kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по русскому языку для 5 класса по теме "Цепная и параллельная связь предложений в тексте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знать особенности цепной и параллельной связи предложений, уметь правильно использовать средства связи предложений в тексте

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку для 5 класса по теме "Цепная и параллельная связь предложений в тексте"»



МОУ Тимирязевская СШ







Технологическая карта урока

по русскому языку



6 класс

ЦЕПНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ





учитель русского языка и литературы

Апряткина Валентина Павловна









ЦЕПНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Цели деятельности учителя

Познакомить учащихся с первым законом создания текста: связь предложений, с видами связи предложений в тексте; совершенствовать умения пятиклассников составлять текст, определять его тему, основную мысль.

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности цепной и параллельной связи предложений; уметь правильно использовать средства связи предложений в тексте соответствии с целью учебного задания.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные (цифровые) ресурсы

Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library

Оборудование

Интерективная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстра-ционный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся.

Основные понятия и термины

Способы связей предложений в тексте.





Организационная структура (сценарий) урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения



Деятельность учителя


Осуществляемая деятельность учащихся

Формы

органи-

зации

совзаимо-

действия


Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

Контроль

результа-

тов учеб-

ной дея-

тельности

1

2

3

4

5

6

7

1.Моти-вация

(само-опреде-

ление) к учебной деятель-

ности.

Эмоциональная,

психологическая и мотиваци-оннаяподгото-вка учащихся

к усвоению изу-чаемого мате-риала.

Вступительное слово.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (учащиеся хором:«Пять»).

- Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

-Сегодня у нас урок развития речи. Его мы начнём с наблюдений за словом речетворчество.

-Чем оно интересно с точки зрения своего морфемного состава?

-Какое значение имеет это слово?

-Каждый день мы сталкиваемся с этим явлением. Возвращаясь после школы домой, вы рассказываете маме и папе о том, что произошло в школе, на каких уроках вас спрашивали, как оценили ваши знания. Каждое мгновение мы творим речь, создаём её.


Слушают учите-

ля, участвуют в диалоге с учите-

лем; размещают учебные мате-

риалы на рабо-чем месте, де-монстрируют готовность к уро-ку.

Фронталь-ная.

Личностные: положи-тельно относятся к уче-нию, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совер-шенствовать имею-щиеся.

Познавательные: осознают познаватель-ную задачу.

Регулятивные: плани-руют (в сотрудничест-ве с учителем и одно-классниками или са-мостоятельно) необхо-димые действия, опе-рации.

Коммуникативные: работают в парах ( об-мениваютсямнени-ями, учатся понимать позиции партнёра, в том числе и отличную от своей)

Листы

обратной связи

2.Акту-ализация и проб-ное учебное действие

Воспроизведе-ние ранее изу-ченного, устано-вление преем-ственных связей прежних и новых знаний и приме-нение их в новых

ситуациях. Эв-ристическаябе-седа, активное слушание.

- Значение слова речетворчествомы определили. А сейчас мы познакомимся с текстом, в котором узнаем нечто новое о толковании этого же слова.

- Вспомните определение текста. Что мы называем текстом?

Выразительно читает текст.

Законы умелогоречетворчества,

или Что нужно знать о тексте

Не следует забывать, что первоначально слово текст толковалось как «ткань», «связь». Это значение сохранилось в известных нам словах: «текстиль», «текстильное производство» - ткань, изготовление ткани.

Используя возможность такого толкования слова текст, говорят о «полотне текста» или о «текстовой ткани». Как и любая качественная ткань, текст должен быть создан по законам талантливого ткачества: не должно быть видно на его «полотне» ни грубых узлов, ни рыхлых, непрочных соединений; требуется, чтобы текстовые «нити» легли плотно и ровно на всех участках текста – крепкого и прочного полотна.

При создании теста, как и в ткачестве, мастер строго следит за тем, умели ли соединены «текстовые нити», «выдержан ли задуманный рисунок». Проще говоря, создатель текста постоянно заботиться о его связности и целостности: существует ли связь предложений в тексте, правильно ли осуществляется переход от одной части к другой, а главное – удалось ли найти нужные тематические и смысловые опоры, которые и придадут тексту прочность и долговечность, как делают это основные нити ткани.

Отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию; строят понятные для партнёра высказывания

Индивидуальная, фронталь-ная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной фор-ме; осуществляют для решения учебных за-дач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохра-няют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слу-шают и отвечают на вопросы других, фор-мулируютсобствен-ные мысли, высказы-вают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

3.Выяв-ление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы.










Физкультминут-ка

Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

1)Какой словесный образ использует автор, проводя параллель между текстом и тканью? Что является общим у этих понятий?

2)Чем должен отличаться талантливо созданный текст? Перечислите законы хорошего текста.


Мы поставили пластинку Раз-два, раз-два,

И выходим на разминку. Хватит, прибежали,

Начинаем без на месте, Потянулись, подышали.

Финиш – метров через двести!

Бег на месте, на предпоследней строчке остано-виться, на последней потянуться, руки поднять и опустить их через стороны.

Осваивают линг-вистические термины; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Выполняют элементарные физические упражнения.

Индивиду-альная, групповая.










Фронталь-ная.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стре-миться к их преодоле-нию; проявляют спо-собность к самооценке своих действий, пос-тупков.

Познавательные: устанавливают при-чинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточ-ность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения не-обходимой для реше-ния проблемы инфор-мации.

Устные ответы.











Выполне-ние

Упражне-ний

4.Целе-полага-ние и по-строение проекта выхода из зат-рудне-ния. Творчес-каяпракти-ческая деятельность по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущ-ности новых по-нятий, усвоение новых способов учебной и умст-венной деятель-ности учащихся. Подбор своих примеров, ил-люстрирующих природу изу-чаемого языко-вого явления, составление связных расска-зов об изучен-ных нормах. Письменная ра-бота.

Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

-Сегодня мы обратимся к первому закону создания талантливого текста: научимся связывать предло-жения в тексте.

Создаёт условия для устранения перегрузки уча-щихся и овладения новым учебным материалом.

Работа с текстом №1.

Задание. Прочитайте текст, определите его тему. Озаглавьте текст. Подчеркните как члены предло-жения слова, которые связывают (сцепляют) пред-ложения.

Разговор двух и более людей называют диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова говорящего, обращённые к собеседнику.

-

Новое 2

Итак, в нашем тексте предложения связанны по смыслу последовательно, по цепочке: первое со вторым, второе с третьим. Такую связь называют цепной. Схематически её изображают так (на слайде):

Данное

Новое 1





-Откройте страницу 39 учебника «Русская речь». Узнаем, с помощью каких средств могут сцепляться предложения в тексте.

Работа с текстом №2

Задание. Из данных предложений составьте текст, озаглавьте его и запишите.

И песок в пустыне как волны. Пустыня как море, только вместо воды песок. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути. Волны песка называются барханами.

Задание. Назовите вид связи, который вы исполь-зовали для связи предложений.

-А какие слова помогли вам сцепить предложения в связный текст?

Предложения могут быть связаны при помощи повторяющихся или однокоренных слов (песок – песок, верный – верность), местоимений (книга – она, человеку – ему).

Работа с текстом №3.

Задание. Прочитайте: 1)предложение, в котором выражена основная мысль текста; 2)предложения, раскрывающие и поясняющие эту мысль. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы-орфограммы.

Радос_на, шумна и п_хучав_сна в л_су. Звонко п_ют птицы. Звенят под д_ревьямив_сенние ручейки. См_лой пахнут набухающие поч_ки.

-

Данное

Предложения могут быть связаны без специальных слов; при этом все предложения, начиная со второго, связанны по смыслу и грамматически с первым. Эти предложения развёртывают, конкретизируют, поясняют смысл первого. Такая связь предложений называется параллельной. Схематически её изображают так (на слайде):


Новое 1

Новое 2

Новое 3




-Откройте страницу 42 учебника «Русская речь». Выполним упражнение 72.

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем; отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осуществляют поиск необходимойинфор-мации (из прослушан-ного объяснения учи-теля, высказываний одноклассников, в ма-териалах учебников, рабочих тетрадей), систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотруд-ничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необ-ходимые действия, операции, действуют по плану; контроли-руют учебные дейст-вия, замечают допу-щенные ошибки; осоз-нают правило контро-ля и успешно исполь-зуют в решение учеб-ной задачи.

Коммуникативные: строят небольшие мо-нологическиевыска-зывания, осуществля-ютсовместнуюдеяте-льность в парах рабо-чих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.



5.Первичное закрепление с коментировани-

ем во внешней речи. Самоя-тоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

Обобщение ссистематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам. Письменная работа.Самоятоятельная работа.

Работа с текстами №4 и №5.

Задание. Прочитайте тексты. Какими видами связи сцеплены предложения в текстах? Продолжите тексты, запишите.

Текст №4.

Ждём мы лета.

Лето – это

Океан тепла и …

Текст №5.

Утро было хмурое, холодное. К обеду откуда ни возьмись…

Контролируем правильность работы.

Задание.

1-й вариант.

Перед вами отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь». Докажите, что предложения в этом отрывке связаны при помощи цепной связи.

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.

Вариант 2.

Перед вами отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям. Докажите, что предложения в этом отрывке связаны при помощи параллельной связи.

Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря…Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек.

Принимают участие в работе, выполняют упражнения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Индивидуальная,групповая.

Личностные: имеют желание осваивать но-вые виды деятельнос-ти, участвовать в твор-ческом, созидатель-ном процессе, осу-ществляют нравствен-но-этическое оценива-ние усваиваемого содержания.

Познавательные: выполняют учебно-по-знавательныедейст-вия в материализован-ной и умственной фор-ме; осуществляют для решения учебных за-дач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают при-чинно-следственные связи, делают обобще-ния, выводы; самосто-ятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой инфор-мации (из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникаю-щие трудности, ищут их причины и пути пре-одоления; самосто-ятельно планируют необходимые дейст-вия, операции, дейст-вуют по плану; оцени-вают свою работу; исправляют и объяс-няют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собст-венные мысли, выска-зывают свою точку зрения.

Письмен-ные работы; вопросы для уточнения информа-ции

6.Включение в систему знаний и повторение.

Обобщение полученных на уроке сведений.

-С какими видами связи предложений мы познакомились?

-В чём особенность каждого вида?

-На ваш взгляд, какая связь «крепче»?

Участвуют в диалоге с учителем

Индивидуальная,групповая.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Вопросы для уточнения информации.

7.Рефлексия учебной деятельности.

Заключительная беседа по вопросам.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.





Определяют своё эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений.

Индивидуальная,групповая.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные:

устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретён-ных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, следовательских, ана-литических умений как интегрированных, сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою рабо-ту.

Коммуникационные: строят небольшие мо-нологическиевыска-зывания.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Апряткина Валентина Павловна

Дата: 25.12.2019

Номер свидетельства: 533520


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства