kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта учебного занятия "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие поможет организовать изучение правила написания Не с причастиями и обеспечить его понимание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"»


Технологическая карта учебного занятия

Класс: 7

Дата: 19.11.2021 г.

Предмет: русский язык

Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы:
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

опознание орфограммы и анализ написания не с причастиями;

употребление в речи понятия «отрицательная частица»;

применение алгоритма выбора слитного и раздельного написания.

Метапредметные:

уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

уметь ориентироваться в системе знаний.

Личностные:

развитие Я-компетенции и самооценки.

Средства обучения:  учебник «Русский язык» для 7 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тросенцовой и др., компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера.

Формы работы на уроке: использование групповых, парных, коллективных форм обучения

Характеристика этапов урока: 


Название, содержание и цель этапа урока1

Деятельность педагога2

Деятельность учащихся

Организационный момент.


Цель для учителя: способствовать созданию условий для мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, включения учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.


Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Создает условия для положительного эмоционального настроя, включения учащихся в учебную деятельность.



Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха! Вы готовы к работе, взаимовыручке, новым открытиям? Я уверена, что у нас с вами все получится! Мы будем работать сегодня в парах и группах и, конечно, коллективно. Каждый из вас будет сам оценивать свою работу на уроке, выставляя отметки в оценочный лист. Открываем тетрадь. Записываем число.

Проверяют свою готовность к уроку, взаимодействуют с учителем, готовятся к продуктивной работе.


Метапредметные: организация рабочего места, настрой на познавательную деятельность.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, вступать в беседу, рассуждать.


Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы, строят понятные для одноклассников и учителя высказывания.


Улыбнулись соседу по парте, учителю.


Приходят к осознанию смысла учения и понимания личной ответственности за будущий результат.



Получают оценочные листы.

Открывают тетради, записывают:

Семнадцатое ноября

Классная работа

Проверка домашнего задания.

Цель для учителя: способствовать созданию условий для осознания материала по изучаемой теме, распределения его по направлениям: «знаю», «могу»; оценки своих знаний, умений и подготовки к изучению нового материала.

Цель для учащихся: зафиксировать правильное выполнение домашнего задания, устранить обнаруженные затруднения.


Побуждает учащихся к осознанию и определению своих знаний и умений.


Создает проблемную ситуацию для возможного разрешения учащимися.



Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием: распределить словосочетания, данные на карточках, по группам:

(не)брежный мальчик

(не)пришел вовремя

(не)забыл о друге

(не)выполненное в срок задание

(не)годующий человек

(не)настье по утрам

(не)правда, а ложь

совсем(не)красивый


-Аргументируйте, пожалуйста, свои действия.


- Ребята, каждый из вас прав по-своему, потому что установки, по каким признакам распределять с/с, не было

-Какие с/с остались лишними?

-По вашему мнению, они правильно написаны?



А (не)выполненное в срок задание? Если употребляются без НЕ, будем ли писать раздельно?


– Обоснуйте свой выбор.

Фиксация затруднения. Ученики не могут обосновать выбор написания. Учитель побуждает выражать свои мысли в защиту выбора варианта распределения словосочетаний.

– Давайте выясним причину нашего затруднения. 



– Ну, а если мы не знаем, что же делать? 

Выбирают то, что уже освоили и что ещё подлежит усвоению, говорят о качестве и уровне усвоения.


Предметные: выбор признака распределения словосочетаний на группы.

Регулятивные: осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем, одноклассниками.



Комментируют свои ответы.



-Все слова я распределил на две группы: НЕ со словами слитно и раздельно



-А я разделила на три группы: НЕ с существительными, НЕ с прилагательными и НЕ с глаголами.






Стараются построить логическую цепь рассуждения.



Отвечают на проблемные вопросы учителя.





(не)годующий человек, (не)выполненное в срок задание

-Я думаю, что первое с/с записано верно, т.к. глагол «негодовать» пишется слитно, значит и причастие «негодующий» тоже пишется слитно. Оба слова без НЕ не употребляются.


-Да

-Точно не знаю

-Затрудняюсь ответить








Предлагаются различные версии:

1)правописание как у прилагательных;

2) правописание как у глагола.





-Мы не знаем, к какому виду орфограмм отнести, потому что причастия сочетают в себе признаки и прилагательного, и глагола. Правило написания НЕ отличается от ранее изученных правил.


Надо прочитать правило в учебнике.

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников.


Цель для учителя:

Способствовать созданию условий для подготовки мышления учащихся и осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организации фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель для учащихся :

Фиксировать затруднения при работе с таблицей, в поиске выхода из проблемной ситуации.


Способствует созданию условий для выявления затруднений при работе с таблицей, подготовки учащихся к новому способу действия.

Создает условия для формулирования темы, цели урока.

Прежде чем мы обратимся к учебнику,

прочитайте словосочетания, данные вам на карточках (раздаточные листы):

1.непрочитанная книга

2.не прочитанная учеником книга

3.не прочитанная, а просмотренная книга

4.книга не прочитана

5.недоумевающий взгляд


- Сравните эти с/c.


Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково?


Определим тему нашего урока.


-Верно. Запишите тему урока в тетради.


Формулирует цель вместе с учащимися, подбирая правильные глаголы (на крыле доски слова для учащихся: вспомнить, повторить, выяснить, вывести, выявить, сформулировать, сравнить, исследовать, составить, разработать)


- Сформулируем цель урока. Можно использовать слова-помощники, написанные на доске.


Обобщает ответы учащихся, дополняет.


-Верно.

-Выведем правило написания НЕ с причастиями, проведем исследование и выясним, чем оно отличается от уже известных нам правил, составим схематичную запись правила, чтобы было легко запоминать.


У вас в оценочном листе есть таблица «Правописание НЕ с причастиями», заполните её примерами из карточки.

Учащиеся пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке в группе, фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.


Размышляют, отвечают на вопросы. Формулируют тему, цель урока.



Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение, формулирование темы, познавательной цели, проблемы; анализ, сравнение объектов с целью выделения признаков.








Сравнивают, анализируют, делают вывод:


- Нет. В каждом словосочетании есть причастия с НЕ, но написаны они по-разному: два - слитно, три - раздельно.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.


Записывают тему урока.
















Учащиеся читают глаголы и отбирают нужные для формулировки цели.



-Вывести и сформулировать новое правило, сравнить его с учебником, составить алгоритм действия при написании НЕ с причастием.






Учащиеся заполняют таблицу.

Слитно

Раздельно

Правило

Пример

Правило

Пример


непрочитанная книга


не прочитанная учеником книга


недоумевающий взгляд



не прочитанная, а просмотренная книга




книга не прочитана



Изучение новых знаний 

Цель для учителя:

Способствовать созданию условий для организации исследования, контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта выхода из затруднения, раскрытия сущности новых понятий, новых способов учебной и умственной деятельности учащихся, «выведения» нового правила.

Цель для учащихся :

Обдумать проект будущих учебных действий, поставить цель, выбрать способ и построить программу достижения цели.


Создаёт условия для организации продуктивной работы по исследованию проблемной ситуации с опорой на уже известный учащимся материал.










-Что-то знакомое есть в этих примерах?

-Есть ли примеры, которые напоминают вам ранее изученные правила написания НЕ с другими частями речи?


-Какую задачу мы с вами должны решить на этом этапе?


Обобщает и дополняет ответы учащихся

- Постараемся выяснить, как называется слово НЕ, если пишется слитно, раздельно и попытаемся составить схематичную запись правила.

- Давайте попробуем создать опорную схему или кластер «НЕ с причастиями». А чтобы ускорить нашу работу, каждая группа будет работать с конкретными примерами. Затем подведём итог работы.


Физминутка.

Цель: снять физическое и эмоциональное напряжение.


-Продемонстрируйте работу в группах.

Подводит итог в группах и паре, анализирует самостоятельную деятельность, благодарит за творческий подход к выполнению задания, вносит корректировки.


-Запишите схематичную запись.


-Чем может быть НЕ в словах?








- Задачи на этом этапе решили, переходим на другую ступень. Работа с учебником.

Учащиеся фиксируют, анализируют затруднения.


Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: моделирование; логические-решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.


1.Эвристическая беседа


- Да, есть.







- Исследовать случаи раздельного написания с НЕ, вывести правило для каждого конкретного случая, сравнить с правилом в учебнике, выяснить, чем является слово НЕ.



Работают самостоятельно в группах, в каждой группе свой консультант. Если он испытывает затруднение, учитель приходит на помощь.



2.Работа учащихся с конкретным случаем правила (заполняют в таблице колонку «Правило» возле примера, с которым работали).


3. В это время два ученика создают обобщённую схему ко всем случаям правописания НЕ с причастием.



Выполняют физическую зарядку для релаксации.


4. Отчёт о работе в группах:

- по 1 человеку от каждой группы зачитывают случаи из правила и называют примеры, остальные учащиеся заполняют таблицу;

-размещают на доске свои схемы к каждому конкретному случаю.

5. Отчет о работе в паре:

Ребята демонстрируют свою обобщённую схему на экран через документ-камеру.

Учащиеся рассматривают схему. Вносят поправки, переносят в опоры.


-Частицей, если пишется раздельно.

-Приставкой, если входят в состав слова и пишется слитно.


Первичная проверка понимания изученного.

Цель для учителя:

Способствовать созданию условий для закрепления освоения нового правила выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, решения типовых заданий в новом способе действия с проговариванием алгоритма решения вслух.

Цель учащихся:

Зафиксировать новое содержание материала урока.


Создаёт условия для составления алгоритма действия, побуждать к действию.










Работа с учебником : упр.154, 155, стр.69

-Раскройте скобки, обсудите в группе и докажите правильность выбора написания, запишите в тетрадь данные выражения.

Продумывает дифференцированные задания по сложности и уровню активности (далее УА), что позволяет создать ситуацию успеха.

Проговаривают промежуточные действия при выборе написания НЕ с причастиями, фиксируют затруднения на этапе составления алгоритма действия.

Регулятивные: определение последовательности действий перед работой, самоконтроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль коррекции, оценка действия партнёра.


1.Доказать, что перед нами причастие

2.Проверить условия выбора

3.Записать

Работа с учебником : стр.69, Упр.154, 155.

(Каждая группа выполняет своё задание:

1 группа – упр.154, предложения №1-2; 2 группа – упр.154, №3-5, 3 группа - упр.155, предложения № 1,2,5).

Проверка: проговаривание вслух.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация.

Цель для учителя:

Способствовать созданию условий для закрепления правила написания НЕ с причастиями посредством использования новых знаний в системе повторения, выявления трудностей.


Цель для учащихся :

Выполнить письменные продуктивные задания



Создаёт условия для применения нового знания в системе повторения и обобщения.


- Предлагает выстраивать логическую цепь рассуждений в решении орфографической задачи при выполнении упр.158, строки 1 и 3 (устно).

Каждый из группы называет по слову, определяет часть речи, правило правописания, делают вывод.


-Сформулируйте правило написания НЕ с прилагательным, причастием.



- Какую задачу решили на данном этапе?

-Спасибо за работу.

-Вы можете рассуждать, сравнивать, находить общее в словах разных частей речи.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

Регулятивные: умение оценивать свою деятельность

Учащиеся применяют новое правило в условиях повторения, разграничивают части речи, строят логическую цепь рассуждений.


Пример: не хороший, а плохой – прилагательное, есть противопоставление с союзом А, пишу раздельно.

Не прочитанная мною книга – причастие, есть зависимое слово, пишу раздельно.


Формулируют правило.






Применяли новое правило, повторили изученные правила, выяснили общее в правилах правописания НЕ с разными частями речи.

Контроль и самоконтроль,

Коррекция.

Цель для учителя:

Создание условий для сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью контроля, обнаружения отклонений и отличий от эталона.


Цель для учащихся: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Для самопроверки правильные ответы на крыле доски.


Тест (5 заданий). Задания теста выводятся на экран.


1. В каком предложении не со словом пишется раздельно?


а) (Не)заметная сера птичка выпорхнула из кустов.


б) (Не)распроданные игрушки уценили.


в) Дуня (не)лишена обаяния.


2. В каком предложении не со словом пишется слитно?


а) Воздух еще (не)ставший знойным, приятно освежает.


б) (Не)сули журавля в небе, а дай синицу в руки.


в) У Насти были (не)правильные черты лица


3.В каком предложении не со словом пишется слитно?


а) (Не)сумевший реализовать себя в жизни Базаров (не)счастливый человек.


б) Ключи до сих пор (не)найдены.


в) Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.


г) Брат (не)удостоил его даже упреком.

4. В каком предложении не со словом пишется раздельно?


а) Эта задача (не)решена учениками.


б) (Не)яркое пламя освещало письменный стол.


в) А кругом на полях (не)пробудная тишь.


г) Кате стало (не)стерпимо обидно


5. В каком предложении не со словом пишется раздельно?


а) Со мной поздоровался (не)знакомый человек.


б) Всех смутили (не)проверенные слухи.


в) Человек, (не)уважающий других, сам (не)заслуживает уважения.


г) Усадьбу окружал (не)частый забор

Регулятивные: контроль, коррекция. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.



Учащиеся контролируют свою деятельность, находят, обнаруживают ошибки, пытаются их исправить.

Выполнение теста «НЕ с разными частями речи».


Учащиеся записывают ответы в тетрадь, затем сверяют по эталону.


Ключи: 1 – г; 2 – г; 3 – в; 4 – а; 5 – в

Подведение итогов урока, рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Организует рефлексию.








– Заканчивается урок. Пора подвести итоги. Что нового для себя вы сегодня открыли?

– Чему учились на уроке? 

– Вы достигли цели? 

– От чего же зависит выбор слитного и раздельного написания НЕ с причастиями?

 – Заполните лист самооценки. Напротив каждого утверждения поставьте «!», если у вас не было затруднений, и «?», если вы в чем-то сомневаетесь.

– Поднимите руку, кто считает, что он знает правило. Научился применять его?

– Что нужно сделать еще тем, кто сомневается? 

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цели и результаты, степень их соответствия.

Дают оценку своей деятельности, класса в целом. Делятся впечатлениями, определяют задачу на перспективу (знание данной орфограммы поможет лучше справиться с заданием на ОГЭ и ЕГЭ)


- Правописание НЕ с причастиями. 



-Правильно писать НЕ с причастиями.

- Да.

- От формы причастия, наличия противопоставления и зависимых слов.










Поднимают руки.




- Нужно еще потренироваться в правописании НЕ с причастиями.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценка процесса и результата деятельности.

Личностные: самооценка на основе успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


1 Зависит от типа и целей урока

2 Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Солодовникова Лариса Александровна

Дата: 24.08.2023

Номер свидетельства: 635918


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства