kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по теме "Морфологический разбор причастия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока:

1. Организационно-мотивационный момент (5 мин.)

2. Актуализация знаний (5 мин.)

3. Практическая работа, выявление затруднений, реализация плана по разрешению затруднений, закрепление материала (26 мин.)

4. Рефлексия (3 мин.)

5. Домашнее задание: постановка дифференцированных задач домашней работы (1 мин.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме "Морфологический разбор причастия"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Педагогическое отделение
Кафедра русского языка и методики его преподавания

МБОУ СОШ №43 г. Ставрополя имени Героя РФ В.Д. Нужного

Технологическая карта урока русского языка
Тема: «Морфологический разбор причастия»



Разработала:
студентка 4 курса
педагогического отделения

группы ИФ4Р
Шварц Александра Даниловна

Проверили:
учитель русского языка и литературы
Гусакова Анна Сергеевна
Групповой руководитель:
Глушкова Надежда Геннадьевна
Оценка за урок: « »

(подпись учителя)
(подпись гр.рук.)



Ставрополь, 2018

Технологическая карта урока русского языка

составила Шварц Александра Даниловна

студентка 4 курса педагогического отделения группы ИФ4Р



Дата

22.10.2018

Класс

7 «Б»

УМК

Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др..; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 233 с.

Тема урока

«Морфологический разбор причастия»

Тип урока

Комбинированный урок

Цели урока

воспитывающие:

 воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка;

 прививать интерес к слову, его значимости в нашей речи;

 воспитывать в детях доброту, нравственные качества человека;

 формировать положительную мотивацию обучения;

развивающие:

 проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся;

 способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся посредством фронтального опроса, самостоятельных ответов учащихся;

 формировать навыки работы в парах, навыки само- и взаимооценивания;

 совершенствовать навыки работ со словарями;

обучающие:

‒ повторять и обобщать знания, полученные при изучении темы «Причастия»;

 формировать систему новых понятий, расширять знания обучающихся за счет включения новых определений, терминов, описаний;

 развивать умение составлять морфологический разбор причастий;

– закреплять знания получаемые обучающимися в ходе урока.

Планируемые результаты деятельности

личностные:

 развитие эмоционально-образного мышления обучающихся;

 формирование у обучающихся чувства уважения к богатству и разнообразию родного языка.

– осознание потребности в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы;

предметные:

 обучающиеся имеют представление о страдательных причастиях прошедшего времени;

 обучающиеся умеют применять на практике полученные знания;

 обучающиеся умеют извлекать из текста необходимую информацию, анализировать;

метапредметные:

 обучающиеся определяют и формулируют цели и задачи урока;

 обучающиеся умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

 обучающиеся слушают и понимают речь одноклассников и учителя;

 обучающиеся обобщают и систематизируют полученные знания;

 обучающиеся делают выводы и заключения по теме урока;

 обучающиеся обладают навыками самооценки и самоанализа.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный метод, деятельностно-практический;

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Подготовка к уроку

Повторение §12-21.

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, учебник.

Формируемые понятия

Причастия, морфологический разбор, суффикс причастия, основа, вид глагола, причастный оборот, определяемое слово, зависимое слово.

Место урока

Первый урок в системе уроков по данной теме


План урока:

1. Организационно-мотивационный момент (5 мин.)

2. Актуализация знаний (5 мин.)

3. Практическая работа, выявление затруднений, реализация плана по разрешению затруднений, закрепление материала (26 мин.)

4. Рефлексия (3 мин.)

5. Домашнее задание: постановка дифференцированных задач домашней работы (1 мин.)
















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД (универсальные учебные действия)

I. Организационно-мотивационный момент, актуализация знаний

Цель этапа:

подготовить обучающихся к работе на уроке, заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию и беседе, сформулировать тему урока, определить цели и задачи



1.Подготовка к восприятию

2. Постановка цели урока

Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Давайте с вами вспомним, какую часть речи мы изучаем в течение последних уроков?

- Что называется причастием?

- Какие причастия вам известны? (примеры!)

- В чем разница между действительными и страдательными причастиями?

- Какие причастия могут быть и полными, и краткими? (страдательные)

- Что общего и чем отличаются схемы? (запись на доске)  , , …

    …)

- Что такое причастный оборот? (причастие с зависимым словом) Когда он на письме выделяется запятыми?

Зная все эти морфологические признаки и свойства причастия, какой вид разбора мы сможем сделать?

Верно, сегодня тема нашего урока - «Морфологический разбор причастия». Запишите: двадцать второе октября, тема урока, классная работа.

- Что мы должны будем знать и уметь к концу урока?

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

Причастие

Это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию.

Действительные, страдательные. Обозначает признак предмета как действие самого предмета; обозначает признак, как действие, совершаемое над предметом







Научиться делать морфологический разбор причастия.


Повторить тему «Причастия»

Узнать, как проводится морфологический разбор причастия

Научиться его выполнять

Регулятивные: развитие самоконтроля;

формулирование целей, задач урока.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний

Цель этапа: закрепить знания, полученные ранее и впоследствии связать их со знаниями, которые будут получены на уроке.




Словарный диктант по теме «Причастие». 

(Два ученика пишут на доске, остальные в тетради, объясняем орфограмму в каждом слове, находим причастие, выделяем суффиксы причастия)

-Найдите причастия, с помощью каких суффиксов они образованы? Действительные они или страдательные?


Объяснение значения новых слов.

Акваланг - устройство для дыхания человека под водой: баллон со сжатым воздухом и отходящий от него шланг с наконечником, вставляемым в рот.

Аквариум -  искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.

Силуэт - очертание предмета, подобное его тени.

Претензия- жалоба,  выражение неудовольствия

Береста - наружная часть коры березы.  Сухой перегонкой получают деготь. Береста идет на изготовление коробов, корзин и т. д.

Паро́м — плавсредство, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами водной преграды (реки, озера, пролива и даже моря).

Запись значений неизвестных слов в тетрадь.

ПрибЫвший, увядший, гирлянда, паром, акваланг, калитка, аквариум, береста, силуэт, претензия, читаемый, приведённый, морозный, жёваный, кованый.

Личностные: нравственно-этическая ориентация;

интерес к изучению русского языка в целом.

Регулятивные: контроль и самоконтроль;

принятие и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство;

извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизация знаний.

III. Практическая работа, выявление затруднений, реализация плана по разрешению затруднений, закрепление материала

Цель этапа: организовать беседу, работу с текстами стихотворений, их анализ, выполнение обучающимися заданий учителя

Физминутка












Давайте вспомним, вспомним схему, по которой выполняется морфологический разбор. Сравним морфологические признаки прилагательного, причастия и глагола.  Заполнение индивидуальных таблиц. (таблица на слайде).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2, 3.


Я вижу, вы немного устали, поэтому предлагаю вам немного отвлечься от работы.
Представьте, что ваш нос стал таким же длинным, как у Буратино. Обмакните ваши носы в чернила, а теперь закройте глаза и попробуйте носом написать слово Причастие, Русский язык. Получилось? Отлично! Продолжаем нашу работу.


Откройте учебник. (с. 67)

Прочтите порядок и образцы разбора причастия.


С. 67, упражнение №152.

По очереди у доски и в тетрадях: делаем морфологический разбор причастий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (последние – устно)


Используя причастия: читавший, дремлющий, решенный, сломанный, составьте два предложения так, чтобы в первом случае причастный оборот выделялся запятыми, а во втором – нет. Выделите причастный оборот графически.


Чтение получившихся предложений вслух, объяснение постановки знаков препинания.

Групповая работа (устно), работа с раздаточным материалом.















Работа с учебником.


Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»;

развитие эстетического вкуса.

Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы;

построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

соблюдение правил речевого поведения;

понимание возможности различных позиций других людей, отличной от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Регулятивные: развитие умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы.



IV. Рефлексия.

Цель этапа: формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм.





Выставление оценок за работу на уроке.

Давайте вернемся в начало нашего урока, посмотрите на задачи, которые мы поставили для себя и ответьте, смогли мы их достичь или нет?

Давайте вспомним порядок морфологического разбора причастия.

Ребята, продолжите, пожалуйста, фразы:
Сегодня я узнал…
На уроке я научился…
Сегодня мне было трудно…
Мне понравилось…

А теперь подведем итог вашей работы на уроке. Выставление отметок и оценок за урок (2 доска, самостоятельная, активная работа).

Обучающиеся анализируют, как они усвоили материал, достигли ли поставленной в начале цели урока, что получилось, и чего не получилось, почему. Формируют конечный результат своей работы на уроке.





Личностные: развитие умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в письменной и устной форме.

Регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.


V. Домашняя работа

Цель этапа: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Напишите мини-сочинение из 10 предложений, используя причастия, на тему «Осень».

Спасибо вам за работу на уроке! До свидания!


Регулятивные: развитие самоконтроля.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



Схема

Причастие

Прилагательное

Глагол

  1. Вопрос,
    общее значение







  1. Начальная форма




  1. Постоянные признаки







4. Непостоянные признаки




5. Синтаксическая роль





ПРИЛОЖЕНИЕ 2.



Схема

Причастие

Прилагательное

Глагол

  1. Вопрос,
    общее значение

Какой?



Признак по действию



  1. Начальная форма

м.р., ед.ч.



  1. Постоянные признаки

Действительные и страдательные



Вид, время



4. Непостоянные признаки

Род, число, падеж, полная и краткая форма



5. Синтаксическая роль

Определение, сказуемое















ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Схема

Причастие

Прилагательное

Глагол

  1. Вопрос,
    общее значение

Какой?

+

-

Признак по действию

+

-

  1. Начальная форма

м.р., ед.ч.

+

-

  1. Постоянные признаки

Действительные и страдательные

-

-

Вид, время

-

+

4. Непостоянные признаки

Род, число, падеж, полная и краткая форма

+

-

5. Синтаксическая роль

Определение, сказуемое

+

-



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта по теме "Морфологический разбор причастия"

Автор: Шварц Александра Даниловна

Дата: 26.12.2019

Номер свидетельства: 533741


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства