kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Студентка БФ БашГУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Морфологический разбор категории состояния. Повторение.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Класс: 7.

Цели урока:

Обучающие: систематизировать знания о категории состояниия, проверить знания прошлого урока, определить роль слов КС в тексте, научить видеть в тексте, бучить выполнению морфологического разбора КС;

Развивающие: сформировать навыки различения слов КС; продолжить работу по развитию связной речи;

Воспитательные:  поддержать интерес к изучению русского языка.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Закрепление изученного материала
  4. Обобщение изученного материала
  5. Домашнее задание
  6. Выставление и комментирование оценок

Литература:

  1. Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.
  2. Программа по русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«студентка БФ БашГУ »

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Дата проведения: 26. 02. 2014.

Тема: Морфологический разбор категории состояния. Повторение.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Класс: 7.

Цели урока:

Обучающие: систематизировать знания о категории состояниия, проверить знания прошлого урока, определить роль слов КС в тексте, научить видеть в тексте, бучить выполнению морфологического разбора КС;

Развивающие: сформировать навыки различения слов КС; продолжить работу по развитию связной речи;

Воспитательные:  поддержать интерес к изучению русского языка.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Закрепление изученного материала

  4. Обобщение изученного материала

  5. Домашнее задание

  6. Выставление и комментирование оценок

Литература:

  1. Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.

  2. Программа по русскому языку.







Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок, ребята. Успокаиваемся. Обратите внимание на парты. Все ли нужные предметы у вас приготовлены: дневник, учебник, книга, тетрадь, пишущие принадлежности? Я рада вас видеть на уроке русского языка. Здравствуйте, пожалуйста, присаживайтесь.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, мне часто приходится проверять домашние работы учащихся. И недавно на глаза мне попалось выполненное домашнее задание одного мальчика Пети Ошибкина. И сейчас я вам предлагаю побыть на месте учителя и проверить его домашнее упражнение.

Были даны 3 предложения. В каждом из них выделено употребляется слово ГРУСТНО, как вы можете заметить, оно выделено. Пете требовалось указать, к какой части речи принадлежат выделенные слова, а так же подчеркнуть их. Но будучи невнимательным, он не доделал задание. Давайте же проверим, справился ли Петя, нет ли ошибок в предложениях.

  1. В этот тихий вечер море  грустно. (И. Бунин) – краткое прилагательное.

  2. В печке грустно насвистывал свою песню сверчок. (А. Чехов) – наречие.

  3. Мне грустно и легко… (А.С. Пушкин) – категория состояния.

Начинаем с первого предложения. В этот тихий вечер море  грустно. (И. Бунин) – наречие. Правильно ли ответил Петя?

Ученик: Нет, Петя допустил ошибку. В данном предложении слово грустно не наречие, а краткое прилагательное.

Учитель: Как это можно доказать?

Ученик: Обычно краткую форму прилагательного можно заменить полной формой. В этот тихий вечер море грустное.

Учитель: Как мы подчеркнём это слово?

Ученик: Соответственно в предложении это слово играет роль определения, подчёркиваем волнистой линией.

Учитель: Совершенно верно. Спасибо.

Переходим ко второму предложению.

В печке грустно насвистывал свою песню сверчок. (А. Чехов) – краткое прилагательное.

Учитель: Смог ли петя справиться с этим предложением?

Ученик: Нет, не смог. Петя допустил ошибку. В данном предложении слово грустно является наречием. Оно относится к глаголу НАСВИСТЫВАЛ. Насвистывал как? – грустно. Обозначает образ действия предмета. В предложении выступает в роди обстоятельства, подчёркивается пунктиром с точкой.

Учитель: Спасибо за развёрнутый ответ. Вы совершенно правы.

У нас осталось последнее предложение. Мне грустно и легко… (А.С. Пушкин) – наречие.

Ученик: Я готов поспорить с Петей. Это совсем не наречие, а новая уже изученная нами часть речи – Категория Состояния.

Учитель: Правильно. А как вы узнали, что это категория состояния?

Ученик: Во-первых, это предложение безличное; во-вторых, слова грустно нет определяемого слова, то есть слова, от которого оно зависит; в-третьих, в предложении выполняет роль сказуемого, подчёркиваем двумя горизонтальными чертами; в-четвёртых, обозначает эмоциональное состояние человека.

Учитель: Молодец. Правильно. Вы назвали все признаки слов КС. Давайте ещё раз их повторим. (Употреб-ся в безлич.предлож., нет определяемого слова, относится к 1 из 4 семантич. Групп, в предлож. Явл-ся сказуемым)

И какую же оценку мы поставим Пете?

Ученики: Неудовлетворительную

Учитель: Может, попросим Петю выполнить ещё одно задание, возможно, на этот раз он справится. Ребята, спасибо вам большое за помощь.

  1. Закрепление изученного материала.

Вы говорили о том, что слова КС по семантике можно разделить на несколько групп. Какие это группы?

Ученик: Состояние человека или животного (скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно). Состояние природы или среды (дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно). Временное или пространственное состояние (рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко). Оценка, отношение к действию (можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень).

Учитель: Сейчас вам нужно распределить предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека.

1.Мне холодно. 2. Стало ясно на душе. 3. Радоваться было рано. 4. Вам это интересно? 5. Неожиданно быстро сделалось темно. 6. Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 7. Тихо вокруг.

1.Состояние природы (5, 6, 7)

2.Соятояние человека (1, 2, 4)

Слово КС в третьем предложении обозначает временное состояние. (Рано)

Молодцы, ребята. Вы успешно справились с упражнением.

Скажите, пожалуйста, а где нам могут пригодиться все эти знания: умение находить слова КС, морфологические признаки этих слов, синтаксическая роль в предложении.

  1. Обобщение изученного материала.

Ученик: Обычно всё это нам пригождается, когда мы делаем морфологический разбор.

Учитель: Верно. И как же звучит тема нашего урока?

Ученик: Тема нашего урока Морфологический разбор категории состояния.

Учитель: Откройте тетради, запишите число. Сегодня двадцать седьмое февраля. И тема нашего урока: Морфологический разбор категории состояния. Повторение.

Учитель: Откроем наши учебники на странице 131.

Нам дана схема морфологического разбора КС.

Давайте попробуем разобраться. Что мы должны указать в первом пункте нашего разбора?

Ученик: В первом пункте мы записываем само слово, указываем его часть речи, записываем то, что оно обозначает.

Учитель: Спасибо. Во втором пункте?

Ученик: Во втором пункте плана мы указываем морфологический признак. Это НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ.

Учитель: Хорошо. Пока остановимся.

Посмотрите, пожалуйста, на доске написаны слова: тихо, красиво, плохо, опасно. Можно ли от этих слов КС образовать сравнительную степень?

(Одного ученика вызвать к доске)

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученик: Получается, что слова КС могут изменяться.

Учитель: Во втором пункте плана мы указываем морфологический признак. Это НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ для слов КС, не имеющих степень сравнения. Значит, нам могут попасться такие слова КС, которые будут иметь степень сравнения. И тогда мы уже не пишем НЕИЗМЕНЯЕМОЕ, а указываем, что перед нами сравнительная степень.

Что нужно делать в третьем пункте плана?

Ученик: И, наконец, в третьем пункте плана мы выписываем КС с определяемым, то есть главным словом, и указываем его синтаксическую роль (подчеркиваем).

Учитель: Совершенно верно. Сейчас мы это закрепим на практике. Страница 132, упражнение 321.

Нам нужно указать общее значение слов КС, их синтаксическую роль и разобрать несколько слов.

(После выполнения и проверки упражнения следует работа по карточкам в парах)

Учитель: А пока ребята работают в парах, мы с вами переходим к следующему упражнению.

Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните грамматическую основу предложений, в которых главный член выражен категорией состояния.

1)Вдруг стемнело и он потерял дорогу.

2) Солнце приблизилось к горизонту и стало прохладно.

3) Вечерело и с наступлением сумерек улицы города опустели.

4) Порой бывает страшно в лесу.

Какой вывод можно сделать, исходя из выполненного предложения?

Ученик: Слова КС выполняют роль сказуемого в предложении.

Учитель: Верно. А теперь мы с вами проверим наши карточки.

Сделайте, пожалуйста, вывод.

Ученик: Мы ещё раз убедились, что слова КС имеют свои отличительные признаки (перечислить), играют роль сказуемого в предложении.

Учитель: Спасибо. Всё правильно. Впереди нас ждёт работа с текстом.

Работа с текстом.
Тихо. Между деревьями синим ст..лбом подымается пр..мой дым. Тепло, светло и так пр..красно спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи живущие под окном под наличниками ведут себя оживленно (по)весеннему и у одного в носу был даже пух для гнезда. Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на з..мле нашло свое место, и н..кто н…кому (не)мешает: вот истинный образ мира во всем мире.
(М. Пришвин)

1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?
2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Озаглавьте текст.
4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.
6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Объясните орфограммы.

Работа с текстом.
Тихо. Между деревьями синим столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так прекрасно, спокойно, как не бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и никто никому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире.
(М. Пришвин)

Стили текста в русском языке делятся на:

  • - Публицистический;

  • - Художественный;

  • - Научный;

  • - Официально-деловой;

  • - Разговорный.

Тексты делятся на три смысловых типа:

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание.


Михаи́л Миха́йлович При́швин (23 января (4 февраля) 1873 — 16 января 1954) — русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей разного возраста. Дедушкин валенок, Лада, Выскочка, Сметливый беляк, Кладовая солнца, Золотой луг, Этажи леса, Говорящий грач.

Учитель: Сделаем вывод: слова категории состояния часто употребля­ются в художественной речи для передачи эмоционального, интеллектуального, физического состояния человека, состоя­ния природы (описание пейзажей).

  1. Домашнее задание.

Учитель: А сейчас мы откроем дневники и запишем домашнее задание. Напишите мини-сочинение на тему «Мой день рождения», используя СКС.

Учитель: Перед вами лежит небольшое стихотворение. Давайте его прочитаем.

Сказала Таня холодно:

«Мне что-то очень холодно.

Тобой я не довольна».

Серёжке стало больно:

Он встал сегодня рано,

Умылся и позавтракал,

Цветы с гряды сорвал,

Хотел вскочить в автобус он,

Но двери вдруг захлопнулись…

Вот так-то на свидание

Серёжка опоздал!

Красиво в парке утреннем,

Тепло, уютно, тихо так…

А на душе тяжёлый груз

Обиду бережёт.

И совестно, и горестно,

И объясниться хочется,

Чтоб стало снова весело,

Спокойно, хорошо.

Учитель: Вы видите слова, выделенные курсивом. Это?

Ученик: Слова КС, только самое первое слово «холодно» и «рано» мы отнесём к наречиям.

Учитель: Молодцы, вас уже не запутаешь. Опираясь на это стихотворение, можно сделать вывод, что по своему значению слова КС можно разделить на несколько групп. Приведите примеры.

Ученик: В этом стихотворении используются такие семантические группы слов КС: это физическое состояние человека (холодно, больно), эмоциональное состояние человека (совестно, горестно, весело, спокойно, хорошо), состояние окружающей среды (красиво, тепло, уютно, тихо).

Учитель: В каких предложениях употребляются слова Кс?

Ученик: Слова КС употребляются в безличных предложениях, ни от кого не зависят.

Учитель: Как их не спутать с наречиями и краткими прилагательными?

Ученик: Краткое прилагательное всегда можно поставить в полную форму. Наречия зависят от глагола, в то время как у слов КС нет определяемого слова.

Учитель: Какие пункты нужно соблюдать, выполняя морфологический разбор слов КС?

Ученик: Найти слова КС в тексте. Определить в какой степени стоит это слово. Определить синтаксическую функцию.

Учитель: Подтвердим на примере. Предложение: К утру становится холодно.

Ученик: Холодно (выполняет морфологический разбор).

А теперь самое решающее испытание: мини-тест на ваши знания (индивидуально), называется «На пятерку»

1. Слова категории состояния обозначают:

а) предмет  

б) признак предмета  

в) состояние природы  

г) действие предмета


2. Слова категории состояния:

а) изменяются по числам  

б) не изменяются  

в) изменяются по падежам  г) спрягаются

3. Слова категории состояния в предложении являются:

а) сказуемым.    

б) подлежащим.    

в) обстоятельством.  

г) определением.


4. В каком предложении есть слово категории состояния:

а) Бесшумно повернулся ключ в замке.

б) Туманное утро бесшумно.

в) В море за кормой бесшумно.


5. Определите значение слова категории состояния в предложении:


В лесу морозно и снежно

а) оценка действия  

б) состояние человека  

в) временное состояние  

г) состояние природы




Самопроверка, ключ – 1в   2б    3а    4в    5г, результат.

Учитель: Молодцы. Вы успешно справились с заданиями. Надеюсь, что этот материал вам запомнится. И вы будете правильно находить, употреблять и выделять слова категории состояния.

  1. Выставление и комментирование оценок.

Учитель: Сегодня за урок получили оценки …







.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
студентка БФ БашГУ

Автор: Брюхова Екатерина Вячеславовна

Дата: 29.06.2014

Номер свидетельства: 109044


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства