Сочинение-репортаж по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»
Сочинение-репортаж по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»
Познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине;
дать понятие о жанре репортажа;
повторить сведения о групповом портрете и публицистическом стиле на основе анализа лексического поля картины;
ввести в активный словарь семиклассников слова на тему спорта;
расширить культурный кругозор учащихся за счет интегрирования речи и искусства.
На уроке развития речи ребята будут учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют какую-нибудь работу, занимаются каким-либо видом спорта. А самое главное и самое трудное – они научатся писать сочинение-репортаж. Представим, что мы – журналисты и редакция поручила сделать репортаж о детской спортивной школе. Вы знаете, что подобное репортаж? (Репортаж – это то, что в газетах печатают. По телевизору тоже передают «репортаж с места событий».)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение-репортаж по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»»
Сочинение-репортаж по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»
Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка
Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка в 7 классе
Цели урока: познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине;
дать понятие о жанре репортажа;
повторить сведения о групповом портрете и публицистическом стиле на основе анализа лексического поля картины;
ввести в активный словарь семиклассников слова на тему спорта;
расширить культурный кругозор учащихся за счет интегрирования речи и мскусства.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют какую-нибудь работу, занимаются каким-либо видом спорта. А самое главное и самое трудное – вы научитесь писать сочинение-репортаж. Представим, что мы – журналисты и редакция поручила сделать репортаж о детской спортивной школе. Вы знаете, что подобное репортаж? (Репортаж – это то, что в газетах печатают. По телевизору тоже передают «репортаж с места событий».)
Репортаж- это сообщение о местных событиях, о событиях дня.
Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя.
Какая еще особенность есть у данного стиля? (Автор должен выразить свое отношение к тому, о чем он пишет.)
Верно, четко выраженная авторская позиция. Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему. Главное – воссоздать картину происходящего. Автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, чтобы вывести читателя на общение, вызвать сопереживание. Часто в репортаже используется прямая речь.
В написании репортажа вам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа».
III. Рассказ о художнице
Художница А. В. Сайкина родилась в 1925 г., была членом Союза художников СССР. Она жила и работала в Нижнем Новгороде. Свои картины А.В.Сайкина писала на спортивные темы, а героями картин часто становились дети. Ее работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт» и на выставках.
IV. Беседа по картине
Обратимся к картине «Детская спортивная школа». Что на ней нарисовано? (Много девочек. Они занимаются спортом.)
Где происходит событие? (В спортивном зале.)
А еще как можно назвать это помещение? (Гимнастический зал.)
Какова композиция картины? Как художница разместила своих героев на полотне? (На переднем плане мы видим девочку в красном тренировочном костюме, она стоит, широко расставив ноги и положив руки на бедра. Позади нее, повернувшись к нам спиной, гимнастка держит обруч. Рядом – девочка в темно-серых лосинах поправляет тапочку. Вторая группа, слева, сидит на скамейке. Третья выполняет упражнение с обручами. Все спортсмены хорошо видны.)
Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане. Чем они заняты? Опишите их действия. (Они занимаются художественной гимнастикой. На заднем плане картины три девочки в черном трико под руководством тренера выполняют упражнения с обручами. Они приподнимаются на носочках, откинув одну ногу назад, а другую с -обручем – вытянули вперед.)
А что вы можете сказать об их тренере? Опишите ее действия. (Женщина-тренер показывает девочкам, как надо выполнять упражнения. Видно, что она любит свое дело и с удовольствием передает свой опыт юным спортсменкам.)
Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке. (Девочка в черном трико, с красными бантами, сидит, нагнувшись, ее лица не видно, вероятно, она наблюдает за гимнастками с обручами. Ее подруга в белом костюме, с синими бантиками, закинув ногу назад, повернулась к ней, словно хочет что-то сказать. Мы хорошо видим ее лицо с пухлыми губами. Девочка в желтом костюме немного откинулась назад, опираясь руками на скамейку. А рядом с ней сидит молодая женщина. Она внимательно наблюдает за гимнасткой с обручем в центре зала, которая повернулась к ней лицом.)
Какой момент занятий отразила художница? (Занятия в самом разгаре. Девочки отрабатывают отдельные упражнения.)
Как вы думаете, удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе? (Да, художница очень хорошо показала, что гимнастки тренируются с увлечением.)
Какая спортсменка выделяется среди других и почему? (Выделяется девочка в центре картины. На ней ярко-красный костюм, белые гольфы и чешки. Красный цвет сразу привлекает наше внимание. Она стоит в напряженной позе и при этом улыбается. Она настоящая спортсменка.)
Обратите внимание на цветовую гамму картины. Какой цвет преобладает? (В основном девочки одеты в черные купальники, но есть и другие цвета: желтый, белый, бордовый.)
Назовите цвет и оттенки волос девочек. (Русый, белокурый, каштановый.)
Теперь поговорим о цветовой гамме самого зала. Какие краски преобладают здесь? (Все оттенки коричневого: песочный пол, бурый мяч. Картина выражена в теплых, коричневато-желтых тонах.)
Какие спортивные снаряды мы видим в зале? (Брусья, шведская стенка, «конь», обручи.)
Какое время дня изображено на картине? (Утро или полдень.)
V. Словарно-стилистическая работа
Учитель предлагает семиклассникам:
Образовать от слова спорт, тренер, соревноваться все возможные части речи.
Подобрать синонимы к словам: соревнование, репортер, композиция.
Сопоставить предложения со словами репортаж, интервью.
Назвать глаголы, обозначающие действия гимнасток.
назвать прилагательные, обозначающие теплый цвет и оттенки.
VI. Подготовка к написанию репортажа
Итак, на основе увиденного на картине, мы подготовим репортаж. Я предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них.
Вы – репортер, которому поручено написать о выставке изобразительного искусства на тему «Спорт». Ваше внимание привлекла картина А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа». Не забывайте, что перед вами произведение искусства.
«Оживите» картину. Представьте себя участником события. Вы – репортер. Вам дали задание написать о тренировках гимнасток накануне ответственных соревнований.
VII. План работы над сочинением- репортажем
Во-первых, вам необходимо дать название своему репортажу.
Первая часть вашего репортажа – вступление. Здесь следует обосновать тему работы, изложить какой-либо конкретный факт. Помните, что вступление должно быть небольшим, но информативным.
Далее следует основная часть вашего сочинения. Она должна включать в себя описание спортивного зала, внешности гимнасток, их действия, поведение. Можно включить интервью с одной или несколькими девочками.
В заключительной части делается сообщение. Вы выражаете свое мнение, личную точку зрения.
Для связи между частями сочинения используйте вводные слова или словосочетания (кажется, по-моему, вероятно), наречия(здесь, тут, впереди, направо, налево, сначала, вверх, вниз).
VII. Задание на дом
Написать сочинение-репортаж, озаглавить его в соответствии с содержанием.