kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по русскому языку «Мягкий согласный звук [й`] и буква й. Деление слов со звуком [й`] на слоги и для переноса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по русскому языку 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку «Мягкий согласный звук [й`] и буква й. Деление слов со звуком [й`] на слоги и для переноса»»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка,

проведенного 10.12.2019 г.

в 2 «В» классе МБОУ гимназия г. Зернограда

студенткой 3 «А» группы

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Михайловой Алёной Васильевной











Учитель: Банишевская А.С.

Методист: Кудряшова Н.В.

­­­_______________________

(подпись)



Зерноград, 2019



Класс, предмет: 2 класс, Русский язык

Тема: «Мягкий согласный звук [й`] и буква й. Деление слов со звуком [й`] на слоги и для переноса»

Тип урока: «Открытие нового знания»

Цель: уметь определять позицию звука [й`] в слове; делить слово со звуком [й`] на слоги и для переноса с буквой й.

Задачи:

- освоение знаний о согласном звуке [й`] и его обозначении буквой й;

- овладение умениями делить слова со звуком [й`] на слоги и для переноса с букой й.

- развитие мышления и речи, умения анализировать, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

- положительное отношения к языковой деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с учителем в процессе выполнения деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.

Познавательные УУД:

- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов;

- осуществлять сравнение изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

- различать понятия «звук» и «буква».

- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];


Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир

Оснащение урока:

Для учителя: учебник, презентация, технологическая карта

Для обучающихся: учебник, тетрадь, пенал, карточки для см.р



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Методы

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Васильевна, сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Проверяет готовность детей к уроку.

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебники, тетради, пеналы.

Организует работу над высказыванием.

- Прочитайте пословицу на экране


- Как вы понимаете смысл данной пословицы ?




- Верно. Смысл в том, что учеба всегда полезна. И даже если сами знания могут не пригодиться - учеба расширяет кругозор, а сам навык получать новые знания всегда нужен.

- А теперь приступим к работе. Я желаю вам удачи.

Организует запись в тетради.

- Откройте тетради, запишите число и «классная работа». Не забудьте подчеркнуть орфограммы.

Приветствуют учителя.

- Здравствуйте!



Проверяют готовность к уроку.





Желающий ученик читает пословицу вслух: «Учиться всегда пригодиться » .

Высказывают мнения.

- Грамотному человеку открыты все дороги; Учеба развивает; Важно получать новые знания.


Слушают учителя








Выполняют запись в тетради (Десятое декабря. Классная работа)

ЛУУД: - положительное отношение к языковой деятельности;





КУУД: - принимать участие в диалоге, общей беседе.

Подготовка к восприятию нового учебного материала






Общая беседа

2. Актуализация опорных знаний

Организует минутку чистописания.

- В тетрадях вы записали сегодняшнее число и классная работа. Давайте теперь повторим соединения букв.

Даю на доске образец.

- Буква Й состоит из 2-х частей, 1-я часть - это буква И, 2-я часть - это маленькая провесная над буквой Й. Рядом пишем букву «и» и провесную. Затем записываем верхнее соединение с буквой а и о, и среднее соединение с буквой е. Пишите аккуратно и красиво.


Организует словарно-орфографическую работу над новым словом.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю разгадать слово по алфавиту, слушайте меня внимательно.

1. Первая буква этого слова стоит в алфавите между буквами Т и Ф (На экране алфавит)

- Запишите эту букву в тетрадь.

2. Дальше первый слог в слове Россия.

- Этот слог будет продолжением нашего слова.

3. Потом идёт второй слог слова кожа.

- Этот слог будет продолжением слова.

4. Дальше буква, которая стоит между буквой И и К.

- Это последняя буква в нашем слове


- Какое слово получилось?


- Объясните лексическое значение слова урожай.


- Вы были правы. Урожай – это количество уродившегося зерна, плодов, собранных с огорода.

- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

- А теперь я предлагаю вам рассмотреть словосочетания со словом урожай. Демонстрирует картинки на экране.

- Как вы понимаете выражение славный урожай?

- Новый урожай?


- Низкий урожай?

Выполняют минутку чистописания.

Записывают в тетрадь:





Й й ____________________________

ай ой ей_________________________


Слушают учителя









- У




- Ро



- Жа


- Й




- Урожай.


- Количество уродившихся злаков, овощей, фруктов.





- Урожай.



Слушают учителя



-Хороший, большой


-Урожай, который совсем недавно собрали

-Маленький, мало продуктов

ПУУД:

- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из познавательного текста;






ЛУУД:

- развитие навыков сотрудничества с учителем, в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.





КУУД:

- принимать участие в диалоге, общей беседе.













КУУД:

- оформлять свои мысли в устной форме

(на уровне предложения или небольшого текста);

Репродуктивный метод



























Общая беседа














Демонстрация

3. Организация познавательной деятельности


3.1. Целеполагание

- Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение.


Ну-ка, лайки, лайте дружно.

Букву Й запомнить нужно.

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

- О какой букве упоминалось в стихотворении?

- Какой звук обозначает эта буква?

- Запомните! Этот звук произносится как «йот» и записывается в квадратных скобках. Вешает на доску табличку со звуком «Йот».

- В каких словах вы слышали звук [й`] йот?

- Что узнали о звуке [й`] из стихотворения?

- Послушайте вот такую историю.

Учитель читает текст.

Жила-была буква И, она пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним.

- Вы уже догадались, какая тема урока?

- Да. Откройте страницу 114 в ваших учебниках и прочтите тему.

- Теперь посмотрите на слайд :Лай|ки, лай|те, май|ка, чай|ка, скамей|ка. Что сделали с этими словами?

- О чем же мы будем говорить еще на уроке?

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?


- Чему будем учиться?

Внимательно слушают чтение учителя.









- О букве Й


- Звук [й`]

Слушают учителя




- Лайки, лайте


- Голос краток и сердит












- Буква й

- Согласный звук [й`] и буква И краткое


- Их разделили для переноса



- О делении слов с буквой «и краткое» для переноса и на слоги.

- Уметь определять позицию звука [й`] в слове; делить слово со звуком [й`] на слоги и для переноса с буквой й.

- Обозначать звук «йот»

РУУД: - принимать и сохранять цель и учебную задачу;


















Подводящий диалог

3.2. Открытие нового знания

Организую работу над «Страничкой для любознательных».

- Откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 116, обратите внимание на «страничку для любознательных».

- Слушайте внимательно.

- Кто хочет выразительно прочитать информацию?

- Теперь прочитайте про себя информацию.

- Почему же звук [й’] называют невидимкой?

- В каких буквах прячется невидимка?


- А на конце или перед согласным звуком как будем обозначать согласный звук «йот»?


- Теперь послушайте дополнительную информацию на странице 116 «Обратите внимание!», я буду читать, а вы следите за чтением в учебнике.


-Верно.



Открывают «страничку для любознательных».


Слушают учителя.

Читают по желанию.


Читают про себя.


- Звук [Й'] часто «скрывается» за буквами.

- В буквах е,ё,ю,я.


-Буквой Й




Слушают и следят за чтением учителя.

ПУУД:

- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из познавательного текста;



КУУД:

- принимать участие в диалоге, общей беседе.

Общая беседа

Физкультимутка

Организует физминутку:

Потрудились – отдохнем, встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, влево, вправо поворот.

Раз – наклон и прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

Выполняют физкультминутку.



3.3. Первичное закрепление

- Найдите упражнение 184 на странице 115. Послушайте задание.

- Давайте выполним это задание сначала устно, а затем у доски по цепочке.

- Прочтите слова из 3 и 4 столбиков. Какие буквы пропущены в словах? Какие звуки обозначают эти буквы?














- Теперь давайте выполним упражнение у доски по цепочке.

- Ребята, теперь посмотрите на все записанные слова и найдите слово, в котором есть два согласных звука «йот».

- Откройте страницу 116, посмотрите на упражнение 186. Послушайте задание.

- Что же нам нужно сделать?


- Да. Посмотрите на образец слова: хозяй-ка – хо-зяй-ка. Запишите его в тетрадь.

Продолжим работать по цепочке у доски. Помните, чтобы разделить слово с «И краткое» для переноса, необходимо знать, что эта буква при делении слова для переноса не может отделяться от предыдущей буквы.

Открывают учебники на странице 115.



Читают слова. Объясняют, какие буквы пропущены в словах и какие звуки они обозначают:

1-ый ученик: ёжик – буква «ё» обозначает два звука: «йот» и «э».

2-й ученик: музей - буква «й» обозначает звук «йот».

3-й ученик: юбилей – буква «ю» обозначает два звука «йот» и «у», на конце слова буква «й» обозначает звук «йот».

4-й ученик: скамейка – буква «й» обозначает звук «йот»

5-й ученик: поездка – буква «е» обозначает два звука «йот» и «э».

6-й ученик: встречайте – буква «й» обозначает звук «йот»

Выполняют упражнение у доски.


- Слово «юбилей»




Читают задание про себя.


Отвечают на вопрос

- Записать возможные переносы слова.

Записывают образец в тетрадь.



Выполняют упражнение у доски:

1 .Слу-шай-те; 2. Иг-рай-те; 3. Чи-тай–те; 4. Здрав-ствуй-те; 5. По-жа-луй-ста; 6. Ска-мей-ка; 7.Уро-жай-ный; 8. Трам-вай-ный.



ПУУД:

- осуществлять сравнение фактов языка по заданным признакам



КУУД:

- принимать участие в диалоге, общей беседе.



















КУУД:

- принимать участие в диалоге, общей беседе.

Работа с учебником






Общая беседа

3.4. Самостоятельная работа

Организует работу по карточкам, уточняет задание.

- Перед вами лежат карточки, внимательно прочтите задание и выполните его на карточках. Затем проверим задание по эталону на экране.

Карточка

Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где

спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.


Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».

Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова:

- Добрый день!

- Здравствуйте!

- Спасибо!

- Пожалу…ста!

Организует самопроверку по эталону.

- Теперь проверьте свою работу по эталону.

Знакомятся с содержанием карточки, выполняют его на карточках.






Эталон

Вечером мы смотрели интересную передачу «Спо|кой|ной ночи, малыши».

Степашка учил нас говорить вежливые и добрые слова:

- Добрый день!

- Здрав|ствуй|те!

- Спасибо!

- Пожалуйста!







Проверяют работу по эталону.


Критерии оценки:

«5» - 1 ошибка.

«4» - 2-3 ошибки.

«3» - 4 ошибки.

РУУД:- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.



РУУД:- принимать и сохранять цель и учебную задачу

Объяснение

Самостоятельная работа





















Самопроверка

3.5. Повторение и включение в систему знаний

Подводит итог урока.

- Наш урок подходит к концу, подведем итоги.

- Какая была тема нашего урока?



- C каким новым согласным звуком сегодня познакомились?

-Какую цель мы ставили перед собой на уроке?


-Какой это звук?

- Какой буквой обозначается этот звук?

- Что нового вы узнали?

Отвечают на вопросы учителя.



- Согласный звук [й`] и буква И краткое; Деление слов с буквой «и краткое» для переноса и на слоги.

- Звук «йот».


- Уметь определять позицию звука [й`] в слове; делить слово со звуком [й`] на слоги и для переноса с буквой й.

- Согласный, мягкий.

- Буквой Й

- Как делить слово с «и краткое» для переноса, на слоги.

КУУД:

- принимать участие в диалоге, общей беседе.

Общая беседа

4. Рефлексия

Организует рефлексию.

Посмотрите на экран. Вы видите светофор, где написано, насколько вы освоили новый материал. Выберите и покажите мне кружок соответствующего цвета.

- Я очень рада, что у многих из вас не возникало трудностей.

Организует запись домашнего задания в дневники.

- А сейчас запишите в дневники

домашнее задание: упражнение 184 на странице 115, выполнить 1 и 2 столбик как делали в классе.

Оценивают свою деятельность на уроке при помощи светофора. Показывают кружочки.








Записывают в дневники домашнее задание.

РУУД:- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.

Самооценка





[й`]

(йот)



Й

(и краткое)













С амоанализ урока

1) Урок русского языка был проведен 10 декабря во 2 «В» классе по теме «Мягкий согласный звук [й`] и буква й. Деление слов со звуком [й`] на слоги и для переноса». Класс работает по программе «Школа России» В.П. Канакина.

2) Класс хорошей подготовки. В классе нет детей с особыми образовательными потребностями.

3) Данный урок не первый в разделе, связан с предыдущим уроком по общим учебным умениям обучающихся.

4) Цель урока: уметь определять позицию звука [й`] в слове; делить слово со звуком [й`] на слоги и для переноса с буквой й.

5) На уроке решались следующие задачи:

- освоение знаний о согласном звуке [й`] и его обозначении буквой й;

- овладение умениями делить слова со звуком [й`] на слоги и для переноса с букой й.

- развитие мышления и речи, умения анализировать, обобщать и делать выводы.

Первая задача решалась на этапе «Организация познавательной деятельности»: обучающиеся слушали стихотворение, в котором упоминалось про букву «й», отвечали на вопросы по стихотворению, в ходе которых узнали, что буква «й» обозначает звук «йот». Методы: подводящий диалог

Вторая задача решалась на этапах: 1) «Целеполагание»: дети рассмотрели слова на слайде, которые разделены вертикальными черточками и предположили, что эти слова так разделены для переноса. Методы: подводящий диалог. 2) «Первичное закрепление»: дети по цепочке у доски работали с упражнением 186, где было необходимо разделить слова для переноса. Методы: работа с учебником, общая беседа.

Третья задача решалась на этапе «Самостоятельная работа»: при выполнении самостоятельной работы в задании нужно было разделить два слова для переноса. Методы: объяснение, самостоятельная работа, самопроверка.

6) Урок нацелен на достижение предметных результатов:

- различать понятия «звук» и «буква».

- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

7) На уроке формировались УУД.

Личностные УУД:

- положительное отношение к языковой деятельности: решалась на этапе «Мотивация» обучающиеся совместно с учителем работают над смыслом пословицы. Методы: Подготовка к восприятию нового учебного материала, общая беседа.

- развитие навыков сотрудничества с учителем в процессе выполнения деятельности на уроке: формировалось на этапе «Актуализация знаний» при словарно-орфографической работе над новым словом. Методы: репродуктивный метод, общая беседа.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формировалось на этапе «Целеполагание»: обучающиеся ставят перед собой цель, которой должны достичь в конце урока. Методы: общая беседа, подводящий диалог. Также это УУД формировалось на этапе «Самостоятельная работа»: учитель ставит перед детьми цель, которой нужно достичь в процессе самостоятельной работы. Метод: самостоятельная работа.

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

Формировалось на этапе «Самостоятельная работа»: дети проверяют работу по эталону. Метод: самопроверка. Также это УУД формировалось на этапе «Рефлексия учебной деятельности»: учитель организует рефлексию, обучающиеся производят самооценивание с помощью кружков светофора. Метод: рефлексия.

Познавательные УУД:

- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов: формировалось на этапе «Открытие новых знаний», дети изучали «страничку для любознательных» и выделяли главную информацию. Методы: общая беседа

- осуществлять сравнение изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям: Формировалось на этапе «Первичное закрепление» при выполнении упражнений в тетради и у доски. Методы: работа с учебником, общая беседа

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме: формировалось на этапе «Актуализация знаний» при анализе словосочетаний: славный, новый, высокий урожай. Методы: демонстрация.

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения: формировалось на этапе «Мотивация», где дети высказывали мнения о смысле пословицы. Методы: общая беседа. На этапе «Актуализации знаний, где дети работали над новым словарным словом. Методы: общая беседа. На этапе «Открытие нового знания» дети обсуждали содержание «странички для любознательных». Методы: общая беседа. На этапе «Первичное закрепление» дети работали устно и письменно над упражнениями, на этапе «Повторение и включение в систему знаний» дети совместно с учителем подводят итог урока. Методы: общая беседа.

8) На уроке старалась включить детей в запланированную деятельность, для этого использовался метод словесного поощрения, а также смена видов деятельности.

9) Цель урока была достигнута, о чем свидетельствуют правильно выполненные задания по теме урока, на этапе «Рефлексия учебной деятельности» большая часть класса показала высокий результат. Урок показал достижение предметных результатов.









Карточка


Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где

спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.


Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».

Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова:

- Добрый день!

- Здравствуйте!

- Спасибо!

- Пожалу…ста!

Карточка


Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где

спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.


Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».

Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова:

- Добрый день!

- Здравствуйте!

- Спасибо!

- Пожалу…ста!

Карточка


Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где

спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.


Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».

Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова:

- Добрый день!

- Здравствуйте!

- Спасибо!

- Пожалу…ста!

Карточка


Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где

спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.


Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».

Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова:

- Добрый день!

- Здравствуйте!

- Спасибо!

- Пожалу…ста!

Карточка


Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где

спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.


Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».

Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова:

- Добрый день!

- Здравствуйте!

- Спасибо!

- Пожалу…ста!

Карточка


Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. Подчеркните буквы в словах, где

спрятался звук [й`]. Выделенные слова разделите для переноса вертикальными черточками.


Вечером мы смотрели интересну... передачу «Спокойной ночи, малыши».

Степашка учил нас говорить вежливы… и добры…слова:

- Добрый день!

- Здравствуйте!

- Спасибо!

- Пожалу…ста!















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Алёна Васильвна Михайлова

Дата: 01.04.2021

Номер свидетельства: 577306

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства