kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ" предусматривает следующие цели: обобщить и систематизировать материал при подготовке к экзамену; развивать навыки устной и письменной речи; воспитываать интерес к историчекому прошлому своей страны.Ведущая технология - технология развития критического мышления- позволяет повторить структуру сочинения. В ходе практикума учащиеся закрепляют знания по теме. Работа в группах помогает организовать урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ»

Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ

Цель урока:1) обобщить и систематизировать знания по данной теме;

2) развивать умения и навыки работы с текстом;

3) воспитывать интерес к предмету.

Эпиграф:

Для того чтобы усовершенствовать ум,

надо более размышлять, чем заучивать


Оборудование: таблицы, папки со справочными материалами, распечатанные тексты, фотовыставка «Памятники Бородинского поля»

ХОД УРОКА

  1. Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету) «Мозговая атака»

Задачи:

  • актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки в связи с изучаемым материалом;

  • пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

  • помочь учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Что вы знаете по теме нашего урока?

Вспомните, над какими понятиями мы работали на уроках?

Заполнение кластера «Гроздья» на тему «Рассуждение» (на столах у учащихся заготовленные листы «овалы», куда учащиеся вн осят свои записи).

Листочки вывешиваются на доску.





2.Стадия «Осмысление» (осмысление материала во время работы над ним)

Задачи:

  • Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал:

  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

Учитель: заполните маркировочную таблицу с тремя колонками: «Знаю», «Хочу узнать» и «Узнал (а)». Заполненную таблицу озвучивает один человек из группы (желательно слабый).

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал (а)»





Учитель: Рассуждение– один из главных типов речи публицистического стиля.) Что вы знаете по этому вопросу?

Что такое рассуждение?










Как строится текст рассуждения?

Ученик к доске.

Слайд 1











При написании сочинения на экзамене ТЕЗИС- ЭТО ПРОБЛЕМА

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой либо мысли.

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные мысли. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

В тексте – рассуждении обычно выделяют три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы: а)….., б)….., в)….. и т.д., сопровождаемые примерами; 3) вывод или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным.

Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.


Объясните значение слова «проблема»



Чем отличается проблема от темы текста?

Слайд 2

Формулировка проблемы исходного текста

Проблема – слово греческое, в переводе обозначает «сложная, серьезная задача, важный вопрос, требующий разрешения

Какие виды проблем вы знаете?

  • Философские

  • Нравственные

  • Экологические и др.

Каковы особенности употребления существительного «проблема» в контексте?















Слайд 3

Типовые модели

Разминка «Продолжи фразу» используется прием «Мысли по кругу»).

«Проблема может быть…(сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, социальная, национальная,

Проблема может быть чего….(войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.)

Проблему можно….(выдвинуть, поставить, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить)

Автор проблему …( ставит, рассматривает, исследует ,анализирует

Формулирует, излагает, выдвигает, поднимает, затрагивает, останавливается

размышляет).


А теперь из всего сказанного сделайте вывод.

Из всего вышесказанного следует, что в рассуждении проблемного характера ставится какая-то проблема, какой-то сложный вопрос, что цель автора такого рассуждения заключается в том, чтобы разрешить эту проблему, найти ответ, который и станет основным тезисом рассуждения.



Учитель: Поскольку многие проблемы не предполагают однозначных ответов, однозначных решений, рассуждения на проблемные темы часто имеют дискуссионный характер. Вот что говорил по этому поводу Д.С.Лихачев «В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивает свои убеждения. В споре сразу же обнаруживаются интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение».

Практикум.

Учитель: Перед вами текст Д.С.Лихачева. По этому тексту мы будем писать сочинение - рассуждение. Что вы знаете об этом человеке?

Ученик: « 28 ноября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения Д.С.Лихачева, русского ученого, академика, общественного деятеля, известного публициста. 2006 год указом Президента России был объявлен годом Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Дмитрий Сергеевич Лихачев был удивительным человеком, он сочетал в себе, казалось бы, несовместимые начала – стойкость убеждения и человечность, решительность и мягкость, ответственность и умение по – детски радоваться жизни. Его произведения написаны для нас, молодого поколения. Чтобы понять истоки родной культуры, задуматься о важнейших чертах характера, мы обращаемся к его мудрым советам».

Работа в парах.

Учитель: Вы получили текст Д.С.Лихачева, который разделен на абзацы и помещен в таблицу. Вам необходимо заполнить левую часть, указывая тезис, аргументы, вывод, делая пометки на полях.

Определите стиль речи и обоснуйте свой ответ.

Данный текст принадлежит к публицистическому стилю, т.к. автор воздействует на мысли и чувства читателя путем убеждения

Определите тему текста.

Тема – это то, о чем идет речь в произведении, предмет художественного изображения. Тема этого текста - любовь, уважение, знание прошлого нашей страны

Определите проблему.





СЛАЙД

Переход от проблемы к комментарию

Проблема - это основной вопрос, который поднял автор. Проблема данного текста - как относится к историческому и культурному наследию своей страны?

Какова идея этого текста?


Идея - это то, что хотел сказать автор, истолкование, авторская оценка. Идея этого текста - любовь к родному краю, городу, к родной речи. Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Как вы думаете, это проблемное рассуждение? Почему?


Я думаю, что это важная в наши дни проблема. Мне кажется, что Д.С.Лихачев приглашает нас обсудить эту проблему, высказать свою точку зрения.


Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста.

2. Заполнение таблицы для анализа текста


Абзацы текста

Вопросы, рассматриваемые автором

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные порой, а порой и горестные картины.

Автор поднимает актуальную в наши дни проблему: «Как относится к историческому и культурному наследию своей страны?» (тезис)

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск, не может ни дня прожить без Бородинского поля! Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

Памятники на Бородинском поле воздвигнуты благодарными потомками (аргумент)



И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя - Тучкова: «Довольно хранить остатки райского прошлого!»



Почему автор обращается именно к событиям Отечественной войны 1812 года?

Презентация о событиях 1812 года.



Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов, — и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И — горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерам.

Как можно использовать в сочинении данные факты вандализма?

СЛАЙД

Комментарий текста


Невиданное поругание народной святыни..(аргумент)




Был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона.

ргумент )




Кто-то примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря. (аргумент)

____________________________







Путевой дворец Растрелли снесли. (аргумент)

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с раннего возраста.

Все дело в том, что к патриотизму слишком долго

призывали, а его надо воспитывать с раннего возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И - еще с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое — пусть и непонятное тебе - родное слово.


Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье. (вывод)

Вот эти важнейшие человеческое качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание.

(Д. Лихачев.)

слайд Позиция автора Какие типовые конструк ции формулировки позиции автора вы знаете?

Любовь, уважение, знание -важнейшие человеческие качества. (вывод)



Работа в группах.

  1. Вступление к сочинению

  2. Формулировка проблемы

  3. Комментарий проблемы

  4. Позиция автора.


Учитель: Ко всему сказанному вами, ребята, мне хочется еще добавить мудрые мысли Д.С. Лихачева. Вот, что он говорит по поводу той проблемы, о которой говорится в тексте: «Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и мором, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего. Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной».

Слайд 8 Аргументация собственного мнения

Это ваше домашнее задание.

3.Стадия «Рефлексия» (обобщение материала, подведение итогов)

Задачи:

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал

  • Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Какие трудности вы испытывали на уроке? Что хотелось бы узнать подробнее?

Учитель: Как вы поступят с информацией, полученной на уроке?


Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу
.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ

Автор: Коськина Елена Ивановна

Дата: 03.11.2015

Номер свидетельства: 247444


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства