kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Правописание гласных.Практикум"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку в 10 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Правописание гласных.Практикум"»

Урок русского языка в 10 классе.

Тема: Правописание гласных в корне слова.

Технологическая карта урока

Учитель русского зыка и литературы – Рахимова Нурчиан Хайрулловна

Предмет: Русский язык

Класс: 10

Основная цель данного урока заключается в том, чтобы повторить ранее изученные орфограммы в корне слова

Задачи урока: научить учащихся применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма, работа с текстом

На уроке используются средства обучения: карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, заданий.

На уроке применяются технологии ИКТ, проблемного обучения, технология критического мышления, приемы геймификации.

На уроке используются и разные формы работы: индивидуальная, при которой учитываются склонности, индивидуальные особенности и интересы учащихся; фронтальная (эта форма работы помогает учащимся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); работа в паре (помогает устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать).

Тема

Правописание гласных и согласных в корне. Практикум

Цель темы

Повторить:

- ранее изученные орфограммы в корне слова

научиться:

- применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма;

выполнять задание №9 формата тестовой части ЕГЭ

Планируемый результат

Знать и уметь применять полученные теоретические знания на практике

Грамотно выполнять задание №9 формата тестовой части ЕГЭ

Основные понятия

Корни с чередованием гласных

Безударная гласная, проверяемая ударением

Безударная непроверяемая гласная

Анализ текста

Межпредметные связи

русский язык, литература

Ресурсы:

основные

дополнительные

Учебник «Русский язык.10-11 классы» Базовый уровень. В 2 частях Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Методическое пособие, наглядный материал, раздаточный материал

Презентация «Правописание гласных в корне слова»

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах


Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Технология и приемы

I этап.

Организацион- ный момент.

Цель – проверка готовности обучающихся, их настроя на

работу

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

I этап. Организационный момент.

У вас на столах лежат рабочие листы .

На уроке вы будете работать в паре, индивидуально. Урок пройдет в форме соревнования. За каждый правильный ответ будете получать жетон.

Прием геймификации


Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Проверка домашнего задания Цель: проверить наличие выполненного домашнего

задания у обучающихся



-повторение чередующихся гласных в корне слова. Найти в интернете таблицу. Проверяется на этапе «Освоение нового материала»


Повторение изученного Цель: повторить материала по теме «Ударение»

Формулирует задание: расставить ударение в словах

обеспечение, облегчить, принудить, согнутый,

Учащиеся обмениваются карточками и делают взаимопроверку.

Организует взаимопроверку в парах

АэропОрты, баловАть, балОванный, включИм, вручИт, донЕльзя, жалюзИ, завИдно, звонИт, избалОванный, исчЕрпать, каталОг, красИвее, налитА, намЕрение, насорИт, обеспЕчение, облегчИть, принУдить, сОгнутый, срЕдствами, столЯр, чЕрпать, шАрфы, тОрты, бАнты.


Работа в парах



II этап. Актуализация знаний.

Цель – работа с текстом.

Работают с текстом


Учащиеся вставляют пропущенные буквы и выделяют морфему, в которой они находятся


Участвуют в

обсуждении проблемных вопросов

организовать фронтальную работу по тексту

Вставить пропущенные буквы



включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов буквы









II этап. Актуализация знаний. Прочитайте текст.


Стоит лишь чуть-чуть прик..Оснуться к поэзии Пушкина, как ты чувствуешь т.Епло и любовь п.Оэта ко всему, что есть в жизни. Ты пол.Агаешь, что это пушкинский мир, а он и твой тоже. Как м.Олоденький з.Еленый р.Осток, ты тянешься к солнцу, «солнцу русской п.Оэзии». Ты дышишь полной грудью, устр.Емляешься все выше и выше. И уже ничто не заст.И лает тебе путь к свету. И душа живет…

Продолжаем работать с текстом. Обратите внимание на слова с пропущенными буквами в тексте.

-На какие виды орфограмм пропущены буквы? (Орфограммы – гласные в корнях слов)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

«Правописание гласных

Давайте определим цель нашего урока. Над чем мы будем работать?

Цель:

А где нам пригодится знание этого материала?

Да, при выполнении заданий ЕГЭ

Задачи:

  • систематизировать знания по правописанию орфограммы - гласной в корнях слов;

  • вспомнить способы применения правила;

  • уметь находить в тексте слова с данной орфограммой;



Технология «Проблемное обучение»

Создание проблемной ситуации




-

Прием Реставратор




Побуждение к действию.



Личностные УУД Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД






Задание на формулирование темы и цели урока


Формулируют тему и цели урока












III этап. Освоение нового

материала

Цель –

- определить на какие группы можно разделить слова с пропущенными буквами;


-развить орфографичес кую зоркость;



-создать условия для успешного закрепления изученного материала



III этап. Формирование и отработка

Участвовать в практической

работе по распределению слов в соответствии с правилом
















Составляют интеллект-карту

Корни с чередованием гласных



















Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).



Организовать практическую самостоятельную работу по распределению слов в 3 группы






















Предлагает создать интеллек-карту
















Организует работу в парах, обеспечить контроль

за выполнением задания


II

Вернемся к тексту о А.С.Пушкине.

- На сколько групп можно разделить слова с пропущенными буквами.

-По какому принципу?

Спишите слова группами, вставляя пропущенные буквы. Выделите орфограммы.

Учащиеся выписывают слова, объясняя принцип группирования.

ПРОВЕРКА

Безударная гласная, проверяемая ударением: тепло (теплый) зеленый (зелень) молоденький (молод) , зеленый (зелень)

Безударная непроверяемая гласная: Устремляешься, поэт

Корни с чередованием гласных:

Прикоснуться, полагаешь, росток, застилает


Какими способами мы проверяли безударную гласную в корне? (Подбираем однокоренное слово или меняем форму слова, чтобы гласная стала ударной)

Что делать со словами, где гласную в корне проверить нельзя? (Запомнить, в случае необходимости обратиться к орфографическому словарю)

Корни с чередованием гласных:

Прикоснуться, полагаешь, росток, застилает

Составьте на доске кластер «Чередующиеся гласные»


Подпишите корни на каждый вид чередования

Посмотрите, как выглядит задание, связанное с этой орфограммой на Государственной Итоговой аттестации

- Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) д..станционный, т..снота, взап..рти

2) н..бесный, бл..стяще, прин..мать

3) дезор..ентировать, гиг..енический, изб..ратель

4) воссоед..нение, ж..стикулировать, гор..зонтальный

5) к..снуться, изл..жение, водор..сли


Ответ:_______________



Как определить гласную в этих парах слов? Как называются такие слова?

Ст..рожил (местности) старый житель – ст..рожил (сад) сторож

Разр..Едить (всходы) – разр..Ядить (ружье)

! Св..Ила (гнездо) ВИТЬ – св..Ела (ребенка) ВЁЛ

Ч..стота (пульса) ЧАСТО – ч..стота  (в квартире) ЧИСТО

Это ОМОФОНЫ. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в корне, нужно определить лексическое значение слова!


Самая сложная часть правила, когда в корнях происходит чередование гласных. Корней с чередованием достаточно много, и они делятся на несколько групп.





















Составляют кластер «Чередующиеся гласные» (технология критического мышления




Работа по созданию с интеллект-карты


Прием Интеллект-карта( прием геймификация)




Закрепить и обобщить изученное по

теме Контроль усвоения знаний Цель: проверить уровень усвоения материала


Учащиеся выполняют задание



Оценивать правильность выполнения заданий.


Предлагает выполнить задание 9 из материалов ЕГЭ:

ученик выполняет задание на платформе Сдам ЕГЭ. Решу.ЕГЭ


1. Проверка самостоятельно по таблице ответов.. Если есть недочет, то изучить материал, используя учебники и выслушав объяснение товарища и учителя.



Личностные УУД Регулятивные УУД

Познавательные УУД Коммуникативные УУД

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.




Домашнее задание

Итог урока. Рефлексия деятельности. Подведем итоги нашего урока.

Прочитайте цель урока. Достигли ли вы целей? Что помогло и что мешало вашей работе на уроке?

Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».

Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке и дадим оценку своим действиям.

На доске даны начала предложений, выберите одно из них и закончите его.

- Сегодня на уроке я повторил (а)…

- Я удовлетворен (а) своей работой на уроке, так как…

- Я не все понял, и мне нужно еще повторить некоторые правила.


Учить теорию .Составить интеллект-карту по чередующимся гласным в корне слова

1.Выполнить тестовые задания из ЕГЭ №9 или

2.Упражнение из Грамоты .ру

.



Личностные УУД Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Правописание гласных.Практикум"

Автор: Рахимова Нурчиан Хайрулловна

Дата: 17.10.2025

Номер свидетельства: 675608


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства