1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 7 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Тематический блок «Предлог» (12 часов) |
Тема урока | Правописание производных предлогов |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: стремиться правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать логическое мышление, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметные: совершенствовать навыки микроисследования и анализа, умения сравнивать, анализировать; участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. |
Предметные: находить предлоги (прежде всего производные) в предложении и тексте, отличать производные предлоги от омонимичных слов самостоятельных частей речи, правильно писать предлоги, группировать предлоги в зависимости от особенностей написания, употреблять производные предлоги в тексте. |
Ключевые слова: предлог, производный предлог, непроизводный предлог, слитно, раздельно, через дефис, правописание, омонимичные части речи |
Краткое описание Урок нацелен на отработку навыка распознавания предлогов в тексте, их правописания и умения разграничивать предлоги и омонимичные части речи. На уроке представлены разные формы работы с классом: фронтальный опрос, работа в парах, группах. Для проверки уже имеющихся знаний о предлоге учащимся предложен тест с взаимопроверкой, также на уроке есть возможность для развития творческих способностей детей: собрать рассыпанные слова в предложения (задание "Помоги наборщику"), составить собственный текст с включением предлогов. Завершается урок рефлексией и собственной оценкой ребенка за работу на занятии. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация |
2. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
- Здравствуйте, ребята! Мы начнем наш урок с необычной орфографической разминки. Учитель говорит толкование значения слова, учащиеся записывают слова в столбик (2 человека работают у доски). Все слова начинаются на П. Премьера – первое представление спектакля, фильма, цирковой программы; Преступник – человек, совершивший общественно опасное действие, нарушающее закон; Пригород – населенный пункт, примыкающий к большому городу; Прибой – набегающие на берег морские волны; Преподаватель – специалист, который обучает, сообщает, передает сведения по какому-либо учебному предмету; Привилегия – преимущественное право, льгота; Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни; Предлог – служебная часть речи. Дополнительное задание: в соседний столбик записать слова - 1 вариант – 2 слова с разными значениями приставки ПРЕ-; 2 вариант – с разными значениями приставки ПРИ-. Среди записанных слов нам встретилось слово, называющее ту часть речи, которую мы сейчас изучаем – ПРЕДЛОГ. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
- Давайте проверим себя и убедимся, что мы уже немало знаем о предлоге. Итак, вам предлагается справиться с тестом. (тест на слайде) Теперь обменяйтесь тетрадями, давайте оценим работу друг друга. Ключ к тесту на слайде. (Тест с ключами в презентации) 1. Какое слово употреблено с предлогом? А) (во) шёл Б) (во) двор 2. С какими частями речи употребляются предлоги? А) с глаголами, наречиями, деепричастиями; Б) с существительными, местоимениями, числительными 3. Какими членами предложения являются предлоги? А) обстоятельство; Б) дополнение; В) не являются членами предложения. 4. Укажите, какие предлоги являются производными: А) из-за, под, над, с, в, от; Б) в течение, в продолжение, согласно, вокруг. 5. Укажите, какое значение передается с помощью предлога: в лесу, на шкафу, за огородом, у сада. А) пространственное; Б) причинное. 6. Укажите сочетание существительного с предлогом с временным значением: А) приехать через месяц; Б) промокнуть из-за дождя; В) появиться из-за дома. 7 . Укажите, какой предлог является составным: А) после; В) благодаря; Б) несмотря на; г) из-за - Кто справился на «5», на «4», на «3» - ? |
Этап 1.3. Целеполагание |
Теперь пора сформулировать тему сегодняшнего урока. На доске записаны ключевые слова урока: Текст, предлог, производный, омонимы … - Продолжите список ключевых слов и сформулируйте цель урока. (Дети продолжают: непроизводный, правописание, слитно, раздельно, через дефис). - Сегодня мы узнаем, как пишутся предлоги – слитно, раздельно, через дефис. - Научимся отличать предлоги от слов других частей речи. - Научимся употреблять предлоги в речи. Запишите тему урока на 3 строчке в тетради - «Правописание производных предлогов» |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Определение понятия «предлог». Выполняя тестовое задание, вам пришлось вспомнить некоторые теоретические сведения об этой части речи. Расскажите о предлоге. Для этого вначале откройте учебник, просмотрите теоретический материал и составьте план своего ответа. (Высказывания детей: один предлагает план ответа, другой рассказывает по этому плану о предлоге) |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Итак, на прошлом уроке мы узнали правила написания производных предлогов, сегодня нам предстоит закрепить свои знания. Фронтальный опрос - Назовите предлоги, которые пишутся через дефис (из-за, из-под, по-над, по-за) - Назовите производные предлоги, в которых на конце пишется буква Е (в течение, в продолжение, вследствие, в заключение, наподобие) - Назовите предлоги, которые пишутся слитно (вследствие, насчет, ввиду, наподобие, вроде, несмотря на) - Как вы думаете, с какой главной трудностью мы столкнемся, чтобы выбрать правильное написание предлога? (отличать предлоги от омонимичных частей речи) |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
- Предлагаю вам задание на развитие умения отличать производный предлог от омонимичной части речи мы будем выполнять в парах. Разделите страницу на 2 части вертикальной чертой, подпишите колонки: «Предлог», «Другая часть речи» (слайд 6). Выходите по 2 человека (соседи по парте). Один заполняет левую колонку, другой – правую. При этом вы должны убедить нас в правильности своего примера, обозначить орфограммы. Я называю слово, вы составляете с ним словосочетание. В течение Насчет В продолжение Вследствие Несмотря на А теперь откройте учебники и из упражнения 339 выпишите предложение с предлогом, который нам не встретился.(в заключение – предложение 7). Куда мы запишем это предложение? А теперь найдите ему пару. Предложение 10. Запишите. Прокомментируйте орфограммы. Найдите предложение, в котором выделенное слово надо отличать от предлога ВСЛЕДСТВИЕ. Прочитайте предложение 6. Какой частью речи является выделенное слово впоследствии, что мы должны знать о его написании? (это наречие, пишется слитно) |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Хочу предложить вам другое задание. Называется оно «Помогите наборщику!» Он случайно рассыпал слова. Собирая рассыпанные слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы. (Задание на слайде) (1 предложение выполняем все вместе.) 1) Артур Конан Дойл, о, английский, рассказал, чем, вот, писатель. 2) Поколений, легенда, нескольких, о, (в)продолжени… , страшной, Баскервилей, в, собаке, роду, сохранялась. 3) Баскервилей, долгого, страшное, наводило, замка, (в)течени…, на, ужас, чудовище, времени, обитателей. 4) Ним, сэр, с, Генри Баскервиль, встречи, (в)следстви …, умер. 5) Не, неизвестно, Шерлок Холмс, чем, вмешался, бы (в)следстви…, все, бы, если, кончилось. 6) Облегчением, (в)последстви…, с, обитатели, вздохнули, замка. Ответ. (на слайде) Дети проверяют написанный текст, читая получившиеся предложения. Вот о чем рассказал английский писатель Артур Конан Дойл. Легенда о страшной собаке сохранялась в роду Баскервилей в продолжение нескольких поколений. В течение долгого времени страшное чудовище наводило ужас на обитателей замка Баскервилей. Вследствие встречи с ним умер сэр Генри Баскервиль. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в следствие не вмешался Шерлок Холмс. Впоследствии обитатели замка вздохнули с облегчением. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Задание по типу задания 14 ЕГЭ (слитное, раздельное, дефисное написание слов разных частей речи, в т.ч. предлогов): (НЕ)СМОТРЯ на малое количество подтверждений, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет общая теория относительности получила широкое признание. (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
– Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи? (В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках). Создание собственного текста (Работа в группах) – Только ли в официально - деловом стиле могут использоваться производные предлоги? В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Зима в Колпино» Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д. Вариант созданного текста Из сводки погоды В Колпино в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог. И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
На доске (на слайде) записаны слова: Вследствие, в заключение, в течение, вроде, в продолжение, насчёт, несмотря на, в связи, в виде, ввиду, наподобие, из-за, навстречу, впоследствии, иметь в виду. Какие из записанных слов будут лишними? Почему? (Впоследствии, иметь в виду – не являются предлогами.) Назовите лишнее слово среди предлогов. Свой выбор объясните. (Предлог из-за – непроизводный.) |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
- Все ли сегодня было понятно на уроке? Какие остались вопросы? - Что нового вы сегодня узнали? Со всеми ли заданиями справились? - Какая цель была поставлена? Достигли ли мы поставленной цели? Слова-«помощники»: Повторили Изучили Узнали Проверили Я научился Мне пригодится |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Оцените свою работу на уроке в виде смайлика: У меня все получилось! Никаких вопросов не возникло. У меня не все получилось. Есть некоторые вопросы. Я часто затруднялся. У меня еще много вопросов, которые предстоит решить. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Домашнее задание (по выбору): 1) составить тест из 5 заданий по теме урока «Правописание предлогов» 2) Написать эссе (10-15 предложений) о предлоге |