Согласование имён существительных с числительными в речи неслышащих обучающихся
Согласование имён существительных с числительными в речи неслышащих обучающихся
Неслышащие обучающиеся очень часто допускают ошибки при согласовании числительных с существительными. Данное занятие помогает детям усвоить нормы согласования существительного с числительным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Согласование имён существительных с числительными в речи неслышащих обучающихся»
Согласование имен существительных с числительными в речи
неслышащих обучающихся
Учащиеся при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. Цель индивидуальных занятий— помочь детям усвоить нормы согласования существительного с числительным.
Примерный ход занятия таков.
1. Организационный момент.
Ребенку предлагают ответить на вопрос.
• Кого много живет в доме? (Людей)
• Чего много в большом доме? (Окон)
• Кого много в зоопарке? (Животных)
• Кого много в море? (Рыб.)
• Чего много в море? (Воды, водорослей.)
• Чего много летом на деревьях? (Листьев?)
• Кого много в конюшне? (Лошадей.)
• Кого много в курятнике? (Кур.)
• Чего много в лесу? (Деревьев.)
• Чего много у тебя на голове? (Волос.)
Отвечая на эти и аналогичные вопросы, учащиеся, во-первых, повторяют темы «Кто это» и «Что это» и, во-вторых, учатся образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже. На поставленные педагогом вопросы можно отвечать и одним словом, и целым предложением. (Число вопросов должно соответствовать количеству детей в группе.)
2. Введение в тему индивидуального занятия.
Учитель-дефектолог:
- Сегодня мы будем считать и отвечать на вопрос «сколько?». Будем считать предметы и обратим внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числом 2 и с числом 5. Давайте в этом убедимся.
Учитель-дефектолог предлагает сосчитать мальчиков (один мальчик, два мальчикА, три мальчикА, четыре мальчикА, пять мальчикОВ, шесть маль-чикОВ и т.д.), затем - девочек, кукол.
3. Считаем по-другому!
На столе у учителя-дефектолога стоят матрешки (не более семи).
Учитель-дефектолог:
- Сколько матрешек стоит на столе? (считаем вместе вслух)
- А теперь закрой глаза. (Убирает две матрешки?) Сколько я убрала матрешек? Сколько матрешек осталось? (Две матрешки убрали, пять матрешек осталось).
Такое же задание учащийся выполняет, считая другие предметы, названия которых относятся к мужскому и среднему роду (например, два стула, два окна, пять стульев, пять окон). Таким образом, развивается умение согласовывать существительное с числительным и одновременно повторяя тему, связанную с определением рода существительных.
4. Физкультминутка.
Учитель-дефектолог открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков. Учащийся считает предметы в первом ряду полотна, во втором и т.д. и ставит рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).
Затем предлагается ребенку встать и посмотреть на эти цифры.
Учитель-дефектолог:
- Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас. (По знаку учителя-дефектолога учащийся прыгает и считает свои прыжки)
- Мы нагнемся столько раз, сколько зайчиков у нас. (Аналогично?)
- Мы присядем столько раз, сколько зонтиков у нас.
- Топнем ножкой столько раз, сколько яблочек у нас.
- Потянулись столько раз, сколько шариков у нас.
Количество предметов в каждом ряду и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога. Желательно физкультминутку проводить в темпе.
5. Знакомимся с числительным «один».
Учитель-дефектолог показывает учащемуся огурец, морковь, яблоко (картинки или муляжи) и спрашивает:
- Сколько у меня оурцов? (Один.)
- Сколько морковок? (Одна?)
- Сколько яблок? (Одно.)
- Видишь: предметов одинаковое количество, а говорим по-разному: один, одна, одно. (Повторяем тему «Род существительного»)
6. Рассматриваем картинку.
Учитель-дефектолог:
- Кто изображен на этой картинке? Верно, петух.
- Про что у петуха можно сказать «одна»? (Одна голова, одна бородка?)
- Про что можно сказать «два»? (Два крыла, два глаза?)
- Про что можно сказать «один»? (Один хвост, один клюв?)
- Про что можно сказать «две»? (Две шпоры?)
- А чего у петуха много? (Перьев?)
7. Чего не хватает?
Посмотри на картинки и скажи, сколько и чего не хватает у изображенных на них животных.
- Чего не хватает у кошки? (Четырех лап, двух ушей?)
- Чего не хватает у барана? (Двух рогов)
- Чего не хватает у лисенка? (Хвоста)
- Чего не хватает у волка? (Одного уха и одной лапы)
- Чего не хватает у осла? (Двух ушей)
8. Продолжаем учиться при счете правильно говорить.
Учащемуся предлагаю картинку - дорожный пейзаж Хабаровского края. В нижней части картинки - прорези, в которые вставляются дома, деревья, машины.
Учитель-дефектолог:
- Что мы видим вдоль дороги?
- Сосчитай дома... деревья... машины.
- Помни, что слова эти рядом с числительными надо употреблять правильно!
Учащийся:
- Один дом, два дома и т.д. {н еменее 5).
- Одна машина, две машины и т.д.
- Одно дерево, два дерева...
Если ребенок допускает ошибки в согласовании, педагог обращает на это внимание и исправляет.
9. Что на картинке?
На подносе на краю стола лежат картинки изображением вниз (вазочки, тарелки, корзинки, аквариум с прорезями и вставленные в них маленькие вырезанные из бумаги сливы, конфеты, морковки и т.д.).
Учитель-дефектолог:
- Переверни картинки, посмотри и ответь на вопрос, что лежит на подносе, полным предложением. (У меня в тарелке пять слив. У меня в аквариуме две рыбы. У меня в вазе четыре яблока и т.д.)
Можно предложить учащемуся самому вставлять картинки в прорези.
10. Пишем телеграммы!
Учитель-дефектолог:
- Посмотри, кто к нам пришел. (Буратино.)
- Правильно! Буратино принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты типа «Выслать, посылка, 2»)
- Ничего не поняла! На почте, видимо, что-то перепутали! Давайте вспомним, как нужно сказать правильно.
Учитель-дефектолог дает модель: «Вышлите две посылки». Учащийся берет телеграммы и читает тексты, правильно составляет телеграммы.