Учить использовать в речи образные выражения из литературных произведений;
Развивать коммуникативную деятельность, информационную культуру учащихся;
Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного
Оборудование: репродукция картины К. Юона «Мартовское солнце» запись музыки П.И.Чайковского «Времена года», памятка с опорными словами, карточки с отрывками произведений А. Чехова, К. Паустовского.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой.
Вспомните красивые слова, закройте глаза, сложите руки дугой и представьте, что это радуга. Брызги какого цвета можно увидеть? Кому бы вы хотели их отправить?
А теперь дуньте и ваше желание исполнится.
2. Сообщение целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине известного русского художника Константина Фёдоровича Юона «Мартовское солнце»
3. Подготовительная работа.
К.Ф.Юон с детства любил Москву и Подмосковье с их архитектурой и окружающей природой. Учился он в Московском училище живописи. Когда он стал писать картины, его стали называть мастером уличного пейзажа.
Что такое пейзаж? Уличный пейзаж?
У каждого человека и у каждого художника есть своё любимое время года.
Какое время года любил К.Ф. Юон?
Красота русской зимы, Подмосковье в зимнем убранстве – его любимая тема. Вот как вспоминал он сам о времени работы над картиной: «Сияние утренних и вечерних зорь и белизна снежных покровов родной зимы дают мне самые дорогие для меня переживания и краски»
4. Знакомство с картиной.
Перед вами репродукция картины К. Юана «Мартовское солнце».
Что такое репродукция?
Картина написана в 1915 году и находится сейчас в Третьяковской галерее в Москве.
Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, т.е. очень внимательно, детально рассмотреть и обдумать. ( картину дети рассматривают под музыку П.И. Чайковского «Времена года») На фоне музыки звучат слова вполголоса:
Улыбкой ясною природа,
Сквозь сон встречает утро года.
Синея, блещут небеса…
Выражая свои мысли, пользуйтесь словами: сравнениями, эпитетами, взятыми из прочитанных литературных произведений.
Что мы видим на картине К. Юона на первый взгляд?
Пользуясь опорными словами на карточке, скажите иначе, чтобы мы почувствовали, что это не обычная «зимняя» картина.
- Почему можно утверждать, что это самое начало весны?
- Из чего видно, что весна уже наступает и потихоньку начинает свою работу?
Посмотрите кругом, и пусть вам А. Чехов поможет сказать об увиденном.
- Какого цвета стал снег, и когда это бывает?
Вспомните слова Н. Сладкова о голубом марте.
- Что усиливает его голубизну?
- Раз затронули в разговоре небо, скажите, что ещё там видите? Взгляните на пригорки, где сильнее припекает солнце и опишите это явление. А поможет вам К Паустовский.
- Что мы успели рассмотреть?
- Рассмотрите теперь деревья. Как они расположены? Что можно про них сказать?
Художник написал тополя так близко к нам, что они на поместились целиком на картине. Это неспроста.
- Кто догадался?
Посмотрите на кору. Она уже позеленела, значит, «хотя деревья голы, они уже живут, дышат»
Чьи это слова?
- Как сказать про другие деревья?
Этот приём уходящих вдаль деревьев позволил художнику открыть больше небесного простора, подчеркнуть его голубизну.
- Как художник назвал картину? Где мы видим солнце?
- Что можно сказать о людях и животных на переднем плане?
- Рассмотрите животных поодаль. Что ещё видим, кроме неба и снега?
- Какие краски выбрал художник, чтобы изобразить это счастливое время года?
- Что можно сказать о чувстве, которое вызывает эта картина?
5. Составление плана.
- Сколько частей должен иметь текст?
- Как называется первая часть?
- О чём можно написать во вступлении?
- Как называется вторая часть?
- О чём напишем?
- Как называется третья часть?
- Для чего мы говорили о красках?
План:
1. Вступление.
2. Основная часть:
а) Снег и небо
б) Деревья.
в) Люди и животные.
3. Заключение.
6.Орфографическая подготовка.
На листке, который выдан перед уроком, написаны опорные слова. Учащиеся проговаривают, вставляют пропущенные буквы и объясняют их написание.