kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения. М.Зощенко «Самое главное»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока урока литературного чтения. М.Зощенко " Самое главное    Содержит разработку урока. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения. М.Зощенко «Самое главное»»

Технологическая карта урока литературного чтения

ФИО студента: Карандаева Вероника Юрьевна

Дата проведения:

Программа (УМК): «Начальная школа ХХI века»

Класс: 3

Тема урока: М.Зощенко «Самое главное»

Цель урока: проанализировать художественное произведение М.Зощенко «Самое главное».

Задачи урока:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с произведение М.Зощенко «Самое главное» и сведениями из биографии писателя.

  2. Развивающая: развивать у учащихся умения анализировать произведение .

  3. Воспитывающая: создавать условия для формирования трепетного отношения к слову писателя, к природе родного края.

Планируемые результаты:

Личностные:

- приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников, на основе заданных критериев успешной учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

- владеют навыками смыслового чтения;

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

- владеют умением подводить под понятия;

- устанавливают причинно-следственные связи;

- строят логическую цепь размышлений.

Регулятивные:

- оценивают совместно с учителем или одноклассниками результаты своих действий , вносят соответствующие коррективы.

Коммуникативные:

- адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные:

- проявляют способность самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользуются справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы:

  1. Метод интерпретации текста

  2. Метод творческого чтения

  3. Метод самостоятельной работы

Приемы: чтение текста, работа по тексту, ответы на вопросы.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и ПО: учебник.

План урока

  1. Орг. момент (1-2 мин)

  2. Целеполагание (3 мин)

  3. Подготовка к чтению (3 мин)

  4. Первичный синтез (12 мин)

  5. Физкультминутка (1 мин)

  6. Продолжение работы по теме (15 мин)

  7. Итог урока (5 мин)



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент

(цель: мотивация к деятельности)


 Давайте настроимся на серьёзную работу. Закройте глаза и тихо повторите за мной:

- Я мобилизую все силы.

- Я буду внимательно читать и слушать.

- Я буду активно работать на уроке.

- Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Какое у вас сейчас настроение? Я рада, что оно у вас отличное. Надеюсь, урок пройдёт успешно.

Прочитайте «жужжащим» способом стихотворение.

Научись на свой поступок

                              посмотреть со стороны,

Будут сразу и удачи,

                                    и неверности видны!

И тогда свои ошибки

                             ты не станешь повторять,

А разумным и культурным

                                 человеком сможешь стать!

- Сколько предложений в стихотворении? Что можете рассказать о первом? О втором?

- Попробуйте прочитать его радостно; грустно; сердито.

Ребята давайте с вами проверим домашнее задание .

Кто мне скажет что было задано на дом?(Страшный зверь)

А какой жанр у произведения?(басня)

Что такое мораль в басне? (этическое содержание произведения, его вывод, итог содержащий совет поступать читателю тем или иным образом или афористическое суждение.

А какова мораль в этой басне? ( Внешность обманчива. Не все что кажется страшным, страшно на самом деле. И не все что кажется безлопастным и красивым является таким на самом деле.

Назовите мне героев этой басни? (Мышка-дочка, мышка –мама, петух и кот)

Чему учит рассказ?( рассказ учит судить о достоинствах и не достатках людей по их поступкам, а не потому как они выглядят . Учит не доверять первому впечатлению.








Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку.







4 предложения

Л: у ученика сформирована учебная мотивация.

К: умеет слушать и слышать, сотрудничает с учителем.

Целеполагание (цель: постановка темы и цели урока)

1) - Как вы понимаете смысл этого стихотворения? Объясните его строки.

- Сегодня мы будем работать над рассказом М. Зощенко. Прочитайте его название, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Какие задачи мы должны будем решить на уроке?

- Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: какого человека вы считаете храбрым? А всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным? Этот же вопрос я вам задам в конце урока. А сейчас за работу!

2) - Дома вам предлагалось вспомнить факты биографии Михаила Михайловича Зощенко. Что же вы о нём знаете?

- Какое произведение писателя мы изучали ранее? («Не надо врать».)


- Поэтами мы называем писателей, которые пишут стихи

Говорят, каких поэтов они уже знают











Отвечают: Сергей Есенин

Р: ученик может поставить учебную задачу.

К: умеет слушать и слышать, сотрудничает с учителем.


Подготовка к чтению

(цель: подготовить учащихся к восприятию произведения)

-Ребята, а сейчас послушайте немного биографии этого писателя.

Родился от 28 июля (9 августа) 1894 года в Питере. Биография Зощенко для детей начальных классов рассказывает, что его родители были дворянами, а мать до замужества играла в театре. Кроме того, она писала детские рассказы.

Писать он начал еще восьмилетним мальчиком – сначала это были стихотворения, потом рассказы. Уже в 13 лет он стал автором рассказа “Пальто” – первого из многих, написанных под впечатлением от неурядиц в семье и сложного детства.

Зощенко Михаил Михайлович стал популярным очень быстро – его книги издаются и переиздаются (за двадцать пять лет, с 1922 года, количество переизданий достигло сотни), а фразы становятся крылатыми. Зенит славы пришелся на 20-е годы, когда его творчеством увлекся сам Максим Горький.

В тридцатые годы ситуация несколько меняется – после поездки на Беломорканал он пишет мрачную “Историю одной жизни”, еще до этого его “Письма к писателю” вызвали волну возмущения, а одну из пьес сняли с репертуара. Постепенно он погружается в депрессию.

В этот период писатель увлекся психиатрией. Он написал “Возращенную молодость” и “Голубую книгу”, но если у психологов, особенно зарубежных, они вызвали живой интерес, то в среде писателей – снова критику.

После этого Зощенко пишет, в основном, детские рассказы, а по окончании войны – сценарии к фильмам и спектаклям. Но гонения на писателя продолжаются, его произведения критикует сам Иосиф Сталин. Постепенно писатель угасает – и в 1958 году его не стало.

Писатель был женат. Его жена, Вера Кербиц-Кербицкая поддерживала Зощенко после смерти матери и подарила единственного сына Валерия.

Но интересным фактом из жизни Зощенко является то, что он был неверным супругом. В его жизни была еще одна любовь – Лидия Чалова, которую Зощенко продолжал любить даже после расставания.

Однако в самые сложные годы его жизни, особенно последние, Михаила Зощенко продолжала поддерживать именно законная супруга, которую впоследствии похоронили рядом с писателем.

Слушают учителя

К: умение слушать и слышать

Первичный синтез (цель: тренировать навык чтения)

- А теперь, ребята, я предлагаю вам прочитать его произведение. Ребята будем читать по цепочке, по 1 абзацу.






- Слушают учителя, начинают читать.









К: сотрудничество с учителем

П: развита рефлексия

Физкультминутка (цель: снять усталость и напряжение)

С физкультурой я дружу

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму, а потом их опущу, а потом попрыгаю, раз, два, три.

Ручками похлопаю, раз, два, три.

Ножками потопаю

Раз, два, три.

Сяду я за партой стройно, чтоб вести себя достойно.

Выполняют действия


Продолжение работы по теме

- В каком эпизоде раскрывается смысл рассказа?

- Каким был мальчик Андрюша?

- Почему грустила мама Андрюши?

- А что сказал Андрюша мальчишкам во дворе? Что произошло дальше?

- Дайте оценку поступкам мальчиков. Была ли у вас такая ситуация? Может ли такое произойти и с нами? Как этого избежать?

- Зачем Андрюша незаметно взял палку? Какие слова заставили его это сделать?

- Что сказал мальчик собаке? Не силу ли хотел показать?

- Как Андрюша плыл в лодке?

- Как относится автор к своему герою?

- Как вы относитесь к Андрюше? Что бы вы ему посоветовали?

- А понял ли Андрюша, что самое главное?

- Что хотел показать, донести нам автор своим рассказом?

- На уроках литературного чтения мы с вами нередко обращаемся к народной мудрости. Работая в парах, подчеркните те пословицы, которые наиболее полно отражают главную мысль рассказа Зощенко.

Знание – сила.

Без труда нет добра.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учение — путь к умению.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.


Давайте сделаем вывод: тот, кто учится, много знает и может применить свои знания в разных жизненных ситуациях.

3) - Продолжаем работать в парах. Обсудите друг с другом, какие качества характера вы цените в людях: смелость, силу, доброту, гордость, находчивость, скромность, застенчивость, храбрость, силу воли, мягкость, доброжелательность? Что для вас является самым главным и почему?

4) - Дома вы будете работать над пересказом этого произведения. Предлагаю каждому ряду организовать одну группу. Каждая группа постарается составить картинный план рассказа. Затем представитель группы, быстрее всех справившейся с заданием, составит план на доске, а остальные выскажут своё мнение. 


П: ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме , сформированы умения анализа и синтеза , умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

К: умеет выражать свои мысли, владеет монологической и диалогической формами речи, умеет слушать и слышать.

Р: ребёнок может адекватно реагировать на трудности.

Итог урока (цель: обобщить изученное)

- Ребята помните я в начале урока вам задавала вопрос. А теперь вы можете мне сказать всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным?

- А умный человек всегда ли бывает храбрым и сильным?

- Актуален ли рассказ Зощенко в наше время?

- Помогали ли вам знания в трудной ситуации?



Р: у ребенка развита рефлексия

К: сотрудничает с учителем, умеет создавать устные

Учитель _________ Димова Л.С






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Технологическая карта урока литературного чтения. М.Зощенко «Самое главное»

Автор: Карандаева Вероника Юрьевна

Дата: 16.12.2020

Номер свидетельства: 567238


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства