Дата: 19.11.2021 г.
применение алгоритма выбора слитного и раздельного написания.
уметь ориентироваться в системе знаний.
развитие Я-компетенции и самооценки.
Средства обучения: учебник «Русский язык» для 7 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тросенцовой и др., компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера.
Формы работы на уроке: использование групповых, парных, коллективных форм обучения
Название, содержание и цель этапа урока1 | Деятельность педагога2 | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Цель для учителя: способствовать созданию условий для мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, включения учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке. | Создает условия для положительного эмоционального настроя, включения учащихся в учебную деятельность. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха! Вы готовы к работе, взаимовыручке, новым открытиям? Я уверена, что у нас с вами все получится! Мы будем работать сегодня в парах и группах и, конечно, коллективно. Каждый из вас будет сам оценивать свою работу на уроке, выставляя отметки в оценочный лист. Открываем тетрадь. Записываем число. | Проверяют свою готовность к уроку, взаимодействуют с учителем, готовятся к продуктивной работе. Метапредметные: организация рабочего места, настрой на познавательную деятельность. Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, вступать в беседу, рассуждать. Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы, строят понятные для одноклассников и учителя высказывания. Улыбнулись соседу по парте, учителю. Приходят к осознанию смысла учения и понимания личной ответственности за будущий результат. Получают оценочные листы. Открывают тетради, записывают: Семнадцатое ноября Классная работа |
Проверка домашнего задания. Цель для учителя: способствовать созданию условий для осознания материала по изучаемой теме, распределения его по направлениям: «знаю», «могу»; оценки своих знаний, умений и подготовки к изучению нового материала. Цель для учащихся: зафиксировать правильное выполнение домашнего задания, устранить обнаруженные затруднения. | Побуждает учащихся к осознанию и определению своих знаний и умений. Создает проблемную ситуацию для возможного разрешения учащимися. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием: распределить словосочетания, данные на карточках, по группам: (не)брежный мальчик (не)пришел вовремя (не)забыл о друге (не)выполненное в срок задание (не)годующий человек (не)настье по утрам (не)правда, а ложь совсем(не)красивый -Аргументируйте, пожалуйста, свои действия. - Ребята, каждый из вас прав по-своему, потому что установки, по каким признакам распределять с/с, не было -Какие с/с остались лишними? -По вашему мнению, они правильно написаны? А (не)выполненное в срок задание? Если употребляются без НЕ, будем ли писать раздельно? – Обоснуйте свой выбор. Фиксация затруднения. Ученики не могут обосновать выбор написания. Учитель побуждает выражать свои мысли в защиту выбора варианта распределения словосочетаний. – Давайте выясним причину нашего затруднения. – Ну, а если мы не знаем, что же делать? | Выбирают то, что уже освоили и что ещё подлежит усвоению, говорят о качестве и уровне усвоения. Предметные: выбор признака распределения словосочетаний на группы. Регулятивные: осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, качества и уровня усвоения. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем, одноклассниками. Комментируют свои ответы. -Все слова я распределил на две группы: НЕ со словами слитно и раздельно -А я разделила на три группы: НЕ с существительными, НЕ с прилагательными и НЕ с глаголами. Стараются построить логическую цепь рассуждения. Отвечают на проблемные вопросы учителя. (не)годующий человек, (не)выполненное в срок задание -Я думаю, что первое с/с записано верно, т.к. глагол «негодовать» пишется слитно, значит и причастие «негодующий» тоже пишется слитно. Оба слова без НЕ не употребляются. -Да -Точно не знаю -Затрудняюсь ответить Предлагаются различные версии: 1)правописание как у прилагательных; 2) правописание как у глагола. -Мы не знаем, к какому виду орфограмм отнести, потому что причастия сочетают в себе признаки и прилагательного, и глагола. Правило написания НЕ отличается от ранее изученных правил. Надо прочитать правило в учебнике. |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников. Цель для учителя: Способствовать созданию условий для подготовки мышления учащихся и осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организации фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Цель для учащихся : Фиксировать затруднения при работе с таблицей, в поиске выхода из проблемной ситуации. | Способствует созданию условий для выявления затруднений при работе с таблицей, подготовки учащихся к новому способу действия. Создает условия для формулирования темы, цели урока. Прежде чем мы обратимся к учебнику, прочитайте словосочетания, данные вам на карточках (раздаточные листы): 1.непрочитанная книга 2.не прочитанная учеником книга 3.не прочитанная, а просмотренная книга 4.книга не прочитана 5.недоумевающий взгляд - Сравните эти с/c. Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково? Определим тему нашего урока. -Верно. Запишите тему урока в тетради. Формулирует цель вместе с учащимися, подбирая правильные глаголы (на крыле доски слова для учащихся: вспомнить, повторить, выяснить, вывести, выявить, сформулировать, сравнить, исследовать, составить, разработать) - Сформулируем цель урока. Можно использовать слова-помощники, написанные на доске. Обобщает ответы учащихся, дополняет. -Верно. -Выведем правило написания НЕ с причастиями, проведем исследование и выясним, чем оно отличается от уже известных нам правил, составим схематичную запись правила, чтобы было легко запоминать. У вас в оценочном листе есть таблица «Правописание НЕ с причастиями», заполните её примерами из карточки. | Учащиеся пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке в группе, фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. Размышляют, отвечают на вопросы. Формулируют тему, цель урока. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение, формулирование темы, познавательной цели, проблемы; анализ, сравнение объектов с целью выделения признаков. Сравнивают, анализируют, делают вывод: - Нет. В каждом словосочетании есть причастия с НЕ, но написаны они по-разному: два - слитно, три - раздельно. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Записывают тему урока. Учащиеся читают глаголы и отбирают нужные для формулировки цели. -Вывести и сформулировать новое правило, сравнить его с учебником, составить алгоритм действия при написании НЕ с причастием. Учащиеся заполняют таблицу. Слитно | Раздельно | Правило | Пример | Правило | Пример | | непрочитанная книга | | не прочитанная учеником книга | | недоумевающий взгляд | | не прочитанная, а просмотренная книга | | | | книга не прочитана | |
Изучение новых знаний Цель для учителя: Способствовать созданию условий для организации исследования, контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта выхода из затруднения, раскрытия сущности новых понятий, новых способов учебной и умственной деятельности учащихся, «выведения» нового правила. Цель для учащихся : Обдумать проект будущих учебных действий, поставить цель, выбрать способ и построить программу достижения цели. | Создаёт условия для организации продуктивной работы по исследованию проблемной ситуации с опорой на уже известный учащимся материал. -Что-то знакомое есть в этих примерах? -Есть ли примеры, которые напоминают вам ранее изученные правила написания НЕ с другими частями речи? -Какую задачу мы с вами должны решить на этом этапе? Обобщает и дополняет ответы учащихся - Постараемся выяснить, как называется слово НЕ, если пишется слитно, раздельно и попытаемся составить схематичную запись правила. - Давайте попробуем создать опорную схему или кластер «НЕ с причастиями». А чтобы ускорить нашу работу, каждая группа будет работать с конкретными примерами. Затем подведём итог работы. Физминутка. Цель: снять физическое и эмоциональное напряжение. -Продемонстрируйте работу в группах. Подводит итог в группах и паре, анализирует самостоятельную деятельность, благодарит за творческий подход к выполнению задания, вносит корректировки. -Запишите схематичную запись. -Чем может быть НЕ в словах? - Задачи на этом этапе решили, переходим на другую ступень. Работа с учебником. | Учащиеся фиксируют, анализируют затруднения. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Познавательные: моделирование; логические-решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. 1.Эвристическая беседа - Да, есть. - Исследовать случаи раздельного написания с НЕ, вывести правило для каждого конкретного случая, сравнить с правилом в учебнике, выяснить, чем является слово НЕ. Работают самостоятельно в группах, в каждой группе свой консультант. Если он испытывает затруднение, учитель приходит на помощь. 2.Работа учащихся с конкретным случаем правила (заполняют в таблице колонку «Правило» возле примера, с которым работали). 3. В это время два ученика создают обобщённую схему ко всем случаям правописания НЕ с причастием. Выполняют физическую зарядку для релаксации. 4. Отчёт о работе в группах: - по 1 человеку от каждой группы зачитывают случаи из правила и называют примеры, остальные учащиеся заполняют таблицу; -размещают на доске свои схемы к каждому конкретному случаю. 5. Отчет о работе в паре: Ребята демонстрируют свою обобщённую схему на экран через документ-камеру. Учащиеся рассматривают схему. Вносят поправки, переносят в опоры. -Частицей, если пишется раздельно. -Приставкой, если входят в состав слова и пишется слитно. |
Первичная проверка понимания изученного. Цель для учителя: Способствовать созданию условий для закрепления освоения нового правила выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, решения типовых заданий в новом способе действия с проговариванием алгоритма решения вслух. Цель учащихся: Зафиксировать новое содержание материала урока. | Создаёт условия для составления алгоритма действия, побуждать к действию. Работа с учебником : упр.154, 155, стр.69 -Раскройте скобки, обсудите в группе и докажите правильность выбора написания, запишите в тетрадь данные выражения. Продумывает дифференцированные задания по сложности и уровню активности (далее УА), что позволяет создать ситуацию успеха. | Проговаривают промежуточные действия при выборе написания НЕ с причастиями, фиксируют затруднения на этапе составления алгоритма действия. Регулятивные: определение последовательности действий перед работой, самоконтроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль коррекции, оценка действия партнёра. 1.Доказать, что перед нами причастие 2.Проверить условия выбора 3.Записать Работа с учебником : стр.69, Упр.154, 155. (Каждая группа выполняет своё задание: 1 группа – упр.154, предложения №1-2; 2 группа – упр.154, №3-5, 3 группа - упр.155, предложения № 1,2,5). Проверка: проговаривание вслух. |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация. Цель для учителя: Способствовать созданию условий для закрепления правила написания НЕ с причастиями посредством использования новых знаний в системе повторения, выявления трудностей. Цель для учащихся : Выполнить письменные продуктивные задания | Создаёт условия для применения нового знания в системе повторения и обобщения. - Предлагает выстраивать логическую цепь рассуждений в решении орфографической задачи при выполнении упр.158, строки 1 и 3 (устно). Каждый из группы называет по слову, определяет часть речи, правило правописания, делают вывод. -Сформулируйте правило написания НЕ с прилагательным, причастием. - Какую задачу решили на данном этапе? -Спасибо за работу. -Вы можете рассуждать, сравнивать, находить общее в словах разных частей речи. | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Регулятивные: умение оценивать свою деятельность Учащиеся применяют новое правило в условиях повторения, разграничивают части речи, строят логическую цепь рассуждений. Пример: не хороший, а плохой – прилагательное, есть противопоставление с союзом А, пишу раздельно. Не прочитанная мною книга – причастие, есть зависимое слово, пишу раздельно. Формулируют правило. Применяли новое правило, повторили изученные правила, выяснили общее в правилах правописания НЕ с разными частями речи. |
Контроль и самоконтроль, Коррекция. Цель для учителя: Создание условий для сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью контроля, обнаружения отклонений и отличий от эталона. Цель для учащихся: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | Для самопроверки правильные ответы на крыле доски. Тест (5 заданий). Задания теста выводятся на экран. 1. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) (Не)заметная сера птичка выпорхнула из кустов. б) (Не)распроданные игрушки уценили. в) Дуня (не)лишена обаяния. 2. В каком предложении не со словом пишется слитно? а) Воздух еще (не)ставший знойным, приятно освежает. б) (Не)сули журавля в небе, а дай синицу в руки. в) У Насти были (не)правильные черты лица 3.В каком предложении не со словом пишется слитно? а) (Не)сумевший реализовать себя в жизни Базаров (не)счастливый человек. б) Ключи до сих пор (не)найдены. в) Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный. г) Брат (не)удостоил его даже упреком. 4. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) Эта задача (не)решена учениками. б) (Не)яркое пламя освещало письменный стол. в) А кругом на полях (не)пробудная тишь. г) Кате стало (не)стерпимо обидно 5. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) Со мной поздоровался (не)знакомый человек. б) Всех смутили (не)проверенные слухи. в) Человек, (не)уважающий других, сам (не)заслуживает уважения. г) Усадьбу окружал (не)частый забор | Регулятивные: контроль, коррекция. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Учащиеся контролируют свою деятельность, находят, обнаруживают ошибки, пытаются их исправить. Выполнение теста «НЕ с разными частями речи». Учащиеся записывают ответы в тетрадь, затем сверяют по эталону. Ключи: 1 – г; 2 – г; 3 – в; 4 – а; 5 – в |
Подведение итогов урока, рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Организует рефлексию. – Заканчивается урок. Пора подвести итоги. Что нового для себя вы сегодня открыли? – Чему учились на уроке? – Вы достигли цели? – От чего же зависит выбор слитного и раздельного написания НЕ с причастиями? – Заполните лист самооценки. Напротив каждого утверждения поставьте «!», если у вас не было затруднений, и «?», если вы в чем-то сомневаетесь. – Поднимите руку, кто считает, что он знает правило. Научился применять его? – Что нужно сделать еще тем, кто сомневается? | Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цели и результаты, степень их соответствия. Дают оценку своей деятельности, класса в целом. Делятся впечатлениями, определяют задачу на перспективу (знание данной орфограммы поможет лучше справиться с заданием на ОГЭ и ЕГЭ) - Правописание НЕ с причастиями. -Правильно писать НЕ с причастиями. - Да. - От формы причастия, наличия противопоставления и зависимых слов. Поднимают руки. - Нужно еще потренироваться в правописании НЕ с причастиями. Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценка процесса и результата деятельности. Личностные: самооценка на основе успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |