kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Старославянские и древнерусские приметы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме «Старославянские и древнерусские приметы»

Цель урока:

Создать условия для формирования языковой компетенции учащихся через освоение старославянских и древнерусских примет, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности

 

Ход урока:

  1. Работа с таблицей «Старославянские и древнерусские приметы»

№п/п

Старославянские приметы

Древнерусские приметы

1

Неполногласие (брег)

Полногласие (берег)

2

Начальное Е (езеро,есенъ)     

Начальное  О (озеро, осень)

3

Начальный слог РА, ЛА  

(работа, ладья)                          

Начальный слог РО, ЛО

(робота, лодья)      

4

Щ (нощь, хощет)         

Ч (ночь, хочет)

5

ЖД (рождество)                  

Ж (рожество)

6

Й- выпадает (синя)            

Й- не выпадает (синяя)

7

В окончаниях прилагательных

АГО-ЯГО (большаго, синяго)              

ОГО-ЕГО

(большого, синего)

8

ТЪ - у глагола 3 лица (делаетъ)      

Ть– делаеть,

поеть

9

АКИ, АЩЕ,  ЕГДА – СОЮЗЫ 

ЯКОЖЕ, ПОКА, КОГДА

10

Местоимения 1лица-АЗ 

З лицо – ЕЯ                                     

1лицо-ЯЗ

З лицо - ЕЁ

11

Прошедшее время со  связкой ЕСТЬ ЕСМЬ БЫЛ                 

Без связки ПИСАЛ БЫ             

II.  Тренировочные упражнения

1. Объяснить чередования в корнях следующих слов;      взять -.взи­мать,        занять – занимать.

2. О каком качестве шипящих согласных и Ц, говорит орфография
древних памятников в следующих словах: мужъ, похожю, дущя,
мчю, отьць.

3. Чем обусловлено чередование (Д) – (Ж) – (ЖД) в словах типа хожу -
хождение?

4. Как отличается произношение древнерусских гласных О, А. от со­
временных, в словах типа: корова, молоко, собака! Как это явление
отражается в современном правописании?

5. Найдите старославянские слова в отрывке из произведения 

М.В.Ломоносова:

 В безмолвии внимай, вселенна.:

 Се хощет лира восхищена

 Гласить велики имена.

III. Обобщение.

Древнерусский язык - общий язык восточных славян, сформировав­шийся в древнерусском государстве в VII - VIII в.в. Оно просущест­вовало до XIV - XV в.в., пока древнерусский язык распался на три от­дельных языка - русский, украинский, белорусский.

IV. Домашнее задание:

1. Знать таблицу.

2. Выписать из произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»  старославянизмы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Старославянские и древнерусские приметы »

Конспект урока по теме «Старославянские и древнерусские приметы»

учителя русского языка и литературы МБОУ РСОШ №1 с.Родино Родинского района Алтайского края

Цель урока:

Создать условия для формирования языковой компетенции учащихся через освоение старославянских и древнерусских примет, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности


Ход урока:

  1. Работа с таблицей «Старославянские и древнерусские приметы»


№п/п

Старославянские приметы

Древнерусские приметы

1

Неполногласие (брег)

Полногласие (берег)


2

Начальное Е (езеро,есенъ)

Начальное О (озеро, осень)


3

Начальный слог РА, ЛА

(работа, ладья)

Начальный слог РО, ЛО

(робота, лодья)

4

Щ (нощь, хощет)

Ч (ночь, хочет)

5

ЖД (рождество)

Ж (рожество)


6

Й- выпадает (синя)

Й-не выпадает (синяя)

7

В окончаниях прилагательных

АГО-ЯГО (большаго, синяго)

ОГО-ЕГО

(большого, синего)

8

ТЪ - у глагола 3 лица (делаетъ)

Ть– делаеть,

поеть


9

АКИ, АЩЕ, ЕГДА – СОЮЗЫ

ЯКОЖЕ, ПОКА, КОГДА

10

Местоимения 1лица-АЗ

З лицо – ЕЯ

1лицо-ЯЗ

З лицо - ЕЁ

11

Прошедшее время со связкой ЕСТЬ ЕСМЬ БЫЛ

Без связки ПИСАЛ БЫ


II. Тренировочные упражнения


1. Объяснить чередования в корнях следующих слов; взять -.взи­мать, занять – занимать.

2. О каком качестве шипящих согласных и Ц, говорит орфография
древних памятников в следующих словах: мужъ, похожю, дущя,
мчю, отьць.

3. Чем обусловлено чередование (Д) – (Ж) – (ЖД) в словах типа хожу -
хождение?

4. Как отличается произношение древнерусских гласных О, А. от со­
временных, в словах типа: корова, молоко, собака! Как это явление
отражается в современном правописании?

5. Найдите старославянские слова в отрывке из произведения

М.В.Ломоносова:

В безмолвии внимай, вселенна.:

Се хощет лира восхищена

Гласить велики имена.


III. Обобщение.


Древнерусский язык - общий язык восточных славян, сформировав­шийся в древнерусском государстве в VII - VIII в.в. Оно просущест­вовало до XIV - XV в.в., пока древнерусский язык распался на три от­дельных языка - русский, украинский, белорусский.


IV. Домашнее задание:

1. Знать таблицу.

2. Выписать из произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» старославянизмы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Старославянские и древнерусские приметы

Автор: Гребельная Надежда Павловна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148500


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства