Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
- Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.
II. Устная орфографическая разминка. Игра «Найди лишнее». (5 мин.).
/Демонстрируется медиапрезентация слайд 1/
-Ребята, перед вами 2 ряда слов, в каждом слове пропущена буква. Вам нужно вставить эти буквы, объяснить ваш выбор, руководствуясь правилом. Итак, начнем.
- Хорошо, ребята, вы молодцы, справились с этой работой.
Итак, имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду, изменяются по числам, падежам. Бывают нарицательные (однородные) и собственные (единичные); одушевленные (В=Р - мн.ч); и неодушевленные (В=И - мн.ч.)
- Молодцы, вы продемонстрировали хорошее знание темы «Имя существительное». III. Знакомство с темой урока.
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.
Задание. Каждая группа (по рядам работают в парах) получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.
1-я группа:
Зубасты, а не кусаются. (Грабли.)
2-я группа:
Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы.)
3-я группа:
Какая водица только для письма годится? (Чернила.)
– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах? (слайд )
(Грабли, часычернила,– существительные, у которых есть только форма множественного числа.)Запишем эти слова.
Оказывается, в русском языке есть группа слов, которые имеют форму только множественного числа.
– Может, кто-то уже догадался, о чем пойдет дальше речь?
- Вы можете сказать мне, как звучит тема нашего урока? Давайте запишем её в тетрадь.
/Дети записывают тему урока в тетрадь./ Тема урока - «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» (слайд ).
Сегодня на уроке мы должны научиться находить среди существительных те, которые имеют форму только множественного числа.
Давайте посмотрим ещё раз на ряды слов из игры «Найди лишнее». Что вам хочется ещё исключить? ( ножницы, счеты).
– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа (e вас на столах таблица-подсказка). Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать.(Учащиеся совместно с учителем систематизируют слова)
– Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение) – Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно) – Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих только форму множественного числа нельзя определить род и склонение.
В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа.
(Слайд )
IV. Закрепление материала (8 мин).
1. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы..
Карточка 1
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).
Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки)
Карточка 3
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______ (каникулы).
– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око.)
2) Прослушайте отрывки из песен и выпишите имена существительные, имеющие только форму множественного числа. Учащиеся прослушивают и выписывают существительные: сени, опилки, каникулы, хлопоты
3)Поисковая работа.
В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.
Задание.Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.
Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.
4. Диктант по карточкам (5 мин.).
/Индивидуальная работа по карточке./
-Итак, ребята, сегодня мы с вами выяснили, что в русском языке есть группа существительных, которые употребляются в форме только множественного числа.
Я приготовила для вас специальное задание, которое нужно расшифровать. Правильно расшифровав задание, вы узнаете, что там зашифрованно.
Ваша задача: выбрать из предложенных слов только имена существительные и распределить их в две колонки. (Обратить внимание: во втором столбике должны быть существительные, у которых действительно имеются ОБА ЧИСЛА!)
У вас на партах лежит листок с таблицей (слайд 9), которую нужно заполнить. Слова выписывать не нужно, записывайте в таблицу только ту букву, которой это словообозначено (порядок слов менять нельзя!)
Приложение 3.
Существительные, имеющие форму только мн. ч.
Существительные, имеющие форму
и ед. ч. и мн. ч.
В клещи
М роща
Е жмурки
Оучитель
РЧигири
Л имя
Н сливки
Оурок
О шахматы
Д язык
Е лимон
Цперемена
М. роща
В. клещи
Е. жмурки
О. учитель
Р. Чигири
Н. сливки
Л. имя
О. урок
З. нефть
Д. язык
О. шахматы
Е. лимон
Ц. перемена
- А какое существительное вы не записали в таблицу? Почему? (у него нет множественного числа). Это – тема следующего урока.
V. Домашнее задание. Всем: Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во мн.ч.
По желанию. Творческое задание. (дома)Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.
VI. Итог урока (2 мин.).
- Что нового мы узнали на уроке? /Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа/
- Какое значение могут иметь эти существительные?
- Что еще интересного узнали?
VII. Рефлексия (3 мин.).
- Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете изображения трех предметов: чемодана, мясорубки и корзины для мусора./Приложение 4/ Вы должны выбрать оставить его у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее (слайд 10): чемодан - на уроке чувствовал себя хорошо и полученные знания пригодятся в дальнейшем; мясорубка – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать; корзина – ничего не понял, знания не пригодятся.
- Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даю комментарий/. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!