Тема урока: | Неопределенно-личные предложения |
Цель урока: | Научить распознавать неопределенн0-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения, разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением. |
Тип урока: | усвоение новых знаний |
Форма урока | Комбинированный урок |
Педагогические задачи: | создать условия для обучения распознаванию неопределенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению неопределенно-личных и определенно-личных предложений с обобщенным значением |
Планируемые предметные результаты: | научиться определять неопределенно-личные предложения, отличать их от двусоставных неполных предложений. |
Планируемые результаты | Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Методы и формы обучения | Создание проблемных ситуаций, деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы: | отрывок из стихотворения для лингвистической разминки; предложения для сравнительной работы; предложения для самостоятельной работы |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Мотивация к учебной деятельности | Всем, всем – добрый день! Сегодня на уроке Работаем старательно, Слушаем внимательно! Я надеюсь на Вашу активную работу на уроке. | | |
II. Актуализация опорных знаний. Зрительный самодиктант. | А) - Ребята, я не случайно начала сегодня урок с этого небольшого стихотворения Не обратили ли Вы внимание, какие предложения я назвала? (Назывное, определенно-личные и двусоставное). Скажите, пожалуйста, что мы сейчас с вами повторим? (Ответы уч-ся). Б) Индивидуальная работа по карточке у доски. (№ 1 По картине составить рассказ, используя в своей работе односоставные предложения. №2 Выписать из предложений грамматическую основу и определить вид предложения) В) Б) Зрительный самодиктант. -На слайде записано четверостишье. Прочитайте его, определите основную мысль, назовите встретившиеся орфограммы и пунктограммы. Люблю дымок спалённой жнивы, В дыму ночующий обоз И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз. (М.Ю. Лермонтов) Слайд 2. - Определите вид этого предложения: односоставное или двусоставное. Докажите. - Конкретизируйте, какое это односоставное предложение (определённо – личное). - Закройте глаза. Я прочту стихотворение, а вы образно представьте себе то, о чём в нём говорится. - Прочитайте ещё раз четверостишие и напишите его по памяти. - Проверьте себя. Кто не сделал ни одной ошибки? | 1. Повторение теоретического материала по темам: «Назывные предложения», «Определенно-личные предложения» 2. Творческая работа, использование односоставных предложений в речи. 3. Организует фронтальный опрос, зрительный самодиктант, помогающие учащимся провести самодиагностику знаний Выполняют задание, проверяющее теоретическую базу знаний по теме «Односоставные предложения», пишут зрительный самодиктант, осуществляют самопроверку и оценивание выполненной работы. Находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения | Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, базовыми предметными понятиями. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют логические действия, контроль и оценку учебных действий Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. |
III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Слайд 5. На экране предложение: В дверь несмело постучали. - Прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? - Таким образом, у нас возникает затруднение в том, что для продолжения диалога нам необходимы знания. Какие? – Какие предложения называют неопределённо – личными? Какие значения имеют неопределённо – личные предложения? - Сегодня мы с вами проводим исследование. Объектом нашего исследования является тема: «Неопределённо – личные предложения». Знание данной темы пригодится вам при сдаче ОГЭ в 9 классе в ходе выполнения задания по нахождению грамматических основ предложения. - Запишите тему урока. «Неопределённо – личные предложения» - Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите в тетради. - Я тоже поставила цели и задачи к уроку: Слайд 7. (Учитель читает цели со слайда своей презентации). - Совпадают ли наши цели? Обсуждение. Обсуждение плана выхода из затруднения: 1. Выясним, какие предложения называются неопределённо – личными. 2. Раскроем особенности неопределённо – личных предложений. 3. Определим значения неопределённо – личных предложений. | Читают предложение и определяют его тип по строению, наличию главных членов Подводит обучающихся к проблеме путём постановки проблемного вопроса Формулируют проблему по данной теме. | Выявление места и причины затруднения Цель: -организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения неопределённо – личных предложений; -сформулировать тему урока; -обозначить логическую необходимость изучения этой темы |
IV. Практическая деятельность по реализации построенного проекта 1. Работа с теоретическим материалом | - Прочитайте предложения, данные на с. 108 учебника. - Определите, какие предложения двусоставные, какие - односоставные. - В каких предложениях действующее лицо названо, а в каких не названо и мыслится неопределенно? - На с. 108 прочитайте теоретические сведения и скажите, как называют такие односоставные предложения. -Опираясь на теоретические сведения, скажите, чем может быть выражен главный член неопределенно-личного предложения? Чем выражен главный член предложения в вышеприведенных примерах? - Составьте алгоритм определения неопределенно- личного предложения | Читают предложения и сравнивают их. Приходят к выводу, что в первом столбике даны двусоставные предложения, а во втором - односоставные. В двусоставных предложениях действующее лицо названо, а в односоставных нет: неясно, кто выполняет действие. Выводы: В данных предложениях главное – действие. Читают теоретические сведения, выясняют, что такое неопределенно-личные предложения. Доказывают, что данные односоставные предложения являются неопределенно-личными. Реализация построенного проекта | Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Владеют базовыми предметными понятиями, конструктивными способами взаимодействия |
V. Первичное закрепление с комментированием | Дает задание выполнить упр. 190. - Спишите. Подчеркните главные члены предложения; укажите, чем они выражены. Назовите неопределенно-личные предложения | Списывают, подчеркивают главные члены, определяют, чем они выражены. Находят неопределенно-личные предложения. Работают в тетрадях и у доски. | Владеют базовыми предметными понятиями, конструктивными способами взаимодействия |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - А теперь я предлагаю вам выполнить работу по вариантам. Работа с предложениями. Слайд 12. - Вы видите пронумерованные предложения. I вариант – выписывают номера определённо – личных предложений, II вариант – выписывают номера неопределённо- личных предложений. 1)На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (н-л) 2) Люблю грозу в начале мая! (о-л) 3)Что наряжают зимой? (н-л) 4) Ой, не трогайте меня – обожгу и без огня. (о-л) 5) Отбавишь – станет больше, прибавишь – станет меньше. (о-л) 6) Весной одевается, осенью раздевается. (н-л) Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по слайду | Организует индивидуальную самостоятельную работу обучающихся, работу по вариантам | Цель: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; - проверить свое умение применять изученный способ; - развивать умение самостоятельной проверки по эталону |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | Игра «Кто быстрее» и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение? (Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо – личное, не поднимают, если это определённо - личное предложение). 1. Выберите себе книгу по вкусу. (о-л) 2. Осень. Готовимся к сельским работам. (о-л) 3. Цыплят по осени считают. (н-л) 4. В доме шумят. (н-л) 5. Сегодня рисуем пейзаж. (о-л) 6. Травы скашивают рано утром. (н-л) | Проверяет, как учащиеся научились различать определённо – личные и неопределённо – личные предложения. | Цель: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | -Итак, подведём итоги нашей работы: - ЧТО нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравился ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Вы напишите, подводя итоги, в строке «Плюс» - положительные моменты, в строке «Минус» - отрицательные моменты, в строке «Интересно» - что вам показалось особенно интересным. 1. Плюс- 2. Минус – 3.Интересно – | Заключительная беседа по вопросам | Цель:- оценить результаты собственной деятельности - сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание |
IX. Домашнее задание: | | | |