kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Согласование имён существительных с числительными в речи неслышащих обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неслышащие обучающиеся очень часто допускают ошибки при согласовании числительных с существительными. Данное занятие помогает детям усвоить нормы согласования существительного с числительным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Согласование имён существительных с числительными в речи неслышащих обучающихся»

Согласование имен существительных с числительными в речи

неслышащих обучающихся


Учащиеся при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. Цель индивидуальных занятий— помочь детям усвоить нормы согласования существительного с числительным.

Примерный ход занятия таков.

1. Организационный момент.

Ребенку предлагают ответить на вопрос.

• Кого много живет в доме? (Людей)

• Чего много в большом доме? (Окон)

• Кого много в зоопарке? (Животных)

• Кого много в море? (Рыб.)

• Чего много в море? (Воды, водорослей.)

• Чего много летом на деревьях? (Листьев?)

• Кого много в конюшне? (Лошадей.)

• Кого много в курятнике? (Кур.)

• Чего много в лесу? (Деревьев.)

• Чего много у тебя на голове? (Волос.)

Отвечая на эти и аналогичные вопросы, учащиеся, во-первых, повторяют темы «Кто это» и «Что это» и, во-вторых, учатся образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже. На поставленные педагогом вопросы можно отвечать и одним словом, и целым предложением. (Число вопросов должно соответствовать количеству детей в группе.)

2. Введение в тему индивидуального занятия.

Учитель-дефектолог:

- Сегодня мы будем считать и отвечать на вопрос «сколько?». Будем считать предметы и обратим внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числом 2 и с числом 5. Давайте в этом убедимся.

Учитель-дефектолог предлагает сосчитать мальчиков (один мальчик, два мальчикА, три мальчикА, четыре мальчикА, пять мальчикОВ, шесть маль-чикОВ и т.д.), затем - девочек, кукол.

3. Считаем по-другому!

На столе у учителя-дефектолога стоят матрешки (не более семи).

Учитель-дефектолог:

- Сколько матрешек стоит на столе? (считаем вместе вслух)

- А теперь закрой глаза. (Убирает две матрешки?) Сколько я убрала матрешек? Сколько матрешек осталось? (Две матрешки убрали, пять матрешек осталось).

Такое же задание учащийся выполняет, считая другие предметы, названия которых относятся к мужскому и среднему роду (например, два стула, два окна, пять стульев, пять окон). Таким образом, развивается умение согласовывать существительное с числительным и одновременно повторяя тему, связанную с определением рода существительных.

4. Физкультминутка.

Учитель-дефектолог открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков. Учащийся считает предметы в первом ряду полотна, во втором и т.д. и ставит рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).

Затем предлагается ребенку встать и посмотреть на эти цифры.

Учитель-дефектолог:

- Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас. (По знаку учителя-дефектолога учащийся прыгает и считает свои прыжки)

- Мы нагнемся столько раз, сколько зайчиков у нас. (Аналогично?)

- Мы присядем столько раз, сколько зонтиков у нас.

- Топнем ножкой столько раз, сколько яблочек у нас.

- Потянулись столько раз, сколько шариков у нас.

Количество предметов в каждом ряду и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога. Желательно физкультминутку проводить в темпе.

5. Знакомимся с числительным «один».

Учитель-дефектолог показывает учащемуся огурец, морковь, яблоко (картинки или муляжи) и спрашивает:

- Сколько у меня оурцов? (Один.)

- Сколько морковок? (Одна?)

- Сколько яблок? (Одно.)

- Видишь: предметов одинаковое количество, а говорим по-разному: один, одна, одно. (Повторяем тему «Род существительного»)

6. Рассматриваем картинку.

Учитель-дефектолог:

- Кто изображен на этой картинке? Верно, петух.

- Про что у петуха можно сказать «одна»? (Одна голова, одна бородка?)

- Про что можно сказать «два»? (Два крыла, два глаза?)

- Про что можно сказать «один»? (Один хвост, один клюв?)

- Про что можно сказать «две»? (Две шпоры?)

- А чего у петуха много? (Перьев?)

7. Чего не хватает?

Посмотри на картинки и скажи, сколько и чего не хватает у изображенных на них животных.

- Чего не хватает у кошки? (Четырех лап, двух ушей?)

- Чего не хватает у барана? (Двух рогов)

- Чего не хватает у лисенка? (Хвоста)

- Чего не хватает у волка? (Одного уха и одной лапы)

- Чего не хватает у осла? (Двух ушей)

8. Продолжаем учиться при счете правильно говорить.

Учащемуся предлагаю картинку - дорожный пейзаж Хабаровского края. В нижней части картинки - прорези, в которые вставляются дома, деревья, машины.

Учитель-дефектолог:

- Что мы видим вдоль дороги?

- Сосчитай дома... деревья... машины.

- Помни, что слова эти рядом с числительными надо употреблять правильно!

Учащийся:

- Один дом, два дома и т.д. {н еменее 5).

- Одна машина, две машины и т.д.

- Одно дерево, два дерева...

Если ребенок допускает ошибки в согласовании, педагог обращает на это внимание и исправляет.

9. Что на картинке?

На подносе на краю стола лежат картинки изображением вниз (вазочки, тарелки, корзинки, аквариум с прорезями и вставленные в них маленькие вырезанные из бумаги сливы, конфеты, морковки и т.д.).

Учитель-дефектолог:

- Переверни картинки, посмотри и ответь на вопрос, что лежит на подносе, полным предложением. (У меня в тарелке пять слив. У меня в аквариуме две рыбы. У меня в вазе четыре яблока и т.д.)

Можно предложить учащемуся самому вставлять картинки в прорези.


10. Пишем телеграммы!

Учитель-дефектолог:

- Посмотри, кто к нам пришел. (Буратино.)

- Правильно! Буратино принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты типа «Выслать, посылка, 2»)

- Ничего не поняла! На почте, видимо, что-то перепутали! Давайте вспомним, как нужно сказать правильно.

Учитель-дефектолог дает модель: «Вышлите две посылки». Учащийся берет телеграммы и читает тексты, правильно составляет телеграммы.

Тексты для телеграмм могут быть такими.

Прислать, книга, 5.

Мама, купить, шуба, 2.

Приехать, папа, через, день, 6.

Мурка, 3, родить, котята.

У, 3, река, дерево.

Лодка, в, весло, 2.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Согласование имён существительных с числительными в речи неслышащих обучающихся

Автор: Ермакова Марина Михайловна

Дата: 06.05.2016

Номер свидетельства: 324594


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства