Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимо- действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результа- тов учеб- ной дея- тельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Моти-вация (само-опреде- ление) к учебной деятель- ности. | Эмоциональная, психологическая и мотиваци-оннаяподгото-вка учащихся к усвоению изу-чаемого мате-риала. | Вступительное слово. Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку… (учащиеся хором:«Пять»). - Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение. - Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. -Сегодня у нас урок развития речи. Его мы начнём с наблюдений за словом речетворчество. -Чем оно интересно с точки зрения своего морфемного состава? -Какое значение имеет это слово? -Каждый день мы сталкиваемся с этим явлением. Возвращаясь после школы домой, вы рассказываете маме и папе о том, что произошло в школе, на каких уроках вас спрашивали, как оценили ваши знания. Каждое мгновение мы творим речь, создаём её. | Слушают учите- ля, участвуют в диалоге с учите- лем; размещают учебные мате- риалы на рабо-чем месте, де-монстрируют готовность к уро-ку. | Фронталь-ная. | Личностные: положи-тельно относятся к уче-нию, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совер-шенствовать имею-щиеся. Познавательные: осознают познаватель-ную задачу. Регулятивные: плани-руют (в сотрудничест-ве с учителем и одно-классниками или са-мостоятельно) необхо-димые действия, опе-рации. Коммуникативные: работают в парах ( об-мениваютсямнени-ями, учатся понимать позиции партнёра, в том числе и отличную от своей) | Листы обратной связи |
2.Акту-ализация и проб-ное учебное действие | Воспроизведе-ние ранее изу-ченного, устано-вление преем-ственных связей прежних и новых знаний и приме-нение их в новых ситуациях. Эв-ристическаябе-седа, активное слушание. | - Значение слова речетворчествомы определили. А сейчас мы познакомимся с текстом, в котором узнаем нечто новое о толковании этого же слова. - Вспомните определение текста. Что мы называем текстом? Выразительно читает текст. Законы умелогоречетворчества, или Что нужно знать о тексте Не следует забывать, что первоначально слово текст толковалось как «ткань», «связь». Это значение сохранилось в известных нам словах: «текстиль», «текстильное производство» - ткань, изготовление ткани. Используя возможность такого толкования слова текст, говорят о «полотне текста» или о «текстовой ткани». Как и любая качественная ткань, текст должен быть создан по законам талантливого ткачества: не должно быть видно на его «полотне» ни грубых узлов, ни рыхлых, непрочных соединений; требуется, чтобы текстовые «нити» легли плотно и ровно на всех участках текста – крепкого и прочного полотна. При создании теста, как и в ткачестве, мастер строго следит за тем, умели ли соединены «текстовые нити», «выдержан ли задуманный рисунок». Проще говоря, создатель текста постоянно заботиться о его связности и целостности: существует ли связь предложений в тексте, правильно ли осуществляется переход от одной части к другой, а главное – удалось ли найти нужные тематические и смысловые опоры, которые и придадут тексту прочность и долговечность, как делают это основные нити ткани. | Отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию; строят понятные для партнёра высказывания | Индивидуальная, фронталь-ная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной фор-ме; осуществляют для решения учебных за-дач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохра-няют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слу-шают и отвечают на вопросы других, фор-мулируютсобствен-ные мысли, высказы-вают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы |
3.Выяв-ление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Физкультминут-ка | Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). 1)Какой словесный образ использует автор, проводя параллель между текстом и тканью? Что является общим у этих понятий? 2)Чем должен отличаться талантливо созданный текст? Перечислите законы хорошего текста. Мы поставили пластинку Раз-два, раз-два, И выходим на разминку. Хватит, прибежали, Начинаем без на месте, Потянулись, подышали. Финиш – метров через двести! Бег на месте, на предпоследней строчке остано-виться, на последней потянуться, руки поднять и опустить их через стороны. | Осваивают линг-вистические термины; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Выполняют элементарные физические упражнения. | Индивиду-альная, групповая. Фронталь-ная. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стре-миться к их преодоле-нию; проявляют спо-собность к самооценке своих действий, пос-тупков. Познавательные: устанавливают при-чинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточ-ность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения не-обходимой для реше-ния проблемы инфор-мации. | Устные ответы. Выполне-ние Упражне-ний |
4.Целе-полага-ние и по-строение проекта выхода из зат-рудне-ния. Творчес-каяпракти-ческая деятельность по реализации построенного проекта. | Раскрытие сущ-ности новых по-нятий, усвоение новых способов учебной и умст-венной деятель-ности учащихся. Подбор своих примеров, ил-люстрирующих природу изу-чаемого языко-вого явления, составление связных расска-зов об изучен-ных нормах. Письменная ра-бота. | Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. -Сегодня мы обратимся к первому закону создания талантливого текста: научимся связывать предло-жения в тексте. Создаёт условия для устранения перегрузки уча-щихся и овладения новым учебным материалом. Работа с текстом №1. Задание. Прочитайте текст, определите его тему. Озаглавьте текст. Подчеркните как члены предло-жения слова, которые связывают (сцепляют) пред-ложения. Разговор двух и более людей называют диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова говорящего, обращённые к собеседнику. - Новое 2 Итак, в нашем тексте предложения связанны по смыслу последовательно, по цепочке: первое со вторым, второе с третьим. Такую связь называют цепной. Схематически её изображают так (на слайде): Данное Новое 1 -Откройте страницу 39 учебника «Русская речь». Узнаем, с помощью каких средств могут сцепляться предложения в тексте. Работа с текстом №2 Задание. Из данных предложений составьте текст, озаглавьте его и запишите. И песок в пустыне как волны. Пустыня как море, только вместо воды песок. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути. Волны песка называются барханами. Задание. Назовите вид связи, который вы исполь-зовали для связи предложений. -А какие слова помогли вам сцепить предложения в связный текст? Предложения могут быть связаны при помощи повторяющихся или однокоренных слов (песок – песок, верный – верность), местоимений (книга – она, человеку – ему). Работа с текстом №3. Задание. Прочитайте: 1)предложение, в котором выражена основная мысль текста; 2)предложения, раскрывающие и поясняющие эту мысль. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы-орфограммы. Радос_на, шумна и п_хучав_сна в л_су. Звонко п_ют птицы. Звенят под д_ревьямив_сенние ручейки. См_лой пахнут набухающие поч_ки. - Данное Предложения могут быть связаны без специальных слов; при этом все предложения, начиная со второго, связанны по смыслу и грамматически с первым. Эти предложения развёртывают, конкретизируют, поясняют смысл первого. Такая связь предложений называется параллельной. Схематически её изображают так (на слайде): Новое 1 Новое 2 Новое 3 -Откройте страницу 42 учебника «Русская речь». Выполним упражнение 72. Организует и сопровождает деятельность учащихся. | Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем; отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осуществляют поиск необходимойинфор-мации (из прослушан-ного объяснения учи-теля, высказываний одноклассников, в ма-териалах учебников, рабочих тетрадей), систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотруд-ничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необ-ходимые действия, операции, действуют по плану; контроли-руют учебные дейст-вия, замечают допу-щенные ошибки; осоз-нают правило контро-ля и успешно исполь-зуют в решение учеб-ной задачи. Коммуникативные: строят небольшие мо-нологическиевыска-зывания, осуществля-ютсовместнуюдеяте-льность в парах рабо-чих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | |
5.Первичное закрепление с коментировани- ем во внешней речи. Самоя-тоятель-ная работа с самопроверкой по эталону. | Обобщение ссистематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам. Письменная работа.Самоятоятельная работа. | Работа с текстами №4 и №5. Задание. Прочитайте тексты. Какими видами связи сцеплены предложения в текстах? Продолжите тексты, запишите. Текст №4. Ждём мы лета. Лето – это Океан тепла и … Текст №5. Утро было хмурое, холодное. К обеду откуда ни возьмись… Контролируем правильность работы. Задание. 1-й вариант. Перед вами отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь». Докажите, что предложения в этом отрывке связаны при помощи цепной связи. Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался. Вариант 2. Перед вами отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям. Докажите, что предложения в этом отрывке связаны при помощи параллельной связи. Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря…Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек. | Принимают участие в работе, выполняют упражнения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Индивидуальная,групповая. | Личностные: имеют желание осваивать но-вые виды деятельнос-ти, участвовать в твор-ческом, созидатель-ном процессе, осу-ществляют нравствен-но-этическое оценива-ние усваиваемого содержания. Познавательные: выполняют учебно-по-знавательныедейст-вия в материализован-ной и умственной фор-ме; осуществляют для решения учебных за-дач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают при-чинно-следственные связи, делают обобще-ния, выводы; самосто-ятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой инфор-мации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникаю-щие трудности, ищут их причины и пути пре-одоления; самосто-ятельно планируют необходимые дейст-вия, операции, дейст-вуют по плану; оцени-вают свою работу; исправляют и объяс-няют ошибки. Коммуникативные: формулируют собст-венные мысли, выска-зывают свою точку зрения. | Письмен-ные работы; вопросы для уточнения информа-ции |
6.Включение в систему знаний и повторение. | Обобщение полученных на уроке сведений. | -С какими видами связи предложений мы познакомились? -В чём особенность каждого вида? -На ваш взгляд, какая связь «крепче»? | Участвуют в диалоге с учителем | Индивидуальная,групповая. | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Вопросы для уточнения информации. |
7.Рефлексия учебной деятельности. | Заключительная беседа по вопросам. | -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений. | Индивидуальная,групповая. | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретён-ных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, следовательских, ана-литических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: оценивают свою рабо-ту. Коммуникационные: строят небольшие мо-нологическиевыска-зывания. | |