kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока по русскому языку "Односоставные и двусоставные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 5 класса по русскому языку соответствует ФГОС. Мотивация к учебной деятельности формирует положение отношение учеников к учебе. Актуализация знаний носит практическую направленность. Дети легко выявляют затруднения и выстраивают алгоритм определения грамматической основы в односоставных и двусоставных предложениях. Урок соответсвует здоровьесберегающим технологиям: учиель проводит физкультминутку, которая логически связана с темой урока. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по русскому языку "Односоставные и двусоставные предложения"»

Сценарий урока по русскому языку в 5А классе

по ФГОС (учебник Рыбченковой Л.М.)



Учитель: Синицина Татьяна Викторовна

Тема урока: Односоставные и двусоставные предложения

Учебные цели:

1)Освоение алгоритма определения грамматической основы односоставных и двусоставных предложений.

2)Умение правильно находить грамматическую основу односоставных и двусоставных предложений.


Цель может быть достигнута:

- если учащиеся овладеют алгоритмом нахождения грамматической основы в двусоставном и односоставном предложениях;

- если учащиеся научатся правильно находить грамматическую основу в двусоставных и односоставных предложениях.


Учебные задачи:

1)Познакомиться с алгоритмом определения грамматической основы в односоставном и двусоставном предложениях.

2)Понять, почему пользуемся данным алгоритмом.

3)Разобрать образец действия по алгоритму.

4) Тренироваться в самостоятельной деятельности по нахождению грамматической основы предложений.

5)Проконтролировать результаты работы по нахождению грамматической основы предложений.

6)Проделать рефлексивную оценку по результатам нахождения грамматической основы в односоставном предложении.


Педагогические цели:

  • Организация учебной деятельности по усвоению алгоритма нахождения грамматической основы предложений с одним и двумя главными членами.

  • Организация учебной деятельности по правильному нахождению грамматической основы в односоставных и двусоставных предложениях.

Развивающий эффект: способствовать формированию у учащихся опыта постановки целей своей учебной деятельности под руководством учителя.

Воспитывающий эффект: способствовать формированию самостоятельности у учащихся.

Педагогические задачи:

1.Организовать знакомство учащихся с алгоритмом определения грамматической основы в односоставных и двусоставных предложениях.

2.Организовать условия восприятия алгоритма по нахождению главных членов предложения.

3.Организовать разбор образцов действия по алгоритму.

4.Организовать самостоятельную деятельность учащихся по нахождению грамматической основы предложений.

5.Организовать контроль результатов по нахождению грамматической основы предложений.

6.Организовать рефлексивную работу по итогам деятельности.

Оборудование: Учебник «Русский язык. 5класс». Под ред. Рыбченковой Л.М., интерактивная доска, карточки с заданиями для работы в группах, толковые словари.



Ход урока.

Этапы урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Всегда – учиться, все – знать! Чем больше знаешь, тем сильнее станешь. (М. Горький)

-Ребята, прочитайте слова Горького и объясните их значение.

-Вы хотите стать сильнее?

-Объясните написание ь в словах.

-Чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях.

-Да.

-В глаголах нач. формы и во 2л. ед. ч. пишется ь.


2.Орфографическая работа.

-Мы повторим сегодня данную орфограмму.

Слайд 2.

Услыш.ш. – забуд.ш., увид.ш. – запомн.ш., сдела.ш. – узна.ш.. Рассыпанное зерно не собер.ш., а сказанного слова не ворот.ш.. Напиш.ш. пером, не выруб.ш. топором.

-Как вы понимаете смысл 1-ой пословицы?

-Какие пословицы можно отнести к одной тематической группе?

-Понятно ли, к кому обращены пословицы?

-Каким правилом пользовались при написании?

-Проверьте по эталону. Как мы проверяем?

Слайд.3

Услышишь – забудешь, увидишь – запомнишь, сделаешь – узнаешь. Рассыпанное зерно не соберешь, а сказанного слова не воротишь. Напишешь пером, не вырубишь топором.

-Какие ошибки допустили?


Списывают, вставляя окончания глаголов.

-Чтобы хорошо что-то уяснить, надо много упражняться.

-Тема «Язык и речь»

-В глаголах 2л.ед.ч. пишется ь.

1.Проверяю свой ответ.

2.Смотрю образец.

3.Сравниваю.

4.Правильно – пишу +,

неправильно – пишу ?


3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

-Ребята вчера я была свидетелем вот такого диалога в автобусе. Молодой человек обращался к пассажирам.

(У учащихся на карточках и слайд на доске)

Слайд.4

-Эй, передай на билет.

-Давайте.

-Ой, не толкайтесь!

-Извините.

-Вы выходите?

-Нет.

-А вы?

-Выхожу.

Учитель:

-Правильно ли ведет себя юноша?

-Как надо было обратиться?

Слайд.5.

Будьте добры

Можно Вас попросить

Не будете ли Вы добры

Извините, передайте, пожалуйста, на билет

Помни:

Оплатить проезд, билет

Заплатить за проезд

-_Составьте диалог.

-Подчеркните главные члены в предложениях.

-Проверьте по эталону.

Слайд.6

-Эй, передай на билет.

-Давайте.

-Ой, не толкайтесь!

-Извините.

-Вы выходите?

-Выхожу.

Учитель:

-У кого возникли затруднения?

Анализируют диалог, выделяют главные члены предложения.

-Неправильно, невежливо общается с незнакомыми людьми.

4.Выявление места и причины затруднения.

-Все ли грамматические основы имеют в своем составе подлежащее и сказуемое?

Нет, есть предложения с одним главным членом: подлежащим или сказуемым.

5.Построение проекта выхода из затруднения.

-Какова тема урока?

- Прочитайте, как называются такие предложения на стр. 108 учебника, используя ознакомительный вид чтения.

-Уточните тему урока.

-Запишите в тетради.

-Сформулируйте цели урока.


-Будем работать с предложениями, в которых два главных члена и один главный член.




-Односоставные и двусоставные предложения.

Целеполагание:

1.Познакомиться с алгоритмом определения грамматической основы в односоставном и двусоставном предложениях.

2.Научиться правильно находить грамматическую основу в односоставном и двусоставном предложениях.

6.Реализация построенного проекта.

-Посмотрите на предложения, давайте попробуем составить алгоритм определения грамматической основы.

Слайд 7

Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке. Мне не спится. Какая ночь!

-Соотнесите предложения и рисунки.

-Каких предложений больше: с главным членом подлежащим или с главным членом сказуемым?





-С главным членом сказуемым, поэтому нахождение грамматической основы лучше начинать со сказуемого.





Учащиеся под руководством учителя составляют алгоритм:

1.Прочитать предложение.

2.Найти глагол –это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.

3.Найти существительное в И. п. – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой.

4.Если нет подлежащего(сказуемого) –это односоставное предложение.

5.Назвать грамматическую основу.


7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Всегда ли в предложениях нужны два главных члена?

-Что важно было автору передать в данных предложениях?

Анализ предложений(на карточках)

1.Быстро светает. 2.Полная тишина.3. Подул свежий ветерок. 4.Идешь по лесу с полной корзиной грибов.


Подчеркивают грамматическую основу с опорой на алгоритм.


-Не всегда.

-Действие, состояние, предмет.

8.Физминутка.

-Представьте летнее раннее утро. Вы встали рано. Потянулись, наклонились вправо-влево, вперед-назад, чтобы быстрее проснуться. И пошли на…рыбалку. Только рыба у нас будет необычная. Итак, закинули удочки…

Морской берег. Закидываю удочку. Клюет. Осторожно подсекаю.Ура, щука!



9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд.8

Весна. Веет свежестью. В лесу легко дышится. Из рощи доносятся голоса детей.

-Проверьте по эталону.

Слайд 9


Дети выполняют самостоятельно, затем сверяют с эталоном.

10.Включение в систему знаний и повторение.

(Работа в группах)

-Ребята, давайте вспомним правила работы в группе.

1группа. Составить текст, включив односоставные предложения на темы: «Школьный урок», «Каникулы».

2группа.Проанализировать стихи Есенина, подчеркнуть главные члены, найти односоставные предложения.

3группа.Перестроить двусоставные предложения в односоставные.



1. В группе должен быть ответственный

2.Работать должен каждый на общий результат

3.Один говорит, другой слушает

4.Свое несогласие высказывай вежливо

5.Если не понял, переспроси


Работа в группах

11.Рефлексия учебной деятельности. Когда перед нами задача – найти

Главные члены предложения,

Прежде всего отыщите ………

Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружится этот …….

Между другими словами,

То подчеркните его поскорей

Сразу …………………………

Потом от него мы вопросы …?....?

К другим словам направляем

И …………, как на крючок,

На эти вопросы поймаем.

Тут мы его ……….. чертой

Вмиг подчеркнем без сомненья.

И полюбуйся – перед тобой

……………………………….

-Ребята, подумайте о том, что вы узнали на уроке и научились ли находить грамматическую основу не только в двусоставном, но и в односоставном предложении.

-Отметьте свои знания по шкале З, а умения по шкале - У

Вставляют слова в текст стихотворения






















Подводят итог полученным на уроке знаниям и умениям

12.Домашнее задание

-Упр. 483 или составить текст с односоставными предложениями на тему «Весна»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока по русскому языку "Односоставные и двусоставные предложения"

Автор: Синицина Татьяна Викторовна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252811


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства