kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока с технологической картой по теме: «А.С. Пушкин и его роль в развитии русского литературного языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся знакомятся с основными этапами создания «общепонятного языка» и ролью А. С. Пушкина в становлении и развитии русского литературного языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока с технологической картой по теме: «А.С. Пушкин и его роль в развитии русского литературного языка»»

Щёлокова Ольга Александровна

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ п. Восход Балашовского района Саратовской области

Тема урока:

«А.С. Пушкин и его роль в развитии русского литературного языка»

Класс: 10

Цели урока

Деятельностная

- развивать мотивацию к учебной деятельности;

- создавать условия для работы в парах, группах;

- обучать навыкам поисково – исследовательской деятельности;

- воспитывать чувство сопричастности с духовным наследием великого русского поэта, чувство гордости за его вклад в развитие русского литературного языка, неразрывно связанного с его общей величайшей  ролью в развитии русской национальной культуры и передовой общественной мысли

Содержательная

- познакомиться с основными этапами создания «общепонятного языка», показать роль А. С. Пушкина в становлении и развитии русского литературного языка;

- рассмотреть русский язык в оценке А. С. Пушкина как неисчерпаемо богатого, открывающего неограниченные возможности для его художественного и коммуникативного использования;

- изучить приёмы и способы использования языка в литературных произведениях А. С. Пушкина,

- наблюдать за особенностями системы функционального стиля литературного языка


Тип урока: «открытие новых знаний»













Сценарий урока


N п/п

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

УУД

 1.

 1.Мотивация к деятельности

3 мин.

Приветствие обучающихся. Включение в деловой ритм.

Предлагает посмотреть видеоролик «Пушкин и русский литературный язык».

Задаёт вопрос классу по окончании просмотра заключительного кадра видеоролика: «Что значит, согласно высказыванию

И. С. Тургенева, «идти по пути, проложенному гением Пушкина»?

(«Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением…»)

Входят в пространство учебной деятельности.







Определяют смысл высказывания И. С. Тургенева об А. С. Пушкине. Обращаются к фактам биографии поэта, связанным с реформаторской деятельностью поэта в области русского языкознания.

Самоопределение (Л)

Целеполагание (Р)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Поиск и выделение информации

(П - общеучебные)

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

4 мин

Предлагает объяснить феномен Пушкина особенным "русским духом", глубинной народностью его творчества. Для этого обращает внимание детей на крылатые выражения из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», которые поэт использовал для обогащения речи образцами народно-авторского

речетворчества и облегчения конструирование речи.

Приём «Реставратор»

Предлагает восстановить текстовые фрагменты (крылатые выражения из романа «Евгений Онегин»), а из реставрированных слов (их начальных букв) собрать слово.

  • 1.Блеснул мороз, и …… мы

Проказам матушки зимы.

  • 2. Мы почитаем всех нулями,

А …….. — себя.

  • 3. В тот год осенняя погода

Стояла долго у двора,

Зимы ждала, ждала природа

Снег выпал только в …... (назовите месяц, который следует за

«повреждённым» словом)

  • 4. Как денди лондонский …...

  • 5. А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж …...

  • 6.Блажен, кто смолоду был …..,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть умел.

  • Мне дорог день, мне дорог час:

7.…….я в напрасной скуке трачу

Судьбой отсчитанные дни.

  • 8.Чем меньше женщину мы любим,

…… легче нравимся мы ей.

  • 9. Привычка свыше нам дана: замена счастию …...

  • 10.Москва… Как много в этом звуке для сердца …….слилось! Как много в нём отозвалось!

Обучающиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.

(Слова из крылатых выражений: рады, единицами, февраль, одет, решена, молод, а, тем, она, русского)

Слово из восстановленных крылатых выражений:

РЕФОРМАТОР


Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков

(П-логические)


3

Выявление места и причины затруднения

2 мин

Задаёт проблемные вопросы:

- Каково значение слова «реформатор»? Подберите синонимы к этому слову.

- Действительно, реформировать значит преобразовывать, изменять, переделывать, преображать, давать иной виток в развитии. Почему А. С. Пушкина мы можем по праву называть «великим реформатором российской словесности»?

- Верно ли считать, что «литературный язык не был дан Пушкину в готовом виде, а формировался на протяжении всего творчества сознательными усилиями поэта»?

- Какова роль А. С. Пушкина в развитии русского литературного языка?

Предлагает сформулировать и записать тему урока. Целеполагание (постановка УЗ).

Отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока

Формулируют, какие знания им нужно построить и чему научиться.


Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

(П-действия постановки и решения проблем)

4

Построение проекта выхода из затруднительной ситуации

6 мин.

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

Работа с интерактивной презентацией «Пушкин в истории развития русского литературного языка»

Работают с интерактивной презентацией.

Составляют план достижения цели и исследования, определяют средства.

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Моделирование (П-общеучебные)

Формулирование проблемы (П-логические)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

(П – логические)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

5

Реализация построенного проекта

13 мин

1.Предлагает приём «Диада»: пары для совместной деятельности, взаимодействующих друг с другом и воспринимающих себя как «Мы». На парных карточках даны лексические средства из романа «Евгений Онегин» и их примеры: иностранные

слова, архаизмы, книжные выражения, реминисценции из греко-римской мифологии, просторечия, старославянизмы. Название лексической группы должно соответствовать примерам из текста.




























2. Предлагает «Диады» преобразовать в группы (по названию лексического средства) для исследования поставленной проблемы.

Академик А. С. Орлов писал: «Явился Пушкин и принес с собою ту равнодействующую языкообразующих сил, которая организовала русский язык, как поистине

национальное выражение сложившейся русской культуры в ее мировом

значении». Но эту равнодействующую Пушкин нашел не сразу. Он совершенствовал русский язык в течение всей своей жизни. Предлагает исследовать этапы новаторской деятельности А. С. Пушкина.

Даёт каждой группе задание: исследовать выбранный материал, подготовить тезисы, заголовок, презентацию результата исследования в виде отчёта и таблички с названием пункта будущего общего плана для её дальнейшего размещения на доске.

3.Предлагает составить на доске кластер из составленных табличек, который будет демонстрировать этапы реформаторской деятельности

А. С. Пушкина в области развития русского литературного языка.


1.Распределяются в «Диады» (находят друг друга).

Иностранные

слова:

«боливар», «панталоны», «фрак», «жилет», «сплин», «денди».

Архаизмы:

«алчны», «ланиты», «алкало», «отроковицы», «очи», «уста», «в персях», «велеречивый», «пиит».

Реминисценции из греко-римской мифологии:

«Фобласа давний ученик», «подобный ветреной Венере», «Дианы грудь, ланиты Флоры», «ножка Терпсихоры», «лобзать уста младых Армид», «обоих ожидала злоба слепой Фортуны и людей».

Просторечия:

«Там мужички-то все богаты,

Гребут лопатой серебро...», «мать-земля сыра», «Я, бывало,

Хранила в памяти не мало

Старинных былей, небылиц...», «...Скажи: которая Татьяна?».

Старославянизмы:

«хладного», «умиленным», «упоенный», «бразды», «дева»






«Диады» преобразуются в группы для исследования поставленной проблемы.

Получают задание.

Готовят отчёт, выступают, таблица с пунктом плана на доске.



Составляют кластер

А.С. Пушкин - основоположник современного русского литературного языка, «великий реформатор российской словесности».

1группа

Ранний период формирования пушкинского языка (Пушкин начал писать на языке Жуковского, Батюшкова, Державина, языковой традиции, идущей от Ломоносова).

2 группа

Отход от языковых норм предшествующей поэзии. Замечательное языковое чутьё поэта.

3 группа

Полемика двух литературных обществ – «Арзамаса» и «Беседы любителей русского слова». Крайности двух направлений не соответствовали натуре А. С. Пушкина.

4 группа

Борьба А. С. Пушкина (с начала 20-х годов 19 века) с салонно-будуарной речью, усложнённостью, излишней изысканностью, жеманством, французско-русским жаргоном.

5 группа

Освоение

А. С. Пушкиным огромного массива просторечия, народных говоров, живой русской речи

Вывод:

Русский литературный язык, считал Пушкин, развивающаяся стихия, соединяющая несколько потоков: литературные традиции 18 века, речь культурного общества, городское просторечие, деревенско-фольклорную простонародность.

Анализ объектов с целью выделения признаков

(П-логическое)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

6

Первичное закрепление

5 мин


Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления.

Предлагает проанализировать эпистолярное мастерство Пушкина, провести наблюдения за языком писем поэта, за тем, как Пушкин оберегает в них художественную простоту и выразительность слова.

По предложенным письмам А. С. Пушкина (1815, 1837 гг.) прослеживают целый путь эпистолярного мастерства поэта, начиная с карамзинской манеры посланий юного Пушкина и заканчивая нарочитой простотой и смелостью, откровенностью выражений в письмах зрелых лет. Отмечают, что к своим письмам Пушкин относился как писатель к литературному жанру, в них нет манерности - симптома, проявляющегося в искусственности слова, вычурности, утрировании. В них, как и во всех произведениях поэта, непосредственная выразительность слова, живой язык.

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

(П-общеучебные)

Контроль, оценка, коррекция (Р)

Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра (К)

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5 мин

Самостоятельная работа.

Приём «Таблица-синтез»

(для художественного текста).

Предлагает для анализа стихотворения известных русских поэтов о языке

А. С. Пушкина (задания для детей разного уровня обученности).

Учитель предлагает учащимся тему «Язык произведений А. С. Пушкина», отражающую основное содержание текстов и тему урока.

Подбирают ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте и важными для понимания значения А. С. Пушкина в становлении и развитии русского литературного языка. Самостоятельно заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью и проверяется по эталону.

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (Р)

Самоопределение (Л)

8

Рефлексия деятельности

5,5 мин

Предлагает рефлексивный прием «Мысли во времени», способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Называет ключевые слова, связанные с темой урока «Пушкин и русский язык».















Приём «Комплимент» Просит детей похвалить себя за работу, за объективность мыслей, за активность, качество работы и т.д.











Предлагает применить приём «Комплимент к ключевым словам урока: в адрес А. С. Пушкина обратить слова благодарности в виде значков-actualis (лат. важные, современные, актуальные для сегодняшнего времени определения и понятия).

На доске портрет

А. С. Пушкина. Блестящие глаза поэта, таящие в себе затаенные мысли, отражающие глубокую сосредоточенность, внутренний отсвет. Задумчивый взор, устремленный вдаль, к нам, к потомкам поэта…

Предлагает в знак благодарности и признательности сплести из значков-actualis, чем-то похожих на листочки, лавровый венок как символ славы, признательности и победы поэта над временем, пространством, старой языковой культурой, её напыщенностью, высокопарностью, витиеватостью, отчуждённостью от живой, народной речи. Просит написать на каждом значке благодарность, комплимент поэту, связанный с темой урока, реформаторской деятельностью

А. С. Пушкина (не более двух - трёх слов на значке) и прикрепить их на доске, рядом с портретом великого поэта.

В течение 1 минуты непрерывно записывают свои мысли, которые «приходят в голову» и связаны с заданными словами «Пушкин и русский язык». По истечении времени читают записи про себя, затем мысленно отвечают на вопросы:

- Почему я записал именно эти слова?

- О чем я думал, когда писал эти слова?

- Чтобы я хотел в записях изменить?

- Написанное мной имеет или не имеет для меня значение? А для современности?


Обсуждают записи в классе и переходят

к приёму «Комплимент»

Благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и преподавателя за проведенный урок. Приём «Комплимент» дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.



Записывают на значках- actualis благодарность, комплимент поэту, связанный с темой урока, реформаторской деятельностью

А. С. Пушкина (не более двух - трёх слов на значке) и под музыку Моцарта прикрепляют их на доске, рядом с портретом великого поэта.

Делают вывод о том, что современный русский литературный язык, живой, полный красок и эмоций, родился под пером А.С. Пушкина. Установив прочные, нерушимые и многогранные отношения между живым разговорным языком народа и языком литературным, А. С. Пушкин открыл свободный путь развития всей русской литературе последующего времени. И мы должны заботиться о сохранении русского языка, бесценного сокровища, завещанного нам великим поэтом, но, к сожалению, переживающего сегодня нелёгкие времена. Решить проблему защиты русского языка призвано чтение, и, прежде всего, произведения великого Пушкина,

служащие живым источником и непревзойденным

образцом художественного слова для современного человека

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)

9

Домашнее задание

1,5 мин

Даёт дифференцированное домашнее задание.

1. Рефлексивное сочинение.

Примерный план рассуждений в соответствии с этапами урока:

    • - Сначала мы рассуждали так…

    • - Потом мы столкнулись с проблемой….

    • - Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….

    • - Мы увидели (поняли)…Значит…

    • - Теперь мы будем…

    • - Вывод…..

    • 2. Сочинение – эссе  «От рождества Пушкина мы исчисляем возраст нашего нового литературного языка (Е.А. Исаев).

    • 3.Познакомиться с трудом писателя В. А. Жуковского о русском литературном языке (упр. 503) и письменно ответить на вопрос: «С чьим именем связан современный русский литературный язык?»

Определяются с выбором домашнего задания, делают записи в дневниках в разделе «Домашнее задание»

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)





























Приложения


1.Эпистолярное мастерство А. С. Пушкина (анализ писем А. С. Пушкина)

Письмо №1

И. И. МАРТЫНОВУ.

28 ноября 1815 г. Из Царского Села в Петербург.

Милостивый государь,

Иван Иванович!

Вашему превосходительству угодно было, чтобы я написал пиесу на приезд государя императора; исполняю ваше повеленье.— Ежели чувства любви и благодарности к великому монарху нашему, начертанные мною, будут не совсем недостойны высокого предмета моего, сколь счастлив буду я, ежели его сиятельство граф Алексей Кириллович благоволит поднести государю императору слабое произведенье неопытного стихотворца!

Надеясь на крайнее Ваше снисхожденье, честь имею пребыть, милостивый государь,

Вашего превосходительства     
всепокорнейший слуга     
Александр Пушкин.

1815 года 28 ноября.

      Царское Село.

Примечания

  1. Пиеса — послание «Александру» (1815 г.)

  2. Граф Алексей Кириллович — Разумовский, министр народного просвещения.



Письмо № 2

А. О. ИШИМОВОЙ.

25 января 1837 г. В Петербурге.

Милостивая государыня Александра Осиповна.

На днях имел я честь быть у Вас и крайне жалею, что не застал Вас дома. Я надеялся поговорить с Вами о деле; Петр Александрович обнадежил меня, что Вам угодно будет принять участие в издании «Современника». Заранее соглашаюсь на все Ваши условия и спешу воспользоваться Вашим благорасположением: мне хотелось бы познакомить русскую публику с произведениями Barry Cornwall {См. перевод}. Не согласитесь ли Вы перевести несколько из его драматических очерков? В таком случае буду иметь честь препроводить к Вам его книгу.

С глубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть,

милостивая государыня,

 

25 янв. 1837.

Вашим покорнейшим слугою.

А. Пушкин.


Переводы иноязычных текстов

  1. Барри Корнуолла. (Англ.)

Примечания

  1. Петр Александрович — Плетнев.

  2. Барри Корнуолл (псевдоним Б. Проктера) — английский поэт и драматург. Ср. письмо 786. Переводы появились в «Современнике» уже после смерти Пушкина.









2.Задания для самостоятельной работы (для детей разного уровня обученности)


Анна Ахматова

Пушкин

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..


Е. Евтушенко

ДайПушкинмне свою певучесть,

свою раскованную речь,

свою пленительную участь -

как бы шаля, глаголом жечь.


А. Майков

Перечитывая Пушкина

Его стихи читая – точно я

Переживаю некий миг чудесный —

Как будто надо мной гармонии небесной

Вдруг понеслась нежданная струя…

Нездешними мне кажутся их звуки:

Как бы влиясь в его бессмертный стих,

Земное все – восторги, страсти, муки —

В небесное преобразилось в них!


А. М. Жемчужников 

Памятник Пушкину

Из вольных мысли сфер к нам ветер потянул

В мир душный чувств немых и дум, объятых тайной;

В честь слова на Руси, как колокола гул,

Пронесся к торжеству призыв необычайный.

И рады были мы увидеть лик певца,

В ком духа русского живут краса и сила;

Великолепная фигура мертвеца

Нас, жизнь влачащих, оживила.

Теперь узнал я всё, что там произошло.

Хоть не было меня на празднике народном,

Но сердцем был я с тем, кто честно и светло,

Кто речью смелою и разумом свободным

Поэту памятник почтил в стенах Москвы;

И пусть бы он в толпе хвалы не вызвал шумной,

Лишь был привета бы достоин этой умной,

К нему склоненной головы.


А. Блок

Пушкинскому дому

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук -
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук.


Таблица-синтез

(для самостоятельной работы с художественным текстом (стихотворными произведениями о языке А. С. Пушкина))
















  1. Видеоролик «А. С. Пушкин и русский литературный язык» (см. в папке)

  2. Интерактивная презентация «А. С. Пушкин в истории русского литературного языка» (см. в папке)







Литература

  1. Бонди С.М. О Пушкине: статьи, исследования. - М., 1983.

  2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. - М., 1974.

  3. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII - XX веков. - М., 1982.

  4. Винокур Г.О. Пушкин и русский язык // Русский язык. – 1999. – № 13

  5. Лотман Ю.М. О языке писем А.С. Пушкина // Русский язык. – 1999. – № 5

  6. Мейлах Б.С. творчество А.С. Пушкина: развитие художественной системы. - М., 1993

  7. Одинцов В.В. Лексика стихотворной речи Пушкина // Русский язык в школе. - 1981. - № 3.

  8. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Роман в стихах. М., Издательство «Правда», 1981

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=519269

http://feb-web.ru/

http://gornat.ru/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щёлокова Ольга Александровна

Дата: 14.08.2016

Номер свидетельства: 339342


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства