- строят логическую цепь размышлений.
- оценивают совместно с учителем или одноклассниками результаты своих действий , вносят соответствующие коррективы.
- адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Орг. момент (цель: мотивация к деятельности) | Давайте настроимся на серьёзную работу. Закройте глаза и тихо повторите за мной: - Я мобилизую все силы. - Я буду внимательно читать и слушать. - Я буду активно работать на уроке. - Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Какое у вас сейчас настроение? Я рада, что оно у вас отличное. Надеюсь, урок пройдёт успешно. - Прочитайте «жужжащим» способом стихотворение. Научись на свой поступок посмотреть со стороны, Будут сразу и удачи, и неверности видны! И тогда свои ошибки ты не станешь повторять, А разумным и культурным человеком сможешь стать! - Сколько предложений в стихотворении? Что можете рассказать о первом? О втором? - Попробуйте прочитать его радостно; грустно; сердито. Ребята давайте с вами проверим домашнее задание . Кто мне скажет что было задано на дом?(Страшный зверь) А какой жанр у произведения?(басня) Что такое мораль в басне? (этическое содержание произведения, его вывод, итог содержащий совет поступать читателю тем или иным образом или афористическое суждение. А какова мораль в этой басне? ( Внешность обманчива. Не все что кажется страшным, страшно на самом деле. И не все что кажется безлопастным и красивым является таким на самом деле. Назовите мне героев этой басни? (Мышка-дочка, мышка –мама, петух и кот) Чему учит рассказ?( рассказ учит судить о достоинствах и не достатках людей по их поступкам, а не потому как они выглядят . Учит не доверять первому впечатлению. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку. 4 предложения | Л: у ученика сформирована учебная мотивация. К: умеет слушать и слышать, сотрудничает с учителем. |
Целеполагание (цель: постановка темы и цели урока) | 1) - Как вы понимаете смысл этого стихотворения? Объясните его строки. - Сегодня мы будем работать над рассказом М. Зощенко. Прочитайте его название, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чём пойдёт речь? - Какие задачи мы должны будем решить на уроке? - Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: какого человека вы считаете храбрым? А всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным? Этот же вопрос я вам задам в конце урока. А сейчас за работу! 2) - Дома вам предлагалось вспомнить факты биографии Михаила Михайловича Зощенко. Что же вы о нём знаете? - Какое произведение писателя мы изучали ранее? («Не надо врать».) | - Поэтами мы называем писателей, которые пишут стихи Говорят, каких поэтов они уже знают Отвечают: Сергей Есенин | Р: ученик может поставить учебную задачу. К: умеет слушать и слышать, сотрудничает с учителем. |
Подготовка к чтению (цель: подготовить учащихся к восприятию произведения) | -Ребята, а сейчас послушайте немного биографии этого писателя. Родился от 28 июля (9 августа) 1894 года в Питере. Биография Зощенко для детей начальных классов рассказывает, что его родители были дворянами, а мать до замужества играла в театре. Кроме того, она писала детские рассказы. Писать он начал еще восьмилетним мальчиком – сначала это были стихотворения, потом рассказы. Уже в 13 лет он стал автором рассказа “Пальто” – первого из многих, написанных под впечатлением от неурядиц в семье и сложного детства. Зощенко Михаил Михайлович стал популярным очень быстро – его книги издаются и переиздаются (за двадцать пять лет, с 1922 года, количество переизданий достигло сотни), а фразы становятся крылатыми. Зенит славы пришелся на 20-е годы, когда его творчеством увлекся сам Максим Горький. В тридцатые годы ситуация несколько меняется – после поездки на Беломорканал он пишет мрачную “Историю одной жизни”, еще до этого его “Письма к писателю” вызвали волну возмущения, а одну из пьес сняли с репертуара. Постепенно он погружается в депрессию. В этот период писатель увлекся психиатрией. Он написал “Возращенную молодость” и “Голубую книгу”, но если у психологов, особенно зарубежных, они вызвали живой интерес, то в среде писателей – снова критику. После этого Зощенко пишет, в основном, детские рассказы, а по окончании войны – сценарии к фильмам и спектаклям. Но гонения на писателя продолжаются, его произведения критикует сам Иосиф Сталин. Постепенно писатель угасает – и в 1958 году его не стало. Писатель был женат. Его жена, Вера Кербиц-Кербицкая поддерживала Зощенко после смерти матери и подарила единственного сына Валерия. Но интересным фактом из жизни Зощенко является то, что он был неверным супругом. В его жизни была еще одна любовь – Лидия Чалова, которую Зощенко продолжал любить даже после расставания. Однако в самые сложные годы его жизни, особенно последние, Михаила Зощенко продолжала поддерживать именно законная супруга, которую впоследствии похоронили рядом с писателем. | Слушают учителя | К: умение слушать и слышать |
Первичный синтез (цель: тренировать навык чтения) | - А теперь, ребята, я предлагаю вам прочитать его произведение. Ребята будем читать по цепочке, по 1 абзацу. | - Слушают учителя, начинают читать. | К: сотрудничество с учителем П: развита рефлексия |
Физкультминутка (цель: снять усталость и напряжение) | С физкультурой я дружу Свою спину разогну. Руки кверху подниму, а потом их опущу, а потом попрыгаю, раз, два, три. Ручками похлопаю, раз, два, три. Ножками потопаю Раз, два, три. Сяду я за партой стройно, чтоб вести себя достойно. | Выполняют действия | |
Продолжение работы по теме | - В каком эпизоде раскрывается смысл рассказа? - Каким был мальчик Андрюша? - Почему грустила мама Андрюши? - А что сказал Андрюша мальчишкам во дворе? Что произошло дальше? - Дайте оценку поступкам мальчиков. Была ли у вас такая ситуация? Может ли такое произойти и с нами? Как этого избежать? - Зачем Андрюша незаметно взял палку? Какие слова заставили его это сделать? - Что сказал мальчик собаке? Не силу ли хотел показать? - Как Андрюша плыл в лодке? - Как относится автор к своему герою? - Как вы относитесь к Андрюше? Что бы вы ему посоветовали? - А понял ли Андрюша, что самое главное? - Что хотел показать, донести нам автор своим рассказом? - На уроках литературного чтения мы с вами нередко обращаемся к народной мудрости. Работая в парах, подчеркните те пословицы, которые наиболее полно отражают главную мысль рассказа Зощенко. Знание – сила. Без труда нет добра. Где дружба прочна, там хорошо идут дела. Ученье — свет, а неученье — тьма. Учение — путь к умению. В семье согласно, так идет дело прекрасно. | Давайте сделаем вывод: тот, кто учится, много знает и может применить свои знания в разных жизненных ситуациях. 3) - Продолжаем работать в парах. Обсудите друг с другом, какие качества характера вы цените в людях: смелость, силу, доброту, гордость, находчивость, скромность, застенчивость, храбрость, силу воли, мягкость, доброжелательность? Что для вас является самым главным и почему? 4) - Дома вы будете работать над пересказом этого произведения. Предлагаю каждому ряду организовать одну группу. Каждая группа постарается составить картинный план рассказа. Затем представитель группы, быстрее всех справившейся с заданием, составит план на доске, а остальные выскажут своё мнение. | | П: ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме , сформированы умения анализа и синтеза , умеет вести поиск и выделять необходимую информацию. К: умеет выражать свои мысли, владеет монологической и диалогической формами речи, умеет слушать и слышать. Р: ребёнок может адекватно реагировать на трудности. |
Итог урока (цель: обобщить изученное) | - Ребята помните я в начале урока вам задавала вопрос. А теперь вы можете мне сказать всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным? - А умный человек всегда ли бывает храбрым и сильным? - Актуален ли рассказ Зощенко в наше время? - Помогали ли вам знания в трудной ситуации? | | Р: у ребенка развита рефлексия К: сотрудничает с учителем, умеет создавать устные |