитель предлагает составить свой сложный план и образец морфологического разбора слов категории состояния в парах. Одну пару просит работать на доске.

Учитель просит обучающихся определить, справились ли они со второй задачей урока и почему?


Обучающиеся самостоятельно читают параграф 50.

Обучающиеся отмечают, что на прошлом уроке из текста индивидуального сообщения они узнали следующую информацию: 1) у слов категории состояния можно определить разряд по значению а) качественные – обозначают состояние природы, окружающей среды, состояние человека. Например, тепло, жарко, весело, приятно, удобно и т.д.; б) модальные – выражают оценку состояний, ситуаций. Напр., можно, нельзя, пора, грех, стыд, лень и т.д.;

2. у слов категории состояния можно определить степень сравнения (если есть). Степени сравнения могут образовывать слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных. Напр., мрачно – мрачнее.

Обучающиеся составляют сложный план и образец морфологического разбора слов категории состояния в парах.

План морфологического разбора слов категории состояния

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки. 1) Постоянные признаки: а) разряд по значению. 2) Непостоянные признаки: а) не изменяется; б) степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Мы вышли, было морозно3. (М. Пришвин)

Морозно-категория состояния (состояние природы).

I. Было (каково?) морозно.

II. Пост.: качественное; непост.: не изменяется.

III. (Было каково?) было морозно (сказуемое).



Оценивают работу пары, которая работает на доске по критериям:

«5» - без ошибок;

«4» - одна – две ошибки;

«3» - три-четыре ошибки;

«2» - пять и более ошибок.


Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; учатся аргументировать свою точку зрения.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения.

Осознанно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уместно используют правила речевого поведения в учебной деятельности.

сличают свой результат с эталоном; оценивают достигнутый результат; учатся аргументировать свою точку зрения, учатся управлять поведением партнёра –убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Физкультминутка

Учитель просит обучающихся подняться и выполнить разминку.

Обучающиеся выполняют физические упражнения.

.



Закрепление новых умений и способов действий.

Работа с текстом


Учитель предлагает прочитать текст М. Пришвина и выполнить задания комплексного анализа индивидуально и в парах. В помощь предлагаются репродукция картины К. Юона «Мартовское солнце» и иллюстрации.

Задания для комплексного анализа текста:

1) определить тему и основную мысль данного текста.

2) определить тему и идею данного текста;

3) озаглавить текст;

4) вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов;

5) вставить пропущенные знаки, объяснить их постановку;

6) ответить на вопрос: «Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте?» (индивидуальное задание).



7) выполнить грамматические разборы.



1-3 – устно;

4,5,7 – письменно.

Учитель просит осуществить взаимопроверку грамматических разборов в парах.

Учитель просит обучающихся определить, справились ли они с третьей задачей урока и почему?


Обучающиеся выразительно читают текст М. Пришвина, пытаются определить тему, основную мысль, тип и стиль речи текста, придумывают заглавие. Рассматривают иллюстрации и размышляют о красоте природы, об охране природных богатств. Затем вставляют пропущенные буквы и знаки. Далее выполняют задания по вариантам. 1 вариант: объясняет написание слов. 1 человек работает на доске. 2 вариант: объясняет постановку знаков препинания. 1 человек работает на доске. Выполняют самостоятельно грамматические разборы.

При выполнении задания каждый ученик оценивает свой ответ, объясняет, почему заслуживает именно такой отметки.

Слушают ответ на вопрос (индивидуальное задание).

Осуществляют взаимопроверку грамматических разборов по критериям:

«5» - без ошибок;

«4» - одна – две ошибки;

«3» - три-четыре ошибки;

«2» - пять и более ошибок.

.

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста; выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, выражают смысл ситуации различными средствами (условные обозначения); сличают свой способ действий с эталоном; осознают качество и уровень освоения; учатся управлять поведением партнёра – убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия развивают умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умеют объяснить, почему нужно беречь природу.


Домашнее задание

Учитель предлагает выполнить упр. 321 или составить текст – описание «Ранняя весна», используя при этом слова категории состояния.

Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы по алгоритму выполнения упражнения и альтернативного задания.

Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; учатся определять последовательность действий.

Подведение итогов

Рефлексия

Учитель предлагает подвести итоги урока и предлагает ответить на вопросы:  

  • Достигли цели урока?

  • Справились с задачами урока? В какой мере?

  • Чем полезен урок?

  • С чего нужно начать следующий урок?

Учитель предлагает оценить своё физическое и душевное состояние и вписать слово категории состояния в графу листа рабочих материалов.

Ученики подводят итоги, отвечают на вопросы, используя клише. Обучающиеся анализируют достижимость цели урока; отмечают, справились ли они с задачами урока; выделяют положительные стороны и недостатки своей работы; планируют, с чего нужно будет начать следующий урок.

Оценивают  достигнутый  результат, осознают качество и уровень усвоения, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; участвуют в коллективном обсуждении проблем,  учатся владеть монологической и диалогической формами речи.











Технологическая карта урока

П Р И Л О Ж Е Н И Е   1.

Карточка №1 (в электронном виде)

Составьте три предложения со словами категории состояния, используя интерактивные рисунки №1,2,3. Запишите их.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15873/

Карточка №2

Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой "SOS". Он совсем запутался и просит помочь ему озаглавить текст и вставить подходящие по смыслу слова категории состояния.

________________

Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.

Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.



П Р И Л О Ж Е Н И Е   2.

Тихо4. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло светло и так пр..красно спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи живущие под окном под наличниками, ведут себя оживле...о , (по) весен…ему2, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли же они себе место: им хорошо3, и нам не м...шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н...кому (не) м...шает: вот исти...ый образ1 мира во всем мире. (М. Пришвин)

П Р И Л О Ж Е Н И Е   3.

Рабочие материалы к уроку «Морфологический разбор категории состояния»

Задания для комплексного анализа текста:

1) определить тему и основную мысль данного текста.

2) определить тему и идею данного текста;

3) озаглавить текст;

4) вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов;

5) вставить пропущенные знаки, объяснить их постановку;

6) ответить на вопрос: «Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте?» (индивидуальное задание).

(4 -1 вариант; 5 -2 вариант)

7) выполнить грамматические разборы (взаимопроверка в парах).



1-3 – устно;

4,5,7 – письменно.

6 –индивидуальное задание.



Тихо4. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло светло и так пр..красно спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи живущие под окном под наличниками, ведут себя оживле...о , (по) весен…ему2, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли же они себе место: им хорошо3, и нам не м...шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н...кому (не) м...шает: вот исти...ый образ1 мира во всем мире. (М. Пришвин)



Слово категории состояния______________________________________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кибасова Елена Николаевна

Дата: 06.01.2019

Номер свидетельства: 493935

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства