— приветствие; — проверка явки учащихся, Заполнение преподавателем журнала — проверка готовности учащихся к уроку, — настрой учащихся на работу Выявление вместе с обучающимися темы и целей урока: В конце урока вам предстоит ответить на вопрос: нужны ли союзы в русском языке? 1.Послушайте стихотворение и скажите, что мы сегодня будем изучать, догадайтесь. 2. Какие же будут цели нашего урока? Сегодня на уроке мы повторим написание служебной части речи – союз, будем учиться находить их различать в речи. Повторим, какую роль выполняют союзы в русском языке. Вы должны уяснить: «Отсутствие пробела в союзах», т.е. научиться отличать союзы от схожих с ними местоимений с предлогами и частицами. Поэтому выполним лабораторную работу. Тема работы вам поможет избежать орфографических ошибок, связанных с правописанием союзов и местоимений, предотвратить речевые ошибки, связанные с неверным построением предложений с союзами или местоимениями, а следовательно, поможет вам в вашей коммуникативной практике. Запишите тему урока. | Приветствуют. Проверяют готовность. Готовятся к предстоящей деятельности Участвуют в обсуждении предстоящей деятельности:
1.Слушают стихотворение рассказчика и думают, какая часть речи это может быть? Они неделимы и целы. Корней и приставок в них нет. Нельзя отыскать в них морфемы- И в этом их главный секрет. Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час, Порою я совсем не повторяюсь, (служебные части речи) 2.Определяют примерные цели урока. |
1.А что вы знаете о союзе? Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ. . - Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения). | 1.Отвечают. (1 подготовленный обучающийся)Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов. В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”. В XX веке “Толковый словарь русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”. |
1.Работаем с самым древним союзом русского языка. Каким?...
2.Какую роль выполняют здесь союзы?
3. Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И. 4.Эвристическая беседа. Исследование. Определите, почему в двух предложениях одно и то же слово пишется по-разному: 5.Как вы определили, где местоимения, а где союзы? 6.Какими союзами мы можем заменить союзы тоже и потому что 7. Придумайте свои примеры, запишите их в тетрадь. 8.Проверка: 9.Подберите к названию разряда соответствующий союз:
10. Повторение написания союзов по Инф. листу. 11. Выполнить работу №7: «Упражнение в различении союзов тоже, также, чтобы, зато от слов- омонимов») См. Инф. лист с заданиями. Инструкция по выполнению работы 12. Индивидуальная помощь обучающимся. | 1.Отгадывают союз И, пишут предложения, определяют роль каждого союза: Отзвенела капель, и просохла земля, и грачи полетели на родные поля. Налетел ветер и распахнул окно. 2. Отвечают:(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения) 3.Записывают предложения и дополняют их: Небо на востоке посветлело, и …… Небо на востоке посветлело и ……
4.Участвуют в исследовании. На дисплее: Дождь прекратился, ветер тоже затих. Выполни то же задание. Мы пошли дальше, потому что дождь прекратился. Мы пошли по тому же пути. 5. Отвечают:(по их роли в предложении, по вопросу (к союзу вопрос не задается, а к местоимению задается)) 6.Отвечают:(тоже- и, потому что- так как). 7.Записывают:
8.Проверяют: 9. Подбирают соответствие с правой и левой стороны: Временные причинные целевые условные уступительные сравнительные следственные изъяснительные | Пускай (хотя) если (раз) будто (словно) оттого что когда (лишь) чтобы (будто) для того чтобы так что |
|
| 10. Читают, вспоминают, приводят примеры. 11. Слушают инструкцию, задают вопросы. См. Инф. лист с заданиями 12.Выполняют работу № 7 «Упражнение в различении союзов тоже, также, чтобы, зато от слов- омонимов») См. Инф. лист с заданиями |