I. Организационно-мотивационный момент, актуализация знаний Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке, заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию и беседе, сформулировать тему урока, определить цели и задачи 1.Подготовка к восприятию 2. Постановка цели урока | Здравствуйте, ребята, садитесь. - Давайте с вами вспомним, какую часть речи мы изучаем в течение последних уроков? - Что называется причастием? - Какие причастия вам известны? (примеры!) - В чем разница между действительными и страдательными причастиями? - Какие причастия могут быть и полными, и краткими? (страдательные) - Что общего и чем отличаются схемы? (запись на доске) , , … …) - Что такое причастный оборот? (причастие с зависимым словом) Когда он на письме выделяется запятыми? Зная все эти морфологические признаки и свойства причастия, какой вид разбора мы сможем сделать? Верно, сегодня тема нашего урока - «Морфологический разбор причастия». Запишите: двадцать второе октября, тема урока, классная работа. - Что мы должны будем знать и уметь к концу урока? | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Причастие Это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию. Действительные, страдательные. Обозначает признак предмета как действие самого предмета; обозначает признак, как действие, совершаемое над предметом Научиться делать морфологический разбор причастия. Повторить тему «Причастия» Узнать, как проводится морфологический разбор причастия Научиться его выполнять | Регулятивные: развитие самоконтроля; формулирование целей, задач урока. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний Цель этапа: закрепить знания, полученные ранее и впоследствии связать их со знаниями, которые будут получены на уроке. | Словарный диктант по теме «Причастие». (Два ученика пишут на доске, остальные в тетради, объясняем орфограмму в каждом слове, находим причастие, выделяем суффиксы причастия) -Найдите причастия, с помощью каких суффиксов они образованы? Действительные они или страдательные? Объяснение значения новых слов. Акваланг - устройство для дыхания человека под водой: баллон со сжатым воздухом и отходящий от него шланг с наконечником, вставляемым в рот. Аквариум - искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений. Силуэт - очертание предмета, подобное его тени. Претензия- жалоба, выражение неудовольствия Береста - наружная часть коры березы. Сухой перегонкой получают деготь. Береста идет на изготовление коробов, корзин и т. д. Паро́м — плавсредство, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами водной преграды (реки, озера, пролива и даже моря). Запись значений неизвестных слов в тетрадь. | ПрибЫвший, увядший, гирлянда, паром, акваланг, калитка, аквариум, береста, силуэт, претензия, читаемый, приведённый, морозный, жёваный, кованый. | Личностные: нравственно-этическая ориентация; интерес к изучению русского языка в целом. Регулятивные: контроль и самоконтроль; принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство; извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизация знаний. |
III. Практическая работа, выявление затруднений, реализация плана по разрешению затруднений, закрепление материала Цель этапа: организовать беседу, работу с текстами стихотворений, их анализ, выполнение обучающимися заданий учителя Физминутка | Давайте вспомним, вспомним схему, по которой выполняется морфологический разбор. Сравним морфологические признаки прилагательного, причастия и глагола. Заполнение индивидуальных таблиц. (таблица на слайде). ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2, 3. Я вижу, вы немного устали, поэтому предлагаю вам немного отвлечься от работы. Представьте, что ваш нос стал таким же длинным, как у Буратино. Обмакните ваши носы в чернила, а теперь закройте глаза и попробуйте носом написать слово Причастие, Русский язык. Получилось? Отлично! Продолжаем нашу работу. Откройте учебник. (с. 67) Прочтите порядок и образцы разбора причастия. С. 67, упражнение №152. По очереди у доски и в тетрадях: делаем морфологический разбор причастий. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (последние – устно) Используя причастия: читавший, дремлющий, решенный, сломанный, составьте два предложения так, чтобы в первом случае причастный оборот выделялся запятыми, а во втором – нет. Выделите причастный оборот графически. Чтение получившихся предложений вслух, объяснение постановки знаков препинания. | Групповая работа (устно), работа с раздаточным материалом. Работа с учебником. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»; развитие эстетического вкуса. Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы; построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; соблюдение правил речевого поведения; понимание возможности различных позиций других людей, отличной от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: развитие умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы. |
IV. Рефлексия. Цель этапа: формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм. Выставление оценок за работу на уроке. | Давайте вернемся в начало нашего урока, посмотрите на задачи, которые мы поставили для себя и ответьте, смогли мы их достичь или нет? Давайте вспомним порядок морфологического разбора причастия. Ребята, продолжите, пожалуйста, фразы: Сегодня я узнал… На уроке я научился… Сегодня мне было трудно… Мне понравилось… А теперь подведем итог вашей работы на уроке. Выставление отметок и оценок за урок (2 доска, самостоятельная, активная работа). | Обучающиеся анализируют, как они усвоили материал, достигли ли поставленной в начале цели урока, что получилось, и чего не получилось, почему. Формируют конечный результат своей работы на уроке. | Личностные: развитие умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в письменной и устной форме. Регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |