Слово КС в третьем предложении обозначает временное состояние. (Рано) Молодцы, ребята. Вы успешно справились с упражнением. Скажите, пожалуйста, а где нам могут пригодиться все эти знания: умение находить слова КС, морфологические признаки этих слов, синтаксическая роль в предложении. Обобщение изученного материала. Ученик: Обычно всё это нам пригождается, когда мы делаем морфологический разбор. Учитель: Верно. И как же звучит тема нашего урока? Ученик: Тема нашего урока Морфологический разбор категории состояния. Учитель: Откройте тетради, запишите число. Сегодня двадцать седьмое февраля. И тема нашего урока: Морфологический разбор категории состояния. Повторение. Учитель: Откроем наши учебники на странице 131. Нам дана схема морфологического разбора КС. Давайте попробуем разобраться. Что мы должны указать в первом пункте нашего разбора? Ученик: В первом пункте мы записываем само слово, указываем его часть речи, записываем то, что оно обозначает. Учитель: Спасибо. Во втором пункте? Ученик: Во втором пункте плана мы указываем морфологический признак. Это НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ. Учитель: Хорошо. Пока остановимся. Посмотрите, пожалуйста, на доске написаны слова: тихо, красиво, плохо, опасно. Можно ли от этих слов КС образовать сравнительную степень? (Одного ученика вызвать к доске) Учитель: Какой вывод можно сделать? Ученик: Получается, что слова КС могут изменяться. Учитель: Во втором пункте плана мы указываем морфологический признак. Это НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ для слов КС, не имеющих степень сравнения. Значит, нам могут попасться такие слова КС, которые будут иметь степень сравнения. И тогда мы уже не пишем НЕИЗМЕНЯЕМОЕ, а указываем, что перед нами сравнительная степень. Что нужно делать в третьем пункте плана? Ученик: И, наконец, в третьем пункте плана мы выписываем КС с определяемым, то есть главным словом, и указываем его синтаксическую роль (подчеркиваем). Учитель: Совершенно верно. Сейчас мы это закрепим на практике. Страница 132, упражнение 321. Нам нужно указать общее значение слов КС, их синтаксическую роль и разобрать несколько слов. (После выполнения и проверки упражнения следует работа по карточкам в парах) Учитель: А пока ребята работают в парах, мы с вами переходим к следующему упражнению. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните грамматическую основу предложений, в которых главный член выражен категорией состояния. 1)Вдруг стемнело и он потерял дорогу. 2) Солнце приблизилось к горизонту и стало прохладно. 3) Вечерело и с наступлением сумерек улицы города опустели. 4) Порой бывает страшно в лесу. Какой вывод можно сделать, исходя из выполненного предложения? Ученик: Слова КС выполняют роль сказуемого в предложении. Учитель: Верно. А теперь мы с вами проверим наши карточки. Сделайте, пожалуйста, вывод. Ученик: Мы ещё раз убедились, что слова КС имеют свои отличительные признаки (перечислить), играют роль сказуемого в предложении. Учитель: Спасибо. Всё правильно. Впереди нас ждёт работа с текстом. Работа с текстом. Тихо. Между деревьями синим ст..лбом подымается пр..мой дым. Тепло, светло и так пр..красно спокойно, как (не) бывает весной. А воробьи живущие под окном под наличниками ведут себя оживленно (по)весеннему и у одного в носу был даже пух для гнезда. Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на з..мле нашло свое место, и н..кто н…кому (не)мешает: вот истинный образ мира во всем мире. (М. Пришвин) 1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста? 2. Определите тему и основную мысль текста. 3. Озаглавьте текст. 4. Каков стиль текста? Определите тип текста. 5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте. 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Объясните орфограммы. Работа с текстом. Тихо. Между деревьями синим столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так прекрасно, спокойно, как не бывает весной. А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда. Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и никто никому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире. (М. Пришвин) Стили текста в русском языке делятся на: - Публицистический; - Художественный; - Научный; - Официально-деловой; - Разговорный. Тексты делятся на три смысловых типа: 1) повествование; 2) рассуждение; 3) описание. Михаи́л Миха́йлович При́швин (23 января (4 февраля) 1873 — 16 января 1954) — русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей разного возраста. Дедушкин валенок, Лада, Выскочка, Сметливый беляк, Кладовая солнца, Золотой луг, Этажи леса, Говорящий грач. Учитель: Сделаем вывод: слова категории состояния часто употребляются в художественной речи для передачи эмоционального, интеллектуального, физического состояния человека, состояния природы (описание пейзажей). Домашнее задание. Учитель: А сейчас мы откроем дневники и запишем домашнее задание. Напишите мини-сочинение на тему «Мой день рождения», используя СКС. Учитель: Перед вами лежит небольшое стихотворение. Давайте его прочитаем. Сказала Таня холодно: «Мне что-то очень холодно. Тобой я не довольна». Серёжке стало больно: Он встал сегодня рано, Умылся и позавтракал, Цветы с гряды сорвал, Хотел вскочить в автобус он, Но двери вдруг захлопнулись… Вот так-то на свидание Серёжка опоздал! Красиво в парке утреннем, Тепло, уютно, тихо так… А на душе тяжёлый груз Обиду бережёт. И совестно, и горестно, И объясниться хочется, Чтоб стало снова весело, Спокойно, хорошо. Учитель: Вы видите слова, выделенные курсивом. Это? Ученик: Слова КС, только самое первое слово «холодно» и «рано» мы отнесём к наречиям. Учитель: Молодцы, вас уже не запутаешь. Опираясь на это стихотворение, можно сделать вывод, что по своему значению слова КС можно разделить на несколько групп. Приведите примеры. Ученик: В этом стихотворении используются такие семантические группы слов КС: это физическое состояние человека (холодно, больно), эмоциональное состояние человека (совестно, горестно, весело, спокойно, хорошо), состояние окружающей среды (красиво, тепло, уютно, тихо). Учитель: В каких предложениях употребляются слова Кс? Ученик: Слова КС употребляются в безличных предложениях, ни от кого не зависят. Учитель: Как их не спутать с наречиями и краткими прилагательными? Ученик: Краткое прилагательное всегда можно поставить в полную форму. Наречия зависят от глагола, в то время как у слов КС нет определяемого слова. Учитель: Какие пункты нужно соблюдать, выполняя морфологический разбор слов КС? Ученик: Найти слова КС в тексте. Определить в какой степени стоит это слово. Определить синтаксическую функцию. Учитель: Подтвердим на примере. Предложение: К утру становится холодно. Ученик: Холодно (выполняет морфологический разбор). А теперь самое решающее испытание: мини-тест на ваши знания (индивидуально), называется «На пятерку» 1. Слова категории состояния обозначают: а) предмет б) признак предмета в) состояние природы г) действие предмета | 2. Слова категории состояния: а) изменяются по числам б) не изменяются в) изменяются по падежам г) спрягаются | 3. Слова категории состояния в предложении являются: а) сказуемым. б) подлежащим. в) обстоятельством. г) определением. | 4. В каком предложении есть слово категории состояния: а) Бесшумно повернулся ключ в замке. б) Туманное утро бесшумно. в) В море за кормой бесшумно. | 5. Определите значение слова категории состояния в предложении: В лесу морозно и снежно а) оценка действия б) состояние человека в) временное состояние г) состояние природы | | Самопроверка, ключ – 1в 2б 3а 4в 5г, результат. Учитель: Молодцы. Вы успешно справились с заданиями. Надеюсь, что этот материал вам запомнится. И вы будете правильно находить, употреблять и выделять слова категории состояния. Выставление и комментирование оценок. Учитель: Сегодня за урок получили оценки … |