1. Цель урока: познакомить учащихся с военными, трудными, тяжелыми, роковыми годами.
Рассказать о великих людях, которые отстояли свободу своего народа не щадя своей жизни.
2. Воспитательная цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников расширять представление о героизме Советского народа в годы Великой Отечественной войны, стойкости народа, преодолевшего все невзгоды войны; воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения.
Просмотр содержимого документа
«Священна память о павших.»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Малокомплектная средняя школа имени Ш. Уалиханова
Тема урока:
Священна память о павших
Учитель: Кольбаева Г.К.
Келтемашат
Тема урока: Священна память о павших.
1. Цель урока: познакомить учащихся с военными, трудными, тяжелыми, роковыми годами.
Рассказать о великих людях, которые отстояли свободу своего народа не щадя своей жизни.
2. Воспитательная цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников расширять представление о героизме Советского народа в годы Великой Отечественной войны, стойкости народа, преодолевшего все невзгоды войны; воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения.
По разному помнят ее люди. И те, кто прошел ее дорогами с оружием в руках, и те, чьи отцы и деды не вернулись в сорок пятом. Эта память не тускнет с годами. И грозное, жестокое слово «война» заставляет вспомнить не только эти тежелые, страшные годы голода, беспредельнойусталости, нечеловеческого напряжения...
Мы вспоминаем о подвиге – всенародном, о подвигах солдат на фронтах и партизан в глубоком, тылу. Не перестаем восхищаться этими днями и ночями великого мужества и великой надежды, никогда не забываем имен тех, кто свою еще совсем короткую, только начинавшуюся жизнь отдал делу освобождения своего народа и всего человечества от фашизма.
Священна память о павших.
Бессмертен подвиг Солдатов и тыловиков.
Семьдесят лет тому назад закончилась война. Но память о ней жива ее хранят внуки и правнуки тех, кто выиграл эту великую битву с фашизмом.
Герои войны и стали темой урока.
«Священна память о павших.»
ІІ. Негромко звучит музыка.
1-чтец: Ты наш современник. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние громы, но никогда не слыхал орудийного грохота. Ты видишь, как строят дома, но не подозреваешь как легко разрушаются дома под бомб и снарядов. Ты знаешь, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.
– Музыка: «Священная война».
2-чтец: Ах война, что ты подлая сделала,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили,
И ушли за солдатом солдат
До свидания мальчики, мальчики
Постарайтесь вернуться назад.
3-чтец: Разбитая крепость над Бугом стоит
В ней камни, омытые кровью
Мы верим: не веки народ сохранит
Бессмертную славу героев
Расскажут лишь камни о горячих днях,
Как насмерть герои стояли,
Здесь русский, арармянин, бурят и казах
За Родину жизнь отдавали.
4-чтец: Осенью 1941 года. Враг у стен столицы. Вся страна, весь народ встает на его защиту, создаются обороны сооружения, рвы. Родилось и окрепло народное ополчение – 16 дивизий было сформировано в эти грозные дни.
5-чтец: 316-ая стрелковая дивизия формировалась в Казахстане. В составе ее были русские, много казахов, украинцы, киргизы. Вскоре она оказалась под Москвой за защите подступов к столице. Командиром дивизии был Иван Васильевич Панфилов.
6-чтец: Пять фашистских дивизий противостояли бойцам Панфилова в Подмосковье. Тридцать тысяч вражеских солдат и офицеров и свыше ста пятидесяти танков еще при жизни генерала уничтожила его дивизия в боях за столицу 316-ая стрелковая была одним из тех воинских соединений, которые круто оборвали расчеты врага на падение Москвы. Когда на командный пункт генерала принесли газеты с Указом Президиума Верховного Совета о награждении орденом Красного знамени и преобразовании ее в 8-ю гвардейскую, слезы радости выступили на глазах Панфилова. Он ветер слезы и сказала: «Не стыжусь. Большое дело. Это партия всем нам руку пожала-живым и мертвым. Пойдите, да так скажите людям».
7-чтец: Год 1941
Кто его забудет?
Крута зима, люта война
Усталые валились люди.
Но от Москвы – ни шагу, как стена
Сухари да фляга, да в похлебке льдинки
Да локоть друга. Да приказ: «Держись!»
Пусть жизнь и смерть столкнулись в поединке.
Шла смерть на жизнь,
И насмерть стала жизнь.
С единым кличем: «За Москву! Вперед»
За Родину! Погибель Вражьей своре.
И враг отведал наш кулак стальной
И от Москвы отброшен был с позором.
Сцена: Б. Момыш-улы с докладом о действиях батальона.
Здравия желаю, товарищ подполковник!
А-а Момыш-улы рад тебя видеть. Как твой батальон?
Этим, товарищ подполковник, вам следовало поинтересоваться, когда вы снялись с позиций, не сообщив об этом мне.
Во-первых, возьмите-ка товарищ старщий лейтенант, полтона ниже... Во-вторых, потрудитесь меня не поучать. Кстати, почему вы здес?
Иду к генералу?
К генералу? Ишь... Командир батальона идет непосредственно генералу! Панфилов входит
Да, товарищ Хрымов, товарищ Момыш-улы идет ко мне. Он командир моего резерва. Вам, товарищ Хрымов, об этом следовало бы помнить. Если бы вы хорошо воевали, мне не пришлось бы посылать вам на помощь мой резерв.
Товарищ генерал! Разрешите обратиться. При отходе подполковник меня бросил, товарищ генерал. Снялся и ушел, не сообщив мне.
Товарищ генерал, как вы позволяете ему?
Я с вами поговорю наедине. Товарищ Хрымов. Думаю, что и вы это предпочтете «Не так ли?»
Можете идти.
Товарищ Момыш-улы, пойдемте. (пожимает руку)
8-чтец: Б. Момыш-улы – имя легендарное. 24-декабря 2010 года ему исполнилось бы – 100 лет. Известный писатель, прославленный воин Великой войны, истинно народный батыр.
Особое место в биографии Момыш-улы занимает битва под Москвой. Он воевал в составе 316-й стрелковой дивизии, сформированной в Казахстане и Киргизии летом 41-го под командованием генерала И.В.Панфилова. Тогда впервые заговорили о геройские бои в Волоколамском направлении 7 ноября генерал Панфилов представил старшего лейтенанта Момыш-улы к ордену Ленина (высшей награде страны того времени) Но судьба наградного листа до сих пор неизвестна.
9-чтец: Сколько братьев и сынов
Не пришло под отчий кров,
Не вернулось из окопов,
С окровавленных фронтов...
Сколько, сколько черный вихрь
Взял джигитов боевых
Сколько жизней молодых
Все поглощено землей...
Над прошедшею войной
Скорбь склоняется вдовицей
Мудрость памяти людской
10-чтец: И снова тишина, но помните люди. 20 миллионов своих сынов и дочорей потеряла наша Родина. 20 миллионов никогда не встретят восход солнца, никогда не споют любимую песню, никогда не приведут сына или дочь в первый класс.
11-чтец: Стих «Помните!»
Люди! Покуда сердца стучат, помните!
Какой ценой завоевано счастье
Пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, помните!
О тех, кто уже никогда не споет, помните.
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
К мерцающим звездам ведя корабли.
Встречая трепетную весну. Люди земли;
Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
Мечту пронесите через года, и жизьню наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда
Заклинаю – помните!
12-чтец: Прошу почтить память погибшим минутой молчания.