Путешествие по стране «Синтаксис» позволяет сделать повторение интересным, сократить время на объяснение материала, сконцентрировать внимание на важных моментах темы, даёт возможность ученику самому видеть результат своей работы, подходить к работе творчески, выбирать свой темп освоения материала, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока с использованием медиаресурса»
Сценарий урока с использованием медиаресурса
Автор Кудрявцева Ольга Германовна
Образовательное учреждение Томская область, город Стрежевой, МОУ СОШ №4
Предмет русский язык
Класс 5
Тема Путешествие в страну Синтаксис
Вид урока обобщающий урок по разделу «Синтаксис»
Время реализации занятия 1 урок 45 минут
Авторский медиапродукт:
презентация, выполнена в среде POWER POINT.
наглядная презентация учебного материала:
№ п/п
Структурные элементы
Временная реализация
№ кадра
Организационный момент
2 мин
Мотивация учащихся на успех
2 мин
Постановка учащимися целей учебной деятельности
5 мин
Слайд №1
Путешествие по стране «Синтаксис»
30 мин
Слайд № 2-10
Обобщение и систематизация материала по разделу «Синтаксис»
3 мин
Выводы
3 мин
Слайд № 11
3. схема взаимосвязи презентаций и их кадров:
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Путешествие по стране «Синтаксис» позволяет сделать повторение интересным, сократить время на объяснение материала, сконцентрировать внимание на важных моментах темы, даёт возможность ученику самому видеть результат своей работы, подходить к работе творчески, выбирать свой темп освоения материала, делать выводы.
Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Цель: Обобщение и систематизирование знаний по разделу «Синтаксис».
Задачи:
Образовательные:
систематизировать знания учащихся по разделу русского языка «Синтаксис»;
вырабатывать навык безошибочного определения словосочетаний в предложении.
Развивающие:
развивать речь учащихся через виды урока;
формировать навык коммуникативности у учащихся.
Воспитательные:
воспитывать умения видеть красоту и богатство русского языка;
прививать любовь к природе.
Необходимое оборудование и материалы для занятий: ПК, проектор, программа PowerPoint, дидактический материал (карточки с заданиями, схема путешествия, схемы заданий).
Ход урока
1 Слово учителя
Внимание, задание для смекалистых. Расшифруйте и впишите раздел русского языка. 1 слайд
1.Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет.
2. С какой буквы пишем название падежа, который узнаём по вопросу кто?
3. C какой буквы пишем название неизменяемой части речи?
4. Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос кем?
5. Третья буква в названии части речи, обозначающей действие.
6. Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета.
7. Первая буква в названии части слова, стоящей между корнем и окончанием.
8. Эта буква - самый распространённый союз.
9. Звук, который мы слышим на конце слова груз.
Сегодня мы отправляемся в плавательное путешествие по стране Синтаксис. Его вы найдете на географической карте. Путешествуют по этой стране на корабле по морям и океанам. А ваши знания о синтаксисе помогут преодолеть препятствия, которые встретятся во время плавания.
А в путешествие отправляются команды: Запятая, Точка. Следить за правильностью маршрута будет жюри в составе главного судьи-учителя. Перед посадкой на корабль нужно купить билеты. Билет считается купленным, если команда сможет справиться с заданием. За каждый правильный ответ будет начисляться один балл. ( 3 мин)
1) Найди словосочетания: 2 слайд
1 команда
2 команда
урок начался
решил задачу
читать книгу
старая сосна
папа и мама
пели песню
быстро бежал
открыл и взял
наступило лето
белый снег
сказал всем
солнце светит
(2 мин)
Корабль отплывает. Билеты куплены. Следующая остановка неблизко, и пассажиры будут коротать время за выполнением заданий.
2) Выпиши словосочетания из предложения. 3 слайд
1команда. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою.
2команда. Над вершинами берез по голубому небу плывут облака.
(5мин)
3)Поединок капитанов. 4 слайд
- Как устанавливается смысловая связь в словосочетании?
- Как устанавливается грамматическая связь?
- Что называется словосочетанием?
(3мин)
Наш корабль берет курс на океан Предложений. Но чтобы попасть в этот океан, нужно проплыть через пролив Знаков препинаний.
Сценка «Знаки препинания».
(У участников инсценировки нагрудные плакаты, на которых изображены знаки препинания).
Ведущий:
У последней Точки на последней строчке собралась компания знаков препинания. Прибежал чудак - Восклицательный знак. Никогда он не молчит, оглушительно кричит.
Восклицательный знак:
Ура! Долой! Караул! Разбой!
Ведущий:
Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задает он всем вопросы.
Вопросительный знак:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Ведущий:
Тут сказало Многоточие, еле глазками ворочая.
Многоточие:
Если вам угодно знать, я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, ставят двоеточие.
Ведущий:
Вопросительный знак удивился.
Вопросительный знак:
То есть как?
Ведущий:
Восклицательный знак возмутился.
Восклицательный знак:
Вот так - так!
Ведущий:
И сказала Точка, Точка – одиночка.
Точка:
Мной кончается рассказ - значит я важнее вас.
Ведущий:
Но правда, права ли Точка, Точка – одиночка? Что вы скажете в ответ? Всех важнее Точка?
Все:
Нет! Знаки всякие важны, знаки разные нужны!
Нас так радушно приняли знаки препинания. А давайте попробуем составить предложения, разные по цели высказывания, используя эти знаки препинания. Это будет пропуск в «Бухту предложений».
(10мин)
«Бухта предложений» Какие предложения называются повествовательными,побудительными, вопросительными? 5 слайд
Корабль выплывает в океан Предложений и впереди нас ждет остров Членов предложения.
Друзья! Наше судно налетело на подводные камни, получило пробоины и дало течь. От скорости вашей работы зависит жизнь корабля. На судне имеется все необходимое для починки. ( На листе пробоины: карточка с вопросительным знаком. На обратной стороне карточки - задания ).
Пробоины залатали, корабль движется дальше. Подплываем к острову Членов предложения. Но, чтобы высадиться на остров, нужно ответить на вопросы:
- Какие члены предложения являются главными?
- Что они составляют в предложении?
- Как называются остальные члены предложения?
(5 мин)
На острове Членов предложения находится дворец Простого предложения. Но дорогу к дворцу найти нелегко. И все – таки давайте мы попробуем. 6 слайд
Г) Под сосной спрятался в сугробе трусливый _____.
Г) Крупные капли ══ по железной крыше.
Д) Его ищет по всему лесу хитрая _____.
Д) Водосточной трубой ══ говорливый ручеек.
(2 мин)
А вот и дворец Простого предложения. Жили в простом нераспространенном предложении подлежащее и сказуемое. Жили дружно и слаженно, составляли грамматическую основу предложения. Однажды постучались к ним слова:
- Тук – тук, кто в предложении живет?
- Главные члены – подлежащее и сказуемое. А вы кто?
- А мы можем служить второстепенными членами предложения.
Живут теперь слова в простом предложении, которое стало называться распространенным. Какие же члены предложения могут жить в простом предложении? Это мы узнаем, побывав во дворце Простого предложения. Пройдемся по залам этих пещер: Обстоятельств и Дополнений.
Наш корабль плывет по волнам океана Предложений, где в одной из бухт Неизвестности нас ждут сюрпризы. А пока мы в пути, чтобы не было скучно, вспомним наши стихи – правила.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Признак предмета или явления
Обозначает определение
Чей и какой - ответы просты,
Лишь не хватит волнистой черты.
ДОПОЛНЕНИЕ
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задаешь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
На вопросы где? куда?
как? откуда? и когда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.
(2 мин)
Мы подплываем к бухте Неизвестности. Здесь вас ждут неразгаданные тайны. Какие же слова спрятались в этих предложениях?
8 слайд
Мы с вами нашли все слова, которые спрятались в этих схемах и впереди на пути к дому полуостров Однородных членов предложения.
А пока мы доплываем до полуострова, подумайте?
Что означают ЗПТ и ТЧК в тексте телеграммы?
Полуостров Однородных членов предложения, где нас ждутзадания. 9 слайд
1) Расставьте знаки препинания.
Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки.
Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет на дно.
Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
(2 мин)
Справившись со всеми заданиями, преодолев все препятствия, мы берем курс домой. Но осталось последнее препятствие, от этого зависит скорейшее возвращение домой. 10 слайд
Мы можем сесть на мель, если не справимся с заданием – полным синтаксическим разборомпредложения.
Блестят крупные капельки росы на листьях цветов.
Путешествие подошло к концу, и мы опять дома.
(6 мин)
Итоги нашего плавания подведет жюри. 11 слайд
(4 мин)
Домашнее задание: напишите рассказ «Путешествие по стране «Синтаксис».