III этап. Освоение нового материала Цель – - определить на какие группы можно разделить слова с пропущенными буквами; -развить орфографичес кую зоркость; -создать условия для успешного закрепления изученного материала III этап. Формирование и отработка | Участвовать в практической работе по распределению слов в соответствии с правилом Составляют интеллект-карту Корни с чередованием гласных Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах). | Организовать практическую самостоятельную работу по распределению слов в 3 группы Предлагает создать интеллек-карту Организует работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания | II Вернемся к тексту о А.С.Пушкине. - На сколько групп можно разделить слова с пропущенными буквами. -По какому принципу? Спишите слова группами, вставляя пропущенные буквы. Выделите орфограммы. Учащиеся выписывают слова, объясняя принцип группирования. ПРОВЕРКА Безударная гласная, проверяемая ударением: тепло (теплый) зеленый (зелень) молоденький (молод) , зеленый (зелень) Безударная непроверяемая гласная: Устремляешься, поэт Корни с чередованием гласных: Прикоснуться, полагаешь, росток, застилает Какими способами мы проверяли безударную гласную в корне? (Подбираем однокоренное слово или меняем форму слова, чтобы гласная стала ударной) Что делать со словами, где гласную в корне проверить нельзя? (Запомнить, в случае необходимости обратиться к орфографическому словарю) Корни с чередованием гласных: Прикоснуться, полагаешь, росток, застилает Составьте на доске кластер «Чередующиеся гласные» Подпишите корни на каждый вид чередования Посмотрите, как выглядит задание, связанное с этой орфограммой на Государственной Итоговой аттестации - Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) д..станционный, т..снота, взап..рти 2) н..бесный, бл..стяще, прин..мать 3) дезор..ентировать, гиг..енический, изб..ратель 4) воссоед..нение, ж..стикулировать, гор..зонтальный 5) к..снуться, изл..жение, водор..сли Ответ:_______________ Как определить гласную в этих парах слов? Как называются такие слова? Ст..рожил (местности) старый житель – ст..рожил (сад) сторож Разр..Едить (всходы) – разр..Ядить (ружье) ! Св..Ила (гнездо) ВИТЬ – св..Ела (ребенка) ВЁЛ Ч..стота (пульса) ЧАСТО – ч..стота (в квартире) ЧИСТО Это ОМОФОНЫ. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в корне, нужно определить лексическое значение слова! Самая сложная часть правила, когда в корнях происходит чередование гласных. Корней с чередованием достаточно много, и они делятся на несколько групп. | Составляют кластер «Чередующиеся гласные» (технология критического мышления Работа по созданию с интеллект-карты Прием Интеллект-карта( прием геймификация) |