Тема: Три типа склонения имен существительных. 4 класс. Учитель: Шиловская Н.А. Тип урока: Урок открытия новых знаний. ( Технология критического мышления) Цель: Выявление признаков, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, введение термина «склонение». Задачи: Образовательные: - обобщить и систематизировать знания об именах существительных; - познакомить с принципами склонения имён существительных; - учить определять склонение имён существительных. Развивающие: - развивать творческие способности, логику, умение анализировать, выбирать главное, умение работать по алгоритму; - выполнять различные роли в группе, проверять и оценивать результаты работы. Воспитательные: - воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; - воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку. |
№ | Этапы урока | Форма работы | | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Орг. момент Стадия вызова целеполагание | Инд. работа | "Верные и неверные утверждения". У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок. Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос Кто? Что? | Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного? | Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак? | Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей? | Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения? | Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? | Верите ли Вы, что существительные мужского рода с нулевым окончанием относятся к третьему склонению? | Верите ли Вы, что имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода? | – Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему? Прочитайте те вопросы, на которые будем искать ответы. Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном. К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже. | Индивидуальная работа на карточках | Регулятивные УУД: умение организовать свое рабочее место. 1. Развиваем умение высказывать своё предположение 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Р: умение сохранять учебную задачу, работать по инструкции. К: умение договариваться, строить диалог. Р: умение распределять обязанности в группах. |
2. | Проблемная ситуация. | Постановка проблемы. Фронтальная работа. | Прочитайте предложение, записанное на доске. Книги учат нас смелост... и дружб... . Найдите существительные в этом предложении. Определите их род и падеж. Что можно сказать об окончаниях? Какие они? Теперь прочитайте предложение без пропусков. Книги учат нас смелости и дружбе. Что заметили? Какие вопросы возникают? Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? Вот это нам и предстоит выяснить! Проведем исследование. | |
| Стадия – осмысле-ния |
3. | Поиск решения (открытие новых знаний) | Работа в группах. | Группам раздаются конверты с заданием: Измените по падежам существительные. На листе впишите в клеточки падежные окончания имён существительных и сравните их. Обучающиеся изменяют по падежам существительные: 1группа - «страна», «земля». 2 группа - «Слава», «дядя». 3 группа. «окно», «поле», 4группа - «огонь», «дом» 5 группа- «степь». Каждая группа представляет отчет работы и делает выводы: 1 группа и 2 группа: Вывод: имена существительные женского и мужского рода, у которых в начальной форме окончания – а, - я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. 3 и 4 группа: Вывод: имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, - е в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. 5 группа: Вывод: имена существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием в начальной форме имеют однотипные падежные окончания. - Сколько групп имён существительных мы сейчас рассмотрели? (Три группы) - По каким признакам мы сгруппировали существительные?(По роду и окончанию) -Что заметили? (каждая группа делает вывод: существительные имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.) - С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. - Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению. Вывод: в русском языке 3 склонения. -Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам) 1склонение: сущ. М.р и ж.р с окончаниями –а,-я 2 склонение: сущ. М.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончанием –о,-е 3 склонение: сущ. Ж.р. с ь знаком на конце. | Работа в группах: Проводят исследование. На листе вписывают в клеточки падежные окончания. Спикер каждой группы вывешивает лист на доску. Делает выводы. |
| | Работа по учебнику. | -Проверим, правильно ли мы рассуждаем. (Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик). С. 141 | | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. |
5. | Составление Алгорит-ма | Фронталь-ная работа. | - Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонение относится имя существительное? Давайте составим алгоритм работы: Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение. Образец рассуждения. Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание, значит существительное тетрадь третьего склонении. | |
5. | Физминутка | | - Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны хлопнуть в ладоши. Если это существительное 2скл. - наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. - подпрыгнуть. 1. Кто на ветке шишки грыз, И бросал объедки вниз?(Белка 1 скл.) 3. В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.(Поезд -2 скл.) 4. Закружу, заверчу, В небеса улечу. (Вертолёт-2 скл.) 5. Ящик на коленях пляшет, То поёт, то горько плачет. (Гармонь- 3 скл.) 6. Никого не обижает, А её все толкают.(Дверь-3 скл.) 7. Много рук, а нога одна. (Дерево2 скл.) 8. Колюч, да не ёж. (Ёрш2 скл.) 9. Шесть ног без копыт, Летит - жужжит, Упадёт - землю роет. (Жук 2 скл.) 11.Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста 1 скл.) 12.Над домами и дорожками Висит кусок лепёшки. (Луна- 1 скл.) | |
7. | Развитие умений – применение знания. | Самостоятельная работа. | - Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь. (Детям предлагаются карточки 3-х уровней, каждый ребенок выбирает ту, которую желает). Уровень 1. Спиши существительные. Укажи склонение. Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь. Уровень 2. Выпиши существительные 3 склонения. Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь. Уровень 3. Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных. Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной. (проверка) | Дифференцированная работа |
8. | Рефлексия. Стадия – размыш-ление | | - Давайте вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах смелости и дружбе разные окончания? (Существительное смелость 3 склонения, существительное дружба 1 склонения) - С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного) - Это мы изучим на следующих уроках. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения» А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно. В каких высказываниях у вас возник спор? Узнали ответы на этот вопросы? Что такое склонение? Сколько склонений у имен существительных? Склонение – это постоянный признак? Существительные мужского рода с нулевым окончанием относятся к третьему склонению? Сопоставьте свои знания в начале урока и в конце урока. Попробуйте сейчас оценить свои знания во втором столбике. Кто может сказать, что его знания расширились? | Самооценка Самооценка | |
9. | Домаш-нее задание | | Задание. Перед вами рисунок, попытайтесь записать в тетрадь существительные 1, 2 и 3 склонения. Укажите над словом – к какому склонению относится. 2 . Запишите предложение, в котором все существительные будут разного склонения. | | |