kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сопоставление легенд и преданий верхоянских якутов и тюгясирских эвенов о заселении территории Верхоянья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор эвенов и саха отражает историю развития этноса. Фольклор – это особый вид знания о человеке, о мире, где формируются традиции, определяется его сознание. Фольклор малочисленных народов севера все еще функционирует, потому что у них сохраняется традиционный уклад жизни, традиционное мировоззрение, своя психология, нравственные ориентиры. Молодое поколение северян воспитано в европейских традициях восприятия мира и жизни. Однако, кроме осмысления и восприятия мира на современном уровне, в них все еще живет генетически заложенная фольклорная память. Эта память выражается в стремлении создавать современный фольклор, используя народные традиции.

            Хорошо известны фундаментальные публикации об эвенкийских эпических сказаниях. Имеются публикации исследований эвенского фольклора Магаданской и Камчатской областей, Охотского района Хабаровского края, Юго-Восточной Якутии, но совершенно не исследован фольклор тюгясирских эвенов (ламутов). Вопрос о взаимосвязях фольклора северных тунгусов с якутским фольклором может стать одним из интереснейших направлений. По словам ученого А.А. Бурыкина, «нельзя не отметить того, что количество опубликованных текстов – образцов эвенского фольклора пока явно не отражает подлинного богатства жанрового и сюжетного репертуара устного творчества эвенов».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сопоставление легенд и преданий верхоянских якутов и тюгясирских эвенов о заселении территории Верхоянья»

Введение.


Фольклор эвенов и саха отражает историю развития этноса. Фольклор – это особый вид знания о человеке, о мире, где формируются традиции, определяется его сознание. Фольклор малочисленных народов севера все еще функционирует, потому что у них сохраняется традиционный уклад жизни, традиционное мировоззрение, своя психология, нравственные ориентиры. Молодое поколение северян воспитано в европейских традициях восприятия мира и жизни. Однако, кроме осмысления и восприятия мира на современном уровне, в них все еще живет генетически заложенная фольклорная память. Эта память выражается в стремлении создавать современный фольклор, используя народные традиции.

Хорошо известны фундаментальные публикации об эвенкийских эпических сказаниях. Имеются публикации исследований эвенского фольклора Магаданской и Камчатской областей, Охотского района Хабаровского края, Юго-Восточной Якутии, но совершенно не исследован фольклор тюгясирских эвенов (ламутов). Вопрос о взаимосвязях фольклора северных тунгусов с якутским фольклором может стать одним из интереснейших направлений. По словам ученого А.А. Бурыкина, «нельзя не отметить того, что количество опубликованных текстов – образцов эвенского фольклора пока явно не отражает подлинного богатства жанрового и сюжетного репертуара устного творчества эвенов».

В эвенском фольклоре исследователи выделяют следующие жанры: сказки, легенды и предания (не всегда четко разграничиваемые), песни, загадки, песни-заклинания, обрядовый фольклор.

Основные прозаические жанры эвенского фольклора в языке эвенов обозначаются терминами «нимкан» (сказка) и «тэлэн» (рассказ, предание, легенда). В качестве синонима к обоим словам употребляется слово «оси» (сказание, рассказ о прошлом), синонимом для слова «тэлэн» является слово «улгур» (рассказ, предание).

Важные исторические события, какие-то знаменательные факты всегда сохранялись в памяти народа, передавались из поколения в поколение. События эти касались известных людей, нередко – простых людей, но совершивших нечто невероятное. И если бы не легенды и предания, не коллективная память, многое было бы утеряно безвозвратно, прервалась бы «времен связующая нить».

В каждой местности есть своя история, свои удивительные события и герои. Рассказы о них, передаваясь из уст в уста, от поколения к поколению, обрастают вымыслами, но не теряют внутренней правды. Эта правда – историческая память, характерная для предания. В преданиях сообщается о знаменитом роде или известном человеке, об освоении той или иной местности или о подвиге какого-либо героя. Легенды же отличаются от преданий тем, что в них всегда присутствует чудо.












-1-


I часть.

В своем исследовании я со своим руководителем решила сопоставить предание «Кээлбэс», записанное Слепцовым Иннокентием Николаевичем, фольклористом, заслуженным учителем РС (Я), и легенды Верхоянья о том, как появились первые тюгясирские эвены и якуты на территории Верхоянья. Но сначала рассмотрим, что говорят историки о том, как заселили Верхоянскую землю якуты и саккырырские (тюгясирские) эвены.

Родовое название тюгясиров – «тюгес» - очевидно, тотемического происхождения. Предки тюгясиров почитали птичку «тюгес» (по-якутски «чооруос»), считая ее своим предком и покровителем.

По сведениям историков, тюгясиры еще в конце 16 – начале 17 вв. освоили северную часть Верхоянского хребта. По преданиям, тюгясиры считают себя пришельцами с востока.

В эвенском языке значительное количество диалектных различий (около двадцати). Есть якутские и монгольские заимствования. По гипотезе историка А.П. Окладникова, якуты считали сортолов (многочисленный лесной народ монгольского происхождения, вошедший в состав локальной части якутов Вилюйского и Верхоянского улусов) предками тунгусов и других северных племен. Есть мнение, что сортолы Верхоянского района исчезли так же быстро, как и проникли. По преданиям, их гибель была связана с оспой, а оставшихся в живых добили пришлые оленеводческие тунгусы.

Наряду с этим сильно и аборигенное влияние на культуру эвенов северо-западного Верхоянья, в частности, юкагиров, чукчей и, возможно, самодийцев. Именно заимствованные элементы и придают эвенской культуре своеобразие и позволяют отделить ее от эвенкийской.

Так, в 18-19 веках, постепенно передвигаясь с восточной стороны, эвены кочевали с Верхоянских гор до окраин ручьев, впадающих на Яну и Лену. Здесь они ясак не платили, стали жить более спокойной, мирной жизнью, чем прежде.

Итак, эвены Янского бассейна родом от эвенов ламы, тюгэсиир, дэлээгир, кюнючюр, пришедших с восточной стороны, к которым присоединились вилюйские эвены – род буйахсыр, якуты с верховьев Яны, южные якуты и многие другие.

На северные плоскогорья, пишет В.Л. Серошевский, якуты проникли почти одновременно с русскими и отчасти в союзе с ними. По преданиям, они пришли туда, убегая от русских же. «Первый раз пришли, когда русские убили Тыгына, второй раз опять много пришло с юга якутов, убегая перед оспой». (Верх. ул., 1881 г.)

Очень интересны карта расселения якутских племен в первой половине 17 века (С.А. Токарев) и «Схематическая карта расселения якутских племен и походов Тыгына до прихода русских, по историческим преданиям якутов…». С.А. Токарев отмечает племена байдунцев, эргитов, ольгейцев, юсальцев, туматов и одугейцев, основным районом проживания которых по данным 1676 г. являлись бассейны рек Дулгалаха, Сартана и Яны, со среднего течения Адычи до ее устья. Район проживания тунгусов и ламутов – бассейн реки Яны со среднего течения до устья. А.П. Окладников отмечал в долине Яны следующие племена: сартыалы-балганнары, юкагиры-ханаайцы, байдыларцы; в долине р. Адычи – кункугуры и дэллээнкирцы. Примечательно, что многие названия якутских племен долины Яны впоследствии стали географическими и административными названиями и существуют на географической карте Якутии и сегодня, например, Эгинский и Эльгетский наслеги (эргиты и ольгейцы), Адычинский наслег (одучейцы) и т.д.

- 2 -

Таким образом, к началу 30-х годов 17 века население долины Яны в основном составляли якуты. В верховьях притоков Яны, к Верхоянским горам, жили ламуты

(тюгясирские эвены), по нижнему течению Яны – тунгусы, а в верховьях притоков Яны, к хребту Черского – юкагиры.

Основным занятием якутов являлось скотоводство и коневодство; тунгусов, юкагиров и ламутов – оленеводство. Все племена, населяющие долину Яны, занимались охотой и рыболовством.

В сравнении с тунгусами, юкагирами и ламутами якуты в своем развитии находились на более высоком уровне. Они пользовались железом и были хорошо вооружены, а это имело немаловажное значение. Из легенд и преданий нам известно, что якуты, как пришельцы, постоянно ощущали сопротивление изгнанных ими из своих земель племен. Но особо крупные столкновения якутов с ламутами и тунгусами неизвестны. Тунгусы и ламуты не оказывали особого сопротивления, чего не сказать о юкагирах. Воинственные юкагирские племена не желали расставаться со своими землями. Но и среди янских якутов не было межплеменного единства. Из преданий известно, что особенно сильной была вражда между байдунцами и юссальцами, байдунцами и эгинцами. С приходом русских казаков янские якуты не оказали сопротивления и добровольно согласились платить ясак. Янские якуты рассчитывали на защиту их от набегов воинственных племен.


























- 3 -

II. Часть

Фольклорные предания о том, как зародились человеческие племена от первопредков представляют собой устную летопись о прародителях. От слов сказителей они были записаны учеными, историками, фольклористами. В книге П.Л. Казаряна «История Верхоянска» приводится легенда об открытии р. Яна и появлении в долине Яны якутов. Согласно ей, в начале 16 века, осенью, один из промышленников (охотников) тунгусов охотился у подножия Верхоянского хребта и дошел до р. Тукулан, дальше которой на север пути не было, ибо его преграждали каменные утесы. Охотник собирался возвращаться, но находящаяся с ним собака «пробралась по малой паде горы в верх на хребет». Тунгусу стало жалко оставлять охотничью собаку, и он начал подниматься вверх, вслед за собакой. Когда же он поднялся до самой вершины, то увидел на северной стороне гор озеро, окруженное высокими скалами. Спустившись вниз и дойдя до озера, он увидел начинающуюся с озера речку. «…Любопытство принудило его, - передают сказители, - проследить далее вниз по течении этой речки и приходя верст 20-ти нашел поля, далее и другая подолейшийся в эту – посторонняя речка, от чего образовалась большая река, по берегам коих он нашел ровнины озерья поля и плодородная местность неожиданными промыслами разных зверей». Так впервые была открыта долина неизвестной реки. Любопытно, что тунгусского охотника звали «…Яной, то есть по произношению бродячему тогдашних времен: Храброй. Сей тунгус, рассмотрев все удобства и промышленности найденной им реки, возвратился со своей путеводительницей к товарищам и бродящих (кочующих), передал свое открытие, а через их осведомясь и якуты…». Якуты, которые занимались охотой, узнав о богатых промысловых местностях за хребтом, начали переселяться туда. Первым поселившимся из них был якут по имени Элегяй Батыр, за ним – Хаптагай (легеда «Хаптагай Баатыр»).

И.А. Худяков в статье «Первое появление якутов в Верхоянском округе и обложение их ясаком русскими» автор приводит другую легенду о появлении якутов в долине Яны: «…Якут Урю-Черегярь (высокий и прямой) после покорения Тыгына (один из могущественных князей в Центральной Якутии) русскими держал путь с семейством к северо-востоку. Он перешел Верхоянский хребет и достиг р. Индигирки; здесь он встретил тунгусов, которым не понравился этот гость, они напали на него, но убили только семейство, а сам якут сбежал обратно по направлению к Верхоянску, сначала он остановился на месте Энгялердя по р. Адыче, но встреча с тунгусами заставила его продолжить путь до Якутска. Свобода, обширность, необитаемость мест, лежащих по новому пути, завлекли Урю-Черегяря обратно, но возвращаться один он не решился, боясь встречи с тунгусами, поэтому он пригласил четырех якутов с семейством – это были Юссаль, Байду, Янге и Харя. Семейства эти, по прибытии в нынешний Верхоянский округ, разместились по берегам рек и речек; так, Юссаль по реке Дулгалах, Байду на местечке Элерсебют – по р. Биллях; Янге по р. Адыча и Харя – на местечке Чагур, по р. Бытантай».

О заселении саккырырской земли говорится в сказаниях «Об оставленной стреле из лука на стволе лиственницы» и «Кээлбэс».

В первой легенде рассказывается, что «во времена, когда шли беспощадные межплеменные войны, с восточного притока реки Яны, с целью уйти от изнурительных схваток и истребления, ушел из обжитых родных мест, взяв с собой жену, детей, табун лошадей, стадо крупного рогатого скота, находчивый старик Дьусаал. Было у него семь сыновей. Проведя в пути много дней и ночей, наконец-то достиг он плодоносного устья речки Бытантай. Остановился, построил дом, наладил быт и начал жить да поживать. Но их покой нарушили чужие племена, напали внезапно тридцатью всадниками, начали


- 4 –

беспощадно убивать. Избежать погибели удалось только двум сыновьям: Иэлику и Тиэлику.

Знаток обычаев и преданий эвенов рода тюгясир, Иннокентий Николаевич Слепцов в своем сборнике «Кээлбэс» собрал несколько преданий о жизни эвенов до прихода русских (кыргыс уйэтэ). В предании о старике Кээлбэсе, его двух женах и девяти сыновьях говорится о том, что род Кээлбэс приплыл вниз по реке Лене и через речку Дьаардьаан нашел эту землю, породнился с кочевыми эвенами. Так образовался целый род эвенов. Об этом И.Н. Слепцов пишет следующее: «От их потомков образовались многочисленные племена эвенов: на побережьях реки Лена – род ньаку, в Булуне – борус, у рек Омолой и Бытантай – род тюгясир, в Усть-Янске – мэмэл, у реки Индигир – дудки, на Колыме – илкэн, на Яне – ламынха».

В Верхоянских легендах о заселении территории Яны содержание звучит иначе. В первой легенде о старике Суодьаахе, его жене и двух малолетних сыновьях говорится, что они бежали на северо-восток, проиграв в военных действиях. Во второй легенде говорится, что старик Суодьаах переселился со своим племенем, воинами в поисках лучших земель. С этой легенде говорится, что с собой у него была только беременная собака. В другой – с собой у них было стадо коров и лошадей. В первой легенде Суодьаах произвел пал травы и сказал: «Если это место пригодно для проживания, то пал будет гореть в течение трех лет». Так и случилось. Пал горел три года, и после люди заселили территорию Верхоянья. Во второй легенде шаман Хабах с помощью Суодьааха отправляет Хаьыырара за тридцать верст из-за того, что последний будил всех громким криком и мешал Хабаху спать. Затем земли Суодьааха начали называть «первым Юсалом», а земли Хаьыырара – «вторым Юсалом».

В третьей легенде речь идет о двух женщинах и двоих мужчинах, которые искали на Верхоянской земле свое счастье. Под счастьем они имели в виду богатые и обширные земли, обилие рыбы и зверя. Весть о них прошла далеко, и вслед за ними пришли другие якуты. За то, что они откололись от своего племени, их прозвали «Эмтэркэйдэр». С прибытием других племен, снова началась борьба за лучшие земли. Но неожиданно здесь появились русские и встали на защиту проигравших. Потом они выбрали себе русского вождя Никитича, которого называли Никита-Куорэччэй. Двое его сыновей (Багдан и Массаан) поделили землю отца на 1 Энэ и 2 Энэ.

















- 5 -

III Часть

В предании «Кээлбэс» повествуется о прародителе, человеке-богатыре, предке, положившем начало роду северных эвенов. Традиционный зачин-вступление достаточно краток, о пространственно-временном фоне говорится так: неизвестно в каком году, во времена «кыргыс» вниз по реке Лена приплыл на плоту, перебрался через речку Дьаардьаан и дошел до Верхоянской земли. О месте, где происходят события, сказано: в озерах было полно рыбы, вокруг большого озера, где обосновался Кээлбэс, много всякой дичи, диких оленей, лосей и горных баранов. О главном герое говорится, что он имеет двух жен, отличается крепким сложением и высоким ростом, обладает одной особенностью – очень широким лицом, за что и был прозван Кээлбэс («кээлбэку» - широколицый).

Так же, как и в сказаниях других северных народов, легенда начинается с того, что герой одинок. Значение формулы одиночества очень велико. Наблюдения исследователей фольклора за употреблением формулы одиночества показывают, что она может быть определителем архаичности или более позднего происхождения. В «Кээлбэс» нет полной формулы одиночества. Полная формула характеризуется четырьмя признаками: отсутствие родителей; отсутствие братьев и сестер; отсутствие домашних животных; отсутствие общения с людьми. Наличие традиционного зачина, связанного с формулой одиночества, свидетельствует об архаичности (древности) сказания.

Одинокие герои – первые люди, они же и первые изобретатели необходимых человеку орудий труда. В предании так описывается способ добывания пищи: из женских волос они плели сети и веревки. Здесь в герое прослеживаются черты созидателя.

В сюжете одним из основных является мотив похода героев на восток. Постоянное направление героев на восток связано с разведкой новых земель. Герой направляется по большой реке. Он желает найти места, богатые рыбой и зверем. Исторический факт продвижения древних тунгусов на восток находит свой мотив в сказаниях. Историческое движение на восток вылилось в основную и главную тему сказаний. Позднее мотив похода на восток может быть связан с военными столкновениями.

Главной темой в предании является родовое столкновение с кочующими эвенками. Способ приобретения жен в военном столкновении у тунгусских племен – наиболее древний. В «Кээлбэс» сыновья старика получают жен в обмен на жизнь побежденных, что указывает на очень древний способ добывания жены в тунгусском фольклоре. Присутствует также мотив «испробовать свои богатырские возможности» или «помериться силами», когда сыновья Кээлбэс побеждают своих противников во всех спортивных состязаниях и игрищах, в охоте, кроме бросков аркана на оленей. В предании прослеживаются характерные приемы мифологического творчества: например, подкрадывание к лагерю противников, погоня за противниками.

Композиционно-структурное построение предания имеет традиционный зачин, концовку, традиционные мотивы, формулу типизированного одинокого героя.

В легендах Верхоянья присутствует краткое указание на пространственно-временной фон, но отсутствует формула одиночества. Время появления здесь якутов, примерно, середина 16 века. Чаще всего упоминается герой Суодьаах, физически сильный человек, прибывший в Верхоянье с семьей из центрального района Якутии. С собой он привел домашних животных, скот. Часто упоминается собака-сука, которая и привела своих хозяев на благодатную землю. Причины переселения якутов на новые места – побег от военных действий, а также экономические:центральная Якутия не могла обеспечить всех якутов сенокосными угодьями и пастбищами для скотоводства и коневодства. Встал вопрос о новых землях. Одним из таких мест стала долина реки Яна.

-6-

В легендах говорится, что люди пришли за счастьем. Счастье – это обширные земли, угодья, много зверя в лесу и рыбы в озерах и реках. Но счастья люди здесь не нашли, потому что с появлением многих людей на земле Верхоянья началась вражда и кровопролитие между племенами якутов (кыргыс кэм). В этих легендах отсутствуют традиционные формулы и приемы мифологического творчества, что позволяет говорить о позднем происхождении этих легенд. Несомненно, если взять другие легенды и предания якутов и эвенов Верхоянья, можно обнаружить в них много общего.




































- 7 –


Заключение.


Фольклор северных якутов формировался, вбирая в себя и ассимилируя эвенский фольклор, так как якутский фольклор Верхоянья является более поздним, чем эвенский. Сравнение фольклора северных якутов и эвенов требует глубокого анализа, с привлечением этнографических, лингвистических и мировоззренческо-философских понятий, общих для фольклора северных якутов и тюгясирских эвенов.

На севере Якутии эвены, в основном, общаются на якутском языке, сохраняя при этом традиционные типы занятий – оленеводство, охота и рыболовство. Говорить по-эвенски, понимать его могут лишь единицы. Эвенский фольклор передается и рассказывается на якутском языке, сохраняя сюжеты, имена героев, названия местности на эвенском языке. Исследование фольклора северных эвенов и саха в ближайшей перспективе крайне актуально. Вполне возможно, что постепенно эвенский фольклор будет обогащать якутский.


































Введение.


Основная часть:


  1. Исторические процессы, происходившие на территории Верхоянья в 16-19 вв.

  2. Краткое содержание легенд и преданий о расселении тюгясирских эвенов и якутов на Верхоянской земле

  3. Сопоставительный анализ предания «Кээлбэс» и легенд о расселении саха на Яне.

Заключение.







































Республики Саха (Якутия)

МО «Верхоянский район»

НПК «Шаг в будущее»













Сопоставительный анализ легенд о расселении

тюгясирских эвенов и племен саха

на территории Верхоянья.










Автор: ученица 6 класса

МБОУ «Батагайская СОШ»

Павлова Диана Васильевна.

Руководитель: Стручкова

Лидия Христофоровна,

учитель русского языка и

литературы















Батагай, 2015 год

Литература:


  1. И.Н. Слепцов. Саха киэн туттар дьоно. Изд. «Бичик». - Якутск, 2014.

  2. Дьаны улууhун культураза управлениета. «Фольклор Верхоянья» (былины и легенды) . - Батагай, 2006.

  3. Эвено-Бытантайский улус: История. Культура. Фольклор. - Якутск: «Бичик», 2012.

  4. Ю.Г. Хазанкович. Фольклорно-эпические традиции в прозе малочисленных народов Севера. - Новосибирск, 2009.

  5. Сборник научных трудов. Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1991.

  6. П.Л. Казарян. История Верхоянска. - Якутск, 2003.

  7. Г.И. Варламова. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. Изд. «Наука». - Новосибирск, 2002.

  8. И.А. Худяков. Верхоянский сборник. - Батагай, 2008.



































Аннотация


Целью данной работы является попытка сопоставительного анализа легенд и преданий верхоянских якутов и тюгясирских эвенов о заселении территории Верхоянья. Были поставлены следующие задачи: определить характерные признаки легенд и преданий; показать характер родовых духовно-нравственных и поведенческих мотивов; анализировать сюжетно-композиционную структуру текстов; поиск традиционных фольклорных формул тюркских и северных народов, проследить взаимодействие и взаимовлияние унт двух этносов.

Имеются публикации исследований эвенского фольклора Магаданской и Камчатской областей, Хабаровского края, Юго-Восточной Якутии, но совершенно мало исследован фольклор северных эвенов. Молодое поколение северян воспитано в европейских традициях восприятия мира и жизни. Однако, кроме осмысления и восприятия мира на современном уровне, в них все еще живет генетически заложенная фольклорная память. Эта память выражается в стремлении создавать современный фольклор, используя народные традиции. Вопрос о взаимосвязях фольклора северных тунгусов с якутским фольклором может стать одним из интереснейших и направлений.

Знаток обычаев и преданий эвенов рода тюгясир, Иннокентий Николаевич Слепцов, в своем сборнике «Кээлбэс» собрал несколько преданий о жизни эвенов до прихода русских («кыргыс уйэтэ»). В своем исследовании я со своим руководителем решила сопоставить предание «Кээлбэс» и легенды Верхоянья (Управление культуры Верхоянского улуса) о том, как произошло расселение территории Верхоянья.

По сведениям историков, тюгясиры еще в конце 16 – начале 17 вв. освоили северную часть Верхоянского хребта. По преданиям, тюгясиры считают себя пришельцами с востока. В эвенском языке значительное количество диалектных различий (около двадцати). Есть якутские и монгольские заимствования. Наряду с этим сильно и аборигенное влияние на культуру эвенов северо-западного Верхоянья, в частности, юкагиров, чукчей и, возможно, самодийцев. Именно заимствованные элементы и придают эвенской культуре своеобразие и позволяют отделить ее от эвенкийской.

В предании о старике Кээлбэсе, его двух женах и девяти сыновьях говорится о том, что Кээлбэс приплыл вниз по реке Лене и, переправившись через речку Дьаардьаан, нашел эту землю, породнился с кочевыми эвенами. Так образовался целый род эвенов. Об этом И.Н. Слепцов пишет следующее: «От их потомков образовались многочисленные племена эвенов: на побережьях реки Лена – род ньаку, в Булуне – борус, у рек Омолой и Бытантай – род тюгясир, в Усть-Янске – мэмэл, у реки Индигир – дудки, на Колыме – илкэн, на Яне – ламынха».

Фольклор северных якутов формировался, вбирая в себя и ассимилируя эвенский фольклор, так как якутский фольклор Верхоянья является более поздним, чем эвенский. Сравнение фольклора северных якутов и эвенов требует глубокого анализа, с привлечением этнографических, лингвистических и мировоззренческо-философских понятий, общих для фольклора северных якутов и тюгясирских эвенов.

Эвенский фольклор передается и рассказывается на якутском языке, сохраняя сюжеты, имена героев, названия местности на эвенском языке. Исследование фольклора северных эвенов и саха в ближайшей перспективе крайне актуально. Вполне возможно, что постепенно эвенский фольклор будет обогащать якутский.




Тема: «Сопоставление легенд и преданий верхоянских якутов и тюгясирских эвенов о заселении территории Верхоянья».

Автор: Павлова Диана, ученица 6 Б класса МБОУ «Батагайская сош».

Руководитель: Стручкова Лидия Христофоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Батагайская сош».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Стручкова Лидия Христофоровна

Дата: 09.03.2016

Номер свидетельства: 303606


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства