Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цель урока: сформировать умение правильно расставлять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Задачи урока:
Личностные: умение оценивать свои и чужие поступки, самостоятельно делать свой выбор, умение работать в коллективе.
Познавательные: формировать умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией (поиск и выделение), развивать умение строить речевое высказывание.
Регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу, определять последовательность решения учебных задач (планирование), воспроизводить контроль и оценку, выполнять саморегуляцию.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, я сегодня рада
Войти в приветливый ваш класс!
И очень рада в вашей школе,
Вас всех приветствовать сейчас!
Я вижу, как урока ждали
Никита, Олечка и Таня.
Катюше, Ксении и Ане
Сегодня тоже нужны знанья.
Занятие наше очень ценно,
Зовут меня Ирина Сергеевна!
2. Актуализация знаний.
Слайд №1
- Ребята, давайте с вами составим кластер, т.е. разложим все наши знания о предложениях по полочкам.
- Посмотрите на экран.
- Какие предложения бывают по наличию грамматических основ? (простые и сложные)
- Сложные предложения в свою очередь подразделяются на…(союзные и бессоюзные)
- А союзные …..(ссп и спп)
- Посмотрите на свои листочки. Что у нас получилось?(схема)
- Молодцы, ребята.
- Прочитайте высказывание К. Паустовского
Слайд №2
“Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.
К.Г. Паустовский
- О чём говорится в этом тексте? Тема высказывания. (О роли знаков препинания)
- Назначение знаков препинания? (Отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы её можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов)
- Как вы думаете, почему мы сначала говорили о предложении, а затем о знаках препинания?
- Сегодня мы продолжим с вами разговор о знаках препинания в БСП.
3. Мотивация.
- Сопоставьте предложения (знаки препинания не расставлены)
Слайд №3
Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами, потому что он не видит мира. | Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами: он не видит мира |
- Чем схожи и чем различны предложения?
- Можем ли мы поставить знаки препинания в каждом предложении?
- Знаем ли мы условия постановки : в БСП? (нет)
- Что же мы будем делать?(будем изучать)
- А как мы будем это делать?(посмотрим в учебнике, в интернете)
- Давайте сформулируем тему и цель нашего урока.
Слайд № 4-5
- А как мы будем достигать нашей цели?
- Какие задачи поставим перед собой?
- Но прежде, чем мы перейдем к новой теме Постановка : в БСП, давайте повторим постановку : в ПП.
- Когда ставится : в ПП? (при обобщающем слове, разделяет прямую речь, если слова автора стоят перед прямой речью)
- Примеры предложений
Слайд №6
- Объясните, почему здесь стоит : ?
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
А.Пушкин
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
С.Есенин
- Давайте с вами просмотрим видеоролик «Роль двоеточия в БСП».
Слайд №7
- А сейчас давайте посмотрим, что нам дано у нас в учебнике.
2. Чтение теоретического материала по учебнику (§34, с. 130 – 131).
- Когда же ставиться : в БСП?
3. Коллективное заполнение таблицы:
Знаки препинания в БСП
Знаки препинания | При каком условии ставится | Пример |
: | 1.причина (так как, потому что) | |
2.пояснение (а именно; то есть) | |
3.дополнение; изъяснение (как, что) Увидел, услышал, почувствовал и | |
Слайд №8
А.Моруа верил: время – самый честный критик. (во что? 3)
Взгляд художника на явления жизни отличается от обыкновенного: он более страстен и более холоден. (Потому что 1)
Я люблю читать книги: мои любимые – детективы и фантастика. (а именно 2)
- Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись на доске).
Слайд №9
Двоеточие в БСП
[ ]:[причина] (= потому что, так как)
[ ]:[пояснение] (= а именно, то есть)
[ ]:[дополнение] (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)
4. Формирование умений и навыков. Закрепление.
Работа по карточкам.
Слайд №10
Анализ предложений
- Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с таблицей “Знаки препинания в БСП”.
1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)
2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)
4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)
Слайд №11. Взаимопроверка (работа в парах).
(Если будет время)
Тестовое задание с последующей взаимопроверкой по ключу
Бессоюзные сложные предложения
1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится: _________________________
2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится: _________________________
3. Укажите верные утверждения.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:
а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;
б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;
в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;
г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.
4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
Б) Дрова все вышли топить нечем.
В) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
5. Какая схема соответствует предложению
Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):
а) [ ] – [ ]
б) [ ] : [ ]
в) [ ] ; [ ]
6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.
7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды:
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т. К. второе предложение дополняет содержание первого.
8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.
А) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.
9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.
А) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.
Б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.
В) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.
Г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.
Слайд №12.
Ключ
1. Запятая.
2. Точка с запятой.
3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.
“5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6.
5. Рефлексия.
Слайд №13
- Довольны ли вы тем, как прошел урок?
- Сумели ли получить новые знания?
- Ты был активен на уроке?
- Ты сумел показать свои знания?
6. Домашнее задание.
Слайд №14
1. §16, упр.223,
2. По желанию придумать рассказ на свободную тему, используя в тексте данный тип предложений.
Слайд №15
Спасибо за урок