kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи на тему "Сочинение повествовательного характера на основе личного опыта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- учить детей писать сочинение по прочитанному художественному произведению;

- развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание;

- воспитывать любовь к книгам.

         Прогнозирующие результаты:

                   - учащиеся знают понятия «текст», «тема» и «основная мысль»;

                   - правильно определяют тему и основную мысль текста;

                   - правильно делят текст на абзацы;

                   - умеют излагать свои мысли письменно, связно.

         Тип урока:

                   - урок развития речи;

                   - урок контроля знаний, умений и навыков учащихся.

         Оборудование:

                   Иллюстрации, учебники, карточки с заданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему "Сочинение повествовательного характера на основе личного опыта"»

Урок развития речи

5 класс

Учитель Арзиманова Валентина Егровна


Тема. Сочинение повествовательного характера на основе личного опыта.

Цели:

- учить детей писать сочинение по прочитанному художественному произведению;

- развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание;

- воспитывать любовь к книгам.

Прогнозирующие результаты:

- учащиеся знают понятия «текст», «тема» и «основная мысль»;

- правильно определяют тему и основную мысль текста;

- правильно делят текст на абзацы;

- умеют излагать свои мысли письменно, связно.

Тип урока:

- урок развития речи;

- урок контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Оборудование:

Иллюстрации, учебники, карточки с заданиями.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

- Что такое текст?

- Из чего состоит текст?

- Любой ли отрывок можно назвать текстом или нет и почему?


  1. Работа над сочинением.

  1. Чтение текста учителем.


Слепая лошадь.

Давным давно стоял на морском берегу богатый торговый город Винета. В этом городе жил богатый купец Вседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям. Вседом был очень богат и жил роскошно. Может быть, и свое прозвище получил он от того, что в его доме было решительно все.

В конюшне Вседома было много отличных лошадей; но ни в одной конюшне, ни во всей Винете не было лошади быстрее и красивее, чем конь по имени Догони-Ветер. Однажды купец, возвращаясь в Винету, ехал один на своем любимом коне через большой и темный лес.

Вдруг из-за кустов выскочило шестеро разбойников с топорами и ножами в руках. Трое были на лошадях, трое пешком. Два разбойника уже схватили лошадь купца за узду. Не видать бы богатому Вседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванул вперед, опрокинул на землю двух других злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку. Лошади у них были тоже сильные, но Догони-Ветер оставил разъяренных злодеев далеко за собою.

Дома, слезая с лошади, купец торжественно обещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня, не прогонять его и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры самого лучшего овса. Поторопившись к жене и детям, Вседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не дал коню остыть и напоил раньше времени.

С тех пор Догони-Ветер начал болеть, ослаб и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и около полугода верно соблюдал свое обещание. Слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускали по три меры овса. Потом Вседом купил себе новую верховую лошадь, и ему надоело кормить никуда не годного Догони-Ветра. Через полгода купец велел отпускать коню две меры вместо трех, а еще через полгода – одну.

Наконец и это показалось купцу тяжело. Он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Оказавшись за воротами, Догони-Ветер побрел наудачу, натыкаясь на дома и заборы.

Под утро слепой, глухой и голодный конь оказался на площади и случайно набрел на столбы, на которых висел вечевой колокол. Ища зубами пучок соломы, Догони-Ветер случайно схватил за веревку и стал дергать. Колокол зазвонил так сильно, что народ толпами стал сбегаться на площадь. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина. Когда народ узнал, что богатый Вседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

Потребовали на площадь неблагодарного купца и велели ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память об этом событии на вечевой площади.

(По К.Д. Ушинскому)


Учитель. Все внимательно прослушали текст.

Вопросы:

- Где здесь зачин? Перескажите его;

- Где концовка? Расскажите;

- О чем? О ком? говорится в основной части?

- Кто сможет пересказать весь текст?


Словарная работа.

Как вы понимаете

- вечевой колокол;

- вечевая площадь

(словосочетания записаны на доске)

  1. Совместное составление плана.


План (возможный).

  1. Винета.

  2. Догони-Ветер.

  3. Смелая лошадь.

  4. Обещание Вседома.

  5. Слепая лошадь.

  6. Поступок Вседома.

  7. Вечевой колокол.


V. Самостоятельная работа учащихся.

Написать сочинение по составленному плану.


VI. Систематизация и обобщение знаний и умений.

- Выборочное чтение сочинений;

- Анализ прочитанных сочинений.


VII. Подведение итогов урока.

Рефлексия

- Было ли вам интересно на уроке?

- Понравился ли вам сам рассказ?

- Как вы относитесь к поступку Вседома и почему?

- Сумели ли вы приобрести новые знания и умения на уроке?

- Сумели ли вы применить свои знания?

- Какой отметкой можно оценить прочитанные работы? Почему?

- Как вы понимаете выражение «На добро злом не отвечают»?


VIII. Домашнее задание.

Используя прочитанный текст на уроке, напишите сочинение-миниатюру на тему «На добро злом не отвечают».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Арзиманова Валентина Егоровна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства