kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение-репортаж по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине;

дать понятие о жанре репортажа;

повторить сведения о групповом портрете и публицистическом стиле на основе анализа лексического поля картины;

ввести в активный словарь семиклассников слова на тему спорта;

расширить культурный кругозор учащихся за счет интегрирования речи и искусства.                         

На  уроке развития речи ребята будут учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют какую-нибудь работу, занимаются каким-либо видом спорта. А самое главное и самое трудное – они научатся  писать сочинение-репортаж. Представим, что мы – журналисты и редакция поручила сделать репортаж о детской спортивной школе. Вы знаете, что подобное репортаж? (Репортаж – это то, что в газетах печатают. По телевизору тоже передают «репортаж с места событий».)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-репортаж по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»»




Сочинение-репортаж по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка


Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка в 7 классе


Цели урока: познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине;

дать понятие о жанре репортажа;

повторить сведения о групповом портрете и публицистическом стиле на основе анализа лексического поля картины;

ввести в активный словарь семиклассников слова на тему спорта;

расширить культурный кругозор учащихся за счет интегрирования речи и мскусства.


Ход урока

I. Вступительное слово учителя

На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют какую-нибудь работу, занимаются каким-либо видом спорта. А самое главное и самое трудное – вы научитесь писать сочинение-репортаж. Представим, что мы – журналисты и редакция поручила сделать репортаж о детской спортивной школе. Вы знаете, что подобное репортаж? (Репортаж – это то, что в газетах печатают. По телевизору тоже передают «репортаж с места событий».)


Репортаж- это сообщение о местных событиях, о событиях дня.


Репортаж - информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью.

В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем или участником которого был журналист.

- Как называют человека, рисующего репортаж? (Журналист, репортер.)

- Запишем эти слова в тетради.

- А какой жанр тесный связан с репортажем? (Заметка в газете.)

- Чтобы нам не перепутать их, составим таблицу, где дадим определение жанра репортажа и его признаки в сравнении с заметкой.


II. Заполнение таблицы

Заметка

Репортаж

Тема одна

Тема одна

Не обязательно присутствие автора в момент происходящего события.

Автор присутствует, выражает свою оценку.

Изложение от третьего лица.

Изложение от первого лица.

Сжатость.

Развернутость (Что? Где? Как? Когда?).

Массовый адресат.

Рассчитан на определенный круг людей.

Цель – информировать, привлечь внимание.

Цель - сообщить о новом, дать оценку событию.

Тип речи - повествование.

Тип речи – сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение.

Языковые средства: нейтральный стиль.

Языковые средства: разговорно-публицистический стиль, профессиональная лексика.




  • Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя.

  • Какая еще особенность есть у данного стиля? (Автор должен выразить свое отношение к тому, о чем он пишет.)

  • Верно, четко выраженная авторская позиция. Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему. Главное – воссоздать картину происходящего. Автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, чтобы вывести читателя на общение, вызвать сопереживание. Часто в репортаже используется прямая речь.

  • В написании репортажа вам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа».


III. Рассказ о художнице


Художница А. В. Сайкина родилась в 1925 г., была членом Союза художников СССР. Она жила и работала в Нижнем Новгороде. Свои картины А.В.Сайкина писала на спортивные темы, а героями картин часто становились дети. Ее работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт» и на выставках.


IV. Беседа по картине


  • Обратимся к картине «Детская спортивная школа». Что на ней нарисовано? (Много девочек. Они занимаются спортом.)

  • Где происходит событие? (В спортивном зале.)

  • А еще как можно назвать это помещение? (Гимнастический зал.)

  • Какова композиция картины? Как художница разместила своих героев на полотне? (На переднем плане мы видим девочку в красном тренировочном костюме, она стоит, широко расставив ноги и положив руки на бедра. Позади нее, повернувшись к нам спиной, гимнастка держит обруч. Рядом – девочка в темно-серых лосинах поправляет тапочку. Вторая группа, слева, сидит на скамейке. Третья выполняет упражнение с обручами. Все спортсмены хорошо видны.)

  • Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане. Чем они заняты? Опишите их действия. (Они занимаются художественной гимнастикой. На заднем плане картины три девочки в черном трико под руководством тренера выполняют упражнения с обручами. Они приподнимаются на носочках, откинув одну ногу назад, а другую с -обручем – вытянули вперед.)

  • А что вы можете сказать об их тренере? Опишите ее действия. (Женщина-тренер показывает девочкам, как надо выполнять упражнения. Видно, что она любит свое дело и с удовольствием передает свой опыт юным спортсменкам.)

  • Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке. (Девочка в черном трико, с красными бантами, сидит, нагнувшись, ее лица не видно, вероятно, она наблюдает за гимнастками с обручами. Ее подруга в белом костюме, с синими бантиками, закинув ногу назад, повернулась к ней, словно хочет что-то сказать. Мы хорошо видим ее лицо с пухлыми губами. Девочка в желтом костюме немного откинулась назад, опираясь руками на скамейку. А рядом с ней сидит молодая женщина. Она внимательно наблюдает за гимнасткой с обручем в центре зала, которая повернулась к ней лицом.)

  • Какой момент занятий отразила художница? (Занятия в самом разгаре. Девочки отрабатывают отдельные упражнения.)

  • Как вы думаете, удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе? (Да, художница очень хорошо показала, что гимнастки тренируются с увлечением.)

  • Какая спортсменка выделяется среди других и почему? (Выделяется девочка в центре картины. На ней ярко-красный костюм, белые гольфы и чешки. Красный цвет сразу привлекает наше внимание. Она стоит в напряженной позе и при этом улыбается. Она настоящая спортсменка.)

  • Обратите внимание на цветовую гамму картины. Какой цвет преобладает? (В основном девочки одеты в черные купальники, но есть и другие цвета: желтый, белый, бордовый.)

  • Назовите цвет и оттенки волос девочек. (Русый, белокурый, каштановый.)

  • Теперь поговорим о цветовой гамме самого зала. Какие краски преобладают здесь? (Все оттенки коричневого: песочный пол, бурый мяч. Картина выражена в теплых, коричневато-желтых тонах.)

  • Какие спортивные снаряды мы видим в зале? (Брусья, шведская стенка, «конь», обручи.)

  • Какое время дня изображено на картине? (Утро или полдень.)


V. Словарно-стилистическая работа


Учитель предлагает семиклассникам:

  1. Образовать от слова спорт, тренер, соревноваться все возможные части речи.

  2. Подобрать синонимы к словам: соревнование, репортер, композиция.

  3. Сопоставить предложения со словами репортаж, интервью.

  4. Назвать глаголы, обозначающие действия гимнасток.

назвать прилагательные, обозначающие теплый цвет и оттенки.


VI. Подготовка к написанию репортажа


Итак, на основе увиденного на картине, мы подготовим репортаж. Я предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них.

  • Вы – репортер, которому поручено написать о выставке изобразительного искусства на тему «Спорт». Ваше внимание привлекла картина А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа». Не забывайте, что перед вами произведение искусства.

«Оживите» картину. Представьте себя участником события. Вы – репортер. Вам дали задание написать о тренировках гимнасток накануне ответственных соревнований.


VII. План работы над сочинением- репортажем


Во-первых, вам необходимо дать название своему репортажу.

  • Первая часть вашего репортажа – вступление. Здесь следует обосновать тему работы, изложить какой-либо конкретный факт. Помните, что вступление должно быть небольшим, но информативным.

  • Далее следует основная часть вашего сочинения. Она должна включать в себя описание спортивного зала, внешности гимнасток, их действия, поведение. Можно включить интервью с одной или несколькими девочками.

  • В заключительной части делается сообщение. Вы выражаете свое мнение, личную точку зрения.

  • Для связи между частями сочинения используйте вводные слова или словосочетания (кажется, по-моему, вероятно), наречия(здесь, тут, впереди, направо, налево, сначала, вверх, вниз).


VII. Задание на дом

  • Написать сочинение-репортаж, озаглавить его в соответствии с содержанием.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сочинение-репортаж по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Автор: Лизункова Ирина Владимировна

Дата: 14.11.2015

Номер свидетельства: 253066


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства