Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I Организационный момент. Психологический настрой. Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу - Сегодня у нас необычный урок , урок посвящен к 80 – летнему юбилею эвенского ученого, поэта Лебедев В.Д. На этом уроке нам понадобятся: тетради, ручки, карандаши, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительная голова и конечно, хорошее настроение. Готовы! В тетрадях запишите сегодняшнюю дату. Классная работа. | Цель: -Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Цели: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок Организует выполнение задания по определению формулировки темы урока. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение темы и цели урока. Учить отстаивать свою точку зрения. | Формирование умения слушать и слышать. Нацеливание на успешную деятельность Принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи. |
II. Мотивация учебной деятельности Сегодня на уроке мы вспомним все ,что знаем о склонении имен прилагательных единственного числа - Прочитайте слова, что вы можете сказать про эти слова: слайд Снег ,снеговик, снежный, снежинка, снежная, заснеженный, снегоход, снежного. - Какое слово лишнее? Почему? (изменилась форма слова) Слова какой части речи? Прилагательные мужского, женского, в родит. падеже. Сформулируйте цель нашего урока . - Закрепим знания о склонении имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде ,узнаем о роли прилагательного в речи человека ,в художественной литературе, прочитаем новое произведение . Это и будет тема нашего урока. Итак, тема нашего урока : В.Д. Лебедев «Белый олень» Обобщение знаний о склонении имен прилагательных единственного числа. Задачи: Закрепить навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе. Закрепить умение склонять имёна прилагательные и определять род и падеж имён прилагательных в единственном числе. Закрепить умение разбирать предложение по членам предложения, составлять красивые предложения. Познакомить с употреблением прилагательных в литературной речи. Приобщить к литературе как искусству слова Ввести учеников в мир нравственных ценностей Умение работать в паре, оценивать свою работу и работу своего товарища. | Мотивировать школьника на изучение темы | | Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - формирование умения взаимодействовать в статичных парах на основе сочетательного диалога Отвечать на вопросы учителя |
III. Актуализация знаний. -Есть поэты ,которых узнают по одной строчке. Это строчка становится своего рода визитной карточкой художника и отражает глубинную суть его творчества .Есть такая заветная строчка и у эвенского поэта Василия Лебедева в его программном стихотворении «Белый олень». Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением В.Д.Лебедева «Белый олень».
| Цели: -организовать актуализацию умений обучающихся. Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий Психологический настрой учащихся | Оказать детям помощь при возникновении затруднений | - Ученик читает отрывок из стихотворения « Белый олень» В стаде оленьем рождается редко Олень белее снежной земли, Священный олень. Его мои предки Как символ света берегли И никогда не обрубали Ему ветвистые рога, Чтоб светом солнечным сияли
Вокруг него снега. Следовать режиму организации учебной деятельности. Личностные: - выражать положительное отношение к одноклассникам Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других Познавательные: - развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения Регулятивные: - оценивать результаты своей работы. Познавательные: - выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признакам. Регулятивные: -анализировать собственную работу. - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. |
IV Постановка проблемы Запись с доски в тетрадь. В стаде оленьем (каком?) рождается редко
Олень белее снежной (какой?) земли, Священный(какой?) олень. Его мои предки Как символ света берегли И никогда не обрубали
Ему ветвистые(какие?) рога, Чтоб светом солнечным(каким?) сияли Вокруг него снега. -Подчеркните имена прилагательные. -Поставьте к ним вопрос. -Что необычного вы заметили в этом отрывке? -Какие образы представили при чтении? -Какая часть речи нам в этом помогла? - Ребята, слова какой части речи вы использовали? (Прилагательные) - Какую роль в нашей речи играют прилагательные? (Они делают речь богаче) На какой же вопрос нам предстоит ответить в конце урока? | Цель: определить тему урока | Побуждает к высказыванию своего мнения. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана Работы. | Познавательные: определять тему урока; осуществлять поиск и выделение нужной информации Регулятивные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания |
«Открытие « нового знания. Работа по содержанию стихотворения В.Д.Лебедева. «Белый олень». а) До чтения - Стихотворение какого поэта мы сейчас вспомнили? Как оно называется? б) чтение стихотворения про себя -О ком говорится в стихотворении? - Каким вы его видите? - О каком животном вы прочитали? -Какой образ создал автор? -При помощи каких слов ? -К какой части речи относятся эти слова? Докажите. -На какие вопросы отвечают имена прилагательные? - Зададим вопросы по теме имя прилагательное. - оценим за знание теории. - определим род и падежи имен прилагательных. Как определить падеж имени прилагательного. самооценка, вопросы по теме. Какая цель нашей работы -Опишите это чудесное животное | Привлечение внимание детей к новым открытиям. | | -стихотворения В.Д.Лебедева. - «Белый олень». Познавательные. Регулятивные: -уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое. Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - Говорится о священном олене. -Мы его видим белым, как белый снег. - Прочитали о северном белом олене. - При помощи слов: священный, белый, ветвистые, снежной. -Эти слова относятся к именам прилагательным. -какой, какая, какие? |
Словарная работа. -На что обращает внимание читателей автор? (что редко рождается белый олень) -Объясните строку « Олень белее снежной земли, священный олень». ( священный олень он белый ,белый как снег). | Цели :обогащать словарный запас учащихся; формировать познавательные интересы ; совершенствование всех видов речевой деятельности. | | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое. Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. |
Самостоятельная работа. Самопроверка. Просклоняем прилагательные, сделаем вывод 1 вариант – снежная земля 2 вариант – священный олень - Проверьте написание слов. - Какого рода имена прилагательные. -Как узнали род? - Работаем самостоятельно. - Проверка сверяем с доски. . Как проверить окончание имени прилагательного? - Делаем вывод. | Цели: показать умение самостоятельно находить прилагательные ,и определять род , число прилагательных | Проводит инструктаж о работе в группах, организует работу в группах и устную проверку Организовать индивидуальную работу и проверку в парах. Проводит инструктаж о работе с чужой тетрадью | Цели: - проверить умение умение склонять имёна прилагательные и определять род и падеж имён прилагательных в единственном числе |
V Физминтука Мы шагаем друг за другом Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. (Дети выполняют движения и считают.) | | Проводит физкультминутку. | |
VI Работа в группах . Работа в тетради по группам. Составьте словосочетания прилагательное + существительное из слов данного отрывка стихотворения. 1 группа выписывает имена прилагательные мужского рода, составляет предложение . 2 группа выписывает имена прилагательные женского рода составляет предложение . Взаимопроверка . Проверим выполненное задание Как определяли род и число прилагательных? (По существительным). | Цели: - проверить умение умение склонять имёна прилагательные и определять род и падеж имён прилагательных в единственном числе Цели: -организовать самостоятельное выполнение практического задания в форме коммуникативного взаимодействия | Организовать работу в группе Обеспечивает понимание обуч-ся предстоящей самостоятельной работы. Оказывает необходимую помощь. Организует проверку Организует оценочные высказывания учащихся. Организует взаимопроверку по эталону. Организует оценочные высказывания учащихся. | Использовать речь для регуляции своего действия. Выполнять взаимопроверку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Выполнять самопроверку и самооценку учебного задания |
VIII. Обобщение знаний. О чем говорится в стихотворении ? По древнему эвенскому преданью ,белый олень считался священным животным , приносящим счастье. -Что приносит людям смерть священного оленя? (счастье) -Можно ли ездить на священном олене? (нет это великий грех) Мы выполнили большую работу. Давайте обобщим знания о склонении прилагательных в единственном числе. | Закрепить изученный материал | Организует закрепление знаний. Организует фронтальную работу. ( Постановка, цели и план действий); Организует фронтальный опрос | Регулятивные: -уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. |
– Что вы знаете об имени прилагательном? (Ответы детей) – Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? – Как определить падеж имени прилагательного? – Прилагательные, какого рода склоняются одинаково? (М.р. и ср.р.) – На какие вопросы отвечают и какие окончания имеют прилагательные м.р. и ср.р. в Т.п. и П.п.? (Каким? [им] – Т.п., о каком? [ом] – П.п.). – В каких падежах прилагательные ж.р. имеют одинаковые окончание? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п., - [ой]). | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания (Познавательные УУД) |
IX.Рефлексивно-оценочный этап Вот и подошел к концу урок. -Какие шаги нужно совершить, чтобы правильно определить род имени прилагательного? – Какие задания вызвали затруднение? – Вы сегодня дружно и творчески работали. - Оцените свою работу на уроке. -Отметки за урок за письменную работу !!!. – Возьмитесь за руки, улыбнитесь тому, с кем вам понравилось работать, тому, чья работа вам понравилась. – Я тоже очень рада. Спасибо вам! На уроке - я узнал… - я научился… - мне понравилось… 2. Мое настроение... | Цели: - подвести итог проделанной работе на уроке - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке. | Регулятивные: - осуществлять пошаговый и итоговый контроль - уметь оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое. Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. |
Домашнее задание Инструктаж домашнего задания. | - Задание даётся на карточках по вариантам. I вариант- составить предложения II вариант- составить текст Обеспечить понимание содержания домашнего задания | | |