- если учащиеся овладеют алгоритмом нахождения грамматической основы в двусоставном и односоставном предложениях;
- если учащиеся научатся правильно находить грамматическую основу в двусоставных и односоставных предложениях.
Этапы урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности. Всегда – учиться, все – знать! Чем больше знаешь, тем сильнее станешь. (М. Горький) -Ребята, прочитайте слова Горького и объясните их значение. -Вы хотите стать сильнее? -Объясните написание ь в словах. | -Чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях. -Да. -В глаголах нач. формы и во 2л. ед. ч. пишется ь. |
2.Орфографическая работа. -Мы повторим сегодня данную орфограмму. Слайд 2. Услыш.ш. – забуд.ш., увид.ш. – запомн.ш., сдела.ш. – узна.ш.. Рассыпанное зерно не собер.ш., а сказанного слова не ворот.ш.. Напиш.ш. пером, не выруб.ш. топором. -Как вы понимаете смысл 1-ой пословицы? -Какие пословицы можно отнести к одной тематической группе? -Понятно ли, к кому обращены пословицы? -Каким правилом пользовались при написании? -Проверьте по эталону. Как мы проверяем? Слайд.3 Услышишь – забудешь, увидишь – запомнишь, сделаешь – узнаешь. Рассыпанное зерно не соберешь, а сказанного слова не воротишь. Напишешь пером, не вырубишь топором. -Какие ошибки допустили? | Списывают, вставляя окончания глаголов. -Чтобы хорошо что-то уяснить, надо много упражняться. -Тема «Язык и речь» -В глаголах 2л.ед.ч. пишется ь. 1.Проверяю свой ответ. 2.Смотрю образец. 3.Сравниваю. 4.Правильно – пишу +, неправильно – пишу ? |
3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. -Ребята вчера я была свидетелем вот такого диалога в автобусе. Молодой человек обращался к пассажирам. (У учащихся на карточках и слайд на доске) Слайд.4 -Эй, передай на билет. -Давайте. -Ой, не толкайтесь! -Извините. -Вы выходите? -Нет. -А вы? -Выхожу. Учитель: -Правильно ли ведет себя юноша? -Как надо было обратиться? Слайд.5. Будьте добры Можно Вас попросить Не будете ли Вы добры Извините, передайте, пожалуйста, на билет Помни: Оплатить проезд, билет Заплатить за проезд -_Составьте диалог. -Подчеркните главные члены в предложениях. -Проверьте по эталону. Слайд.6 -Эй, передай на билет. -Давайте. -Ой, не толкайтесь! -Извините. -Вы выходите? -Выхожу. Учитель: -У кого возникли затруднения? | Анализируют диалог, выделяют главные члены предложения. -Неправильно, невежливо общается с незнакомыми людьми. |
4.Выявление места и причины затруднения. -Все ли грамматические основы имеют в своем составе подлежащее и сказуемое? | Нет, есть предложения с одним главным членом: подлежащим или сказуемым. |
5.Построение проекта выхода из затруднения. -Какова тема урока? - Прочитайте, как называются такие предложения на стр. 108 учебника, используя ознакомительный вид чтения. -Уточните тему урока. -Запишите в тетради. -Сформулируйте цели урока. | -Будем работать с предложениями, в которых два главных члена и один главный член. -Односоставные и двусоставные предложения. Целеполагание: 1.Познакомиться с алгоритмом определения грамматической основы в односоставном и двусоставном предложениях. 2.Научиться правильно находить грамматическую основу в односоставном и двусоставном предложениях. |
6.Реализация построенного проекта. -Посмотрите на предложения, давайте попробуем составить алгоритм определения грамматической основы. Слайд 7 Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке. Мне не спится. Какая ночь! -Соотнесите предложения и рисунки. -Каких предложений больше: с главным членом подлежащим или с главным членом сказуемым? | -С главным членом сказуемым, поэтому нахождение грамматической основы лучше начинать со сказуемого. Учащиеся под руководством учителя составляют алгоритм: 1.Прочитать предложение. 2.Найти глагол –это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. 3.Найти существительное в И. п. – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. 4.Если нет подлежащего(сказуемого) –это односоставное предложение. 5.Назвать грамматическую основу. |
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. -Всегда ли в предложениях нужны два главных члена? -Что важно было автору передать в данных предложениях? Анализ предложений(на карточках) 1.Быстро светает. 2.Полная тишина.3. Подул свежий ветерок. 4.Идешь по лесу с полной корзиной грибов. | Подчеркивают грамматическую основу с опорой на алгоритм. -Не всегда. -Действие, состояние, предмет. |
8.Физминутка. -Представьте летнее раннее утро. Вы встали рано. Потянулись, наклонились вправо-влево, вперед-назад, чтобы быстрее проснуться. И пошли на…рыбалку. Только рыба у нас будет необычная. Итак, закинули удочки… Морской берег. Закидываю удочку. Клюет. Осторожно подсекаю.Ура, щука! | |
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд.8 Весна. Веет свежестью. В лесу легко дышится. Из рощи доносятся голоса детей. -Проверьте по эталону. Слайд 9 | Дети выполняют самостоятельно, затем сверяют с эталоном. |
10.Включение в систему знаний и повторение. (Работа в группах) -Ребята, давайте вспомним правила работы в группе. 1группа. Составить текст, включив односоставные предложения на темы: «Школьный урок», «Каникулы». 2группа.Проанализировать стихи Есенина, подчеркнуть главные члены, найти односоставные предложения. 3группа.Перестроить двусоставные предложения в односоставные. | 1. В группе должен быть ответственный 2.Работать должен каждый на общий результат 3.Один говорит, другой слушает 4.Свое несогласие высказывай вежливо 5.Если не понял, переспроси Работа в группах |
11.Рефлексия учебной деятельности. Когда перед нами задача – найти Главные члены предложения, Прежде всего отыщите ……… Глагол в любом наклонении. Когда обнаружится этот ……. Между другими словами, То подчеркните его поскорей Сразу ………………………… Потом от него мы вопросы …?....? К другим словам направляем И …………, как на крючок, На эти вопросы поймаем. Тут мы его ……….. чертой Вмиг подчеркнем без сомненья. И полюбуйся – перед тобой ………………………………. -Ребята, подумайте о том, что вы узнали на уроке и научились ли находить грамматическую основу не только в двусоставном, но и в односоставном предложении. -Отметьте свои знания по шкале З, а умения по шкале - У | Вставляют слова в текст стихотворения Подводят итог полученным на уроке знаниям и умениям |
12.Домашнее задание -Упр. 483 или составить текст с односоставными предложениями на тему «Весна» | |