Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку «Мягкий согласный звук [й`] и буква й. Деление слов со звуком [й`] на слоги и для переноса»»
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка,
проведенного 10.12.2019 г.
в 2 «В» классе МБОУ гимназия г. Зернограда
студенткой 3 «А» группы
специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Михайловой Алёной Васильевной
Учитель: Банишевская А.С.
Методист: Кудряшова Н.В.
_______________________
(подпись)
Зерноград, 2019
Класс, предмет: 2 класс, Русский язык
Тема: «Мягкий согласный звук [й`] и буква й. Деление слов со звуком [й`] на слоги и для переноса»
Тип урока: «Открытие нового знания»
Цель: уметь определять позицию звука [й`] в слове; делить слово со звуком [й`] на слоги и для переноса с буквой й.
Задачи:
- освоение знаний о согласном звуке [й`] и его обозначении буквой й;
- овладение умениями делить слова со звуком [й`] на слоги и для переноса с букой й.
- развитие мышления и речи, умения анализировать, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
- положительное отношения к языковой деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с учителем в процессе выполнения деятельности на уроке.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.
Познавательные УУД:
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов;
- осуществлять сравнение изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.
- различать понятия «звук» и «буква».
- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир
Оснащение урока:
Для учителя: учебник, презентация, технологическая карта
Для обучающихся: учебник, тетрадь, пенал, карточки для см.р
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Методы
1. Мотивация к учебной деятельности
Приветствует обучающихся.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Васильевна, сегодня урок русского языка у вас проведу я.
Проверяет готовность детей к уроку.
- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебники, тетради, пеналы.
Организует работу над высказыванием.
- Прочитайте пословицу на экране
- Как вы понимаете смысл данной пословицы ?
- Верно. Смысл в том, что учеба всегда полезна. И даже если сами знания могут не пригодиться - учеба расширяет кругозор, а сам навык получать новые знания всегда нужен.
- А теперь приступим к работе. Я желаю вам удачи.
Организует запись в тетради.
- Откройте тетради, запишите число и «классная работа». Не забудьте подчеркнуть орфограммы.
Приветствуют учителя.
- Здравствуйте!
Проверяют готовность к уроку.
Желающий ученик читает пословицу вслух: «Учиться всегда пригодиться » .
Высказывают мнения.
- Грамотному человеку открыты все дороги; Учеба развивает; Важно получать новые знания.
Слушают учителя
Выполняют запись в тетради (Десятое декабря. Классная работа)
ЛУУД: - положительное отношение к языковой деятельности;
КУУД: - принимать участие в диалоге, общей беседе.
Подготовка к восприятию нового учебного материала
Общая беседа
2. Актуализация опорных знаний
Организует минутку чистописания.
- В тетрадях вы записали сегодняшнее число и классная работа. Давайте теперь повторим соединения букв.
Даю на доске образец.
- Буква Й состоит из 2-х частей, 1-я часть - это буква И, 2-я часть - это маленькая провесная над буквой Й. Рядом пишем букву «и» и провесную. Затем записываем верхнее соединение с буквой а и о, и среднее соединение с буквой е. Пишите аккуратно и красиво.
Организует словарно-орфографическую работу над новым словом.
- Ребята, сейчас я вам предлагаю разгадать слово по алфавиту, слушайте меня внимательно.
1. Первая буква этого слова стоит в алфавите между буквами Т и Ф (На экране алфавит)
- Запишите эту букву в тетрадь.
2. Дальше первый слог в слове Россия.
- Этот слог будет продолжением нашего слова.
3. Потом идёт второй слог слова кожа.
- Этот слог будет продолжением слова.
4. Дальше буква, которая стоит между буквой И и К.
- Это последняя буква в нашем слове
- Какое слово получилось?
- Объясните лексическое значение слова урожай.
- Вы были правы. Урожай – это количество уродившегося зерна, плодов, собранных с огорода.
- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
- А теперь я предлагаю вам рассмотреть словосочетания со словом урожай. Демонстрирует картинки на экране.
- Как вы понимаете выражение славный урожай?
- Новый урожай?
- Низкий урожай?
Выполняют минутку чистописания.
Записывают в тетрадь:
Й й ____________________________
ай ой ей_________________________
Слушают учителя
- У
- Ро
- Жа
- Й
- Урожай.
- Количество уродившихся злаков, овощей, фруктов.
- Урожай.
Слушают учителя
-Хороший, большой
-Урожай, который совсем недавно собрали
-Маленький, мало продуктов
ПУУД:
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из познавательного текста;
ЛУУД:
- развитие навыков сотрудничества с учителем, в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
КУУД:
- принимать участие в диалоге, общей беседе.
КУУД:
- оформлять свои мысли в устной форме
(на уровне предложения или небольшого текста);
Репродуктивный метод
Общая беседа
Демонстрация
3. Организация познавательной деятельности
3.1. Целеполагание
- Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение.
Ну-ка, лайки, лайте дружно.
Букву Й запомнить нужно.
Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
- О какой букве упоминалось в стихотворении?
- Какой звук обозначает эта буква?
- Запомните! Этот звук произносится как «йот» и записывается в квадратных скобках. Вешает на доску табличку со звуком «Йот».
- В каких словах вы слышали звук [й`] йот?
- Что узнали о звуке [й`] из стихотворения?
- Послушайте вот такую историю.
Учитель читает текст.
Жила-была буква И, она пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним.
- Вы уже догадались, какая тема урока?
- Да. Откройте страницу 114 в ваших учебниках и прочтите тему.
- Теперь посмотрите на слайд :Лай|ки, лай|те, май|ка, чай|ка, скамей|ка. Что сделали с этими словами?
- О чем же мы будем говорить еще на уроке?
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
- Чему будем учиться?
Внимательно слушают чтение учителя.
- О букве Й
- Звук [й`]
Слушают учителя
- Лайки, лайте
- Голос краток и сердит
- Буква й
- Согласный звук [й`] и буква И краткое
- Их разделили для переноса
- О делении слов с буквой «и краткое» для переноса и на слоги.
- Уметь определять позицию звука [й`] в слове; делить слово со звуком [й`] на слоги и для переноса с буквой й.
- Обозначать звук «йот»
РУУД: - принимать и сохранять цель и учебную задачу;
Подводящий диалог
3.2. Открытие нового знания
Организую работу над «Страничкой для любознательных».
- Откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 116, обратите внимание на «страничку для любознательных».
- Слушайте внимательно.
- Кто хочет выразительно прочитать информацию?
- Теперь прочитайте про себя информацию.
- Почему же звук [й’] называют невидимкой?
- В каких буквах прячется невидимка?
- А на конце или перед согласным звуком как будем обозначать согласный звук «йот»?
- Теперь послушайте дополнительную информацию на странице 116 «Обратите внимание!», я буду читать, а вы следите за чтением в учебнике.
-Верно.
Открывают «страничку для любознательных».
Слушают учителя.
Читают по желанию.
Читают про себя.
- Звук [Й'] часто «скрывается» за буквами.
- В буквах е,ё,ю,я.
-Буквой Й
Слушают и следят за чтением учителя.
ПУУД:
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из познавательного текста;
КУУД:
- принимать участие в диалоге, общей беседе.
Общая беседа
Физкультимутка
Организует физминутку:
Потрудились – отдохнем, встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, влево, вправо поворот.
Раз – наклон и прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.
Выполняют физкультминутку.
3.3. Первичное закрепление
- Найдите упражнение 184 на странице 115. Послушайте задание.
- Давайте выполним это задание сначала устно, а затем у доски по цепочке.
- Прочтите слова из 3 и 4 столбиков. Какие буквы пропущены в словах? Какие звуки обозначают эти буквы?
- Теперь давайте выполним упражнение у доски по цепочке.
- Ребята, теперь посмотрите на все записанные слова и найдите слово, в котором есть два согласных звука «йот».
- Откройте страницу 116, посмотрите на упражнение 186. Послушайте задание.
- Что же нам нужно сделать?
- Да. Посмотрите на образец слова: хозяй-ка – хо-зяй-ка. Запишите его в тетрадь.
Продолжим работать по цепочке у доски. Помните, чтобы разделить слово с «И краткое» для переноса, необходимо знать, что эта буква при делении слова для переноса не может отделяться от предыдущей буквы.
Открывают учебники на странице 115.
Читают слова. Объясняют, какие буквы пропущены в словах и какие звуки они обозначают:
1-ый ученик: ёжик – буква «ё» обозначает два звука: «йот» и «э».
2-й ученик: музей - буква «й» обозначает звук «йот».
3-й ученик: юбилей – буква «ю» обозначает два звука «йот» и «у», на конце слова буква «й» обозначает звук «йот».
4-й ученик: скамейка – буква «й» обозначает звук «йот»
5-й ученик: поездка – буква «е» обозначает два звука «йот» и «э».
6-й ученик: встречайте – буква «й» обозначает звук «йот»
- осуществлять сравнение фактов языка по заданным признакам
КУУД:
- принимать участие в диалоге, общей беседе.
КУУД:
- принимать участие в диалоге, общей беседе.
Работа с учебником
Общая беседа
3.4. Самостоятельная работа
Организует работу по карточкам, уточняет задание.
- Перед вами лежат карточки, внимательно прочтите задание и выполните его на карточках. Затем проверим задание по эталону на экране.
Карточка
Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где
спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.
Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».
Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова:
- Добрый день!
- Здравствуйте!
- Спасибо!
- Пожалу…ста!
Организует самопроверку по эталону.
- Теперь проверьте свою работу по эталону.
Знакомятся с содержанием карточки, выполняют его на карточках.
Эталон
Вечером мы смотрели интересную передачу «Спо|кой|ной ночи, малыши».
Степашка учил нас говорить вежливые и добрые слова:
- Добрый день!
- Здрав|ствуй|те!
- Спасибо!
- Пожалуйста!
Проверяют работу по эталону.
Критерии оценки:
«5» - 1 ошибка.
«4» - 2-3 ошибки.
«3» - 4 ошибки.
РУУД:- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.
РУУД:- принимать и сохранять цель и учебную задачу
Объяснение
Самостоятельная работа
Самопроверка
3.5. Повторение и включение в систему знаний
Подводит итог урока.
- Наш урок подходит к концу, подведем итоги.
- Какая была тема нашего урока?
- C каким новым согласным звуком сегодня познакомились?
-Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
-Какой это звук?
- Какой буквой обозначается этот звук?
- Что нового вы узнали?
Отвечают на вопросы учителя.
- Согласный звук [й`] и буква И краткое; Деление слов с буквой «и краткое» для переноса и на слоги.
- Звук «йот».
- Уметь определять позицию звука [й`] в слове; делить слово со звуком [й`] на слоги и для переноса с буквой й.
- Согласный, мягкий.
- Буквой Й
- Как делить слово с «и краткое» для переноса, на слоги.
КУУД:
- принимать участие в диалоге, общей беседе.
Общая беседа
4. Рефлексия
Организует рефлексию.
Посмотрите на экран. Вы видите светофор, где написано, насколько вы освоили новый материал. Выберите и покажите мне кружок соответствующего цвета.
- Я очень рада, что у многих из вас не возникало трудностей.
Организует запись домашнего задания в дневники.
- А сейчас запишите в дневники
домашнее задание: упражнение 184 на странице 115, выполнить 1 и 2 столбик как делали в классе.
Оценивают свою деятельность на уроке при помощи светофора. Показывают кружочки.
Записывают в дневники домашнее задание.
РУУД:- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.
Самооценка
[й`]
(йот)
Й
(и краткое)
С амоанализ урока
1) Урок русского языка был проведен 10 декабря во 2 «В» классе по теме «Мягкий согласный звук [й`] и буква й. Деление слов со звуком [й`] на слоги и для переноса». Класс работает по программе «Школа России» В.П. Канакина.
2) Класс хорошей подготовки. В классе нет детей с особыми образовательными потребностями.
3) Данный урок не первый в разделе, связан с предыдущим уроком по общим учебным умениям обучающихся.
4) Цель урока: уметь определять позицию звука [й`] в слове; делить слово со звуком [й`] на слоги и для переноса с буквой й.
5) На уроке решались следующие задачи:
- освоение знаний о согласном звуке [й`] и его обозначении буквой й;
- овладение умениями делить слова со звуком [й`] на слоги и для переноса с букой й.
- развитие мышления и речи, умения анализировать, обобщать и делать выводы.
Первая задача решалась на этапе «Организация познавательной деятельности»: обучающиеся слушали стихотворение, в котором упоминалось про букву «й», отвечали на вопросы по стихотворению, в ходе которых узнали, что буква «й» обозначает звук «йот». Методы: подводящий диалог
Вторая задача решалась на этапах: 1) «Целеполагание»: дети рассмотрели слова на слайде, которые разделены вертикальными черточками и предположили, что эти слова так разделены для переноса. Методы: подводящий диалог. 2) «Первичное закрепление»: дети по цепочке у доски работали с упражнением 186, где было необходимо разделить слова для переноса. Методы: работа с учебником, общая беседа.
Третья задача решалась на этапе «Самостоятельная работа»: при выполнении самостоятельной работы в задании нужно было разделить два слова для переноса. Методы: объяснение, самостоятельная работа, самопроверка.
6) Урок нацелен на достижение предметных результатов:
- различать понятия «звук» и «буква».
- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
7) На уроке формировались УУД.
Личностные УУД:
- положительное отношение к языковой деятельности: решалась на этапе «Мотивация» обучающиеся совместно с учителем работают над смыслом пословицы. Методы: Подготовка к восприятию нового учебного материала, общая беседа.
- развитие навыков сотрудничества с учителем в процессе выполнения деятельности на уроке: формировалось на этапе «Актуализация знаний» при словарно-орфографической работе над новым словом. Методы: репродуктивный метод, общая беседа.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
Формировалось на этапе «Целеполагание»: обучающиеся ставят перед собой цель, которой должны достичь в конце урока. Методы: общая беседа, подводящий диалог. Также это УУД формировалось на этапе «Самостоятельная работа»: учитель ставит перед детьми цель, которой нужно достичь в процессе самостоятельной работы. Метод: самостоятельная работа.
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
Формировалось на этапе «Самостоятельная работа»: дети проверяют работу по эталону. Метод: самопроверка. Также это УУД формировалось на этапе «Рефлексия учебной деятельности»: учитель организует рефлексию, обучающиеся производят самооценивание с помощью кружков светофора. Метод: рефлексия.
Познавательные УУД:
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов: формировалось на этапе «Открытие новых знаний», дети изучали «страничку для любознательных» и выделяли главную информацию. Методы: общая беседа
- осуществлять сравнение изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям: Формировалось на этапе «Первичное закрепление» при выполнении упражнений в тетради и у доски. Методы: работа с учебником, общая беседа
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме: формировалось на этапе «Актуализация знаний» при анализе словосочетаний: славный, новый, высокий урожай. Методы: демонстрация.
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения: формировалось на этапе «Мотивация», где дети высказывали мнения о смысле пословицы. Методы: общая беседа. На этапе «Актуализации знаний, где дети работали над новым словарным словом. Методы: общая беседа. На этапе «Открытие нового знания» дети обсуждали содержание «странички для любознательных». Методы: общая беседа. На этапе «Первичное закрепление» дети работали устно и письменно над упражнениями, на этапе «Повторение и включение в систему знаний» дети совместно с учителем подводят итог урока. Методы: общая беседа.
8) На уроке старалась включить детей в запланированную деятельность, для этого использовался метод словесного поощрения, а также смена видов деятельности.
9) Цель урока была достигнута, о чем свидетельствуют правильно выполненные задания по теме урока, на этапе «Рефлексия учебной деятельности» большая часть класса показала высокий результат. Урок показал достижение предметных результатов.
Карточка
Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где
спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.
Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».
Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова:
- Добрый день!
- Здравствуйте!
- Спасибо!
- Пожалу…ста!
Карточка
Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где
спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.
Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».
Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова:
- Добрый день!
- Здравствуйте!
- Спасибо!
- Пожалу…ста!
Карточка
Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где
спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.
Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».
Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова:
- Добрый день!
- Здравствуйте!
- Спасибо!
- Пожалу…ста!
Карточка
Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где
спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.
Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».
Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова:
- Добрый день!
- Здравствуйте!
- Спасибо!
- Пожалу…ста!
Карточка
Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где
спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.
Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».
Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова:
- Добрый день!
- Здравствуйте!
- Спасибо!
- Пожалу…ста!
Карточка
Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где
спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.
Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».
Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова: