kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль: сфера применения, функции, стилистические черты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нацелен на формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, а также на развитие умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль: сфера применения, функции, стилистические черты.»

Тема: Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль: сфера применения, функции, стилистические черты.

Цели урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;

Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Оборудование: раздаточный материал для работы индивидуально и в парах, таблицы, тексты и домашнее задание.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка;

- Формировать самооценку школьника на основе успешности в учебной деятельности

Метапредметные результаты:

УУД

Познавательные

Находить в учебнике достоверную информацию, необходимую для ответа на поставленные вопросы;

Приводить доказательства принадлежности текста к художественному стилю;

Различать тропы и стилистические фигуры речи

Регулятивные

Актуализировать полученные знания;

Определять цели для выполнения заданий

Коммуникативные

Излагать свое мнение, аргументируя его

Личностные

Воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности


Предметные:

- Формирование знаний о сфере применения, функции, стилистических чертах художественного стиля;

- Умение определять и исправлять ошибки.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации


-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Обратите внимание на эпиграф на доске. Что он означает? Известен автор?

Монтень Мишель (1533—1592) — французский философ-гуманист эпохи Возрождения. Считал, что образование должно прежде всего развивать ум учащихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам, потребность в широких и разнообразных знаниях. В воспитательной системе М. значительное место отводилось физическому воспитанию и играм. Считал, что в школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям, а моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум.

- Сегодня, ребята, на уроке вы будете учиться друг у друга, у меня, и мы с вами будем шлифовать своё мастерство в анализе текста.


Читают эпиграф. Отвечают на вопросы.











(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(Р) – целеполагание

(Л) - самоопределение

II. Постановка учебной задачи.

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем).



- Ребята, посмотрите внимательно задания-карточки и попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока.

- Чему мы должны научиться исходя из этой темы?

- Где пригодятся вам полученные знания? Вспомните задание С из ЕГЭ по русскому языку, задание 24 тестовой части..

- Я согласна с вами, ребята, так как задание С звучит так: Напишите сочинение-размышление по прочитанному тексту. Выскажите своё мнение о содержании текста. Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте своё мнение. Отметьте 2-3 средства выразительности, характерные для данного текста; объясните их роль и приведите примеры использования их в данном тексте.



Цель на доске: (открыть) каждый из вас к концу урока должен уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, зная его особенности, совершенствовать навыки написания сочинения-размышления.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

- Григорий Яковлевич Солганик, заведующий кафедрой стилистики русского языка МГУ, утверждает: «Язык художественной литературы – своеобразное зеркало литературного языка».

- Как вы понимаете это утверждение?

- Сегодняшний урок поможет вам найти ответ на этот вопрос. Ведь тема урока «Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль: сфера применения, функции, стилистические черты».

Вы узнаете, что художественный стиль отличается от других функциональных стилей русского языка особой эстетической функцией. Научная проза воздействует на разум, художественная – на чувство. В этом и заключается специфика художественной литературы.

Читают задание, формулируют цели урока.


































Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.






(Р) – выполнение пробного учебного действия

(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания

(П) – самостоятельное выделение познавательной цели


III. Объяснение нового знания

Цель этапа: зафиксировать полученную информацию.



1. Работа с учебником.

- Чтобы достигнуть цели урока, необходимо поработать с теоретическим материалом на стр. 310 вашего учебника.



- Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль речи?

- Какова главная функция художественного стиля?

- В чём выражается эстетическая функция художественного стиля?

- Какие средства художественной выразительности вам известны?

2. Составление кластера.

Средства художественной выразительности

Тропы Стилистические фигуры

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Гипербола

Олицетворение

Анафора

Антитеза

Бессоюзие

Градация

Инверсия

Параллелизм и др.

- Что называется тропами? Перечислите их?

- Какие стилистические фигуры вы изучили?

Итог.

- Какова цель художественного текста?

- Какова роль выразительных средств в художественном тексте?

- Что вам было уже знакомо? Что оказалось новым?





Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.












Составляют кластер, используя материалы учебника, работают в парах.

(необходимо для ЕГЭ, задание 24)














Пользуясь составленным кластером, готовят развернутые ответ на вопросы.



(П) – анализ, сравнение, обобщение

(П) – смысловое чтение

(П) – определение основной и второстепенной информации

(Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(Р) – планирование, прогнозирование





(Р) – контроль, коррекция,

(К) – умение выражать свои мысли,

(П) – владеть смысловым чтением,

(П) – классифицировать средства художественной выразительности,









(Р) – выдвигать версии для достижения цели,

(К) – излагать свои мысли

IV. Первичное закрепление во внешней речи

Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания


1. Работа в парах. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования. Карточка-консультант №1. (Приложение №1)

Цель: научить среди предложенных текстов определять текст художественного стиля речи, опираясь на его основные особенности. Обсудить результаты.

Приложение № 1

Карточка-консультант № 1 «Художественный стиль речи»

- Определите, какой из двух текстов относится к художественному стилю? Почему не второй текст?

- Что вы помните о других стилях речи?

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Объясните орфограммы.

  2. Определите основную мысль

  3. Озаглавьте отрывок

  4. Определите тип речи. Почему?

  5. Докажите принадлежность текста И.С.Тургенева к художественному стилю речи.

  6. Что важнее: информация, получаемая читателем, или впечатление от прочитанного? Поделитесь своим мнением, аргументируйте его.

  7. Назовите средства художественной выразительности, использованные в данном отрывке.


Помощник: материал учебника, ваши записи в тетрадях.

1.Был пр…красный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго.2. С самого ран…его утра небо ясно, утренняя заря не пыла…т пожаром: она разливается кротким румянцем.3. Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо лучезарное – мирно всплывает над узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. 4.Верхний, тонкий край неба растянутого облачка засверкает змейками, блеск их подобен блеску кованого серебра… 5. Но вот опять хлынули играющие лучи – величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. 6.Подобно островам разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной системы, они почти не трогаются с места; далее к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой…

( И. Тургенев)

Тестовая работа по тексту.

  1. Из предложений 1-5 выпишите предложение с последовательным подчинением.

  2. Из предложений 1-3 выпишите СБП .

  3. Из предложений 1-5 выпишите предложение, осложненное обособленным обстоятельством

Итог.

- Что мы повторили, работая с данным текстом?

- Что нам в этом помогло?


Работают в парах. Обсуждают новую информацию, опираясь на задания в карточке.








Отвечают на вопросы, вспоминают материал предыдущего урока.





(необходимо для ЕГЭ, задание9, 10,11, 16)

(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(П) – умение структурировать знания

(П) – использование знаково-символических средств

(П) – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

(П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий

(П) – выполнение действий по алгоритму

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – управление поведением партнёра

(К) – планирование учебного сотрудничества

(Р) – контроль, оценка, коррекция

(Р) – осознание качества и уровня усвоения

(Л) – осознание ответственности за общее дело,

(Р) – работать по плану, сверяясь с целью



















(П) – анализировать, доказывать правильность выбора,

(Р) – выдвигать версии



V.Итог урока

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности




- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?


Домашнее задание:

  1. Повторить теоретический материал по теме урока.

  2. Подобрать текст художественного стиля речи (15-20 предложений), доказать его принадлежность к данному стилю речи.

Или

  1. Составить памятку «Особенности стиля художественной литературы»

Или

  1. Создайте образную картину того, о чем говорится в учебнике математики

«Всадник и велосипедист едут по одной дороге навстречу друг другу. Расстояние между ними 2 км…



Отвечают на вопросы учителя.



(П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – учёт разных мнений

VI. Рефлексия

Цель: определить удалось ли понять тему урока

Продолжите фразу: «Художественный стиль речи отличается…

«В литературе язык занимает особое положение, поскольку…

- Как вы понимаете утверждение Г.Солганика: «Язык художественной литературы – своеобразное зеркало литературного языка»? Запишите ответ, уложившись в 2-3 предложения. Зачитайте ответы.


Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.



(Р) – рефлексия способов и условий действия





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калашникова Виктория Васильевна

Дата: 24.07.2015

Номер свидетельства: 223517


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства