kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Судьбой богатый, вольный духом…» (родной край в изображении башкирского художника Б.Ф.Домашникова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок русского языка и ИЗО посвящен творчеству башкирского художника Б.Ф.Домашникова. На уроке были использованы репродукции картин художника, стихи о Родине, музыкальное сопровождение. Учащиеся подготовили собственную выставку рисунков, рассказали, что на них изображено. В конце урока учащиеся написали небольшое сочинение по картине художника "Весна идет".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Судьбой богатый, вольный духом…» (родной край в изображении башкирского художника Б.Ф.Домашникова) »

Интегрированный урок

русского языка и ИЗО в 8 классе

Тема:

«Судьбой богатый, вольный духом…» (родной край в изображении башкирского художника Б.Ф.Домашникова, на рисунках учащихся)


Цели: 1) Познакомить учащихся с творчеством Б.Ф.Домашникова. Расширить понятие о средствах выразительности в произведениях живописи и графики (характер линии, ее направленность, явление воздушной перспективы). Продолжать работу по формированию умения учащихся описывать картины.

2) Развивать последовательную, связную монологическую речь учащихся, устную и письменную; учить понимать и ценить красоту.

3) Воспитывать любовь к родине, интерес к ее истории, традициям.

Оборудование: портрет Б.Ф.Домашникова, репродукции картин художника, рисунки учащихся, магнитофонная запись курая

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы, целей урока.

Тема сегодняшнего урока очень интересная. Чтобы ее лучше раскрыть, соединим в одном уроке два - ИЗО и русский язык. Мы будем говорить о земле, на которой живем, познакомимся с творчеством Б.Ф.Домашникова.

Эпиграфом к уроку я хотела бы взять стихи А.Бельтюкова «Родился я в Башкортостане…» (чтение учащимся стихотворения).

  1. Вступительное слово учителя.

(Музыкальное сопровождение – курай). Тебе, мой друг, поведать я хочу о доме, о родном Башкортостане. Республик много, но моя … Она нежна, как капелька росы на лепестке. Могуча, зелена, просторна. По горным склонам, словно шелк, струятся воды рек зеркальных.

А в рощах, где- то в глубине, соловушка поет. И льется, льется голос звонкий, и эта песня окрыляет душу. То здесь, то там, с бутона на бутон перелетают пчелы дружно. Открыты взору вольные просторы, где табуны коней ретивых щиплют травы. И, словно стая журавлей, разбросаны нефтекачалки. Тихий шелест величавых сосен. Мягкий шепот рек хрустальных. Природа жизни, радости полна. И с древних лет и по сей час льется чистая музыка Башкортостана.

  1. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков учащихся. Рассказ учащихся о своих работах.

Темы: «Горы Башкортостана», «Пчеловодство», «Леса, животные», « Ткачество», «Березы» и. т.д. Песня «Березы» в исполнении ученицы.


  1. Работа по теме урока.

1) Слово учителя.

Вы очень хорошо рассказали о том, какие мысли и чувства хотели передать, когда рисовали свои рисунки. А что же питает творчество профессиональных художников? Когда об этом спросили башкирского художника Б.Ф.Домашникова, он ответил одним словом- «Родина».

2) Сообщения учащихся. Малый вернисаж.

а) Начиналась Родина художника с маленькой деревушки Кривогузово в Ивановской области, где он родился в 1924 г. в крестьянской семье. В 30-е годы семья переезжает в Уфу. Когда началась война, Б.Домашников стал работать в художественной мастерской, писал плакаты, лозунги и мечтал… мечтал стать художником. В 1945 г. – студент Уфимского театрально-художественного училища. Окончив училище, работает в школе. В любую свободную минуту идет он с этюдником на природу, пишет натурные этюды. Изображает то, что ближе и дороже - родная природа, река Белая.

б) Домашников заявил о себе, как о настоящем художнике пейзажем «Зимка». Еще больший успех имели работы «Калужница цветет», «Под Уфой. Весна». Картина «Зима на окраине» хранится в Третьяковской галерее. Особое место отводится березам. Они у художника разные - и тоненькие, еще не окрепшие , и длинноногие, тянущиеся ввысь, белоствольные красавицы с косами до земли («Сказ об Урале», «Май. Березняк »). Цикл «Южный Урал»- изображает. природу, старые городки, современные индустриальные города. Портрет горного Башкортостана - «Кара - Идель».

в) Сильное воздействие оказывают картины последних лет - «Уфимская соборная мечеть», «Май в Уфе» «Уфимский романс с минаретом». Борис Федорович удостоен высоких наград, он народный художник СССР, России, Башкортостана, член Российской Академии художеств. Его картины - во многих музеях. Рисует мелкими, легкими мазками. Особая манера письма, различает самые тонкие оттенки цветов.

Композиция продумана, все предметы связаны, ничего лишнего. Фигуры людей не выписывает детально, а намечает несколькими штрихами, автора утверждает гармонию природы и человека. Природа наполнена чувством, живет, дышит, грустит.

6. Выступление учителя ИЗО.

Проведенные на листе линии могут иметь разное направление. Особое средство выразительности - направленность линии

Горизонтальные - ощущение широкого пространства, раздолья.

Вертикальные линии – придают праздничность, торжественность. Ритм стволов, несущих листву к небу - возвышенные чувства.

Диагональные - когда хотят передать движение: слева направо - быстрое, справа налево - медленное. Цвета предмета изменяются в зависимости от их удаленности. Цвета гор светлеют, приближаясь к цвету неба. Это явление – воздушная перспектива.


  1. Работа по картине «Калужница цветет».

  1. Беседа.

- Какое время года изображено на картине?

    • Что изобразил художник на переднем плане, на заднем плане?

    • Какое настроение создает картина?

    • Какой словесный ряд можно составить?

  1. Составление словесного ряда. Работа в тетрадях. Весна, жизнь, пробуждение, дыхание природы, солнце, дождь, вода, земля, зелень, березки, ивы, первые листочки, первые цветы, ковер…

  2. Словарная работа.

Весна - прекрасная, юная, свежая, веселая…

Берег – пологий, узкий, песчаный…

Деревья – величественные, светлые, молодые…

Зелень – яркая, нежная, слабая, настойчивая.

Цветы – скромные, золотистые, незаметные.

  1. Составление предложений.

Земля, обласканная солнцем, омытая дождями, талой водой, пробуждается от зимней спячки. И все пробуждается: появляется зелень, тянутся тоненькие березки, ивы. Первой цветет калужница, расстилает ковер у воды.

  1. Устные сочинения учащихся.

  1. Заключительный этап урока.


1). Закрепление материала.

    • Какие картины художника Домашникова вам особенно понравились?

    • О каких средствах художественной выразительности узнали?

2) Комментирование оценок.

  1. Домашнее задание: сочинение «Весна идет».
















Внеклассное мероприятие по русской литературе для учащихся 9 –11 классов.



Литературный вечер


«Бал с Евгением Онегиным».


При подготовке к мероприятию учащиеся готовят костюмы, бальные платья, цилиндры, плащи, сюртуки. Не забыть про детали декораций: подсвечник, свеча, чернильница, перо, пистолеты для дуэлянтов. Разучить вальс, польку, мазурку (основные движения). Подобрать соответствующую музыку.


Ход мероприятия.


Вечер открывают ведущие.


  1. Добрый вечер, друзья! Мы приветствуем любителей русской поэзии, тех, кто стремится постичь тайны пушкинского слова.

2)Мы приглашаем Вас на бал. Он будет необыкновенный. Наш вечер посвящен бессмертному произведению А.С.Пушкина – роману в стихах «Евгений Онегин»


1)Виссарион Григорьевич Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни», настолько полно воссоздается в нем картина жизни России начала 19 века.


2)Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

-Сколько лет Пушкин работал над этим произведением? (Ответ учащихся)

-Правильно. Пушкин работал над своим романом больше 8 лет- с весны 1823до осени 1831года.


1)А хорошо ли знаете вы героев этого романа?

Сейчас начнут съезжаться гости. Они сами расскажут о себе. Вам нужно будет назвать их имена.

-Итак, наши гости.


1)Ольга Ларина


Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные…


2)Владимир Ленский


Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.


3)Татьяна Ларина


Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.


4)Евгений Онегин


Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали фронт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере.

5)Мать Татьяны и Ольги Лариных.

Она была одета

Всегда по моде и к лицу…

Бывало, писывала кровью

Она в альбомы нежных дев,

Звала Полиною Прасковью

И говорила нараспев,

Корсет носила очень узкий,

И русский Н как N французский

Произносить умела в нос.


6)Дмитрий Ларин (отец)

Он был простой и добрый барин

Любил (жену) сердечно,

В ее затеи не входил,

Во всем ей веровал беспечно,

А сам в халате ел и пил;

Покойно жизнь его катилась.

Гости и другие участники занимают места в зале.


Ведущий 1.


Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.


Под музыку вальса пары кружатся по залу.

Танец заканчивается. Участники

рассаживаются по местам.


Ведущий 2


Наши гости пришли не только танцевать.

Они хотят знать, насколько хорошо вы знакомы с содержанием романа «Евгений Онегин» Сможете ли вы продолжить следующие

Строки из романа?

1 г.

Мой дядя самых честных правил…

2 г.

Чем меньше женщину мы любим…

3 г.

Я к вам пишу - чего же боле?

4 г.

Уж небо осенью дышало…

5 г.

Но я другому отдана…

6 г.

Москва … как много в этом звуке…

7 г.

Ее портрет! Он очень мил…

8 г.

Они сошлись. Волна и камень.

9 г.

Мы все учились понемногу.


Ведущий 1.


Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслись, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам,

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Все те же; их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян.

Учащиеся танцуют мазурку.


Ведущий 2.


Сюжет «Евгения Онегина» очень прост и хорошо известен. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу.

И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни.


Ведущий 1.


Этот простой сюжет излагается у Пушкина по очень строгой схеме.

Любовное письмо Татьяны и жесткая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны.


Инсценировка «Письмо Татьяны к Онегину».


Ведущий 2.


Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина. Между этими главными сюжетными эпизодами - ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны.

Инсценировка «Дуэль Ленского и Онегина».


Ведущий 1.

На простую сюжетную схему нанизано в «Евгении Онегине» множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.

Инсценировка «Няня и Татьяна» («Не спится, няня: здесь так душно!»).

Ведущий 2.

Особое место в «Евгении Онегине» занимают описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует зимние, осенние пейзажи. Все у него просто и в то же время прекрасно.

Выразительное чтение учащимися младших классов описаний природы из романа.

Ведущий 1.

А вот как описывает поэт сон Татьяны, в котором в фантастической, сказочной форме отразилось предчувствие грядущих бед.

Выразительное чтение учащимися среднего звена «Сон Татьяны» .

Ведущий 2.

В первой и последней главах романа мы читаем чудесные, хотя и очень сжатие описания Петербурга, в 7 главе читатель вместе с Татьяной подъезжает к Москве, проезжает мимо. Петровского замка, богатого воспоминаниями о войне 1812 года, мчится по Тверской.

Выразительное чтение учащихся среднего звена. «Москва».

Ведущий 1.

Какова же главная мысль «Евгения Онегина?». Автор нигде не высказывает своей основной идеи, но действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательного читателя мысль, идея автора сама как бы вытекает из содержания произведения. Каждый выбирает для себя то, что близко его сердцу, что заставляет задуматься, смотреть на некоторые вещи по - другому.


Ведущий 2.

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой.

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных ошибок

Хотя крупицу мог найти.

За сим расстанемся, прости!









Разработки урока и

внеклассного мероприятия

по русскому языку и литературе

учительницы Подлубовской СОШ

Нуховой Кадрии Тафкильевны.









2007 год.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нухова Кадрия Тафкильевна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234046


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства