Образовательная: знакомство учащихся с историей почтового конверта, правилами его заполнения;
Развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся;
Воспитательная: воспитание внимательного, доброго отношения к близким людям; воспитание интереса к эпистолярному жанру, воспитание любви к родному языку.
Оборудование: выставка разных конвертов, чистый конверт для оформления, чистый лист бумаги, схема солдатского треугольника, мультимедийный проектор
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сорочка письма или История почтового конверта »
Цель урока:
Образовательная: знакомство учащихся с историей почтового конверта, правилами его заполнения;
Развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся;
Воспитательная: воспитание внимательного, доброго отношения к близким людям; воспитание интереса к эпистолярному жанру, воспитание любви к родному языку.
Оборудование: выставка разных конвертов, чистый конверт для оформления, чистый лист бумаги, схема солдатского треугольника, мультимедийный проектор
Уч.-ль: Ребята наш урок мне бы хотелось начать с загадки. Она перед вами на доске и на экране. Попробуйте её отгадать:
Заклеили клеем прочно, И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею, - Получу и вмиг расклею.(слайд 3)
(Ответы учащихся)
Учитель открывает доску, на которой записана тема классного часа.
Сорочка письма… такое образное определение даёт В. И. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка слову конверт.
Уч-ль: А как вы думаете, ребята, это слово русское или заимствованное?
(заимствованное) Что нам указывает на это?
Нехарактерное для русского языка соседство двух согласных звуков.
И сегодня я предлагаю вам познакомиться с историей этого предмета, без которого невозможно отправить письмо по почте. А помогут мне в этом ученики 7 класса.
Начиналось всё так: ( рассказ семиклассника)
От любопытных глаз
Поначалу письма обходились без «одежды». Древние новгородцы, например, обменивались берестяными грамотами, свёрнутыми текстом наружу. Адрес писали на берестяном ярлычке привязанным к свёртку. Такая пересылка имела значительное неудобство. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ КАКОЕ? ( ответы пятиклассников).
Конечно, вы правильно догадались
Письмо было не защищено от любопытных глаз. Это и есть ответ на вопрос:
«Почему появился конверт?» Сначала даже не конверт , а обычай складывать письма, так, чтобы текст был внутри, а место для адреса снаружи.
Уч-ль: Вот, оказывается, как появился почтовый конверт.
А сейчас вы услышите рассказ об одном из спутников почтового конверта.
( рассказ семиклассников, демонстрация сургучной печати)( слайд 5)
Сургучные печати
Письмо стало само себе конвертиком. Уже с этого времени его спутником становится сургуч, ввезённый в Европу из Китая через Индию. Для того, чтобы узнать о чём письмо, нужно было сломать сургучную печать. Изобретение сургуча долгое время позволяло сохранять тайну переписки.
Ребята, а кто-нибудь знает, что такое сургуч?
В основе сургуча смола или воск, добавками могли служить мел или гипс, которые красили разными красками и продавали в виде отполированных палочек. Сургуч не должен был терять твёрдость при жаре летом и в тоже время легко плавиться от пламени свечи. Цвет сургучной печати мог уже многое сказать о содержании послания. Красный сургуч-письмо деловое, белая печать- свадьба, коричневая звала на праздник, чёрная- на похороны.
В других случаях использовались жёлтые, зелёные серебрёные и даже
золоченые печати ( зависело это от положения отправителя (адресанта)
письма)
Итак, запомните, тот, кто отправляет письмо называется АДРЕСАНТОМ,а тот, кто получает письмоАДРЕСАТОМ.( слайд 6)
Грамотки не распечатывать
(рассказ семиклассника)
Во время правления Петра Первого вступил в силу закон о защите корреспонденции. Так в Указе о Сибирской почте говорилось: «Велеть ничьей грамотки не распечатывать, чтоб всяк, заплатив, был обнадёжен».
Человеческое любопытство оказывалось порой сильнее царских указов, так что сургуч продолжал выполнять свою роль.
Но постепенно у него появился соперник-клей.
Уч-ль: Вспомните загадку в начале урока.
Изменился и сам конверт: он отделился от письма и стал его «сорочкой».Но иногда письму и конверту приходилось вновь объединяться в целое. Например, письма-треугольники времён Великой Отечественной войны.(слайд7,8) А вы, ребята, умеете их складывать?
Уч-ль: Давайте попробуем. Возьмите чистый лист бумаги, он у каждого на парте. Перед вами схема сложения на экране, слушайте внимательно меня и повторяйте за мной. ( слайд 9)
Оболочка - глиняная и бумажная
Слово «конверт» произошло от латинского глагола, означающего «превращать, оборачивать» возвращает нас к тем временам, когда в конверт превращали самое письмо. Самые древние сведения о конвертах относятся к Ассирии и Вавилону. Люди писали на глиняных табличках. После обжига таблички с текстом письма ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-"письмо" и табличка-"конверт" не становились единых куском. "Конверт" разбивали и читали "письмо".
Бумажные конверты появились только в 17 веке, а их массовый выпуск для почтовых целей начался в 1820 году по инициативе английского книготорговца Брюера. Это были маленькие изящные карточки для писем, которые стали невероятно популярны. Однако адрес на них еле умещался. В общем нужен был конверт, и Брюер решил делать их специально для продажи. Цветная подкладка
Вскоре появились конверты самых разных размеров- от совсем маленьких для визитных карточек, до больших, в которых в наше время приходят рукописи в редакции. Это были конверты самых разных цветов, художественно оформленные. Но, конечно, главное внимание уделялось тому, чтобы конверт не разглашал содержания весточки. Поэтому их стали делать с подкладкой из тонкой цветной бумаги.
Уч-ль: Давайте рассмотрим конверты, которые представлены на небольшой выставке. ( слайд 10)
Вот, оказывается, какой долгий путь в истории проделал, казалось бы, обычный сложенный листок бумаги, для того, чтобы стать почтовым конвертом, которым в его привычном виде люди пользуются уже несколько веков. Давайте поблагодарим за интересные и познавательные рассказы семиклассников.
Но, если положить письмо в конверт, оно всё равно не дойдёт до адресата, потому что конверт нужно правильно оформить, и мы с вами сейчас поучимся это делать.
(на экране высвечивается алгоритм-образец заполнения конверта) (слайды11-13)
От кого Колпашниковой Р.В.
Откуда г. Тверь ул. Вагжанова д.2
Индекс 170000
Кому каждый пишет свою фамилию в родительном падеже и инициалы
Куда г. Тверь ( каждый пишет свой домашний адрес)
.Индекс 17
Подошёл к концу наш урок, надеюсь, что вам было интересно и нам предстоит ещё поговорить об истории появления почтовой марки и научиться правильно, грамотно и красиво писать письма.