kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Союз как часть речи. ПравописаниеНе и НИ с разными частями речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Разработка урока порусскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Союз как часть речи. ПравописаниеНе и НИ с разными частями речи.»

«СОГЛАСОВАНО»

«….» …………. 20….. ……………….

Учебно - методическая карта (план) занятия

Предмет: Русский язык

Тема занятия: Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов- омонимов.

Целевые установки урока

Образовательная: Способствовать систематизации и обобщению знаний узнавания и правописания союзов, отличие их от омонимов, применении союзов в письменной и устной речи.

Развивающая: Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение, корригировать и развивать фонетический слух, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение анализировать и обобщать.

Воспитательная: Способствовать воспитанию любви к родному языку.

Вид занятия: урок

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый, проблемный, исследовательский.

УМК занятия: Инф. лист с заданиями

Оборудование: компьютер

Развитие компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

Ок 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективной выполнения задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии.

Ход занятия

деятельность преподавателя

деятельность обучаемого

  1. Организационно – мотивационный этап

— приветствие;

— проверка явки учащихся,

Заполнение преподавателем журнала

— проверка готовности учащихся к уроку,

— настрой учащихся на работу

Выявление вместе с обучающимися темы и целей урока:

В конце урока вам предстоит ответить на вопрос: нужны ли союзы в русском языке?

1.Послушайте стихотворение и скажите, что мы сегодня будем изучать, догадайтесь.

2. Какие же будут цели нашего урока? Сегодня на уроке мы повторим написание служебной части речи – союз, будем учиться находить их различать в речи. Повторим, какую роль выполняют союзы в русском языке. Вы должны уяснить: «Отсутствие пробела в союзах», т.е. научиться отличать союзы от схожих с ними местоимений с предлогами и частицами. Поэтому выполним лабораторную работу. Тема работы вам поможет избежать орфографических ошибок, связанных с правописанием союзов и местоимений, предотвратить речевые ошибки, связанные с неверным построением предложений с союзами или местоимениями, а следовательно, поможет вам в вашей коммуникативной практике.

Запишите тему урока.

Приветствуют. Проверяют готовность.

Готовятся к предстоящей деятельности

Участвуют в обсуждении предстоящей деятельности:



1.Слушают стихотворение рассказчика и думают, какая часть речи это может быть?

Они неделимы и целы. Корней и приставок в них нет. Нельзя отыскать в них морфемы- И в этом их главный секрет. Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час,
Порою я совсем не повторяюсь,
(служебные части речи)

2.Определяют примерные цели урока.

2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению.

1.А что вы знаете о союзе?

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.

.

- Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).


1.Отвечают.


(1 подготовленный обучающийся)Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов. В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.

В XX веке “Толковый словарь русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”.

3.Этап повторения

1.Работаем с самым древним союзом русского языка. Каким?...



2.Какую роль выполняют здесь союзы?



3. Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И.

4.Эвристическая беседа. Исследование. Определите, почему в двух предложениях одно и то же слово пишется по-разному:



5.Как вы определили, где местоимения, а где союзы?


6.Какими союзами мы можем заменить союзы тоже и потому что

7. Придумайте свои примеры, запишите их в тетрадь. 8.Проверка:

9.Подберите к названию разряда соответствующий союз:
















10. Повторение написания союзов по Инф. листу.

11. Выполнить работу №7: «Упражнение в различении союзов тоже, также, чтобы, зато от слов- омонимов»)

См. Инф. лист с заданиями. Инструкция по выполнению работы

12. Индивидуальная помощь обучающимся.

1.Отгадывают союз И, пишут предложения, определяют роль каждого союза: Отзвенела капель, и просохла земля, и грачи полетели на родные поля. Налетел ветер и распахнул окно.

2. Отвечают:(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения)

3.Записывают предложения и дополняют их:

Небо на востоке посветлело, и ……
Небо на востоке посветлело и ……





4.Участвуют в исследовании. На дисплее: Дождь прекратился, ветер тоже затих. Выполни то же задание. Мы пошли дальше, потому что дождь прекратился. Мы пошли по тому же пути.

5. Отвечают:(по их роли в предложении, по вопросу (к союзу вопрос не задается, а к местоимению задается))

6.Отвечают:(тоже- и, потому что- так как).

7.Записывают:



8.Проверяют:

9. Подбирают соответствие с правой и левой стороны:

Временные

причинные

целевые

условные

уступительные

сравнительные

следственные

изъяснительные

Пускай (хотя)

если (раз)

будто (словно)

оттого что

когда (лишь)

чтобы (будто)

для того чтобы

так что









10. Читают, вспоминают, приводят примеры.


11. Слушают инструкцию, задают вопросы.

См. Инф. лист с заданиями




12.Выполняют работу № 7 «Упражнение в различении союзов тоже, также, чтобы, зато от слов- омонимов»)

См. Инф. лист с заданиями

4. Итог

Какие союзы вспомнили?

С какой частью речи усматриваете сходство союза?

Как будете различать союзы? Как они пишутся?

Нужны ли в русском языке союзы?


Перечисляют.

Отвечают (С предлогом)


Отвечают.

Отвечают.

5. Информация о самостоятельном задании.

Выполнить Самостоятельную работу «Упражнения в расстановке знаков препинания в сложных предложениях с разными видами сочинительной и подчинительной связи».

Инструкция по выполнению.

Вопросы по выполнению домашнего задания.

6.Рефлексия

1.Выявление результативности урока:



Возьмите цветные прямоугольники и оцените себя:





2. Написать синквейн

1. Оценивают себя.
В каждой группе лежат прямоугольники трех цветов:
Зеленый цвет – все понял, могу помочь другому!
Желтый цвет – нужно закрепить дома.
Красный цвет – не понял.

Каждый обучающийся в группе оценивает себя и выбирает соответствующий цвет…

2. Пишут синквейн

Рейтинг: за посещение-1б., за работу на уроке1-2б., за самостоятельную работу- 1-2 б.

Литература

1. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. М.: Эксмо, 2015г.

2. Практикум по современному русскому литературному языку. I. Орфография / Под ред. Д.Э. Розенталя. Издательство Московского университета, 2016г.

3.Русский язык. Пособие для факультативного курса: Учебное пособие для сред., спец. учеб. заведений/ И,И. Ворожбицкая, Э.С. Горобецкая, Р.А. Лазаренко и др.; Под ред. А.В. Барандеева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2016г.

4. Современный русский язык: Практикум по пунктуации: Учебное пособие / Сост. Е.И. Лелис. Ижевск, 2015.

5. Современный русский язык: Сб. упражнений. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.»/ М.С. Бунина, И.А. Василенко, И.А. Кудрявцева, М.В. Панов. 3-е изд., доп. М.: ЭКСМО, 2017. Электронный ресурс: www.nado5.ruwiki-учебник.

Подготовила Соколова Е.Г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Союз как часть речи. ПравописаниеНе и НИ с разными частями речи.

Автор: Соколова Елена Григорьевна

Дата: 07.02.2019

Номер свидетельства: 498754


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства