Просмотр содержимого документа
«Совремменый урок русского языка в 9 классе на тему "Моральная диллема"»
Речь для защиты урока
Слайд 1. Здравствуйте, я, Абилова Салтанат Аликовна учитель русского языка и литературы Тайыншинского района Карагашской средней школы.
Тема предлагаемого урока: «Моральная дилемма». Данная тема рассматривается в рамках сквозной: «Дилемма и выбор» в9 классе.
Слайд 2. Цели урока соответствуют целям обучения учебной программы. На данном уроке продолжается обучение навыкам слушания и говорения. По слушанию все аспекты цели отрабатываются. По говорению – я обращаюсь к аудиотексту.
Поставленные на уроке цели опираются на принцип СМАРТ, потому что он позволяет вывести учащихся к результату – к созданию аргументированного высказывания.
Дифференциация целей следующая.
Все учащиеся смогут определить на основе прослушанных аудиотекстов решение проблемных вопросов, опираясь на тезис и аргументы анализируемых текстов; участвовать в полемике, синтезируя разные точки зрения на решение проблемного вопроса; использовать парцелляцию.
Большинство учащихся смогут участвовать в полемике; синтезировать различные точки зрения на решение проблемного вопроса; выразить собственные идеи решения проблемного вопроса, опираясь на точку зрения анализируемых текстов и дополнительные источники;
Некоторые учащиеся смогут участвовать в полемике, синтезировать точки зрения на решение проблемного вопроса; делать выводы на основе полученных сведений из текста, выражая собственную точку зрения, подтверждая ее своими аргументами, опираясь на тезисы; убедить аудиторию в правоте своей позиции; парцеллировать предложения.
Для эффективного достижения целей урока использую активные методы обучения. На этапе вызова применяю прием «Ассоциации», который станет для учащихся эмоциональной отправной точкой. На этапе актуализации использую метод «Спарринг», который позволяет за короткое время: во-первых, учащимся собрать материал по предыдущей теме,а учителю проверить усвоение полученных знаний на прощлом уроке. Учащимся предлагаю посмотреть видеоролик «Выбор за тобой!» и подумать. Благодаря просмотренному видеоролику учащиеся самостоятельно выходят на тему урока и формулируют цели.
Данный урок развивает навык слушания, поэтому делится на несколько этапов.
Слайд3. На уроке использую методы «Плеймест» и «Займи позицию», графический органайзер «Проблема-Решение». Почему я выбрала именно эти методы? Эти методы на мой взгляд беспечивают хорошие результаты.
Слайд 4.Метод « Займи позицию» дает возможность развивать умение диологически взамидействоватьс теми у когодругая точка зрения, отстаивая свою точку зрения активируя речевые навыки, а также вырабатывать активную жизненнную позицию.Метод активизирует мыслительную деятельнсть, формирует умения оценивать ситуацию, обосновывать свою позицию. Этот метод способствует устойчивой положительной мотивации ученика к изучению предмета, формирует познавательную активность, изучать материал из дополнтельных ресурсов, чтобы найти решение проблемого вопроса и участвовать в полемике. Полемика – продуманная учителем деятельность, который сфокусирована на учениках. Позволяющая вовлечь их в групповое решение проблеммы. Класс делю я на 4 небольшие группы (гетерогенные группы), и каждой группе после прослушивания аудитекстов задаю проблемный вопрос. 1-ой - Должна ли Хельга спрятать Рашель? Почему? 2-ой группе - - Был ли Джим прав? Почему? 3-ой группе -почему мы молчим, глядя в небеса? 4-ой группе - Был ли Джим прав? Почему?
Каждая группа выбирает позицию «за» или «против», отбсуждают ее в группе. Затем выступает каждая группа, отстаивая свою позицию. Каждый аргумент оценивается и анализируется со стороны группы с противоположным мнением, тем самым организуя полемику. Определнная тактика («опровержение аргумета») и использование полемических приемов облегчают победу в полемике. Уащимися может быть задан альтернативный вопрос. Для активизации учащихся подбадриваю их репликами типа: «хорошая мысль»,«интересный подход, но…», «давайте подумаем вместе», «какой неожиданныйоригинальный ответ», либо делая акцент на разъяснение смысла противоположных точек зрения и необходимо размышлять вместе с учениками, помогая при этом им формулировать свои мысли, и развивать сотрудничество между собой и ими.
На мой взгляд, такая дискуссионная форма как полемика особенно полезна для слабомотивированных учеников. Работа в группе , как правило, благотворно влияет на самооценку таких детей. Этот метод позволил мне сэкономить время для выполнения последующих заданий, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
Слайд 5.Для реализации целей и по слушанию, и по говорению использую разные способы дифференциации: дифференциация ресурсов и дифференциация по степени и характеру помощи учителя, дифференциация в организации групповой работы (гетерогенные группы).
Дифференциацию ресурсов использую на предтекстовом этапе. Перед всеми учащимися даю задание: найти лексическое значение слов, которые Анализируя качественный состав групп, я прихожу к выводу, что некоторые группы быстрее других выполнят основное задание. Поэтому я предлагаю им дополнительное: составьте предложение сэтими , используя парцелляты. Таким образом, все учащиеся учатся в меру своих языковых возможностей. Слабые прорабатывают текст, сильные разивают образное мышление.
Создание монолога происходит дифференцированно: по степени и характеру помощи учителя.
Слайд 6. Для определения уровня достижения цели по говорению мною сформулированы критерии оценивания: участвует в дискуссии по предложенной проблеме, аргументируя собственные утверждения; извлекает нужную информацию из аудиотекста. Для реализации критерия разработано задание, к заданию - дескрипторы: определяют проблему полемики в тексте; участвует в дискуссии по предложенной проблеме, аргументируя собственные утверждения; приводит сильные аргументы, выражает свое отношение к поступкам героя, при обсуждении дилеммы подтверждает свою точку зрения примерам, лирического героя, использует средства выразительности речи.
Обратная связь через критерии и дескрипторы помогает понять и ученику, и учителю, в какой степени цель достигнута.
Слайд 7.Анализ микропреподавания позволил определить дальнейшие действия по совершенствованию плана урока:
Конкретизировать цели, исходя из способностей учеников.
Подбирать правильные способы дифференциации.
Использовать на уроке полиязычие.
В дальнейшем в практике планирования урока буду использовать различные активные методы обучения, способы дифференциации и пошагово соблюдать процесс формативного оценивания.