kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока сопровождается презентацией. В папке есть видеоурок, таблица, кластер, предложения для анализа. Урок построен с элементами системно-деятельностного подхода в обучении.  !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок конкурс»

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цель урока: сформировать умение правильно расставлять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Задачи урока:

Личностные: умение оценивать свои и чужие поступки, самостоятельно делать свой выбор, умение работать в коллективе.

Познавательные: формировать умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией (поиск и выделение), развивать умение строить речевое высказывание.

Регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу, определять последовательность решения учебных задач (планирование), воспроизводить контроль и оценку, выполнять саморегуляцию.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, я сегодня рада

Войти в приветливый ваш класс!

И очень рада в вашей школе,

Вас всех приветствовать сейчас!

Я вижу, как урока ждали

Никита, Олечка и Таня.

Катюше, Ксении и Ане

Сегодня тоже нужны знанья.

Занятие наше очень ценно,

Зовут меня Ирина Сергеевна!



  • Мы начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний.

Слайд №1

- Ребята, давайте с вами составим кластер, т.е. разложим все наши знания о предложениях по полочкам.

- Посмотрите на экран.

- Какие предложения бывают по наличию грамматических основ? (простые и сложные)

- Сложные предложения в свою очередь подразделяются на…(союзные и бессоюзные)

- А союзные …..(ссп и спп)

- Посмотрите на свои листочки. Что у нас получилось?(схема)

- Молодцы, ребята.

- Прочитайте высказывание К. Паустовского

Слайд №2

“Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

К.Г. Паустовский

- О чём говорится в этом тексте? Тема высказывания. (О роли знаков препинания)

- Назначение знаков препинания? (Отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы её можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов)

- Как вы думаете, почему мы сначала говорили о предложении, а затем о знаках препинания?

- Сегодня мы продолжим с вами разговор о знаках препинания в БСП.

3. Мотивация.

- Сопоставьте предложения (знаки препинания не расставлены)

Слайд №3

Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами, потому что он не видит мира.

Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами: он не видит мира



- Чем схожи и чем различны предложения?

- Можем ли мы поставить знаки препинания в каждом предложении?

- Знаем ли мы условия постановки : в БСП? (нет)

- Что же мы будем делать?(будем изучать)

- А как мы будем это делать?(посмотрим в учебнике, в интернете)

- Давайте сформулируем тему и цель нашего урока.

Слайд № 4-5

- А как мы будем достигать нашей цели?

- Какие задачи поставим перед собой?

- Но прежде, чем мы перейдем к новой теме Постановка : в БСП, давайте повторим постановку : в ПП.

- Когда ставится : в ПП? (при обобщающем слове, разделяет прямую речь, если слова автора стоят перед прямой речью)

- Примеры предложений



Слайд №6

- Объясните, почему здесь стоит : ?

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.
А.Пушкин

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

С.Есенин

- Давайте с вами просмотрим видеоролик «Роль двоеточия в БСП».

Слайд №7

- А сейчас давайте посмотрим, что нам дано у нас в учебнике.

2. Чтение теоретического материала по учебнику (§34, с. 130 – 131).

- Когда же ставиться : в БСП?

3. Коллективное заполнение таблицы:  

Знаки препинания в БСП


Знаки препинания


При каком условии ставится

Пример

:

1.причина

(так как, потому что)



2.пояснение

(а именно; то есть)



3.дополнение; изъяснение

(как, что)


Увидел, услышал, почувствовал и



Слайд №8

  1. А.Моруа верил: время – самый честный критик.  (во что? 3)

  2. Взгляд художника на явления жизни отличается от обыкновенного: он более страстен и более холоден. (Потому что 1)

  3. Я люблю читать книги: мои любимые детективы и фантастика. (а именно 2)

 - Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись на доске).

Слайд №9

Двоеточие в БСП

[    ]:[причина]                  (= потому что, так как)

[    ]:[пояснение]              (= а именно, то есть)

[    ]:[дополнение]            (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)



4. Формирование умений и навыков. Закрепление.

Работа по карточкам.

Слайд №10

Анализ предложений

- Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с таблицей “Знаки препинания в БСП”.

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)

2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)



Слайд №11. Взаимопроверка (работа в парах).



(Если будет время)

Тестовое задание с последующей взаимопроверкой по ключу

Бессоюзные сложные предложения

1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится: _________________________

2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится: _________________________

3. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.

4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

Б) Дрова все вышли топить нечем.

В) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

5. Какая схема соответствует предложению

Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):

а) [ ] – [ ]

б) [ ] : [ ]

в) [ ] ; [ ]

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды:

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т. К. второе предложение дополняет содержание первого.

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.

А) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.

9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.

А) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.

Б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.

В) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.

Г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.

Слайд №12.

Ключ

1. Запятая.

2. Точка с запятой.

3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.

“5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6.


5. Рефлексия.


Слайд №13

- Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Сумели ли получить новые знания?

- Ты был активен на уроке?

- Ты сумел показать свои знания?


6. Домашнее задание.


Слайд №14


1. §16, упр.223,

2. По желанию придумать рассказ на свободную тему, используя в тексте данный тип предложений.

Слайд №15

Спасибо за урок

Просмотр содержимого документа
«таблица»

Знаки препинания в БСП


Знаки препинания


При каком условии ставится

Пример

:

1.причина

(так как, потому что)



2.пояснение

(а именно; то есть)



3.дополнение; изъяснение

(как, что)


Увидел, услышал, почувствовал и


















Знаки препинания в БСП


Знаки препинания


При каком условии ставится

Пример

:

1.причина

(так как, потому что)



2.пояснение

(а именно; то есть)



3.дополнение; изъяснение

(как, что)


Увидел, услышал, почувствовал и






Знаки препинания в БСП


Знаки препинания


При каком условии ставится

Пример

:

1.причина

(так как, потому что)



2.пояснение

(а именно; то есть)



3.дополнение; изъяснение

(как, что)


Увидел, услышал, почувствовал и


















Знаки препинания в БСП


Знаки препинания


При каком условии ставится

Пример

:

1.причина

(так как, потому что)



2.пояснение

(а именно; то есть)



3.дополнение; изъяснение

(как, что)


Увидел, услышал, почувствовал и






Просмотр содержимого презентации
«pril1 - копия»

«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».   К. Г. Паустовский

«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Г. Паустовский

Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами потому что он не видит мира. Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами он не видит мира.

Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами потому что он не видит мира.

Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами он не видит мира.

А.Моруа верил: время – самый честный критик.   Взгляд художника на явления жизни отличается от обыкновенного: он более страстен и более холоден. Я люблю читать книги:  мои любимые - детективы и фантастика.
  • А.Моруа верил: время – самый честный критик.  
  • Взгляд художника на явления жизни отличается от обыкновенного: он более страстен и более холоден.
  • Я люблю читать книги:  мои любимые - детективы и фантастика.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Автор: Концова Ирина Сергеевна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179276


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства